№ 12-13/2021
УИД 56MS0060-01-2020-000509-96
Р Е Ш Е Н И Е
08 июня 2021 года п. Переволоцкий
Оренбургской области
Судья Переволоцкого районного суда Оренбургской области Чарикова Т.Н., при секретаре судебного заседания Бикбаеве И.Г., с участием:
- представителя должностного лица, составившего протокол об административной правонарушении департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области - ФИО1;
- представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности администрации Переволоцкого района Оренбургской области ФИО2, представителя департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области ФИО3 на не вступившее в законную силу
постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка № 2 Переволоцкого района Оренбургской области в отношении
администрации Переволоцкого района Оренбургской области, ОГРН №, ИНН №, юридический адрес: <адрес>
у с т а н о в и л :
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Переволоцкого района от ДД.ММ.ГГГГ. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении администрации Переволоцкого района Оренбургской области прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным постановлением по делу, директор департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области ФИО3 обратился с жалобой в Переволоцкий районный суд.
Жалобу обосновал тем, что в нарушении законодательно установленной обязанности администрацией Переволоцкого района Оренбургской области на момент проведения и завершения департаментом проверки не организована в установленном порядке работа по созданию муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (оборудование систем оповещения, установленное в населенных пунктах, не сопряжено технически и программно с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения (РАСЦО) и между собой, не оформлен паспорт системы оповещения.
В рамках проведения проверки администрацией Переволоцкого района Оренбургской области Паспорт муниципальной системы оповещения населения МО <адрес> представлен проверяющему лицу не был. Представленный в суд первой инстанции Паспорт не может быть принят во внимание судом как допустимое доказательство в виду следующего.
В соответствии с паспортом муниципальной системы оповещения населения МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ система оповещения создана на базе аппаратуры П-164 не вошедшая в перечень комплексов технических средств оповещения, рекомендованных МЧС России, прошедших приемочные испытания с учетом выполнения требований ГОСТ Р 42.3.01.2014 и предназначенных для создания местных систем оповещения, указанное в паспорте оборудование не является собственностью МО <адрес>, оно находится в собственности <адрес>.
Кроме того, указанное оборудование не готово к использованию по назначению, что подтверждается проведенной в ДД.ММ.ГГГГ проверки технической готовности РАСЦО населения <адрес> (Акт проверки от года).
В виду указанного, паспорт муниципальной системы оповещения населения МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является ничтожным и не может быть принят судом во внимание.
Надзорным органом департамента установлен факт не выполнения администрацией Переволоцкого района Оренбургской области установленных требований указанных нормативных правовых актов. Ссылку законного представителя правонарушителя на невозможность прохождения обучения в ДД.ММ.ГГГГ в виду введения ограничительных мер по противодействию распространению в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в ДД.ММ.ГГГГ считаем не состоятельной, ввиду того, что указанные в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ должностные лица администрации Переволоцкого района Оренбургской области подлежащие обязательному обучению занимают свои должности не с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а с гораздо ранних дат и правонарушитель имел реальную возможность во временном интервале провести обучение ранее ДД.ММ.ГГГГ и тем самым обеспечить соблюдению указанного законом требования.
Просит обжалуемое постановление отменить и принять по делу новое постановление, в котором привлечь администрацию Переволоцкого района Оренбургской области к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Представитель должностного лица, составившего протокол об административной правонарушении департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области - ФИО1, действующая по доверенности, жалобу поддержала, обосновала доводами, изложенными в жалобе.
