УИД: 91RS0015-01-2020-001165-97
Дело № 12-13/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Нижнегорского районного суда Республики Крым Чернецкая В.В., при секретаре Стрижаке А.В., с участием представителя Администрации Пшеничненского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым – Трещевой Н.Б, представителя ОСП по Нижнегорскому району УФССП России по Республике Крым – Марченко Д.А., рассмотрев материалы дела по жалобе Администрации Пшеничненского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым на постановление Начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Нижнегорскому району УФССП России по Республике Крым Марченко Дануты Алексеевны от 18 декабря 2020 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением Начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Нижнегорскому району УФССП России по Республике Крым Марченко Д.А. от 18 декабря 2020 года юридическое лицо – Администрация Пшеничненского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, председатель Пшеничненского сельского совета – глава Администрации Пшеничненского сельского поселения Трещёва Н.Б. подала жалобу, в которой просила обжалуемое постановление отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Кроме того, просила приостановить исполнительное производство №16841/20/82017, возбужденное на основании исполнительного листа серии ФС №004846043, который был выдан Нижнегорским районным судом Республики Крым по делу №2а-711/2017.
В обоснование своей жалобы Трещёва Н.Б. указала, что в соответствии с решением суда по административному делу №2а-711/2017 от 05 сентября 2017 года администрация Пшеничненского сельского поселения в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу должна была совершить следующие действия в рамках безопасности дорожного движения по улице Школьной в с. Пшеничное Нижнегорского района Республики Крым: устранить отсутствие стационарного электрического освещения, построить тротуар, установить недостающий дорожный знак 1.23 «Дети» в количестве 2 штук, нанести горизонтальную дорожную разметку, обрезать ветви деревьев.
Поскольку Администрацией Пшеничненского сельского поселения были предприняты меры, направленные на исполнение судебного решения в рамках имеющихся финансовых возможностей, Трещёва Н.Б. считает обжалуемое постановление несправедливым, незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм действующего законодательства.
В своей жалобе Трещёва Н.Б. указывает, что для установления стационарного электрического освещения потребовалась разработка проектно-сметной документации, поскольку в 2017 году бюджет поселения был на 80% дотационным, к сентябрю 2017 года все средства были распределены. В связи с чем, администрация Пшеничненского сельского поселения обратилась к главе администрации Нижнегорского района по вопросу необходимости выделения денежных средств на изготовление проектно-сметной документации на стационарное электрическое освещение.
Кроме того, 12 октября 2017 года был заключён договор на разработку проектно-сметной документации по проекту «Ремонт тротуара по ул. Школьная, с. Пшеничное, Нижнегорского района Республики Крым», сметная стоимость работ по проектно-сметной документации составила 729000 руб. Информация о наличии проектно-сметной документации, для включения Пшеничненского сельского поселения в финансирование данного вида работ, подавалась ежегодно в Администрацию Нижнегорского района, однако финансирования не было, а собственная доходная часть бюджета не располагала необходимой суммой. По информации имеющейся в отделе капитального строительства Администрации Нижнегорского района Пшеничненское сельское поселение включено в программу «Благоустройство сельских территорий», где предусмотрен ремонт тротуара по ул. Школьной в с. Пшеничное на 2021 год.
Кроме того, 12 октября 2017 года администрацией Пшеничненского сельского поселения был заключён договор на установку дорожного знака 1.23 «Дети» в количестве двух штук, а также нанесения линий пешеходной разметки, и данные работы были выполнены. Также были обрезаны ветки деревьев, ограничивающие видимость проезжей части.
При этом с 1 января 2018 года вступили в силу изменения в Закон Республики Крым от 30 июня 2017 г. №394-3PK/2017 «О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Крым «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения». Согласно данным изменениям полномочия по дорожной деятельности исключены из полномочий сельских муниципальных образований, и закреплены исключительно за муниципальными районными образованиями. Из чего следует что дальнейшее содержание автомобильных дорог, а так же организация безопасности дорожного движения относится к полномочиям Администрации Нижнегорского района. На данный момент почти все автомобильные дороги, включая дорогу по ул. Школьная в с. Пшеничное из собственности Пшеничненского сельского поселения переданы в собственность Администрации Нижнегорского района. Обязательным условием при передачи автомобильных дорог, была передача паспортов безопасности дорожного движения, а поскольку администрацией Пшеничненского сельского поселения были заказаны и получены паспорта безопасности дорожного движения на все дороги Пшеничненского сельского поселения, они в обязательном порядке переданы в район.
Кроме того, 21 сентября 2020 года было возбуждено исполнительное производство по исполнению данного судебного решения, и с администрации Пшеничненского сельского поселения был взыскан исполнительский сбор в сумме 30000 руб. Администрация Пшеничненского сельского поселения обжаловала постановление о взыскании исполнительского сбора в Нижнегорский районный суд Республики Крым и решением суда от 26 ноября 2020 года была освобождена от его уплаты.
