ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/2017 от 03.04.2017 Чкаловского районного суда (Нижегородская область)

По делу № 12-13/2017

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чкаловск 03 апреля 2017 года

Судья Чкаловского районного суда Нижегородской области Звягенцев С.Н., с участием представителя МУП «Чкаловское ПАП», являющегося после реорганизации в форме присоединения правопреемником МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловска, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, должностного лица, начальника Городецкого межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды М.А.Ф. и представителя Городецкого межрайонного отдела министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, главного специалиста, составившего протокол об административном правонарушении – Р.Ю.Н. (по доверенностям) рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Чкаловского районного суда Нижегородской области по адресу: <...>, материалы дела об административном правонарушении и жалобу муниципального унитарного предприятия «Городское хозяйство» г. Чкаловска (после реорганизации МУП «Чкаловское ПАП») на постановление начальника Городецкого межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области М.А.Ф. от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица муниципального унитарного предприятия «Городское хозяйство» г. Чкаловска (после реорганизации МУП «Чкаловское ПАП»), юридический адрес: 606541, <...>, ИНН <***>, КПП 523601001, ОГРН <***> от 17.08.2009 года, данных о привлечении к административной ответственности не имеется,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением начальника Городецкого межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области М.А.Ф. (далее – Городецкий МРО РГЭН и ООС) от <дата> муниципальное унитарное предприятие «Городское хозяйство» г. Чкаловска (далее – МУП «Городское хозяйство») (после реорганизации МУП «Чкаловское ПАП») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ, – за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель юридического лица МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловск директор ФИО1 обратился в суд с жалобой, согласно которой просил указанное постановление отменить, а производство по делу прекратить, поскольку при его вынесении должностное лицо административного органа сделало выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. Предприятие осуществляет свою деятельность с соблюдением Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». МУП «Городское хозяйство» осуществляет деятельность по благоустройству и санитарной очистке города, в результате которой образуются отходы от уборки территорий кладбищ, клумбариев, мусор и смет уличный, и растительные отходы. Отходы накапливаются в металлических контейнерах, установленных на предприятии, а в дальнейшем транспортируются автотранспортом на специализированный объект размещения отходов. Деятельность по сбору, транспортировке и утилизации отходов предприятие не осуществляет, поэтому в целях утилизации отходов МУП «Городское хозяйство» заключило договор с Пуреховским МУП ЖКХ на вывоз ТБО. Из материалов дела невозможно с достоверностью установить место совершения административного правонарушения и тем более вину МУП «Городское хозяйство». Из фотографий, приложенных к материалам дела, невозможно с достоверностью установить, где конкретно происходило горение мусора, а также фотография с номером автомашины не может свидетельствовать о том, что данная машина вывозила и сваливала мусор в неустановленном месте. На фотографиях отсутствуют даты, поэтому нельзя с достоверностью установить, когда они были сделаны. В постановлении указано, что движение машины регулировала женщина, при этом не указаны ее фамилия, имя, отчество, и не представлены ее объяснения. Также в материалах дела отсутствуют объяснения водителя автомобиля, якобы осуществляющего сброс мусора. МУП «Городское хозяйство» мусор не сжигало и никому поручений на это не давало.

Согласно ч. 4 ст. 2.10 КоАП РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ от 27.10.2016 года юридическое лицо муниципальное унитарное предприятие «Городское хозяйство» прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения, и его правопреемником является юридическое лицо муниципальное унитарное предприятие «Чкаловское пассажирское автотранспортное предприятие».

Определением судьи от 07.12.2016 года МУП «Чкаловское ПАП» признано правопреемником МУП «Городское хозяйство».

В судебном заседании представителю юридического лица МУП «Чкаловское ПАП», являющегося правопреемником МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловска ФИО1 и должностным лицам Городецкого МРО РГЭН и ООС М.А.Ф. и Р.Ю.Н. разъяснены права, предусмотренные ст. ст. 24.4, 25.1, 25.2, 25.5 КоАП РФ, а также ст. 51 Конституции РФ.

