Дело № 12-13/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Задонск 27 июня 2018 года
Судья Задонского районного суда Липецкой области Леонова Л.А.,
рассмотрев жалобу ООО «Проект КГ» на постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области (Липецкстат) ФИО1 от 16.04.2018 года по делу об административном правонарушении № 10/2018, предусмотренном ч.1 ст. 13.19 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области ФИО1 от 16.04.2018 года по делу об административном правонарушении № 10/2018 ООО «Проект КГ» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 13.19 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Директор ООО «Проект КГ» ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что Приказом Росстата от 31.08.2017 года № 564 (ред. от 13.12.2017) были утверждены и введены в действия формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению. Указанный приказ по своей сути является нормативным актом, так как устанавливает обязанности юридического лица предоставлять определенные сведения в конкретные сроки. В соответствии с Конституцией РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу. Учитывая, что Приказ Росстата от 31.08.2017 года №564 (ред. от 13.12.2017) официально опубликован не был, правовые последствия его неисполнения не возникают. Поскольку указанный приказ не был опубликован официально, у общества фактически отсутствовала возможность своевременно предоставить сведения, так как срок предоставления сведений был неизвестен. Доказательств того, что Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области (Липецкстат) информировал общество о сроках предоставления информации не представлено. Таким образом, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения. Кроме того, исходя из степени общественной опасности правонарушения и характера вины правонарушителя, отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и причинения ущерба обществу и государству, а также в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, просил освободить общество от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничиться устным замечанием.
В судебном заседании представитель ООО «Проект КГ» по доверенности ФИО3 доводы, изложенные в жалобе поддержал в полном объеме, дополнив, что ООО «Проект КТ» письменно не было уведомлено о том, что в отношении юридического лица ведется статистическое наблюдение, не были предоставлены формы статистического наблюдения, общество не было извещено о сроках предоставления отчетов, публикация на сайте и в сети «Интернет» не является достаточной, так как в силу положений закона необходимо письменное уведомление респондента, в связи с чем, общество было лишено возможности предоставить своевременно статистические данные по установленной форме. Просил суд постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области ФИО1 от 16.04.2018 года по делу об административном правонарушении № 10/2018, предусмотренном ч.1 ст. 13.19 КоАП РФ в отношении ООО «Проект КГ» отменить.
Представитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени, месте судебного заседания извещен своевременно, надлежащим образом, в письменных возражениях врио руководителя ФИО4 просила жалобу ООО «Проект КГ» оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что при сборе статистической отчетности по форме федерального статистического наблюдения №П (услуги) «Сведения об объеме платных услуг населению по видам» за февраль 2018 года был выявлен факт непредоставления данной формы ООО «Проект КГ». О предоставлении данной формы предприятия и организации Липецкой области были проинформированы письмом от 24.01.2018 года №АЗ-49-04\71-ДР, путем направления через операторов связи и размещения на сайте Липецкстата в сети «Интернет». Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 года №79 закреплена обязанность Федеральной службы государственной статистики уведомлять только субъекты малого и среднего предпринимательства о проведении в отношении их деятельности выборочного статистического наблюдения с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт соответствующего уведомления. ООО «Проект КГ» в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствует. Предоставляет статистическую отчетность в 2017-2018 годах в электронном виде через оператора связи (Контур). Обязанность заполнения форм федерального статистического наблюдения и ответственность за непредоставление первичных статистических данных установлена Федеральным законом от 29.11.2007 года №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете в системе государственной статистики в Российской Федерации», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 года «Об условиях предоставления в обязательном порядке и первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета». Верховный суд Российской Федерации в решении от 05.03.2014 года №АКПИ13-1261 указал, что приказ Росстата об утверждении формы федерального статистического наблюдения, является техническим актом, не относится к нормативным правовым актам, подлежащим регистрации в Минюсте России, а также отметил, что ответы на вопросы, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения представляются респондентами во исполнение требований федеральных законов, а не предписаний самой формы. ООО «Проект КГ» представило отчет по форме № П (услуги) только 02.04.2018 года, после получения вызова для составления протокола об административном правонарушении и по истечению срока формирования сводного отчета в России. Непредоставление либо несвоевременное представление ООО «Проект КГ» форм федерального статистического наблюдения имели место и ранее. Так, 29.03.2018 года был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.13.19 КоАП РФ за непредоставление формы федерального статистического наблюдения №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» за февраль 2018 года, дело было прекращено в связи с отсутствием доказательств получения протокола об административном правонарушении и истечением срока привлечения к административной ответственности, в настоящий момент имеются основания для привлечения ООО «Проект КГ» к административной ответственности за несвоевременное предоставление формы №П (услуги) за май текущего года.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя ООО «Проект КГ» по доверенности ФИО3, считаю, что постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области ФИО1 от 16.04.2018 года по делу об административном правонарушении № 10/2018 в отношении ООО «Проект КГ» подлежит оставлению без изменения.