Таким образом, администрацией Пшеничненского сельского поселения предпринимались меры по исполнению решения Нижнегорского районного суда по административному делу №2а-711/2017 в связи с чем, состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действиях администрации Пшеничненского сельского поселения отсутствует.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Пшеничненского сельского поселения – Трещёва Н.Б. доводы, указанные в жалобе поддержала, просила суд её удовлетворить. Суду пояснила, что администрацией Пшеничненского сельского поселения предпринимались все возможные меры по исполнению судебного решения однако в связи с нехваткой финансирования исполнить в установленные сроки решение суда в полном объёме не представилось возможным.
Представитель ОСП по Нижнегорскому району УФССП России по Республике Крым – Марченко Д.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции против удовлетворения жалобы возражала, суду пояснила, что обжалуемое постановление законно и обосновано, поскольку решение суда в установленный срок исполнено не было.
Суд, заслушав пояснения представителя Администрации Пшеничненского сельского поселения – Трещёвой Н.Б., а также представителя ОСП по Нижнегорскому району УФССП России по Республике Крым – Марченко Д.А., проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Из материалов дела следует, что решением Нижнегорского районного суда Республики Крым от 05 сентября 2017 года удовлетворено исковое заявление прокурора Нижнегорского района Республики Крым Терешкова И.И. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Пшеничненского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории Пшеничненского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым. На Администрацию Пшеничненского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу: устранить отсутствие стационарного электрического освещения и отсутствие тротуаров по адресу: Республика Крым, Нижнегорский район, с. Пшеничное, ул. Школьная; установить дорожные знаки, а также нанести дорожную горизонтальную разметку по адресу: Республика Крым, Нижнегорский район, ул. Школьная; обрезать ветви деревьев, ограничивающих видимость дорожных знаков.
Указанное решение суда обжаловано не было и вступило в законную силу 06 октября 2017 года.
В силу положений статьи 6 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах».
В силу статьи 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что на исполнении в ОСП по Нижнегорскому району УФССП России по Республике Крым находится исполнительное производство №16841/20/82017-ИП, возбужденное 06 августа 2020 года в отношении Администрации Пшеничненского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, предметом исполнения которого является обязанность должника в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить отсутствие стационарного электрического освещения и отсутствие тротуаров по адресу: Республика Крым, Нижнегорский район, с. Пшеничное, ул. Школьная; установить дорожные знаки, а также нанести дорожную горизонтальную разметку по адресу: Республика Крым, Нижнегорский район, ул. Школьная; обрезать ветви деревьев, ограничивающих видимость дорожных знаков.
При возбуждении исполнительного производства должнику в постановлении был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения копии постановления.
В связи с неисполнением указанных требований в срок, установленный для добровольного исполнения, 21 сентября 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации Пшеничненского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым исполнительского сбора в размере 50000 руб., а также установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 20 октября 2020 года.
Решением Нижнегорского районного суда Республики Крым от 26 ноября 2020 года частично удовлетворено административное исковое заявление Администрации Пшеничненского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, и администрация освобождена от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Нижнегорскому району УФССП России по Республике Крым от 21 сентября 2020 года по исполнительному производству №16841/20/82017-ИП. При этом само постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора отменено не было.
Постановление о взыскании исполнительского сбора №82017/20/35778 было получено должником 03 октября 2020 года, однако, в установленный срок – до 20 октября 2020 года, требования исполнительного документа по делу №2а-711/2017 должником в полном объёме исполнены. При этом документы, подтверждающие уважительную причину невозможности исполнения решения суда, должником предоставлены не были.
По состоянию на 18 декабря 2020 года требования исполнительного документа по делу №2а-711/2017 Администрацией Пшеничненского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым не были исполнены в полном объёме, при этом согласно пояснениям главы Администрации Пшеничненского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым Трещёвой Н.Б. уже изготовлены проекты по оборудованию освещения, а также по укладке тротуарной плитки на ул. Школьной в с. Пшеничное, однако в виду отсутствия финансирования данные проекты в настоящее время не реализованы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 18 декабря 2020 года судебным приставом-исполнителем протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и вынесения 18 декабря 2020 года должностным лицом службы судебных приставов обжалуемого постановления о привлечении юридического лица - Администрации Пшеничненского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 30000 рублей.
Давая оценку законности вынесенного постановления, суд приходит к выводу о том, что обстоятельства дела, установленные в ходе его рассмотрения, свидетельствуют о неисполнении должником – Администрацией Пшеничненского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, требований исполнительного документа неимущественного характера в отсутствие на то уважительных причин
Факт совершения Администрацией Пшеничненского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым вмененного правонарушения и виновность лица в его совершении подтверждены совокупностью исследованных доказательств, которые получили оценку должностным лицом административного органа в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судом не установлено обстоятельств объективной невозможности исполнения требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок и отсутствие вины должника в совершении вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия Администрации Пшеничненского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым правильно квалифицированы по части 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Совершенное Администрацией Пшеничненского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.