Отводов судье и ходатайств не заявлено.

В судебном заседании представитель юридического лица МУП «Чкаловское ПАП», являющегося правопреемником МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловска ФИО1 доводы, изложенные в жалобе, подтвердил, дав пояснения, подтверждающие доводы, изложенные в жалобе.

В судебном заседании должностное лицо Городецкого МРО РГЭН и ООС М.А.Ф. жалобу не признала, пояснив, что при рассмотрении дела были установлены и событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и виновность юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. Выводы, сделанные при рассмотрении дела, по всем обстоятельствам и в полной мере нашли свое отражение в вынесенном постановлении от <дата>. Кроме того, для правильного разрешения дела также были установлены иные обстоятельства, имеющие значение, а именно: изучены материалы административного дела в отношении водителя автомобиля МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловска С.В.Ф., который за сброс отходов от спила деревьев непосредственно на почву на территории у рекультивированной свалки г. Чкаловска, осуществленный <дата>, постановлением от <дата> был привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей. Юридическому лицу МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловска было выдано представление об устранении причин и условий способствующих совершению административного правонарушения, было указано, что правонарушение совершено в условиях и ввиду ненадлежащего контроля за исполнением должностных обязанностей водителем. Таким образом, юридическому лицу ранее уже было указано на недопустимость сброса отходов на почву в неустановленном месте. МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловска рассмотрело указанное представление. Также в целях полного и всестороннего рассмотрения дела были изучены материалы плановой проверки МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловска, проведённой Минэкологии Нижегородской области в период с <дата> по <дата>, в ходе которой было установлено, что в результате деятельности МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловска образуются и накапливаются отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, мусор и смет уличный и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, исходя из чего и был сделан вывод о том, что МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловск осуществляет деятельность в области обращения с отходами и обязано осуществлять обращение с отходами (сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, хранение и захоронение отходов), в условиях и способами которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулируются законодательством РФ. Кроме того, при подготовке административного дела к рассмотрению у МУП «Городское хозяйство» были истребованы необходимые документы и взяты объяснения, которым была дана оценка, отраженная в постановлении от <дата>. Все доводы, изложенные в жалобе МУП «Городское хозяйство», являются несостоятельными. Так, место совершения административного правонарушения установлено (<адрес>), фото- и видеоматериалы позволяют без привлечения специалистов идентифицировать место совершения правонарушения. Правонарушение обнаружено непосредственно должностным лицом, осуществляющим региональный государственный экологический надзор, - главным специалистом Городецкого МРО Минэкологии НО Р.Ю.Н., которая находилась при исполнении своих служебных обязанностей. Довод о том, что не установлены фамилия, имя и отчество женщины, регулирующей движение автомашины при разгрузке отходов, и не были взяты объяснения у водителя автомобиля, не могут быть приняты во внимание, так как эти обстоятельства не являются существенными для рассмотрения дела по существу. При принятии решения об осуществлении хозяйственной деятельности по размещению и сжиганию отходов в указанном месте МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловск не осуществило оценку воздействия на окружающую среду, не учло презумпцию экологической опасности своей хозяйственной деятельности. Довод о том, что МУП не сжигало мусор и никому поручение на это не давало, должны быть подвергнуты сомнению, так как отходы целенаправленно сбрасывались в место горения, что видно из материалов фото- и видеофиксации. Совершенное МУП «Городское хозяйство» деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и вынесенное ею постановление от <дата> о назначении административного наказания МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловска по ст. 8.2. КоАП РФ является обоснованным и не противоречит действующему законодательству.

В судебном заседании представитель Городецкого МРО РГЭН и ООС Р.Ю.Н. пояснила, что местонахождение свалки и место совершения административного правонарушения подтверждается документами, подтверждающими местонахождение ООО «<данные изъяты>.

