ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/2021 от 19.05.2021 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Исип О.С. дело № 21-246/2021(№ 12-13/2021)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Санжаровская Н.Ю., при секретаре Куприенковой Л.А., рассмотрев 19 мая 2021 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми дело по жалобе защитника ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Линникова А.В. на постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Осипова А.И. от 13 ноября 2020 года № 787 и решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 24 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»,

установил:

постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя Главного государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Осипова А.И. от 13 ноября 2020 года № 787 ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, защитник ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Линников А.В. обратился в Усинский городской суд Республики Коми с жалобой, в которой просил признать его незаконным и отменить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения, поскольку разгерметизация трубопровода с последующим разливом нефтесодержащей жидкости произошла не по вине Общества, а в результате действий подрядчика ООО «Ликвидатор», производившего демонтаж трубопроводов с нарушением условий договора № 20Y0780 от 08 апреля 2020 года на выполнение работ по ликвидации объектов ООО «Лукойл-Коми» в 2020-2021 г.г., что привело к повреждению действующего нефтепровода ковшом экскаватора.

Решением судьи Усинского городского суда Республики Коми от 24 марта 2021 года постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Осипова А.И. от 13 ноября 2020 года № 787 о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» - оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, защитник ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Линников А.В. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит их отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения, приводя доводы, аналогичные доводам, изложенным в жалобе в Усинский городской суд Республики Коми, настаивая на том, что загрязнение лесов произошло в результате действий подрядчика ООО «Ликвидатор», повлекших разгерметизацию нефтепровода. Дополнительно указал, что у Общества не было возможности принять меры по контролю за действиями подрядчика, досрочно начавшего работы вне согласованного сторонами графика и без оформления необходимых документов (разрешения на проведение работ, наряд-допусков и т.п.).

Защитник ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Рогова М.А. в судебном заседании в Верховном Суде Республики Коми жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в судебное заседание не явился, выразил свою позицию в письменных возражениях на жалобу, согласно которым считает вынесенные акты по делу об административном правонарушении законными, просит дело рассмотреть без участия представителя Министерства.

В соответствии со статьями 25.1 и 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения защитника ООО «Лукойл-Коми» Роговой М.А., изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы и поданных на жалобу возхражений, прихожу к следующему выводу.

Часть 2 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, заключается в загрязнении лесов, при этом загрязнение является одномоментным действием, заканчивающимся в момент завершения поступления загрязняющих веществ в окружающую среду.

Из требований частей 1 и 3 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ следует, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом РФ, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 60.14 Лесного кодекса РФ в целях охраны лесов, включая лесные насаждения, лесные почвы, среду обитания объектов животного мира и другие природные объекты в лесах, от нефтяного загрязнения осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Подвергшиеся нефтяному загрязнению земли, на которых расположены леса, подлежат рекультивации. Особенности охраны лесов от нефтяного загрязнения, а также осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Частями 1 и 2 статьи 46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

В соответствии с пунктом 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 года № 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

В силу пункта 25 указанных Правил не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.

Согласно требованиям подпунктов 6.1 и 6.2 пункта 6 Государственного стандарта РФ «Нефть. Общие технические условия» ГОСТ Р 51858-2002, принятого и введенного в действие постановлением Госстандарта России от 08 января 2002 года № 2-ст, нефть является природным жидким токсичным продуктом. Нефть содержит легкоиспаряющиеся вещества, опасные для здоровья и жизни человека и для окружающей среды.

Из материалов дела следует, что согласно договорам аренды лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, № С0990530/69/16-АЗ от 04.05.2016, № C0990530/140/13-A3 от 25.10.2013, № С0990530/143/15-АЗ от 07.10.2015, № C0990530/34/12-A3 от 20.04.2012, № C990530/233/14-A3 от 22.09.2014, № C0990530/38/09-A3 от 27.03.2009, № C0990530/30/08-A3 от 29.07.2008, № C0990530/125/15-A3 от 03.09.2015 ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» предоставлены во временное пользование лесные участки, находящиеся по адресу: Республика Коми, Усинский район, Усинское лесничество, Усинское участковое лесничество, квартала 111-114, 520 и другие, Усть-Усинское участковое лесничество, квартала 84, 86 и другие.

