ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/2017 от 26.09.2017 Большеуковского районного суда (Омская область)

Мировой судья: Ксензов Г.В. Дело № 12-13/2017

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

с. Большие Уки 26 сентября 2017 года

Судья Большеуковского районного суда Омской области Шуплецов И.М., при секретаре Зибировой И.А., лице, привлеченном к административной ответственности Остапенко Г.Н., старшем помощнике прокурора района Емелиной А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Остапенко Георгия Николаевича на постановление мирового судьи судебного участка № 3 в Большеуковском судебном районе Омской области от 9 августа 2017 года по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ,

Установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 в Большеуковском судебном районе Омской области Остапенко Г.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ. Ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.

В соответствии с указанным выше постановлением в вину Остапенко Г.Н. вменено то, что он, являясь должностным лицом, ответственным за размещение информации о деятельности Большеуковского сельского поселения на официальном сайте в сети «Интернет» в срок до 15.05.2017 г. в нарушение Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не разместил в сети «Интернет» информацию о расхода, доходах и имуществе депутатов Совета Большеуковского сельского поселения.

На данное постановление Остапенко Г.Н. принесена жалоба, в которой он полагает, что принимая по делу решение, мировой судья не учел, что на заседании Совета Большеуковского сельского поселения 21.04.2016 г. рассматривались проект Порядка предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности в Большеуковском сельского поселении Большеуковского муниципального района Омской области и членов их семей, а также проект Порядка размещения таких сведений на официальном сайте. При обсуждении этих проектов депутатами было решено возложить обязанность по размещению вышеуказанных сведений в сети «Интернет» на специалиста администрации Свидетель, должностной инструкцией которой предусмотрено оказание помощи в работе Совета, подготовка его сессий, оформление материалов. Таким образом, по мнению автора жалобы, лицо, ответственное за размещение сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов представительного органа и членов их семей специально определено. Полагал, что при вынесении мировым судьей оспариваемого постановления в нарушение ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ не установлена его вина в совершении административного правонарушении. На основании изложенного просил постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его деянии состава административного правонарушении.

И.о. прокурором Большеуковского района Омской области Москаленко И.В. на жалобу Остапенко И.В. принесены возражения, в которых он посчитал постановление мирового судьи законным и обоснованным, просил в удовлетворении жалобы отказать. Обратил внимание на то, что протокол заседания Совета сельского поселения не является правовым актом, возлагающим какие-либо обязанности. Посчитал, что трудовым договором и должностной инструкцией специалиста администрации сельского поселения Свидетель размещение указанных выше сведений в обязанности последней не включено.

В судебном заседании Остапенко Г.Н. жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям. Дополнил, что решением Совета Большеуковского сельского поселения от 28.05.2014 г. № 154 назначено лицо, ответственное за соблюдение сроков обновление информации о деятельности Совета и периодичности ее размещения на официальном портале Большеуковского муниципального района, которым является специалист администрации Большеуковского сельского поселения Свидетель При этом, в силу п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» к информации о деятельности органов местного самоуправления отнесены и сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, занимающих муниципальные должности, предусмотренные п. 4.3 ч. 4 ст. 21.1 Федерального закона «О противодействии коррупции». Исходя из этого обязанность по размещению таких сведений в сети «Интернет» возложена не на него, а на Свидетель Полагал, что назначение лица, ответственного за размещение указанных сведений распорядительным актом администрации невозможно. Обратил внимание на то, на момент выявления административного правонарушения (31.07.2017 г.) эти сведения уже были размещены Свидетель в сети «Интернет» 28.07.2017 г. без какого-либо его дополнительного указания. Распечатка же с портала прокурором произведена без отметки о дате получения такого доказательства. В связи с этим просил признать постановление прокурора от 01.08.2017 г. о возбуждении дела об административном правонарушении и произведенную последним распечатку с сайта признать недопустимыми доказательствами. Кроме того, ходатайствовал о признании недопустимыми доказательствами письменных объяснений Свидетель, поскольку она до опроса не предупреждалась об ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, поскольку данный документ отношения к делу не имеет, выписки из Устава муниципального образования, представленной в неактуальной редакции. Предоставление вышеуказанных сведений депутатами Совета в установленный срок не оспаривал. В силу вышеизложенного просил оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Старший помощник прокурора района Емелина А.В. доводы возражений и.о. прокурора Москаленко И.В. поддержала, просила в удовлетворении жалобы Остапенко Г.Н. отказать.

