ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/2021 от 09.02.2021 Каменского районного суда (Ростовская область)

№12-13/2021

УИД 61RS00036-01-2020-005351-77

Р Е Ш Е Н И Е

09 февраля 2021 года судья Каменского районного суда Ростовской области Матвиенко Д.Н., с участием представителей межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республики Калмыкия Долгова Д.С. и Ступак Н.Ю., руководителя ООО «Комбинат коммунальных предприятий» Лощилова В.Г.,

рассмотрев в помещении Каменского районного суда жалобу должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью «Комбинат коммунальных предприятий» Лощилова Валерия Геннадьевича на постановление должностного лица межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республики Калмыкия Ступак Н.Ю. от 18.12.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица- директора ООО «ККП» Лощилова В.Г.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением по делу об административном правонарушении от 18.12.2020года №0319/05/3726/934/СЗ/РС/2020 вынесенным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия, заместитель начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия Ступак Н.Ю. должностное лицо - директор общества с ограниченной ответственностью «Комбинат коммунальных предприятий» (ООО «ККП») Лощилов Валерий Геннадьевич признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Должностное лицо - директор ООО «ККП» Лощилов Валерий Геннадьевич не согласился с вышеуказанным постановлением и подал на него жалобу, в которой просил суд постановление от 18.12.2020г. отменить, ссылаясь на то, что согласно заключению кадастрового инженера, действующий полигон ГБО расположен на земельных участках с кадастровыми номерами: , в том числе - на земельном участке с номером отходами занято 662925 кв.м. Фактически ООО «ККП» арендует у администрации города Каменск-Шахтинского под размещение полигона ТБО земельный участок с кадастровым номером площадью 74433 кв.м., согласно заключенного договора аренды от 14.07.2020г. . Не представлено доказательств, что участки с кадастровыми номерами захламлены в результате действий ООО «ККП», что указано в решении Каменского районного суда Ростовской области от 01.04.2019г. и апелляционном определении Ростовского областного суда от 10.06.2019г. Таким образом, ООО «ККП» не совершал административных правонарушений, предусмотренных ч.2 сч.8.6.КоАП РФ на территориях, не принадлежащих ООО «ККП».

Не согласившись с доводами жалобы директора ООО «Комбинат коммунальных предприятий» Лощилова В.Г., представитель межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республики Калмыкия подала отзыв, в котором просит суд оставить постановление от 18.12.2020 года без изменения, а жалобу директора ООО «Комбинат коммунальных предприятий» Лощилова В.Г., без удовлетворения, ссылаясь на то, что ООО «ККП» имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности от 12.05.2016 серия <данные изъяты> В рамках проведения административного расследования должностными лицами 18.08.2020 осуществлен осмотр объекта размещения отходов, расположенного по адресу: <адрес> По итогам осмотра составлены протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений территорий и находящихся там вещей и документов, фототаблица. Протоколом осмотра зафиксировано отсутствие обваловки по периметру полигона ТКО, а также неравномерный рельеф местности. Исходя из заключения, следует, что тело полигона представляет собой единую насыпь и выходит за границы земельного участка с кадастровым номером на прилегающие земельные участки, что подтверждается картограммой объемов, протоколом осмотра и фототаблицей, исходя из которых насыпь, зафиксированная на прилегающих земельных участках, является продолжением тела объекта размещения отходов. Насыпи на прилегающих земельных участках не отделены от тела полигона. Указанное правонарушение допущено по вине должностного лица директора ООО «ККП» Лощилова В.Г., который своими действиями (бездействием) нарушил требования ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ.

В судебном заседании должностное лицо – директор ООО «Комбинат коммунальных предприятий» Лощилов В.Г. жалобу поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, аналогичные указанным в жалобе.

В судебном заседании представители межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республики Калмыкия Долгова Д.С. и Ступак Н.Ю. возражали против удовлетворения жалобы, ссылаясь на доводы, указанные в отзыве на жалобу директора ООО «Комбинат коммунальных предприятий» Лощилова В.Г.

Рассмотрев доводы жалобы, выслушав лиц участвующих в деле, проверив материалы дела, судья полагает, что постановление от 18.12.2020 года подлежит оставлению без изменения, а жалоба директора ООО «Комбинат коммунальных предприятий» Лощилова В.Г. - без удовлетворения, по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" уделено внимание вопросам реализации принципа презумпции невиновности. В пункте 13 указанного постановления разъясняется, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса принципа административной ответственности -презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, лица в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Согласно ч. 2 ст. 8.6 КРФ об АП, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что старшим государственным инспекторм Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия, заместитель начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия Ступак Н.Ю. 18.12.2020г. вынесено постановление , согласно которому, должностное лицо - директор общества с ограниченной ответственностью «Комбинат коммунальных предприятий» Лощилов Валерий Геннадьевич признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, на основании нижеследующего.

Как усматривается из протокола об административном правонарушении от 04.12.2020 , отделом государственного надзора в области обращения с отходами Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области Республике Калмыкия рассмотрена служебная записка начальника отдела государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности Управления, содержащая доводы о возможном нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «Комбинат коммунальных предприятий» природоохранного законодательства РФ в части несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, а именно о возможном исчерпании проектной мощности объекта размещения отходов.

В соответствии с положением п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, поступившие материалы, указывающие на наличие события административного правонарушения, явились основанием для вынесения определения от 13.08.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «ККП», с целью выяснения всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирования, юридической квалификации и процессуального оформления.

Во исполнение положений ст. 28.7 КоАП РФ 17.08.2020 в адрес ООО «ККП» направлено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, получено ООО «ККП» от 17.08.2020.

В рамках проведения административного расследования должностными лицами Управления 18.08.2020 осуществлен осмотр объекта размещения отходов, внесенного в ГРОРО приказом Федеральной службы по надзору & сфере природопользования от 11.02.2016 . (№ в ; код объекта, оказывающего вегативное воздействие на окружающую среду: я категория негативного воздействия на окружающую среду), эксплуатируемого ООО «ККП», расположенного по адресу: <адрес>

Осмотр проводился государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного надзора в области обращения с отходами. ФИО2 в период с 11 часов 15 минут по 16 часов 00 минут с участием инженера-геодезиста, специалиста ООО «ГеоСеть» ФИО4, специалиста ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ФИО5, в присутствии понятого ФИО6, представителей юридического лица ООО «ККП» - ФИО7, ФИО8, осмотр проводился с применением фотофиксации при помощи цифрового фотоаппарата марки <данные изъяты> модель: (инвентарный номер Управления ). Определение точек координат проводилось с использованием GPS навигатора марки Garmin DAKOTA 10 инвентарный номер Управления <данные изъяты>

Специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» (аттестат аккредитации № RA.RU.21ЮФO1) ФИО5 проведены отборы проб отходов с целью определения их видов и классов опасности, а также пробы почв с целью определения токсического влияния размещенных отходов. Инженером-геодезистом ООО «ГеоСеть» (лицензия на осуществление геодезической и картографической деятельности от 26.03.2019 № 61-00071Ф) ФИО4 проведены пространственные измерения с целью определения границ объекта размещения отходов, площади, на которой размещены отходы, а также объема размещенных отходов.

В ходе осмотра объекта размещения отходов, эксплуатируемого ООО «ККП» зафиксировано загрязнение отходами производства и потребления прилегающих земельных участков к территории объекта размещения отходов (фото№№ 37, 41, 42, 65, 70, 71, 72, 74, 77, 78, 91,93).

По итогам осмотра составлены протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений территорий и находящихся там вещей и документов от 18.08.2020 , протокол об изъятии вещей и документов по делу об административном правонарушении от 18.08.2020 , фототаблица от 18.08.2020. Отборы проб отходов с целью определения их видов и классов опасности территории объекта размещения отходов, эксплуатируемого ООО «ККП», произведены специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» в следующих точках:

- точка № 1 (координаты 48°17.387"с.ш. 40°15.709"в.д)-протокол отбора (измерений) проб отхода от 18.08.2020 № 125;

- точка № 2 (координаты 48°17.395" с.ш. 40°15.663" в.д) - протокол отбора (измерений) проб отхода от 18.08.2020 № 126;

- точка№ 3 (координаты 48°17.395" с.ш. 40°15.624р в.д) - протокол отбора (измерений) проб отхода от 18.08.2020 № 127;

- точка№ 4 (координаты 48°17.307" с.ш. 40°15.684" в.д) - протокол отбора (измерений) проб отхода от 18.08.2020 № 128;

- точка № 5 (координаты 48°17.288" с.ш. 40°15.724" в.д) - протокол отбора (измерений) проб отхода от 18.08.2020 № 129;

- точка № 9 (координаты 48°17.284" с.ш. 40°15.795р в.д) - протокол отбора (измерений) проб отхода от 18.08.2020 № 133;

- точка № 10 (координаты 48°17.335" с.ш. 40°15.690" в.д) - протокол отбора (измерений) проб отхода от 18.08.2020 № 134.

Отборы проб почвы с целью определения токсического влияния размещенных отходов произведены специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» в следующих точках:

- точка № 1 (координаты 48°17.387" с.ш. 40°15.709" в.д) - протокол отбора (измерений) проб почвы от 18.08.2020 № 26;

- точка № 2 (координаты 48°17.395" с.ш. 40°15.624р в.д) - протокол отбора (измерений) проб почвы от 18.08.2020 № 26;

- точка № 3 (координаты 48°17.307" с.ш. 40°15.684" в.д) - протокол отбора (измерений) проб почвы от 18.08.2020 № 26;

- точка № 4 (координаты 48°17.288Р с.ш. 40°15.724" в.д) - протокол отбора (измерений) проб почвы от 18.08.2020 № 26;

- точка № 6 (координаты 48°17.284" с.ш. 40°15.84Г в.д) - протокол отбора (измерений) проб почвы от 18.08.2020 № 26;

- точка № 7 (фоновая) (координаты 48°17.802р с.ш. 40°14.948" в.д) - протокол отбора (измерений) проб почвы от 18.08.2020 № 26.

ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» по результатам отборов проб отходов и почвы представлено экспертное заключение от 31.08.2020 № 31, в соответствии с которым:

- отходы, размещенные в пределах точки № 1 относятся к отходам (мусору) от строительных и ремонтных работ (код по ФККО 8 90 000 01 72 4), относятся к IV классу опасности;

- отходы, размещенные в пределах точки № 2 относятся к таре стеклянной незагрязненной (код по ФККО 4 51 102 00 20 5), относятся к V классу опасности;

- отходы, размещенные в пределах точки № 3 относятся к твердым коммунальным отходам (код по ФККО 7 31 000 00 00 0), относятся к IV классу опасности;

- отходы, размещенные в пределах точки № 4 относятся к твердым коммунальным отходам (код по ФККО 7 31 000 00 00 0), относятся к IV классу опасности;

- отходы, размещенные в пределах точки № 5 относятся к твердым коммунальным отходам (код по ФККО 7 31 000 00 00 0), относятся к IV классу опасности;

- отходы, размещенные в пределах точки № 6 относятся к твердым коммунальным отходам (код по ФККО 7 31 000 00 00 0), относятся к IV классу опасности;

- отходы, размещенные в пределах точки № 7 относятся к твердым коммунальным отходам (код по ФККО 7 31 000 00 00 0), относятся к IV классу опасности;

- отходы, размещенные в пределах точки № 8 относятся к твердым коммунальным отходам (год по ФККО7 31 000 00 00 0), относятся к IV классу опасности;

- отходы, размещенные в пределах точки № 9 относятся к твердым коммунальным отходам (код по ФККО 7 31 000 00 00 0), относятся к IV классу опасности;

- отходы, размещенные в пределах точки № 10 относятся к твердым коммунальным отходам (код по ФККО 7 31 000 00 00 0), относятся к IV классу опасности; - образцы почвы, отобранные в точках №№ 1-6, являются токсичными. Фоновая проба почвы (точка № 7) не является токсичной.

В виду загрязнения прилегающих земельных участков к объекту размещения отходов невозможности определить границы объекта размещения отходов в Межрайонный отдел Федеральной кадастровой палаты «Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ростовской области направлен запрос о предоставлении сведений о земельных участках с кадастровыми номерами . Руководствуясь ч. 1 ст. 26.10 КоАП РФ, в связи с необходимостью получения сведений об указанных земельных участках 08.09.2020 вынесено н направлено в адрес Администрации г. Каменск-Шахтинский определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении.