По условиям пункта 1.3 договоров лесные участки переданы для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, цель использования определена как строительство, реконструкция и эксплуатация объектов Усинского нефтяного месторождения.

Положениями пункта 6.4 договоров в качестве обязанностей арендатора предусмотрено использование ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» лесных участков с соблюдением требований санитарной безопасности в лесах, в соответствии с его целевым назначением, разрешенным видом использования лесов и способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе как природному объекту, а также с условиями установленными настоящим договором; не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик лесного участка, экологической обстановки на арендуемой территории, а также к загрязнению окружающей территории, дорог в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации.

В ГУ РК «Усинское лесничество» поступило оперативное сообщение ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» ТПП «Лукойл-Усинскнефтегаз» о разгерметизации 01 августа 2020 года на Усинском месторождении КЦДНГ-1 напорного нефтепровода ДНС В1-УПН «Тяжелая нефть» ПАТ 275х15.5, L=4400 в 250 метрах от кустовой площадки 503, согласно которому во время проведения работ по демонтажу трубопровода подрядной организацией произведен наезд на трубу ПАТ (в пластиковом исполнении) экскаватором, в результате чего произошла разгерметизация напорного нефтепровода.

В целях уточнения информации на основании распоряжения № 31-р от 02 августа 2020 года председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО ГО «Усинск», комиссией в составе главного лесничего ГУ «Усинское лесничество» Гаврилюк М.А. и участкового лесничего ГУ «Усинское лесничество» Новоселова Д.С. произведен осмотр и зафиксирован разлив нефтесодержащей жидкости на выделе 7 квартала 520 Усинского участкового лесничества, вдоль автодороги в 250 метрах от кустовой площадки 503.

03 августа 2020 года на основании вышеуказанного сообщения должностным лицом ГУ РК «Усинское лесничество» в отношении ООО "Лукойл-Коми" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с проведением административного расследования.

07 августа 2020 года комиссией с участием представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» осуществлен замер площади разлива нефтесодержащей жидкости и составлена схема лесонарушения, согласно которой общая площадь нарушения требований лесного законодательства в результате разлива нефтесодержащей жидкости составляет 0,689 гектар, в том числе на арендованной территории ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по указанным выше договорам аренды, а также на землях лесного фонда, не находящихся в аренде, - 0,0064 гектар. По факту загрязнения земель лесного фонда должностными лицами ГУ РК «Усинское лесничество» составлен акт о лесонарушении № 9 от 19.08.2020, согласно которому ущерб, причиненный лесному фонду, составил 1 755 392 рубля.

Выявленные нарушения пунктов 14, 25 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 года № 607, явились основанием для составления 07 сентября 2020 года в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных нарушениях.

При рассмотрении протокола об административном правонарушении должностным лицом надзорного органа установлено, что согласно представленному ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» акту технического расследования причин инцидента на опасном производственном объекте, произошедшего 01 августа 2020 года, от 04 августа 2020 года причиной инцидента явилось проведение подрядной организацией ООО «Ликвидатор» работ по демонтажу выведенного из эксплуатации трубопровода согласно договору № 0Y0780 от 08 апреля 2020 года, в ходе которых в процессе проведения земляных работ по раскопке подлежащего демонтажу трубопровода т.вр. ЗУ-31 – т.вр. ЗУ-4 ковшом экскаватора под управлением машиниста Козеева И.В. был поврежден действующий трубопровод ДНС В1-УПН «Тяжелая нефть», в результате чего в стенке трубопровода образовалось сквозное рваное отверстие неправильной формы площадью 0,00158 куб.м. В результате разгерметизации трубопровода ДНС В1-УПН «Тяжелая нефть» в квартале 520 выделе 7 Усинского участкового лесничества ГУ РК «Усинское лесничество» произошел разлив нефтесодержащей жидкости на площади 0,689 га.

В соответствии с договором на выполнение работ по ликвидации объектов ООО «Лукойл-Коми» в 2020-2021 г.г. № 0Y0780 от 08 апреля 2020 года, заказчиком по которому является ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», с 01 мая 2020 года ООО «Ликвидатор» выполняло работы по ликвидации трубопроводов на месторождениях ТПП «Лукойл-Усинскнефтегаз».