Частью 1 ст. 13.19 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
В силу положений п. 3 и 4 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Приказом Росстата от 31.08.2017 года №564 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за рыночными услугами, туризмом, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики» (с изменениями от 13.12.2017 года №824) установлена форма N П (месячная) «Сведения об объеме платных услуг населению по видам».
Согласно п.1 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» основными принципами официального статистического учета, помимо прочего, являются полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами).
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
В соответствии с бланком № П (месячная) «Сведения об объеме платных услуг населению по видам» такая форма предоставляется не позднее 4 числа после отчетного периода юридическими лицами (кроме субъектов малого предпринимательства) оказывающими платные услуги населению, среднесписочная численность работников которых превышает 15 человек.
Как следует из материалов дела и должностным лицом установлено 20 марта 2018 года, что ООО «Проект КГ» в нарушение требований ч.1 ст.8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», не представило в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения N П (месячная) «Сведения об объеме платных услуг населению по видам», утвержденной приказом Росстата от 31.08.2017 года №564 (с изменениями от 13.12.2017 года №824) за февраль 2018 года. Срок представления отчета – не позднее 4 числа после отчетного периода, а именно 5 марта 2018 года (так как 4 марта выпадает на выходной день). Отчет предоставлен в Липецкстат 02 апреля 2018 года.
Имеющиеся в административном деле доказательства, суд находит допустимыми и достоверными, поскольку они собраны с соблюдением требований КоАП РФ, не противоречат друг другу, последовательны, в связи с чем, у суда не имеется оснований сомневаться в их объективности.
При таких обстоятельствах действия ООО «Проект КГ» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что Приказ Росстата от 31.08.2017 № 564 (с изменениями от 13.12.2017 года №824) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за рыночными услугами, туризмом, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики» не был официально опубликован, в связи с чем, у общества фактически отсутствовала возможность своевременно предоставить сведения, суд находит несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно Федеральному плану статистических работ, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р, Росстат является субъектом официального статистического учета по формированию официальной статистической информации и на основании пункта 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 420, вправе утверждать формы статистического наблюдения и указания по их заполнению.
В силу пункта 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009, Приказ Росстата от 31.08.2017 года № 564, являясь техническим актом, не относится к нормативным правовым актам, подлежащим государственной регистрации в Минюсте России.
В своем решении от 05.03.2014 года № АКПИ13-1261 Верховный Суд Российской Федерации указал, что приказ Росстата об утверждении формы федерального статистического наблюдения, являясь техническим актом, не относится к нормативным правовым актам, подлежащим государственной регистрации в Минюсте России, а также отметил, что ответы на вопросы, содержащиеся в формах федеральных статистических наблюдений, представляются респондентами во исполнение требований федеральных законов, а не предписаний самой формы.
Поскольку приказ не носит межведомственный характер, не устанавливает правовой статус организаций, не затрагивает права и обязанности граждан, то он не подлежит регистрации и официальному опубликованию в силу пункта 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009, пункта 8 Порядка опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763.
Как следует из Приказа Росстата от 31.08.2017 года № 564 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за рыночными услугами, туризмом, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики» (с изменениями от 13.12.2017 года №824) месячная форма отчета № П вводится в действие с отчета за январь 2018 года.
Текст Приказа Росстата от 31.08.2017 года №564 (с изменениями от 13.12.2017 года) находится в свободном доступе (размещен в информационно-коммуникационной сети Интернет, правовых базах «Гарант» и «Консультант Плюс»), на сайте Федеральной службы государственной статистики, то есть доведен до всеобщего сведения.