Изучив материалы дела, выслушав Остапенко Г.Н. с старшего помощника прокурора Емелину А.В., суд приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 2 статьи 13.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неразмещение в сети «Интернет» информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети «Интернет» установлена федеральным законом.

Статьей 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 4).

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами (ч. 4.3).

Федеральным законом от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) установлены требования к размещению органами государственной власти и органами местного самоуправления информации о их деятельности.

Частью 7 статьи 14 Федерального закона установлено, что перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

Статей 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что депутат представительного органа местного самоуправления является лицом, замещающим муниципальную должность.

Пунктом 3 Положения о предоставлении лицами, замещающими муниципальные должности в Большеуковском сельском поселении Большеуковского муниципального района Омской области, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) несовершеннолетних детей, утвержденного решением Совета Большеуковского сельского поселения от 21.04.2016 г. № 41, установлен срок для представления вышеуказанных сведений – не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным л.д. 36-38).

Решением совета Большеуковского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области от 21.04.2016 г. № 42 утвержден Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности в Большеуковском сельском поселении Большеуковского муниципального района Омской области и членов их семей на официальном сайте Большеуковского муниципального района и предоставления этих сведений средствам массовой информации (л.д. 11-13).

Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что указанные сведения размещаются в срок не позднее 14 дней со дня истечения срока для их представления.

Материалами дела установлено, что поданные депутатами Совета Большеуковского сельского поселения в установленный срок указанные сведения на официальном сайте Большеуковского муниципального района в соответствующем разделе Большеуковского сельского поселения в сети «Интернет» по состоянию на 15.05.2017 г. размещены не были, а размещены только 28.07.2017 г.

Указанные обстоятельства автором жалобы не оспариваются и подтверждаются дополнительно представленными районному суду доказательствами: фотоснимком (скриншотом) с официального сайта Большеуковского муниципального района (л.д. 65-70).

09.08.2017 г. мировым судьей судебного участка № 3 Большеуковского района Омской области вынесено оспариваемое постановление.

Оценив доводы жалобы и собранные по делу доказательства, прихожу к выводу, что вина Остапенко Г.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, мировым судьей установлена верно.

Не оспаривая фактических обстоятельств, так как они установлены мировым судьей, Остапенко Г.Н. ссылается на то, что не является лицом, ответственным за размещение указанных выше сведений в сети «Интернет», поскольку решениями Совета Большеуковского сельского поселения от 21.04.2016 г. № 42 и от 28.05.2014 г. № 154, должностной инструкцией ведущего специалиста администрации Большеуковского муниципального района таим лицом назначена Свидетель

С таким доводом согласиться нельзя по следующим основаниям.

Так, действительно Пунктом 5 Порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности в Большеуковском сельском поселении Большеуковского муниципального района Омской области и членов их семей на официальном сайте Большеуковского муниципального района и предоставления этих сведений средствам массовой информации, утвержденного решением Совета Большеуковского сельского поселения от 21.04.2016 г. № 42 установлено, размещение указанных выше сведений обеспечивается специалистом администрации Большеуковского сельского поселения, ответственным за обеспечение деятельности Совета Большеуковского сельского поселения.

Пунктом 2 решения Совета Большеуковского сельского поселения от 28.05.2014 г. № 154 на ведущего специалиста Свидетель возложена обязанность по соблюдению сроков обновления информации о деятельности Совета и периодичности ее размещения на информационном портале Большеуковского муниципального района.

В то же время приложением к указанному решению установлен Перечень информации о деятельности Совета Большеуковского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области, подлежащей размещению на сайте в сети «Интернет».

Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов представительного органа и членов их семей этим Перечнем не предусмотрены.

Во всяком случае, на основании ч. 1 ст. 34 Федеральный закон № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статьей 2 Федерального закона от 02.03.2007 г. 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (ч. 1).

