ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/2018 от 04.04.2018 Гвардейского районного суда (Калининградская область)

Мировой судья 2-го судебного

участка Гвардейского района

Калининградской области

Гусева Е.Н. Дело № 12-13/2018

Р Е Ш Е Н И Е

04 апреля 2018 года г. Гвардейск

Судья Гвардейского районного суда Калининградской области Татаренкова Н.В.,

при секретаре Тарасюк Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи 2-го судебного участка Гвардейского района Калининградской области от 25.01.2018,

у с т а н о в и л :

Постановлением мирового судьи 2-го судебного участка Гвардейского района Калининградской области от 25.01.2018 ФИО1 признана виновной в совер­шении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по которой ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

ФИО1 обратилась с жалобой на данное постановление, просила его отменить, а производство по делу прекратить, считает данное постановление мирового судьи принятым с нарушением норм материального и процессуального права, указав, что 10.06.2016 между министерством по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области и администрацией муниципального образования «Гвардейский городской округ» было заключено Соглашение о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования Калининградской области на софинансирование расходных обязательств местного бюджета, направленных на решение вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее Соглашение ). Правовой основой для заключения данного Соглашения послужило Постановление Правительства Калининградской области от 31.12.2013 №1026 «О Государственной программе Калининградской области «Доступное и комфортное жилье». Приложением № 4 к Государственной программе Калининградской области «Доступное и комфортное жилье» предусмотрены Условия предоставления и методика расчета субсидии, предоставленной по Соглашению . Согласно протоколу об административном правонарушении от 27.12.2017, который послужил основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и направления дела мировому судье, КСП Калининградской области посчитало нарушением условий предоставления субсидии несвоевременный возврат части субсидии, не использованной до 31.12.2016. Заявитель указывает, что ни пункт 4 Приложения № 4 к Государственной программе, ни другие пункты данного приложения в качестве условия предоставления субсидии не содержат условие о возврате неиспользованной части субсидии до 31.12.2016. В противном случае, данное положение Государственной программы нарушало бы права муниципалитета, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ. Заявитель также указывает в жалобе, что приведенный системный анализ норм КоАП РФ, а также норм постановления Правительства Калининградской области, которым утверждена Государственная программа, позволяет сделать вывод, что приведенные в протоколе КСП Калининградской области, в оспариваемом постановлении мирового судьи обстоятельства возврата неиспользованных средств субсидии в нарушение срока, предусмотренного Соглашением , не могут служить основанием для привлечении её в качестве должностного лица к административной ответственности. Указывает, что исходя из логики, изложенной в оспариваемом постановлении мирового судьи, она является должностным лицом администрации муниципального образования «Гвардейский городской округ», ответственным за соблюдение условий предоставления субсидии по Соглашению . Данный вывод является необоснованным. Согласно условиям Соглашения, Условиям предоставления субсидии по Государственной программе (Приложение № 4), получателем субсидии является муниципальное образование, от имени которого выступает администрация в лице главы администрации. Заявитель указывает, что с учетом обстоятельств, при которых ей вменяется нарушение КоАП РФ, с учетом того факта, что форма Соглашения носит произвольный характер, не утверждена его обязательная форма в рамках Государственной программы, которая бы позволяла говорить о сроке возврата субсидии, отличного от предусмотренного статьей 242 БК РФ, как обязательном условии использования субсидии с точки зрения бюджетного законодательства, а также того обстоятельства, что она не могла повлиять на условия Соглашения как лицо, не имеющее право от имени администрации подписывать данное Соглашение, её нельзя рассматривать в качестве должностного лица, допустившего нарушение части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

Заявитель также отмечает в своей жалобе, что она на период действия Соглашения полномочия главы администрации не исполняла. Таким образом, заявитель полагает, что постановление мирового судьи от 25.01.2018 подлежит отмене как незаконное, а дело подлежит прекращению ввиду отсутствия субъекта правонарушения, а также самого события правонарушения.

В судебном заседании ФИО1, её защитник – Звягинцева Н.В., действующая по устному заявлению, поддержали жалобу по доводам, изложенным в ней.

Представители контрольно-счетной палаты Калининградской области: ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенностей, просили оставить постановление мирового судьи от 25.01.2018 без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Проверив в соответствии с требованиями ст. 30.6 Кодекса об административных правонарушениях дело в полном объеме, судья считает постановление обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Согласно ч. 3 ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с положениями ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.

В соответствии с ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ - нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

Согласно п. 1 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ – под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Пунктом 3 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Пунктом 3 ст. 6 Закона Калининградской области от 22.10.2012 № 148 (в редакции от 17.06.2016 № 548) предусмотрено, что условия предоставления и методика расчета субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей государственных программ Калининградской области, устанавливаются соответствующей государственной программой Калининградской области.

Указанный пункт ст. 6 Закона (в редакции законов от 29.10.2013 № 263, от 26.12.2014 № 386) предусматривал, что цели и условия предоставления и расходования субсидий, выделяемых местным бюджетам в рамках реализации государственных программ Калининградской области в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий определяются постановлением Правительства Калининградской области об утверждении соответствующей государственной программы.

Постановлением Правительства Калининградской области от 31.12.2013 №1026 утверждена Государственная программа Калининградской области «Доступное и комфортное жилье», в рамках которой утверждена подпрограмма «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем».

