ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/2017 от 27.01.2017 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Хасьянов Г.Д. дело №---

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 27 января 2017 г.

судья Астраханского областного суда Хасанова М.М., при секретаре К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «СкрапКом» на постановление Трусовского районного суда г.Астрахани от 22 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей <---> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «СкрапКом»

установил:

государственным инспектором отдела государственного фитосанитарного контроля и надзора на государственной границе Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской, Астраханской областей и Республике Калмыкия 5 октября 2016 года в отношении ООО «СкрапКом» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей <---> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением Трусовского районного суда г.Астрахани от 22 декабря 2016 года ООО «СкрапКом» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей <---> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде <--->

В жалобе представитель ООО «СкрапКом» ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления судьи районного суда, поскольку нарушен порядок уведомления лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, также указывает об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, поскольку просыпь зерна образована и убрана в день проведения проверки. Также просит восстановить срок на обжалование судебного акта.

Выслушав представителя ООО «СкрапКом» ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, представителя Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской, Астраханской областей и Республике Калмыкия ФИО2, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отмене постановления судьи районного суда.

В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Из материалов дела следует, что постановление Трусовского районного суда г.Астрахани от 22 декабря 2016 года получено заявителем 23 декабря 2016 года, жалоба на постановление районного суда направлена по средствам почтовой связи 9 января 2017 года, то есть в первый рабочий день. Поскольку жалоба подана в пределах установленного срока на обжалование, прихожу к выводу, что позиция заявителя о пропуске установленного срока является ошибочной.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с со статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что основанием составления протокола об административном правонарушении в отношении ООО «СкрапКом» послужило нарушение порядка перевозки подкарантинной продукции, то есть нарушены положения статьи 32 Федерального закона от 21.07.2014 №206-ФЗ «О карантине растений».

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2014 №206-ФЗ «О карантине растений» процессы производства (в том числе переработки), хранения, перевозки, реализации, уничтожения подкарантинной продукции должны осуществляться с соблюдением карантинных фитосанитарных требований.

В силу статьи 32 вышеуказанного закона, граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны:

1) выполнять карантинные фитосанитарные требования;

2) извещать немедленно федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений;

3) обеспечивать необходимые условия для своевременного осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора);

4) выделять для хранения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов помещения, соответствующие карантинным фитосанитарным требованиям;

5) не допускать очистку транспортных средств и контейнеров с подкарантинной продукцией, других подкарантинных объектов в пути следования, а также в местах, не предназначенных для этого;

6) обеспечивать надлежащее хранение подкарантинной продукции, подкарантинных объектов до начала осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений;

7) выделять транспортные средства, специально оборудованные причалы, площадки, помещения для проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания, очистки, дегазации подкарантинной продукции, подкарантинных объектов;

8) извещать немедленно, в том числе в электронной форме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, об обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений;

9) осуществлять перевозку подкарантинной продукции с применением мер, исключающих возможность ее потерь и возможность заражения и (или) засорения территории Российской Федерации карантинными объектами;

10) выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений, правилами и нормами обеспечения карантина растений. (часть 1).

Проведение лабораторных исследований в целях выявления карантинных объектов и осуществление борьбы с ними осуществляются за счет средств граждан, юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (часть 2).

Карантинное фитосанитарное обеззараживание, задержание, возврат и уничтожение подкарантинной продукции осуществляются за счет средств ее собственников, владельцев, пользователей, грузополучателей или экспедиторских организаций, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (часть 3).

Таким образом, статья 32 Федерального закона от 21.07.2014 №206-ФЗ «О карантине растений» определяет в общем обязанности граждан, юридических лиц в области карантина растений.

Между тем, исходя из установленных районным судом обстоятельств, вмененное нарушение ООО «СкрапКом» действующего законодательства выразилось в наличии 27 сентября 2016 года, в <---> просыпей зерна кукурузы вдоль причальной стенки на территории ООО «СкрапКом» по адресу: <--->, у контрольных весов для автотранспорта при въезде на территорию ООО «СкрапКом».

В постановлении районного суда указано о нарушении ООО «СкрапКом» пунктов 1 и 9 части 1 статьи 32 Федерального закона от 21.07.2014 №206-ФЗ «О карантине растений», устанавливающих обязанность юридического лица осуществлять перевозки подкарантинной продукции с применением мер, исключающих возможность ее потерь и возможность заражения и (или) засорения территории Российской Федерации карантинными объектами.

Анализ положений статьи 32 вышеназванного закона свидетельствует о том, что предусмотренные ею обязанности граждан и юридических лиц сводятся к необходимости соблюдения норм Закона и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных актов в области карантина растений в целях обеспечения безопасности человека, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Однако районным судом не учтено, что приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 456 утверждены Правила обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке использовании, направленные на предотвращение проникновения и распространения карантинных объектов на территории Российской Федерации.

Правила распространяются на подкарантинную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации, включенную в Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318 (далее - подкарантинная продукция).

Таким образом, указанные Правила применяются во взаимосвязи с положениями с Федерального закона от 21.07.2014 №206-ФЗ «О карантине растений», регулирующими, в том числе и порядок перевозки подкарантинной продукции.

Согласно пункту 20 Правил, просыпи зерна и продуктов его переработки, образующиеся на выгрузочных площадках и железнодорожных путях, подлежат ежедневному удалению.

Указанное свидетельствует о том, что просыпь зерна допустима, а в целях исполнения карантинных фитосанитарных требований и исключения возможности заражения подкарантинной продукцией, субъекты правоотношений, определенные санкцией статьи 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях, обязаны ежедневно удалять просыпь зерна и продуктов его переработки на выгрузочных площадках и железнодорожных путях.

Как следует из материалов дела и подтверждается представителем Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской, Астраханской областей и Республике Калмыкия, проверка территории ООО «СкрапКом» проводилась в период погрузо-разгрузочных работ, в рабочее время – <--->, что зафиксировано в протоколе об административном правонарушении.

Исходя из установленных обстоятельств, просыпь зерна кукурузы связана с осуществлением 27 сентября 2016 года ООО «СкрапКом» погрузо-разгрузочных работ. Сведений об образовании просыпи зерна по иным основаниям, не установлено.

Представитель ООО «СкрапКом» в судебном заседании пояснила, что просыпь зерна образовалась в результате взвешивания автотранспортных средств, однако после окончания рабочей смены вся просыпь была удалена. Доказательств обратного административным органом в судебном заседании не представлено.

Таким образом, просыпь зерна образовалась в результате производственного процесса, связанного с погрузо-разгрузочными работами. При этом, юридическое лицо действовало в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Наличие просыпи в результате производственного процесса не образует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей <---> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку исходя из диспозиции указанной нормы, объективная сторона правонарушения включает в себя действие или бездействие, состоящее в нарушении правил обращения подкарантинной продукции, грузов и материалов, установленных действующим законодательством.

К таким правилам относятся Правила обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке использовании, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 456.

Указание в протоколе об административном правонарушении о нарушении статьи 32 Федерального закона от 21.07.2014 №206-ФЗ «О карантине растений» в части порядка перевозки подкарантинной продукции, не свидетельствует о наличии вмененного состава административного правонарушения, поскольку не образует объективную сторону статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей <---> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление судьи Трусовского районного суда г.Астрахани, вынесенное в отношении ООО «СкрапКом», по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей <---> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление Трусовского районного суда г.Астрахани от 22 декабря 2016 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей <---> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «СкрапКом» -прекратить.