Кроме того, на официальном сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области опубликована информация об изменениях бланков форм статистической отчетности на 2018 год. В перечне статформ указана форма № П (услуги) месячная.
Учитывая вышеизложенное, доводы жалобы о том, что у общества отсутствовала возможность своевременно предоставить сведения, так как форма и срок предоставления сведений обществу был неизвестен, являются несостоятельными.
В соответствии со ст. 4 Закона № 282-ФЗ основными принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются полнота, достоверность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами).
Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определены Положением № 620 от 18.08.2008 года «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета».
Согласно пункту 4 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
В силу пункта 3 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
В соответствии с пунктом 4 Положения № 620 субъекты официального статистического учета бесплатно информируют (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в отношении их федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления.
В случае направления информации респонденту по почте она направляется по адресу места его нахождения, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, либо по адресу, указанному в письменном обращении респондента.
Субъекты официального статистического учета на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении.
Бланки утвержденных в установленном порядке форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению предоставляются субъектами официального статистического учета по запросу респондентов безвозмездно.
Таким образом, довод жалобы о том, что административный орган должен был письменно известить общество о форме и сроках предоставления отчета, подлежит отклонению, поскольку из буквального толкования требований пункта 4 Положения N 620 не следует наличие у Липецкстата соответствующей обязанности, письменное информирование является лишь одним из способов.
Первичные статистические данные представляют собой документированную информацию по формам федерального статистического наблюдения, получаемую от респондентов, или информацию, документируемую непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (пункт 7 статьи 2 Закона N 282-ФЗ).
При этом согласно подпункту «в» пункта 2 Положения № 620 от 18.08.2008 года предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных субъектам официального статистического учета осуществляется, в том числе с учетом того, что доведение субъектами официального статистического учета форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов происходит в порядке, установленном пунктом 4 настоящего Положения, то есть по запросу респондентов.
Ссылка представителя заявителя на Письмо Федеральной службы государственной статистики от 22 января 2018 г. № 04-4-04-4/6-сми «О статистической отчетности» является несостоятельной, поскольку Росстат не является органом, уполномоченным осуществлять официальное толкование нормативных правовых актов. Указанное Письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом, имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации
При этом обязательность заполнения форм федерального статистического наблюдения и ответственность за непредставление первичных статистических данных установлена Законом № 282-ФЗ, КоАП РФ и постановлением № 620.
Согласно письму Федеральной службы государственной статистики от 17.02.2017 года № 04-04-4/29-СМИ информирование респондентов осуществляется путем размещения перечней форм отчетности в информационно-поисковой системе по адресу: http://statreg.gks.ru. Направление информационного письма о проведении в отношении хозяйствующего субъекта федерального статистического наблюдения, как правило, осуществляется респондентам, включенным в выборочные обследования.
Организации, включенные в выборочные обследования, могут быть уведомлены органами государственной статистики письменно о предоставлении конкретных форм федерального статистического наблюдения. Если опубликованный для респондента по адресу statreg.gks.ru перечень форм отчетности отличается от того, который направлен организации письменно, следует руководствоваться уведомлением в письменном виде.
Согласно сведениям с сайта http://statreg.gks.ru. ООО «Проект КГ» включен в перечень респондентов с предоставлением ежемесячной статистической отчетности формы № П, в связи с чем, доводы жалобы о том, что обществу не было известно о том, что в отношении него ведется статистическое наблюдение являются несостоятельными.
Кроме того, как следует из объяснений врио Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области ФИО4 ООО «Проект КГ» предоставляло статистическую отчетность в 2017-2018 году в электронном виде через оператора связи.
Заявитель указывает на необходимость освобождения ООО «Проект КГ» от административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершённого ООО «Проект КГ» правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Нарушение сроков предоставления статической отчетности влечет нарушение официальной статической информации.
Учитывая характер правонарушения, длительность допущенной просрочки подачи отчетности, оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности при производстве по делу не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, по делу не имеется, в жалобе не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области ФИО1 от 16.04.2018 года по делу об административном правонарушении № 10/2018 в отношении ООО «Проект КГ» по ч.1 ст.13.19 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу ООО «Проект КГ» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение десяти суток со дня вручения представителю ООО «Проект КГ» и представителю Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области копии решения путем подачи жалобы через Задонский районный суд Липецкой области.
Судья Л.А.Леонова