Выслушав должностных лиц, составившее протокол об административном правонарушении и вынесшего оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, Р.Ю.Н. и М.А.Ф., соответственно, представителя юридического лица МУП «Чкаловское ПАП» ФИО1, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в соответствие с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 26.1 п. 3 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ст. 26.2 ч. 2 КоАП РФ доказательства устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Частью 1 ст. 22 Закона № 7-ФЗ установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в числе которых нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Из положений п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ч. 1 ст. 51 Закона № 7-ФЗ следует, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Сброс отходов на почву запрещается.

<дата> государственным инспектором в области охраны окружающей среды, главным специалистом Городецкого МРО РГЭН и ООС Р.Ю.Н. в присутствии директора МУП «Городское хозяйство» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении в отношении МУП «Городское хозяйство», в действии которого установлено наличие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, – как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Директор МУП «Городское хозяйство» ФИО1 с протоколом не согласился, указав, что «на закрытую свалку возят мусор все кому не лень. Поджогами не занимаются. По поводу появления а/м г/н будет проведено служебное расследование» (протокол – л.д. 25-28).

<дата> начальником Городецкого межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды М.А.Ф. по делу об административном правонарушении вынесено постановление , которым МУП «Городское хозяйство» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и на МУП «Городское хозяйство» наложено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (постановление – л.д. 4-6).

Совершенное административное правонарушение выразилось в том, что <дата> в 11 часов 20 минут при следовании к ООО «<данные изъяты>», расположенному в <адрес>, обнаружено сильное задымление прилегающей к предприятию территории. Обнаружен источник задымления. На территории, прилегающей к рекультивированной свалке ТБО г. Чкаловска, в карьере открытым способом сжигались (горели) отходы. В радиусе около 500 метров от места горения в воздухе ощущался сильный запах горевших пластиковых полимерных материалов. <дата> в 11 часов 30 минут грузовой автомобиль с государственным номером осуществил транспортирование твёрдых коммунальных отходов и их сброс у рекультивированной свалки ТБО г. Чкаловска в месте горения отходов. Разгрузка отходов осуществлялась целенаправленно в место горения, движение машины регулировала женщина. Факт горения отходов, а также сброс отходов зафиксирован фото- и видеосъёмкой. В месте горения отходов были обнаружены навалы обгоревших отходов, состоящие из отходов раскряжевки древесины, отходов сучьев и ветвей, автомобильных покрышек, отходы от жилищ крупногабаритных, минеральной ваты, мусора-смёта уличного, содержащего полиэтилен, отходы от уборки кладбищ, растительных отходов, отходов изделий из древесины с пропиткой и покрытиями несортированных, древесных отходов от сноса и разборки зданий, отходов бумаги и картона, загрязнённого отходами грунта. Отходы размещены, сброшены непосредственно на почву. Около размещённых отходов отчётливо видны следы движения грузового автотранспорта. К месту несанкционированного размещения отходов имеется наезженная грунтовая дорога. Грузовой автомобиль с государственным номером находится в хозяйственном ведении и его эксплуатирует МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловска.

По фактам сброса отходов от спила деревьев непосредственно на почву на территории у рекультивированной свалки г. Чкаловска <дата> на водителя автомобиля С.В.Ф. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, а постановлением от <дата> он был привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.

Юридическому лицу МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловска было выдано представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. При изучении материалов плановой проверки МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловска, проведенной Минэкологии Нижегородской области в период с <дата> по <дата>, установлено, что предприятие осуществляет деятельность по уборке территории г. Чкаловска, благоустройству, озеленению и санитарной очистке города. МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловска осуществляет деятельность в области обращения с отходами производства и потребления накопления отходов. В результате деятельности по благоустройству и санитарной очистке города образуются и накапливаются следующие виды отходов: отходы от уборки территории кладбищ, колумбариев – 5 класс опасности (код по ФККО 7 31 200 03 72 5); мусор и смёт уличный – 4 класс опасности (код по ФККО 7 31 200 01 72 4); растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками – 5 класс опасности (код по ФККО 7 31 300 02 20 5). Отходы (общей массой) накапливаются в металлических контейнерах, установленных на территории предприятия, на территории города, транспортируются автотранспортом, находящимся в хозяйственном ведении. Таким образом, <дата> МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловска, осуществляя деятельность в области обращения с отходами, нарушило экологические требования, а именно:

- осуществило сброс непосредственно на почву и размещение отходов в неустановленном месте у рекультивированной свалки ТБО г. Чкаловска, в границе населенного пункта г.о.г. Чкаловск, на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов;

- осуществляло сжигание отходов открытым способом у рекультивированной свалки ТБО г. Чкаловска;

- при принятии решения об осуществлении хозяйственной деятельности по размещению и сжиганию отходов на территории г.о.г. Чкаловск Нижегородской области у рекультивированной свалки ТБО г. Чкаловска МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловска не осуществлена оценка воздействия на окружающую среду, не учтена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 года №445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (далее - ФККО) все указанные в постановлении отходы относятся к группе отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» и зарегистрированы в ФККО за следующими кодами.

Отходы от опиловки древесно-кустарниковой растительности относятся к растительным отходам при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками (код отхода по ФККО 73130000000), отходы из жилищ крупногабаритные (код по ФККО 731 11002215), мусор и смет уличный (код по ФККО 73120001724), отходы от уборки кладбищ (код по ФККО 73120003725).

Отходы изделий из древесины с пропиткой и покрытиями несортированных, древесные отходы от сноса и разборки зданий также могут быть отнесены к твердым коммунальным отходам на основании статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой, твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

При рассмотрении настоящего административного дела были исследованы следующие доказательства:

- протокол об административном правонарушении от <дата> рода, составленный в отношении МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловска (л.д. 25-28);

- постановление по делу об административном правонарушении от <дата>, которым МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловска признано виновным в совершении административного правонарушения. Предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (л.д. 4-6);

- Устав МУП «Городское хозяйство», утвержденный постановлением администрации г.о.г. Чкаловск Нижегородской области от <дата>, согласно которому основными видами деятельности МУП являются: выполнение работ по благоустройству и озеленению территории города; выполнение работ по санитарной очистке территории города; выполнение работ по благоустройству и содержанию мест общего пользования и мест массового отдыха населения города; содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, тротуаров, площадей и иных транспортных сооружений в границах города; оказание услуг (выполнение работ) по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, жидких бытовых отходов, и мусора на территории города; оказание ритуальных услуг и работ (услуг) по содержанию мест захоронения города (п.п. 2 п.2) (л.д. 57-65);

- муниципальный контракт на выполнение работ по озеленению города Чкаловска г.о.г. Чкаловск Нижегородской области от <дата>, заключенный между администрацией г.о.г. Чкаловск Нижегородской области и МУП «Городское хозяйство» (л.д. 66-71);

- муниципальный контракт на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории г. Чкаловск г.о.г. Чкаловск Нижегородской области от <дата>, заключенный между администрацией г.о.г. Чкаловск Нижегородской области и МУП «Городское хозяйство» (л.д. 72-75);

- путевые листы на имя водителя С.В.Ф. (л.д. 76-86);

- договор на вывоз твердо-бытовых отходов от <дата>, заключенного между Пуреховским МУП ЖКХ и МУП «Городское хозяйство» (л.д. 87-88);

- акты на вывоз ТБО за <дата> и <дата> (л.д. 89, 89 оборот);

- лицензия от <дата>, предоставленная Пуреховскому МУП ЖКХ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (л.д. 90-91);

- договор от <дата> на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и крупногабаритных (ТБО и КГО), в отношении которого Пуреховское МУП ЖКХ выполняет функции управления и (или) обслуживания, заключенный между ЗАО «Управление отходами – НН» и Пуреховским МУП ЖКХ, с дополнительным соглашением к договору (л.д. 92-95);

- фотографии к протоколу об административном правонарушении от <дата> (л.д. 29-35)

- видеосъемка события правонарушения (л.д. 36).

