ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/20 от 24.08.2020 Кологривского районного суда (Костромская область)

Дело №12-13/2020

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г. Кологрив 24 августа 2020 года

Судья Кологривского районного суда Костромской области Власов О.В., при секретаре Караваевой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора областного государственного бюджетного учреждения «Кологривский дом - интернат для престарелых и инвалидов» на постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области от 23 июня 2020 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области от 23 июня 2020 года областное государственное бюджетное учреждение «Кологривский дом - интернат для престарелых и инвалидов» (далее ОГБУ «Кологривский дом - интернат для престарелых и инвалидов») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 30000 (тридцать тысяч) рублей.

Как указано в постановлении, согласно ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором. Отсутствие в трудовых договорах, а также в Правилах внутреннего трудового распорядка время начала и окончания работы, перерыва для отдыха и питания в отношении «сторожей» является нарушением ст. 100 ТК РФ. Время совершения правонарушения: 29.04.2020г. Место совершения правонарушения: обл. Костромская, р-н Кологривский, <адрес>. Согласно ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной рабочей (смены) не превышает четырех часов. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем. На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. В нарушение ч. 3 ст. 108 ТК РФ, перечень работ, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно работодателем - не утвержден. Время совершения правонарушения: 29.04.2020г. Место совершения правонарушения: обл. Костромская, р-н Кологривский, <адрес>. Согласно ст. 103 ТК РФ при сменной работе каждая группа работников должна производит работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодексу для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору. Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Отсутствие графика сменности в отношении ФИО1, О., Б., К. является нарушением ст. 103 ТК РФ. Время совершения правонарушения: 29.04.2020г. Место совершения правонарушения: обл. Костромская, р-н Кологривский, <адрес>. Согласно ч.4 ст.91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. В нарушение требований ч.4 ст.91 ТК РФ табель учета рабочего времени в отношении ФИО1, О., Б., К. велся не надлежащим образом. Время совершения правонарушения: 29.04.2020г. Место совершения правонарушения: обл. Костромская, р-н Кологривский, <адрес>.

Не согласившись с постановлением, директор ОГБУ «Кологривский дом - интернат для престарелых и инвалидов» ФИО2 в жалобе просит: 1. применить действие ст.2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения. 2. освободить ОГБУ «Кологривский дом - интернат для престарелых и инвалидов» от административной ответственности в виде штрафа и ограничиться устным замечанием. Указывает, что постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области от 23 июня 2020 года N 44/7-199-20-ОБ/12-2067-И/07-150 Областное государственное бюджетное учреждение «Кологривский дом-интернат для престарелых и инвалидов» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30 (тридцать) тысяч рублей. Не оспаривая сам факт административного правонарушения, просит суд учесть следующие обстоятельства: В течение всего 2019 года заявители жалобы ЕмельянченкоA.M., О., Б., К. работали в ранее установленном режиме и не оспаривали наличие предоставленного им времени на обеденный перерыв. В 2020 году обеденный перерыв включен в рабочее время и оплачивается. Также оплачены перерывы для отдыха и питания за 2019 год. Подтверждающие документы были представлены в Госинспекцию труда. Разработан и утвержден график сменности для сторожей ЕмельянченкоA.M., О., Б., К. Утвержденный график сменности (начало и окончание рабочего дня) лишь подтверждает то, в каком порядке названные работники работали с 2014 года, т.е. с момента открытия психоневрологического отделения. Внесены дополнения в правила внутреннего трудового распорядка, конкретизирующие рабочее время сторожей (в Правилах было указано-сменный персонал психоневрологического отделения). Кроме того, все выявленные нарушения напрямую связаны с обеденным перерывом сторожей психоневрологического отделения. Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено по ст. 5.27 ч.1. Также имеется постановление о привлечении к административной ответственности по ч.6 ст. 5.27. Однако, в ч. 1 названной статьи говорится о том, что по части 1 привлечение к административной ответственности возможно, если иное не предусмотрено частями 3,4 и 6 настоящей статьи. Отсюда следует, что если привлекли по части 6, то по части 1 привлекать уже не должны Также, учреждение своевременно и без возражений возместило недополученные денежные средства сторожам, внесло своевременно все требуемые исправления и дополнения по требованиям, указанным в предписании, представило в Государственную инспекцию труда все запрашиваемые ими документы и пояснения по ним, выполнило требования предписания в указанный срок. Также просит суд учесть, что в учреждении ведется строительство нового корпуса дома-интерната, в связи с чем часть проживающих была отселена в другие дома-интернаты Костромской области, в результате чего резко снизилось поступление денежных средств на содержание учреждения. Выплата штрафа негативно повлияет на обеспечение проживающих дома-интерната продуктами питания, медикаментами и т.д.

