Дело № 12-13/2016
РЕШЕНИЕ
19 октября 2016 года г. Красноармейск
Красноармейский городской суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Беликова О.В.,
при секретаре Кречиной Г.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе представителя АО «РН-Транс» Лунь Р.Е. на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное 09 сентября 2016 года заместителем начальника ОКМАП Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника ОКМАП Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области ФИО1 от 09 сентября 2016 года акционерное общество «РН-Транс» (далее АО «РН-Транс») привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, указанному юридическому лицу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250000 рублей.
Согласно оспариваемому постановлению правонарушение выразилось в том, что 27 июля 2016 года в 15 часов 07 минут на <адрес> в ходе весового контроля автомобиля ДАФ г.р.з. № было выявлено превышение допустимой полной массы АТС, так, при допустимом предельном значении 40800 кг. масса автотранспортного средства составила 48 320 кг. Превышение составило 20-50% от предельных значений, установленных Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 года №272, что является нарушением ч.2 ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ». Таким образом, в действиях АО «РН-Транс» было установлено наличие административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением, представитель АО «РН-Транс» Лунь Р.Е. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление заместителя начальника ОКМАП Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области ФИО1 от 09 сентября 2016 года отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении, поскольку привлечение к административной ответственности является неправомерным, так как в соответствии с ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ к ответственности за превышение допустимой массы транспортного средства привлекаются юридические лица или индивидуальными предпринимателями, осуществившие погрузку груза в транспортное средство. В то же время, АО «РН-Транс» не осуществляет каких либо грузовых операций, не имеет лицензий на погрузочно-разгрузочную деятельность, не обладает необходимыми техническими средствами и соответствующим персоналом. АО «РН-Транс» является дочерним обществом ПАО «НК «Роснефть» и создано для оказания последнему услуг по организации перевозки грузов (нефть, нефтепродукты и т.д.). Объем обязательств и предел ответственности АО «РН-Транс» установлен в том числе договором № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому АО «РН-Транс» (Экспедитор) оказывает ПАО «НК «Роснефть» (Клиент) транспортно экспедиционные услуги по отгрузке грузов по территории РФ автомобильным транспортом, в транспортных средствах грузополучателей (самовывоз) (п. 2.4). В обязанности АО «РН-Транс» при отгрузке грузов по территории РФ автомобильным транспортом в ТС грузополучателя (самовывоз) входит только оказание услуг по оформлению перевозочных документов при отгрузке клиентом грузов в ТС грузополучателей (п. 3.1.18). АО «РН-Транс» не обременен обязанностями - осуществлять погрузку груза в транспортные средства и не может быть субъектом инкрементируемого правонарушения. Пунктом 3.3.4 Договора именно в обязанности клиента входит погрузка груза в автотранспортные средства грузополучателей, поданные в пункты погрузки. АО «РН-Транс» не осуществлял погрузку груза в транспортное средство.
В судебном заседании представитель АО «РН-Транс» Лунь Р.Е. доводы жалобы поддержал и просил постановление заместителя начальника ОКМАП Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области ФИО1 от 09 сентября 2016 года отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении по приведенным им в его жалобе основаниям, дополнив, что действительно АО «РН-Транс» определяет количество, которое будет загружено в автомобильный транспорт, формирует накладную и делает заявку на погрузку именно указанного в заявке количества груза, в то же время сами работы по погрузке груза осуществляет ПАО «Саратовский НПЗ» на основании положения по организации взаимодействия ПАО с филиалом АО «РН-Транс» в г. Саратове.
Старший государственный инспектор Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 в судебном заседании просил вынесенное заместителем начальника ОКМАП Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области ФИО1 в отношении АО «РН-Транс» постановление оставить без изменения, поскольку согласно пункту 3.1.10 Договора АО «РН-Транс» обязуется принимать на себя обязательство оказывать ПАО «НК Роснефть» услуги по организации и управлению отгрузками продуктов нефтепереработки и нефтехимического производства различными видами транспорта, в том числе автомобильным, а согласно положению ПАО «Саратовский НПЗ» по организации взаимодействия с филиалом АО «РН Транс» № от ДД.ММ.ГГГГ часть 4.3. «Порядок взаимодействия персонала при отгрузке нефтебитума автомобильным транспортом (производство №1)» «АО «РН - Транс» формирует накладную, оформленная накладная является основанием для пропуска на территорию ПАО «Саратовский НПЗ», подтверждением фактического веса груза, отгруженного в автоцистерну, являются проставление печатей и подписи ответственного представителя АО «РН - Транс» в накладной. Разрешением на выезд с территории ПАО «Саратовский НПЗ» является соответствующим образом оформленная накладная», что свидетельствует о том, что фактически работы по погрузке осуществляют работники «АО «РН - Транс».
Изучив доводы жалобы, выслушав участников судопроизводства и проверив материалы дела об административном правонарушении, суд пришел к выводу, что вынесенное 09 сентября 2016 года заместителем начальника ОКМАП Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области ФИО1 постановление по делу об административном правонарушении, изменению или отмене не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
На основании ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В силу ч. 5 ст. 31 указанного Федерального закона порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 №272, под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2.Приложением № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ №272 от 15 апреля 2011 года, определены предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств.