В соответствии с подпунктом 10 пункта 17 Приложения №4 к Государственной программе Калининградской области «Доступное и комфортное жилье» - предоставление субсидии местным бюджетам осуществляется на основе соглашения, включающего, в том числе, порядок возврата средств субсидии в случае нарушения условий ее предоставления, а также в случае ее неиспользования в текущем финансовом году.

Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, 10.06.2016 между министерством по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области и администрацией МО «Гвардейский городской округ» было заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования Калининградской области на софинансирование расходных обязательств местного бюджета, направленных на решение вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Пунктом 2.2.9 Соглашения было предусмотрено, что администрация обязана обеспечить возврат в доход областного бюджета остаток неиспользованных средств субсидии, потребность в которых отсутствует, в срок до 31.12.2016.

В ходе контрольного мероприятия счетной палатой Калининградской области проведена проверка законности, результативности, целевое использование бюджетных средств, соблюдение нормативных правовых актов при расходовании бюджетных средств, обеспечение софинансирования, достижение целевых показателей подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем» государственной программы Калининградской области «Доступное и комфортное жилье».

По результатам проверки обнаружено, что в 2016 году администрацией МО «Гвардейский городской округ» не выполнены условия Соглашения , а именно остаток субсидии на софинансирование расходных обязательств местного бюджета, направленных на решение вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства на сумму 251836 рублей 34 копейки не возвращен в бюджет Калининградской области в установленный срок до 31.12.2016.

При этом установлено, что кредиторская задолженность за выполненные работы, связанные с решением вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на 01.01.2017 у администрации, отсутствовала. Неиспользованный остаток субсидии в сумме 251836 рублей 34 копейки, был возвращен в областной бюджет 18.01.2017.

Таким образом, установлено нарушение условий получения субсидии, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и виновность ФИО1 подтверждены совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении от 27.12.2017; актом по результатам контрольного мероприятия от 22.12.2017; соглашением от 10.06.2016, Положением об Управлении по финансам и бюджету администрации МО «Гвардейский городской округ»; Распоряжением о назначении на должность ФИО1 от 08.07.2014; трудовым договором с муниципальным служащим от 08.07.2014; копией постановления по делу об административном правонарушении от 25.01.2018.

Указанным доказательствам дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах вывод мирового судьи о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является правильным.

Доводы ФИО1 в той части, что нарушений ч.5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающей, что неиспользованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий в предыдущем финансовом году, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года, она не допустила, не могут быть признаны судом состоятельными, поскольку из вышеизложенных нормативных актов следует, что порядок возврата средств субсидии должен быть установлен в соглашении, заключаемом между главным распорядителем бюджетных средств и администрацией муниципального образования. Бюджетный кодекс РФ не запрещает установить в соглашении о предоставлении субсидии сокращенный по сравнению с предусмотренным ч.5 ст. 242 БК РФ, срок возврата неиспользованного остатка средств субсидии, что и было сделано сторонами соглашения.

Представленное ФИО1 соглашение № 15 от 22.03.2018, в котором в пункте 2.2.10 предусмотрен срок возврата неиспользованных средств субсидии в течение 15 рабочих дней 2019 года, не исключает вину ФИО1 в совершении правонарушения, поскольку пунктом 2.2.9 Соглашения , заключенного 10.06.2016, было предусмотрено, что администрация обязана обеспечить возврат в доход областного бюджета остаток неиспользованных средств субсидии, потребность в которых отсутствует, в срок до 31.12.2016.

Доводы заявителя о том, что на период действия Соглашения полномочия главы администрации она не исполняла, и не могла повлиять на условия Соглашения как лицо, не имеющее право от имени администрации подписывать данное соглашение, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания, поскольку материалами дела подтверждается, что Распоряжением главы администрации МО «Гвардейский район» от 08.07.2014 на должность муниципальной службы заместителя главы администрации МО, начальника Управления по финансам и бюджету назначена ФИО1, и в соответствии с п. 5.3. Положения начальник Управления, осуществляет руководство Управлением, а именно подписывает банковские и денежно-расчетные документы, документы, связанные с организацией исполнения бюджета МО «Гвардейский городской округ», подписывает соглашения, договоры и иные документы от имени Управления и т.д., а также в соответствии с должностной инструкцией заместителя главы администрации МО «Гвардейский городской округ», начальника управления по финансам и бюджету ФИО1 осуществляет общее руководство деятельностью Управления на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач, осуществляет контроль за соблюдением налогового и бюджетного законодательства.

Суд соглашается с выводами мирового судьи о том, что ФИО1, являясь одновременно заместителем главы администрации и руководителем структурного подразделения администрации МО «Гвардейский городской округ» Управления по финансам и бюджету, предвидела или должна была предвидеть неизбежность нарушения условий предоставления субсидии в результате невыполнения сроков возврата неиспользованных остатков субсидии, но мер по его предотвращению не принимала, безразлично отнеслась к наступлению последствий.

Учитывая характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для освобождения ФИО1 от административной ответственности.

Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом положений ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 была правомерно привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей обоснованно назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, не имеется, в связи с чем, оснований для удовлетворения жалобы ФИО1 суд не находит.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

р е ш и л :

Постановление мирового судьи 2-го судебного участка Гвардейского района Калининградской области от 25 января 2018 года оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья: Н.В.Татаренкова