Решение суда, на основании которого выдан исполнительный документ, вступило в законную силу, не отменено, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» подлежит неукоснительному исполнению.
При этом доводы жалобы об отсутствии необходимого бюджетного финансирования для исполнения решения суда в полном объёме, не могут быть признаны уважительной причиной неисполнения судебного решения, и не исключают виновность должника в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок.
Российская Федерация - социальное государство, в котором, согласно статье 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.
Статья 2, часть 3 статьи 17, статья 18, часть 1 статьи 45 и статья 46 Конституции Российской Федерации гарантируют каждому государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод. При этом защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства.
Неисполнение содержащихся в решении суда требований, в том числе сроков исполнения, является нарушением конституционных прав граждан на судебную защиту.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.
Таким образом, доводы жалобы о невозможности исполнить в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа в связи с отсутствием денежных средств в бюджете и недостаточности финансирования не является основанием для неисполнения решения суда и не свидетельствуют о совершении должником всех зависящих от него мер по исполнению судебного акта с учетом того, что судебное решение было вынесено 05 сентября 2017 года и вступило в законную силу 06 октября 2017 года, а также даты возбуждения исполнительного производства, которое было возбуждено 06 августа 2020 года. При этом, суд приходит к выводу о том, что частичное исполнение судебного решения не может свидетельствовать об отсутствии состава административного правонарушения и не является основанием для освобождения от административной ответственности.
Перечисленные в жалобе меры, предпринятые Администрацией Пшеничненского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым для исполнения решения суда, не являются обстоятельствами, позволяющим судить об отсутствии вины должника.
Доводы жалобы о том, что Администрация Пшеничненского сельского поселения ежегодно обращалась к главе Администрации Нижнегорского района по вопросу необходимости выделения денежных средств для обустройства стационарного электрического освещения и тротуара не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку в материалах дела имеется обращение к главе Администрации Нижнегорского района, которое датировано 22 августа 2017 года, то есть до вынесения судебного решения, при этом, какие-либо доказательства того, что Администрацией Пшеничненского сельского поселения после вынесения судебного решения инициировалось дополнительное выделение бюджетных ассигнований на выполнение обязанностей в соответствии с судебным решением заявителем не предоставлены.
То, обстоятельство, что согласно информации имеющейся в отделе капитального строительства Администрации Нижнегорского района Пшеничненское сельское поселение включено в программу «Благоустройство сельских территорий», где предусмотрен ремонт тротуара по ул. Школьной в с. Пшеничное на 2021 год, не свидетельствует о совершении должником всех зависящих от него мер по исполнению судебного акта.
При этом, суд учитывает то обстоятельство, что должник в лице Администрации Пшеничненского сельского поселения в рамках исполнительного производства №16841/20/82017-ИП освобожден от взыскания исполнительского сбора, и приходит к выводу о том, что данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности и необоснованности выводов должностного лица о наличии в действиях Администрации Пшеничненского сельского поселения состава административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушения, поскольку решением суда Администрация Пшеничненского сельского поселения только освобождена от уплаты исполнительского сбора, при этом постановление о взыскании исполнительского сбора отменено не было, тогда как обязательным условием привлечения лица к административной ответственности по данной норме является вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании с должника исполнительского сбора в связи с неисполнением требований исполнительного документа.
Довод жалобы о том, что в настоящее время автомобильные дороги, включая дорогу по ул. Школьная в с. Пшеничное из собственности Пшеничненского сельского поселения переданы в собственность Администрации Нижнегорского района суд считает не состоятельным, поскольку на момент вынесения судебного решения, а именно на 05 сентября 2017 года, полномочия в сфере дорожной деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения на ул. Школьной в с. Пшеничное относились к компетенции Администрации Пшеничненского сельского поселения, поэтому данное обстоятельство не может служить основанием для освобождения от обязанности исполнения решения суда.
Доводы жалобы Администрации Пшеничненского сельского поселения, имеющие правовое значение для дела, установленные обстоятельства и выводы о виновности администрации в совершении указанного административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемого постановления.
Срок давности и порядок привлечения администрации к административной ответственности соблюдены, административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, не установлено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что содержащееся в жалобе требование Администрации Пшеничненского сельского поселения о приостановлении исполнительного производства №16841/20/82017, возбужденного на основании исполнительного листа серии ФС №004846043, который был выдан Нижнегорским районным судом Республики Крым по делу №2а-711/2017 не подлежит рассмотрению в рамках производства по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, поскольку данный вопрос разрешается в порядке, предусмотренном ст. 359 КАС РФ.
Вместе с тем, суд считает необходимым разъяснить заявителю, что для разрешения вопроса о приостановлении исполнительного производства ему необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном ст. 359 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Постановление Начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Нижнегорскому району УФССП России по Республике Крым Марченко Дануты Алексеевны от 18 декабря 2020 года в отношении Администрации Пшеничненского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, – оставить без изменения, жалобу Администрации Пшеничненского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Нижнегорский районный суд Республики Крым.
Судья: