ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/2021 от 18.02.2021 Сусуманского районного суда (Магаданская область)

Дело № 12-13/2021 (12-27/2020)

49RS0001-01-2020-005333-55

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на определение

об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении

г. Сусуман 18 февраля 2021 года

Сусуманский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Пудовой Е.В.,

рассмотрев жалобу Зимина Алексея Валерьевича на определение военного комиссара Магаданской области Барановского С.И. от 29 сентября 2020 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

Определением военного комиссара Магаданской области Барановского С.И. от 29 сентября 2020 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 21.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа пос. Холодный» (далее – МБОУ «ООШ пос. Холодный»).

Не согласившись с определением, заявитель Зимин А.В., обращавшийся к военному комиссару Магаданской области с заявлением о привлечении должностного лица к административной ответственности, обратился в Магаданский городской суд Магаданской области с жалобой, в которой просил определение отменить и принять по жалобе новое решение.

В обоснование указал, что в заявлении он сообщил о нарушении бывшим работодателем обязанностей по ведению воинского учета, то есть о факте административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ. Решение военного комиссара Магаданской области Барановского С.И. было предоставлено ему в виде письма от 29 сентября 2020 года, в котором военный комиссар пришел к выводу о наличии «предполагаемого правонарушения» и указывал об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, однако решение об отказе в возбуждении административного правонарушения принято не было.

Полагая его права нарушенными ввиду невынесения определения об отказе в привлечении должностного лица к административной ответственности, он обратился с жалобой в прокуратуру Магаданской области, и в дальнейшем в его адрес направлено определение военного комиссара Магаданской области Барановского С.И. от 29 сентября 2020 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, содержащее недостоверные сведения, противоречащие письму военного комиссара Магаданской области Барановского С.И. от 29 сентября 2020 года.

Так, недостоверным является информация о снятии его с воинского учета
ДД.ММ.ГГГГ, поскольку это противоречит данным его воинского билета, а именно тому, что по прибытию к месту регистрации в <адрес> он обратился в военный комиссариат и ДД.ММ.ГГГГ в его военном билете сделана отметка о снятии с воинского учета и освобождении от исполнения воинской обязанности.

В военный комиссариат Магаданской области с заявлением о снятии его с воинского учета он не обращался, снят с учета ДД.ММ.ГГГГ не был, в связи с чем на момент увольнения (ДД.ММ.ГГГГ) находился на воинском учете в военном комиссариате Магаданской области (отдел по Сусуманскому району).

Полагал противоречивой содержащуюся в письме и определении
от 29 ноября 2020 года информацию в части оснований отказа в привлечении лица к административной ответственности – истечение срока давности или отсутствие события административного правонарушения. Считал, что при проведении проверки по его заявлению не выявлены должностные лица МБОУ «ООШ п. Холодный», ответственные за воинский учет работников организации, не установлены их должностные обязанности и виновность. Обратил внимание на то, что в копии определения отсутствует указание о направлении его в адрес потерпевшего и должностного лица, в отношении которого вынесено определение об отказе в привлечении к административной ответственности.

В порядке подготовки жалобы к рассмотрению Магаданским городским судом Магаданской области 17 декабря 2020 года в Федеральном казенном учреждении «Военный комиссариат Магаданской области» истребованы материалы проверки.

19 января 2021 года жалоба направлена на рассмотрение в Сусуманский районный суд Магаданской области по территориальной подсудности.

04 февраля 2021 года жалоба Зимина А.В. и копии материалов проверки поступили в Сусуманский районный суд Магаданской области.

В судебное заседание заявитель Зимин А.В., представитель
МБОУ «ООШ п. Холодный», военный комиссар Магаданской области Барановский С.И. не явились, извещены о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили. Военный комиссар Магаданской области и представитель МБОУ «ООШ п. Холодный» в письменных заявлениях просили оставить жалобу без удовлетворения.

Изучив представленные материалы, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется в соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719 (далее – Положение о воинском учете).

Пунктом 32 Положения о воинском учете предусмотрены обязанности работников, осуществляющих воинский учет в организациях, связанные с поддержанием в актуальном состоянии сведений, содержащихся в учетных документах, и обеспечением поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, а именно: направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций); направляют в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете; представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до
1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году; сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в учетных документах, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан; сверяют не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, сведения о воинском учете, содержащиеся в учетных документах, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления; вносят в учетные документы сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты; оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

В соответствии с п. 27 Положения о воинском учете воинский учет граждан в организациях осуществляется по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации.

Ведение и хранение личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, а также заполнение разд. II «Сведения о воинском учете» личных карточек на военнообязанных и призывников осуществляется в организации в соответствии с Приложением 7 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях» (утв. Генштабом Вооруженных Сил Российской Федерации 11 июля 2017 года), согласно пункту 3 которого личные карточки на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, и граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела отдельной картотеки граждан, пребывающих в запасе.

Из содержания ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ следует, что обязанность руководителя или другого ответственного за военно-учетную работу должностного лица организации сообщать в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведения о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, относится исключительно к категории работников, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете.

Как усматривается из материалов дела, Зимин А.В. работал в МБОУ «ООШ п. Холодный» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Зимин А.В. имеет воинское звание – рядовой, 17 августа 2019 года достиг возраста 50 лет, являющегося в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предельным для пребывания в запасе.

Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный в установленном настоящим Федеральным законом порядке не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится военным комиссариатом либо иным органом, осуществляющим воинский учет, в отставку и снимается с воинского учета (ч. 3 ст. 53 Федерального закона
от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Таким образом, основанием для снятия гражданина с воинского учета является факт достижения им предельного возраста пребывания в запасе, а не факт обращения им в военный комиссариат для отметки о снятии с воинского учета.

С учетом того, что Зимин А.В. уволен из МБОУ «ООШ п. Холодный»
ДД.ММ.ГГГГ, то есть через три месяца после достижения им предельного возраста пребывания в запасе, военным комиссаром Магаданской области Барановским С.И. сделан вывод о том, что у должностных лиц МБОУ «ООШ
п. Холодный» отсутствовала обязанность предоставления сведений об увольнении Зимина А.В. в военный комиссариат.

Выводы военного комиссара о том, что в действиях МБОУ «ООШ
п. Холодный» не установлено события административного правонарушения, не противоречат представленным материалам дела и положениям закона. Несогласие Зимина А.В. с выводами должностного лица не подтверждает нарушения норм материального и процессуального права, а сводится к иной оценке обстоятельств дела.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 3
ст. 21.4 КоАП РФ, составляет два месяца (в ред. до 05 мая 2020 года).

Противоречий между содержанием определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 29 сентября 2020 года и ответа военного комиссара Магаданской области Барановского С.И. от 29 сентября
2020 года, влекущих необходимость отмены обжалуемого определения, не усматривается, ввиду единого содержащегося в них вывода – наличия обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Таким образом при производстве по настоящему делу нарушений норм КоАП РФ, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого определения военного комиссара Магаданской области Барановского С.И.
от 29 сентября 2020 года, должностным лицом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Определение военного комиссара Магаданской области Барановского С.И. от 29 сентября 2020 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении – оставить без изменения, жалобу Зимина Алексея Валерьевича – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в вышестоящий суд лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, а также должностным лицом, вынесшим постановление, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.В. Пудова