Дело № 12-13/ 2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
26 июня 2017 года с. Парфеньево
Нейский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Нефёдовой Л.А.
при секретаре Кирилловой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора Костромской области на постановление директора Департамента финансового контроля по Костромской области № 04-08/11 о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 11 апреля 2017 года в отношении главы администрации Парфеньевского муниципального района ФИО2
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением №04-08/11 по делу об административном правонарушении от 11 апреля 2017 года, вынесенным директором Департамента финансового контроля Костромской области ФИО3 производство по делу об административном правонарушении, возбуждённому в отношении главы администрации Парфеньевского муниципального района ФИО2 по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях- прекращено, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Заместитель прокурора Костромской области Суслов С.Л. обратился в суд с протестом на данное постановление. В обоснование доводов протеста указал, что вынесенное постановление является незаконным и необоснованным и подлежит отмене в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КОАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Считает, что принятое решение по делу не мотивировано, не дана оценка доказательствам, представленным прокурором, участвующим в деле. Так не дана оценка представленным сведениям, что на территории с. ПарфеньевоПарфеньевского района имеются в наличии благоустроенные жилые помещения, обеспеченные центральными инженерными системами электроосвещения, хозяйственно- питьевого и горячего водоснабжения, водоотведения и отопления. Жилые дома, где располагаются данные жилые помещения, подключены к центральным инженерным системам отопления и водоотведения. Следовательно, жилые помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть благоустроенными, обеспеченными центральными инженерными системами отопления, водоснабжения, водоотведения и т.д. При принятии решения также не дана оценка действиям администрации Парфеньевского муниципального района, которая при приобретении жилого помещения установила критерии квартиры, не отвечающие необходимой степени благоустройства применительно к условиям Парфеньевского сельского поселения, т.е. администрацией был занижен уровень благоустройства жилого помещения, предполагаемого для приобретения для детей- сирот и фактически было приобретено жилое помещение не отвечающее степени благоустройства. Следовательно, по мнению, заместителя прокурора Костромской области, средства субвенции областного бюджета были использованы администрацией Парфеньевского муниципального района не по целевому назначению. В действиях ФИО2- главы администрации Парфеньевского муниципального района, усматриваются признаки правонарушения, предусмотренные ст. 15.14 КОАП РФ.
В судебном заседании:
Представитель прокуратуры Костромской области Метельская Е.В. доводы, изложенные в протесте, поддержала по изложенным в нём основаниям. Дополнительно пояснила, что признаки благоустройства установлены в Положении, утверж. Постановлением Правительства № 47 от 28 января 2006г. Принятый муниципальный акт не должен противоречить федеральному законодательству. Ссылка представителя Департамента финансового контроля на схему теплоснабжения является несостоятельной, т.к. администрация могла принять меры к покупке жилого помещения, расположенного в зоне системы теплоснабжения.
Представительдиректора Департамента финансового контроля Костромской области ФИО3- ФИО4 просил постановление оставить без изменения, а протест заместителя прокурора Костромской области- без удовлетворения. В обоснование своей позиции указал, что процессуальных нарушений при принятии решения должностным лицом не допускалось. Нормы материального права изложены в соответствии с законом. В действиях главы администрации ФИО2 событие административного правонарушения отсутствует. Нецелевым использованием бюджетных средств является направление денежных средств на цели не соответствующие росписи, закону и т.д. В данном случае денежные средства были направлены на покупку жилого помещения.Данное жилое помещение было принято в казну и переведено в специальный жилой фонд. Купленное жилое помещение соответствует уровню благоустройства с. Парфеньево. Непригодным для проживания в установленном порядке не признано. Были исполнены все требования законодательства при предоставлении субвенции. Прокуратурой не правильно толкуются нормы материального права, а именно п. 12 Положения, утверж. Постановлением Правительства № 47 от 28.01.2006г, т.к. инженерные системы- это наличие внутри дома систем электроосвещения, водоснабжения( автономное( скважина) или централизованное),отопления, которое может осуществляться как централизованно, так и автономно при помощи котла( газового или на твёрдом топливе) или печи, водоотведения.Прокуратурой при указании, что отопление и водоотведение обязательно должно осуществляться централизованно, по его мнению, толкование данной нормы сужается. Ссылка в протесте на постановление администрации сельского поселения от 2015 года необоснована, т.к. данное постановление регулирует иные правоотношения, в нём имеется ссылка на ст. 156-158 ЖК РФ,а именно, оно регулирует отношения по оплате. Введённые им понятия( благоустроенное или неблагоустроенное жильё) должны использоваться только для чтения данного постановления.
Глава администрации Парфеньевского муниципального района ФИО2 считает вынесенное постановление законным и обоснованным, т.к. нецелевого использования денежных средств он не допускал. Вся процедура со стороны администрации была соблюдена. На период поступления денежных средств жилых помещений с центральным отоплением и водоотведениемв с. Парфеньево не продавалось. Большая часть жителей с.Парфеньево( более 80%) проживает в таком жилье. Кроме того, проживание с печками для ребёнка- сироты он считает более экономичным, чем с центральным отоплением. Данное жилое помещение является единственным жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Проверив материалы дела, заслушав явившихся участников процесса, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 15.14 КОАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
В соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно ст. 8 ФЗ РФ от 21.12. 1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу положений п. 8 ч. 1, ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Из анализа вышеприведённых норм следует, что жилое помещение специализированного жилищного фонда должно отвечать всем требованиям, предъявляемым к государственному и муниципальному жилищному фонду.