Факт нарушения МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловск (после реорганизации МУП «Чкаловское ПАП») экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлен административным органом и подтверждается материалами дела.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, при этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяют (ст. 2.2 КоАП РФ).

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В ходе рассмотрения дела доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а также свидетельствующих о том, что МУП «Городское хозяйство» города Чкаловска (после реорганизации МУП «Чкаловское ПАП») приняло все зависящие от него меры по недопущению правонарушений, суду не представлено.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья.. ., осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Оценивая вышеуказанные доказательства, считаю их достоверными в силу последовательности и согласованности между собой, и достаточными для разрешения дела. Нормы материального права применены должностным лицом, вынесшим постановление, правильно.

Считаю, что действия юридического лица МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловск (после реорганизации МУП «Чкаловское ПАП») правильно квалифицированы должностным лицом по ст. 8.2 КоАП РФ – как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Таким образом, должностным лицом на основании всестороннего и полного анализа собранных по делу доказательств были установлены все юридически значимые обстоятельства совершения МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловск (после реорганизации МУП «Чкаловское ПАП») данного административного правонарушения.

Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, не усматривается, поскольку несоблюдение правил пожарной безопасности создает непосредственную угрозу для жизни и здоровью граждан, гарантированных ст. 41 Конституции РФ.

Доводы жалобы о том, что из материалов дела невозможно с достоверностью установить место совершения административного правонарушения считаю несостоятельными, поскольку из материалов дела следует, что место сброса на почву отходов (то есть место совершения административного правонарушения) находится на прилегающей к ООО «<данные изъяты>» территории, расположенной по адресу: <адрес>.

Кроме того, при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела у представителя юридического лица не возникло никаких сомнений по поводу места сброса отходов и самого факта сброса отходов на почву, о чём свидетельствуют объяснения законного представителя юридического лица, директора ФИО1, находящиеся в материалах административного дела (л.д. 4 оборот, 40).

Также судом отклоняются и не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что из фотографий, приложенных к материалам дела, невозможно с достоверностью установить, где конкретно происходило горение мусора, а также фотография с номером автомашины не может свидетельствовать о том, что данная машина вывозила и сваливала мусор в неустановленном месте; на фотографиях отсутствуют даты, поэтому нельзя с достоверностью установить, когда они были сделаны.

Сведения о дате, времени и месте производства фото- и видеосьёмки отражены в протоколе об административном правонарушении от <дата> рода, в котором так же указано, что факт сброса отходов в 11.30 часов <дата> зафиксирован фото- и видеосъёмкой (л.д. 25-28).

Согласно содержащимся в материалах дела об административном правонарушении объяснениям С.В.Ф. он работает водителем в МУП «Городское хозяйство» с <дата>, за ним закреплен грузовой автомобиль самосвал гос. номер (л.д. 41). Согласно путевому листу, выданному на имя водителя С.В.Ф. (л.д. 82), <дата> с 08-00 часов до 17-00 часов С.В.Ф. на автомобиле «<данные изъяты>», гос. номер осуществлял сбор КГМ мусора по городу.

Доводы жалобы о том, что в постановлении указано, что движение машины регулировала женщина, при этом не указаны ее фамилия, имя, отчество, и не представлены ее объяснения; также в материалах дела отсутствуют объяснения водителя автомобиля, якобы осуществляющего сброс мусора, суд признает несостоятельными, так как отсутствие вышеуказанных материалов не является исключающим вину юридического лица и не влияет на правильное рассмотрение дела по существу, поскольку вина юридического лица подтверждается иными доказательствами, представленными в материалах дела, в частности, объяснением законного представителя юридического лица, директора МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловска ФИО1 от <дата>, взятым должностным лицом при подготовке к рассмотрению административного дела по установленному факту сброса отходов на почву в карьере у рекультивированной свалки ТБО г. Чкаловска, в котором указано, что «...площадка используется предприятием для перевалки мусора, до <дата> в данном месте располагалась свалка мусора г. Чкаловска, вблизи нее расположен песчаный карьер. Далее отходы планировалось сортировать для вывоза на полигон. Документы, подтверждающие вывоз отходов на размещение отсутствуют» (л.д. 4 оборот).