В судебном заседании директор ОГБУ «Кологривский дом - интернат для престарелых и инвалидов» ФИО2 требования жалобы поддержал, по изложенным в ней основаниям. Дополнительно пояснил, что с нарушениями указанными в постановлении о назначении административного наказания согласен, на данный момент все нарушения устранены.

Представитель Государственной инспекции труда в Костромской области в судебное заседание не явился. Был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Согласно ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

Согласно ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной рабочей (смены) не превышает четырех часов. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем. На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Согласно ст. 103 ТК РФ при сменной работе каждая группа работников должна производит работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с график сменности. При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодексу для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору. Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.

Согласно ч.4 ст.91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОГБУ «Кологривский дом - интернат для престарелых и инвалидов» проведена внеплановая документарная проверка от ДД.ММ.ГГГГ.), в ходе которой выявлено:… 1.Отсутствие в трудовых договорах, а также в Правилах внутреннего трудового распорядка время начала и окончания работы, перерыва для отдыха и питания в отношении «сторожей», что является нарушением ст. 100 ТК РФ. 2. … В нарушение ч. 3 ст. 108 ТК РФ, перечень работ, где по условиям производства (работу) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодателем не утвержден. 3...Отсутствие графика сменности в отношении ФИО1, О., Б., К. является нарушением ст. 103 ТК РФ. 5… В нарушение требований ч.4 ст.91 ТК РФ табель учета рабочего времени в отношении ФИО1, О., Б., К. велся не надлежащим образом.

Факт совершения учреждением административного правонарушения, выразившегося в нарушении трудового законодательства подтвержден собранными по делу доказательствами: показаниями представителя юридического лица ОГБУ «Кологривский дом - интернат для престарелых и инвалидов» ФИО2, актом проверки от 29.04.2020г. 44\7-199-20-ОБ\12-1735-И\07-150, предписанием от 29.04.2020г. 44\7-199-20-ОБ\12-1737-И\07-150 и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных должностным лицом Государственной инспекции труда в Костромской области фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Довод представителя ОГБУ «Кологривский дом - интернат для престарелых и инвалидов» о том, что учреждение своевременно и без возражений возместило недополученные денежные средства сторожам, внесло своевременно все требуемые исправления и дополнения по требованиям, указанным в предписании, представила в Государственную инспекцию труда все запрашиваемые ими документы и пояснения по ним, выполнила требования предписания в указанный срок, а выплата штрафа негативно повлияет на обеспечение проживающих дома-интерната продуктами питания, медикаментами и т.д. не опровергает правильность принятого решения.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Вместе с тем, анализ указанных взаимосвязанных положений применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на ОГБУ «Кологривский дом - интернат для престарелых и инвалидов» административного штрафа на предупреждение и признании данного правонарушения малозначительным, поскольку в данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей работодателя, возложенных на него трудовым законодательством, и к интересам работника.

Наказание ОГБУ «Кологривский дом - интернат для престарелых и инвалидов» назначено в виде минимального размера административного штрафа.

Доводы жалобы о том, что постановление о привлечении к административной ответственности вынесено по ст. 5.27 ч.1, при этом имеется постановление о привлечении к административной ответственности по ч.6 ст. 5.27., суд признает несостоятельными.

Частью 1 статьи 4.4 установлено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Из материалов дела усматривается, что юридическим лицом допущено несколько самостоятельных (несмотря на схожесть) правонарушений, нарушены требования разных статей Трудового кодекса, в разное время, в связи с чем юридическое лицо подлежит административной ответственности за каждое административное правонарушение.

Этот вывод соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них, даже если дела об этих правонарушениях рассматриваются судьей, должностным лицом одновременно.

Несогласие заявителя с выводами должностного лица и судебных инстанций относительно установленных обстоятельств и толкованием ими правовых норм, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

В связи с изложенным, суд признает постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области ФИО3 от 23 июня 2020 года и назначенное по нему наказание законным и обоснованным.

Оснований для удовлетворения жалобы представителя ОГБУ «Кологривский дом - интернат для престарелых и инвалидов» не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь, 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области ФИО3 от 23 июня 2020 года №44\7-199-20-ОБ\12-2067-И\07-150 о привлечении ОГБУ «Кологривский дом - интернат для престарелых и инвалидов» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30000 рублей оставить без изменения, а жалобу директора ОГБУ «Кологривский дом - интернат для престарелых и инвалидов» ФИО2 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Кологривский районный суд в десятидневный срок.

Судья ФИО