По причине необходимости получения результатов геодезических работ, информации о земельных участках из Межрайонного отдела Федеральной кадастровой палаты «Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ростовской области, ответа на вынесенное определение от Администрации г. Каменск-Шахтинский, а также их дальнейшего анализа для разрешения административного дела 11.09.2020 Управлением вынесено определение о продлении срока проведения административного расследования.

В соответствии с полученной информацией из Межрайонного отдела Федеральной кадастровой палаты «Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ростовской области, а также ответа (исх. от 16.09.2020 № 56.06/3710, вх. Управления от 16.09.2020 № 11/7509) на вынесенное определение от Администрации г. Каменск-Шахтинский вышеуказанные земельные участки принадлежат на праве собственности муниципальному образованию г. Каменск-Шахтинский Ростовской области. Земельный участок с кадастровым номером 61:52:0030084:1701 передан в аренду ООО «ККП» по договору от 14.07.2020 №31-20.

В соответствии с Техническим отчетом ООО «ГеоСеть» «Обмерные работы по адресу: <адрес> «Действующая» расположена на земельных участках с кадастровыми номерами . Общая площадь «свалки» составляет 67834,87 м2, из них: на земельном участке с кадастровым номером отходами занято 66292 м2, на участке ) - 84,37 м2, на участке ) - 58 м2, на участке - 1277 м2.

При этом, общий объем отходов, размещенных на «свалке» № 1 составляет 197062 м3, их них: на земельном участке с кадастровым номером объем отходов составляет 194736 м3, на участке - 79 м3, на участке , на участке ) - насыпь отсутствует.

В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные убловия для существования жизни на Земле.

Исходя из статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; - осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно положениям ст. 74 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

Пунктами 1,2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

По итогам рассмотрения материалов административного расследования установлено, что ООО «ККП» при эксплуатации объекта размещения отходов допустило порчу почв прилегающих земельных участков, а именно земельных участков с кадастровыми номерами что подтверждается материалами административного дела.

Временем обнаружения (после выяснения всех обстоятельств) административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ является 04.12.2020.

Место совершения административного правонарушения: Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, территория земельных участков с кадастровыми номерами

Рассмотрение материалов административного дела проходило в присутствии должностного лица - директора Общества с ограниченной ответственностью «Комбинат коммунальных предприятий» Лощилова Валерия Геннадьевича.

В ходе рассмотрения материалов дела исследовались протокол об административном правонарушении от 04.12.2020, определение о назначении времени и места рассмотрения дела административном правонарушении от 04.12.2020 и другие материалы дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

По итогам рассмотрения материалов административного расследования установлено, что ООО «ККП» при эксплуатации объекта размещения отходов допустило порчу почв прилегающих земельных участков, а именно земельных участков с кадастровыми номерами , что подтверждается материалами административного дела.

Таким образом, судья считает, что должностным лицом Межрегионального управления Росприроднадзора верно установлено, что именно по вине должностного лица директора ООО «ККП» Лощилова Валерия Геннадьевича нарушены требования ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ.

В соответствии с п. 8.25 руководство текущей деятельностью Общества осуществляет единоличный исполнительный орган Общества - директор, который избирается Общим собранием участников сроком на пять лет и подотчетен общему собранию участников Общества.

Приказом от 13.01.2016 № 7 с 13.01.2016 Лощилов В.Г. вступил в должность директора ООО «ККП».

Согласно п. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Управлением не установлено наличие смягчающих или отягчающих вину обстоятельств совершения административного правонарушения.

Таким образом, прихожу к выводу о том, что доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку материалами дела установлено наличие вины должностного лица.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 30.1-30.7 Кодекса РФ об АП, судья,

Р Е Ш И Л:

Жалобу директора ООО «ККП» Лощилова В.Г. на постановление заместителя начальника отдела государственного надзора в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия Ступак Н.Ю. от 18.12.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью «Комбинат коммунальных предприятий» Лощилова Валерия Геннадьевича, оставить без удовлетворения, постановление административного органа - без изменения.

Решение, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.

Судья_________