Согласно п. 23.5 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 года N 1090 (в редакции от 30.06.2015 года N 652), перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
В силу п. 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 года N 272 под "тяжеловесным грузом" понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно Приложению N 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно Приложению N 2.
Согласно ст. 29 закона N 257-ФЗ N 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 12 ст. 11 ФЗ от 08.11.2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" погрузка груза в транспортное средство осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки грузки. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, а также обжалуемого постановления № о назначении административного наказания, вынесенного заместителем начальника ОКМАП Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области, ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 07 минут на <адрес> в ходе весового контроля автомобиля ДАФ г.р.з. № было выявлено превышение допустимой полной массы АТС, так, при допустимом предельном значении 40800 кг. масса автотранспортного средства составила 48 320 кг. Превышение составило 20-50% от предельных значений, установленных Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 года №272 (ред. от 03.12.2015 г.) "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом", указанный автомобиль ДАФ г.р.з. № перевозил тяжеловесный груз без специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза (л.д.4).
Данные обстоятельства не отрицались в судебном заседании представителями сторон.
При этом, суд полагает необоснованной ссылку заявителя в его жалобе на п.3.3.4 договора Транспортной экспедиции (л.д.5-24)., согласно положениям которого клиент - ОАО НК Роснефть» обязан обеспечить наличие груза в местах его погрузки и погрузку груза в том числе и в автотранспортные средства Грузополучателей или клиента, поданный в пункты погрузки пор следующим основаниям.
Так, согласно Положению ПАО «Саратовский НПЗ» по организации взаимодействия с филиалом АО «РН Транс» № от ДД.ММ.ГГГГ (ч.4.3.) «Порядок взаимодействия персонала при отгрузке нефтебитума автомобильным транспортом (производство №1)») следует, что именно АО «РН - Транс» формирует накладную, оформленная накладная является основанием для пропуска на территорию ПАО «Саратовский НПЗ», а подтверждением фактического веса груза, отгруженного в автоцистерну, являются проставление печатей и подписи ответственного представителя АО «РН - Транс» в накладной. Разрешением на выезд с территории ПАО «Саратовский НПЗ» является соответствующим образом оформленная накладная», при этом «РН-Транс» указано в данном положении как грузоотправитель, что подтверждает довод заместителя начальника ОКМАП Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области ФИО1 о том, что фактически погрузка битума
осуществлялись в указанных объемах по распоряжению АО «РН - Транс».
Доводы жалобы о том, что погрузку груза для АО «РН - Транс» осуществляло ПАО «Саратовский НПЗ» на основании Положения ПАО «Саратовский НПЗ» по организации взаимодействия с филиалом АО «РН Транс» № от ДД.ММ.ГГГГ не влекут отмену вынесенного заместителем начальника ОКМАП Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области ФИО1 постановления о назначении административного наказания, поскольку в данном случае ПАО «Саратовский НПЗ» осуществляло только стивидорские услуги, предоставляя своих работников для погрузки в транспортное средство, а грузоотправителем является именно АО «РН Транс».
При этом именно организации, осуществляющие перевозку груза автомобильным транспортом, обязаны принять все возможные меры для обеспечения соблюдения действующих правил по такой перевозке. Юридическое лицо должно организовать и контролировать работу, как своих сотрудников, так и работников своих подрядчиков таким образом, чтобы исключить возможность нарушения ими установленных норм и правил.
В случае предоставления грузоотправителем АО «РН Транс» заявки на погрузку груза в меньшем размере, не превышающем допустимой массы транспортного средства, данное административное правонарушение не имело бы места.
При этом, с учетом положений статей 1.5, 2.1 КоАП, именно у АО «РН Транс» имелась реальная возможность по соблюдению правил перевозки тяжеловесных грузов, однако не были предприняты исчерпывающие меры по соблюдению установленных законодательством требований в целях недопущения совершения нарушения.
Доказательств невозможности исполнения требований законодательства Акционерным обществом «РН Транс» суду не представлено.
Таким образом, при определении субъекта административного правонарушения заместитель начальника ОКМАП Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области ФИО1 обоснованно исходил из того, что субъектом совершенного административного правонарушения является АО «РН Транс», в связи с чем доводы жалобы об обратном подлежат отклонению.
Доводы жалобы законного представителя АО «РН Транс» о том, что субъектом совершенного административного правонарушения является другое лицо, ответственное за погрузку груза, подлежат отклонению, поскольку вина АО «РН Транс» в совершенном административном правонарушении обусловлена действиями его должностных лиц, в обязанности которых входит совершение тех или иных действий от имени общества как юридического лица.
Учитывая изложенное действия АО «РН Транс» суд квалифицирует по ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ, как превышение допустимой массы транспортного средства, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами, осуществившими погрузку груза в транспортное средство.
Мера наказания АО «РН Транс» определена в минимальных пределах санкции ч. 10 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и с учетом положений ст.4.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника ОКМАП Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области ФИО1 от 09 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу представителя акционерного общества «РН-Транс» – без удовлетворения.
Председательствующий судья О.В.Беликов