В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном производстве ФИО2, просила в удовлетворении жалобы отказать, постановление мирового судьи оставить без изменения, указав, что все необходимые меры в сфере предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера администрация Переволоцкого района выполняет в соответствии с возложенными полномочиями, руководствуясь утверждёнными на вышестоящем уровне методическими рекомендациями и в установленные сроки, с поправкой на непредвиденные обстоятельства, такие как возникновение и распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), которая подкорректировала исполнение многих планов, в том числе и план по обучению или переподготовке уполномоченных специалистов.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, выслушав показания свидетеля К изучив материалы дела об административном правонарушении, судья пришел к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6. КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела по надзорной деятельности и чрезвычайным ситуациям департаментом пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес>В в отношении администрации Переволоцкого района Оренбургской области составлен протокол № об административном правонарушении, согласно которому в период с <данные изъяты> часов ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> часов ДД.ММ.ГГГГ, при проведении плановой выездной проверки выполнения администрацией Переволоцкого района требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, требования нормативных правовых актов, выявлено следующее:
1. В нарушение пп. «в», «г», «м» п. 2 ст. 11, абз. 4 п. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», абз. 3 п. 7, абз. 2 п. 10, п. 30, абз. 1 п. 5 прил. Ns 1 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ, ФИО4 от 31.07.2020 № 578/365 (зарегистрирован в Минюсте РФ 26.10.2020 регистрационный № 60567), п. 21, 62 Положения о технических системах управления гражданской обороны, системе оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Оренбургской области, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 18.08.2014 № 571-п, не организована работа по созданию муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (оборудование систем оповещения, установленное в населенных пунктах, не сопряжено технически и программно с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения (РАС-ЦО) и между собой, не оформлен паспорт системы оповещения);
2. В нарушение пп. «д», «е» п. 2, пп. «д» п. 4, абз. 3, 4 п. 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и" техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1485, абз. 2 п. 3.1.6 Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.08.2015 № 7, абз. 2, 3 п. 3 постановления Правительства Оренбургской области от 16.05.2018 № 281-п «О подготовке населения Оренбургской области в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не прошли переподготовку или повышение квалификации уполномоченные работники следующих категорий: председатель комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, начальник органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования, специалисты единой дежурно- диспетчерской службы муниципального образования.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, мировой судья производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении администрации Переволоцкого района Оренбургской области прекратил на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, поскольку в представленных материалах отсутствуют достаточные доказательства, подтверждающие совершение администрацией Переволоцкого района Оренбургской области административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, поскольку как следует из письменных материалов, представленных законным представителем юридического лица, администрацией Переволоцкого района Оренбургской области предпринимались все необходимые меры в сфере предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно пп. 28 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с абз. 4 п. 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Аналогичное требование содержит и Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а именно пп. «м» п. 2 ст. 11 Закона обязывает органы местного самоуправления самостоятельно создавать и поддерживать в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
В соответствии со ст. 7 приказа МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2020 № 60567) на муниципальном уровне создаются муниципальные автоматизированные системы централизованного оповещения (далее муниципальная система оповещения). Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления. Положение разработано в целях реализации подпункта «а» пункта 12 Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 20.12.2016 № 696, подпункта «е» пункта 13 Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11.01.2018 № 12.
Как следует из содержания и смысла ч.ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Суд полагает, что в связи с изложенным заслуживает внимания довод жалобы о том, что в нарушении законодательства установленной обязанности администрацией Переволоцкого района Оренбургской области на момент проведения и завершения департаментом проверки не организована в установленном порядке работа по созданию муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (оборудование систем оповещения, установленное в населенных пунктах, не сопряжено технически и программно с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения (РАСЦО) и между собой, не оформлен паспорт системы оповещения.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положением о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования» (утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.08.2015 № 7), постановлением Правительства Оренбургской области от 16.05.2018 № 281-п «О подготовке населения Оренбургской области в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» должностные лица и председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности всех уровней власти должны проходить обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Как следует из материалов дела надзорным органом департаментом пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> установлен факт не выполнения администрацией Переволоцкого района Оренбургской области установленных требований нормативных правовых актов. Ссылку законного представителя правонарушителя на невозможность прохождения обучения в ДД.ММ.ГГГГ в виду введения ограничительных мер по противодействию распространению в <адрес> новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в ДД.ММ.ГГГГ суд считает не состоятельной, ввиду того, что указанные в Акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. должностные лица администрации Переволоцкого района Оренбургской области подлежащие обязательному обучению занимают свои должности не с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а с гораздо ранних дат и администрация Переволоцкого района имела реальную возможность во временном интервале провести обучение ранее ДД.ММ.ГГГГ и тем самым обеспечить соблюдению указанного законом требования.
С учетом вышеизложенного судья пришел к выводу о незаконности обжалованного постановления о прекращении производства по делу в отношении юридического лица в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении администрации Переволоцкого района Оренбургской области подлежит отмене, а дело – возвращению мировому судье судебного участка № 2 Переволоцкого района Оренбургской области на новое рассмотрение.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Существенное нарушение мировым судьей процессуальных требований не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому постановление подлежит отмене.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу директора департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области ФИО3 удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 2 Переволоцкого района Оренбургской области в отношении администрации Переволоцкого района Оренбургской области, отменить, дело об административном правонарушении возвратить мировому судье судебного участка № 2 Переволоцкого района Оренбургской области на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу немедленно. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в порядке, предусмотренном статьей 30.12. Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях»,
Судья Т.Н. Чарикова