Из материалов настоящего дела следует, что 30 ноября 2016 года глава администрации Парфеньевского муниципального района ФИО2 с целью осуществления государственного полномочия по обеспечению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями заключил с гражданской ФИО1 муниципальный контракт от 30 ноября 2016 года на приобретение жилого помещения по адресу: <адрес> стоимостью <данные изъяты> руб., и по его распоряжению ФИО1 в счёт отплаты указанного жилого помещения были перечислены денежные средства в размере <данные изъяты> представленные в порядке субвенции из областного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий Костромской области по обеспечению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, жилыми помещениями.
Извещение о проведении запроса котировок для закупки № 0141300007516000016 было размещено администрацией Парфеньевского района 07 ноября 2016 года. В Приложении № 2 к извещению, в п. 5.8 Приложения было указано, что квартира должна иметь инженерное оборудование:
отопление: квартира должна быть оборудована системой централизованного теплоснабжения с установкой радиаторов отопления в квартире или печным отоплением,
водоснабжение, водоотведение: квартира должна быть оборудована централизованной или автономной( скважиной) системой холодного водоснабжения. Квартира должна быть оборудована системой водоотведения,
газоснабжение: автономное( сжиженный газ в баллонах).
Цена контракта указана в <данные изъяты>.
На основании поступившей одной заявки от ФИО1 на участие в запросе котировок, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 17 ноября 2016 г. № б\н - 30 ноября 2016 года был заключен муниципальный контракт № 12/2016 г., согласно условиям которого администрация Парфеньевского муниципального района в лице ФИО2 купила, а ФИО1 продала квартиру пол № №
Денежные средства на оплату купленной квартиры поступили от Департамента финансов Костромской области 06 декабря 2016 года.
Пункт 4 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержд. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42 предусматривает, что жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства),быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47.
Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Согласно пункту 12 указанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Из анализа вышеназванных норм следует, чтопод благоустроенностью жилого помещения законодателем понимается комплекс коммунально-бытовых удобств, имеющийся в жилом помещении, соответствующий условиям жилищного фонда населенного пункта или его части. Признаки благоустроенности закон напрямую связывает с наличием- отсутствием соответствующих централизованных коммунальных сетей.
Как следует из представленных материалов на территории с. Парфеньево имеются центральные системы теплоснабжения и водоотведения.
Приобретённое жилое помещение, несмотря на наличие части коммунально- бытовых удобств, не подключено к центральным сетям теплоснабжения и водоотведения. Кроме того, как следует из осмотренных судом фотографий, уборная в данной квартире расположена в холодной неотапливаемой пристройке, т.е. фактически на улице. Оценка соответствия жилого помещения санитарным нормам не производилась, что подтверждается актом проверки помещения на соответствие его санитарным и техническим нормам от 24 января 2017 года, согласно которому специалист Роспотребнадзора при осмотре жилого помещения участия не принимал.
Учитывая правовую позицию, изложенную Верховным судом РФ в Определении от 01.04.2009 N 63-Г09-1, согласно которой «предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания), независимо от того, вкаком порядке органы государственной власти субъекта наделены названными правомочиями - в порядке, предусмотренном федеральным законом, или вне зависимости от наличия таковых предписаний федерального закона в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,
суд приходит к выводу, что при принятии решения о приобретении жилого помещения с техническими характеристиками, указанные в Приложении к запросу котировок,для представления его ребёнку- сироте, администрацияПарфеньевского района фактически занизила степень благоустроенности в сравнении с требованиями федерального законодательства.
Следовательно, при заключении муниципального контракта № 12/ 2016 от 30.11.2016 года, который от имени администрации Парфеньевского муниципального района был подписан главой администрации Парфеньевского муниципального района ФИО2 и его оплате по платёжному поручению от 28.12. 2016 года № 514658, было допущено нецелевое расходование средств субвенции на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В силу положений ст.26.1 и ст. 26.11 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:…наличие события административного правонарушения. Оценка доказательств должна производиться по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Так как должностным лицом, указанные требования закона соблюдены не были, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, то суд считает Постановление № 04-08/11 о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 11 апреля 2017 года, вынесенное директором департамента финансового контроля Костромской области ФИО3 в отношении ФИО2 в связи с отсутствием события административного правонарушения- незаконным и подлежащим отмене.
Доводы представителя должностного лица, вынесшего постановление, ФИО4 о том, что в последующем, 20 февраля 2017г. органом местного самоуправления было принято решение об установлении уровня благоустроенности на территории с. Парфеньево, которому приобретённое жилое помещение соответствует, при принятии данного решения не могут быть приняты во внимание по обстоятельствам, изложенным выше.
Не являются юридически значимыми в данном случае доводы об отсутствии на рынке продаваемого жилья с. Парфеньево других, подходящих по площади и другим критериям жилых помещений, в период поступления денежных средств, т.к. как следует из исследованных документов, денежные средства от Департамента финансов Костромской области поступили 06 декабря 2016 года, т.е. уже после заключения муниципального контракта.
Обоснованными, по мнению суда, являются доводы представителя прокуратуры Метельской Е.В. о несостоятельности ссылки на схему теплоснабжения с. Парфеньево, т.к. администрацией Парфеньевского района могли быть предприняты меры к покупке жилья в зоне системы теплоснабжения.
В соответствие со ст.30.7КОАП РФ по результатам рассмотрения
жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выносит одно из следующих решений:….. об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В силу вышеизложенного, дело об административном правонарушении подлежит направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КОАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление № 04-08/11 о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 11 апреля 2017 года, вынесенное директором Департамента финансового контроля Костромской области ФИО3 в отношении главы администрации Парфеньевского муниципального района ФИО2 по ст. 15.14 КоАП РФ- отменить.
Направить дело об административном правонарушении, возбуждённое в отношении главы администрации Парфеньевского муниципального района ФИО2 по ст. 15.14 КоАП РФ в Департамент финансового контроля Костромской области на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд черезНейский районный суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья: Л.А. Нефёдова