Кроме того, согласно находящемуся в материалах административного дела муниципальному контракту на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории города Чкаловска городского округа город Чкаловск во 2-ом полугодии <дата> от <дата>, МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловска в период с <дата> осуществляло работы по ликвидации стихийных свалок и при этом согласно акту от <дата> ликвидировало свалки в объёме 80 кубических метров (л.д. 72-75).

Согласно муниципальному контракту от <дата> на выполнение работ по озеленению города Чкаловска МУП «Городское хозяйство» г.Чкаловска в период с <дата> осуществляет работы по покосу травы, вывозу растительных остатков с территории покоса, сбору и вывозу мусора и твёрдых коммунальных отходов (ТКО), выявившихся при покосе травы в объёме 154 кубических метров (л.д. 66-71).

В целом все доводы жалобы расцениваю как форму защиты и считаю, что таким образом МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловска пытается уйти от установленной законом ответственности за содеянное.

Таким образом, должностным лицом на основании всестороннего и полного анализа собранных по делу доказательств были установлены все юридически значимые обстоятельства совершения МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловска (после реорганизации МУП «Чкаловское ПАП») данного административного правонарушения.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судьей не установлено.

Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным и прекращения производства по делу не имеется.

Вместе с тем, принимая во внимание, что МУП «Городское хозяйство» г. Чкаловска (после реорганизации МУП «Чкаловское ПАП») ранее за данные деяния к административной ответственности не привлекалось, с учетом мнения законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1 считаю, что имеются основания для снижения размера наложенного на МУП «Городское хозяйство» города Чкаловска административного штрафа до 50 000 рублей по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

На основании ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Начальником Городецкого межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области М.А.Ф., с учетом указанных норм права, регулирующих порядок назначения наказания за совершение юридическим лицом административных правонарушений, принято во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, наказание в виде административного штрафа назначено в минимальном размере, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ для юридических лиц.

Федеральным законом от 31.12.2014 года № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 года № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, ст. 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Таким образом, с учетом правовых позиций Конституционного суда РФ, а также положений статьи 4.1 КоАП РФ, принимая во внимание имущественное и финансовое положение МУП «Чкаловское ПАП» (правопреемника МУП «Городское хозяйство» города Чкаловска), при отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, считаю, что наложение административного штрафа в установленном санкцией ст. 8.2 КоАП РФ в размере 100 000 рублей в данном случае не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, поэтому в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, назначенное наказание в виде административного штрафа на МУП «Городское хозяйство» города Чкаловска подлежит снижению до 50 000 рублей.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

С учетом вышеизложенного постановление начальника Городецкого межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области М.А.Ф. от <дата> подлежит изменению путем смягчения назначенного МУП «Городское хозяйство» города Чкаловска наказания в виде административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу Муниципального унитарного предприятия «Городское хозяйство» города Чкаловска Нижегородской области (после реорганизации МУП «Чкаловское ПАП») удовлетворить частично.

Постановление начальника Городецкого межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области М.А.Ф. от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица муниципального унитарного предприятия «Городское хозяйство» г. Чкаловска (после реорганизации МУП «Чкаловское ПАП») изменить путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

В остальной части постановление начальника Городецкого межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области М.А.Ф. от <дата> оставить без изменения, а жалобу Муниципального унитарного предприятия «Городское хозяйство» города Чкаловска Нижегородской области (после реорганизации МУП «Чкаловское ПАП») – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья С.Н. Звягенцев. Решение не вступило в законную силу.