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель) (ч. 2).

Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (ч. 3).

Частью 2 ст. 3 данного Федерального закона предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона муниципальный служащий в числе прочего обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.

По смыслу ст.ст. 22, 57, 60 Трудового кодекса РФ должностные обязанности работника определяются его работодателем.

Применительно к должности специалистов администрации Большеуковского сельского поселения, представителем работодателя является глава указанного муниципального образования, возглавляющий местную администрацию.

Таким образом, представительный орган муниципального образования – Совет Большеуковского сельского поселения полномочием по определению круга конкретных должностных обязанностей муниципального служащего законом не наделен.

В связи с этим, вопреки доводам автора жалобы, указанные выше решения Совета Большеуковского сельского поселения от 21.04.2016 г. № 42 и от 28.05.2014 г. № 154, как и не являющийся правовым актом протокол заседании представительного органа от 21.04.2017 г. не являются основанием согласится с тем, что должностное лицо, ответственное за размещение сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности в Большеуковском сельском поселении и членов их семей, в Большеуковском сельском поселении специально определено.

Должностной инструкцией ведущего специалиста администрации Большеуковского сельского поселения Свидетель, утвержденной Главой администрации Большеуковского сельского поселения 11.10.2012 г. (л.д. 24-25), а также трудовым договором, заключенным администрацией с Свидетель (л.д. 43-46), указанная выше обязанность на работника не возложена.

Таким образом, в силу того, что лицо, ответственное за выполнение предусмотренной ч. 4.3 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», в администрации Большеуковского сельского поселения специально не определено, административная ответственность за данное административное правонарушение в силу ч.ч. 1 и 2 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Фз правомерно возложена на главу исполнительно-распорядительного органа Остапенко Г.Н. (л.д. 5).

Не влияет на выводы суда и момент выявления административного правонарушения, как и указание в постановлении прокурора момента устранения нарушения, поскольку в предусмотренный нормативно-правовым актом представительного органа местного самоуправления срок (до 15.05.2017 г.) такие сведения на официальном сайте размещены не были. По тем же причинам не влияет на существо принятого решения и исключение из числе допустимых доказательств фотоснимка с официального сайта муниципального образования, представленного прокурором Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 01.08.2017 г. вынесено прокурором, обладающего соответствующим полномочием на основании ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ. Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при возбуждении дела не допущено. Оснований для признания его недопустимы доказательством не имеется.

Письменные пояснения свидетеля Свидетель и положения Устава Большеуковского сельского поселения в основу оспариваемого постановления не заложены и на правильности выводов судьи не отразились, поэтому ходатайство Остапенко Г.Н. о признании их недопустимыми доказательствами также основанием для удовлетворения его жалобы не является. Тем более Свидетель допрошена судом с разъяснением ей ответственности, предусмотренной ст. 17.9 КоАП РФ, в Устав муниципального образования относительно полномочий его главы существенных изменений, влияющих на выводы суда, внесено не было.

Действительно сведения о доходах имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих Большеуковского сельского поселения за 2016 год относимым к делу доказательством признать нельзя. Но поскольку факт не размещения в установленный срок таких же сведений депутатов представительного органа достоверно установлен, ходатайство Остапенко Г.Н. о признании указанного доказательства недопустимым основанием для отмены или изменения постановления мирового судьи не является.

Иных поводов для вмешательства в постановление мирового судьи не заявлено, не усматривает их и районный суд.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с мнением мирового судьи о виновности Остапенко Г.Н. в административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ.

При рассмотрении дела дана надлежащая оценка представленным доказательствам, нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые бы не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, не допущено. Обстоятельства дела установлены правильно.

Административное наказание определено в строгом соответствии с санкцией ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ.

Мировым судьей в качестве смягчающего наказание обстоятельства справедливо признано наличие у Остапенко Г.Н. малолетних детей, а отягчающих обстоятельств не установлено.

Постановление мирового судьи от 09.08.2017 г. в отношении Остапенко Г.Н. является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 в Большеуковском судебном районе Омской области от 9 августа 2017 года, которым Остапенко Георгий Николаевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Остапенко Г.Н. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента провозглашения

Судья: И.М. Шуплецов