Согласно графику производства работ (Приложение № 2 к договору № 0Y0780 от 08 апреля 2020 года) работы по демонтажу нефтепровода т.вр. ЗУ-31 – т.вр. ЗУ-4 подлежали выполнению подрядной организацией в сентябре 2020 года.

По условиям вышеназванного договора подряда подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с Ведомостью объемов работ (приложение № 7), Проектной документацией на ликвидацию объектов, строительными нормами и правилами (СниП) и ведомственными строительными нормами (ВСН), Графиком производства работ (пункты 2.2, 6.1); при проведении работ повышенной опасности подрядчик обязан выполнять требования Положения «О порядке организации и проведения работ повышенной опасности на взрывопожароопасных и других объектах ОАО «Лукойл» и иных организаций Группы «Лукойл» (пункт 6.33); во время производства демонтажных работ подрядчик обязан обеспечить присутствие на объекте инженерно-технического работника отдела охраны, промышленной безопасности и охраны окружающей среды подрядчика (пункт 6.47 договора); подрядчик приступает к выполнению работ только после письменного разрешения заказчика, внесенного в «Общий журнал работ», выдача которого производится представителем заказчика по результатам акта проверки производственной готовности подрядчика к выполнению работ; к производству работ допускается персонал подрядчика, прошедший проверку знаний и аттестованный для выполнения соответствующих работ, ознакомленный под роспись с регламентами заказчика; проведение огневых, газоопасных и других работ повышенной опасности на взрывопожароопасных объектах, разрешается только после оформления наряда-допуска по установленной форме, который является письменным разрешением на право производства работ, оформляется отдельно на каждый вид работы и действителен в течение указанного в наряде-допуске срока, необходимого для выполнения работ (пункты 14.2, 14.3, 14.5, 14.6 договора).

В силу пунктов 8.1, 8.2, 8.3, 8.4, 8.5 договора подряда ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» передает подрядчику по двустороннему акту приема-передачи площадку для производства демонтажных работ на объекте; назначает ответственного представителя заказчика и уведомляет подрядчика об этом лице; организует проведение технического надзора; в течение 10 дней с момента подписания договора передает подрядчику всю необходимую техническую и проектную документацию исходя из конкретных условий и предмета договора.

Установлено, что в нарушение приведенных выше положений договора и проектной документации у подрядчика ООО «Ликвидатор» отсутствовал «Общий журнал работ» в месте производства работ; письменное разрешение на производство работ заказчиком ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» не оформлялось; с проектом производства работ по ликвидации объектов на Усинском нефтяном месторождении ТПП «Лукойл-Усинскнефтегаз» персонал подрядчика не ознакомлен; схемой демонтируемого трубопровода в момент производства работ ООО «Ликвидатор» не располагало.

Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от 07 сентября 2020 года № 19; договорами аренды лесного участка земель лесного фонда № С0990530/69/16-АЗ от 04.05.2016, № C0990530/140/13-A3 от 25.10.2013, № С0990530/143/15-АЗ от 07.10.2015, № C0990530/34/12-A3 от 20.04.2012, № C990530/233/14-A3 от 22.09.2014, № C0990530/38/09-A3 от 27.03.2009, № C0990530/30/08-A3 от 29.07.2008, № C0990530/125/15-A3 от 03.09.2015; актом о лесонарушении № 9 от 19 августа 2020 года и приложенной к нему фототаблицей; актом технического расследования причин инцидента на опасном производственном объекте от 04 августа 2020 года; договором на выполнение работ по ликвидации объектов ООО «Лукойл-Коми» в 2020-2021 г.г. № 0Y0780 от 08 апреля 2020 года и иными материалами дела, которые получили оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Привлекая ООО «Лукойл-Коми» к административной ответственности по части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа и суд нижестоящей инстанции пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в его действиях события и состава вмененного правонарушения.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Вопреки доводам жалобы, обстоятельства, подлежащие установлению и свидетельствующие о наличии в действиях Общества события и состава вмененного правонарушения административным органом и нижестоящим судом определены верно, каких-либо неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины Общества в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.

Доводы жалобы об отсутствии вины Общества во вменяемом административном правонарушении, отсутствии причинно-следственной связи между действиями (бездействием) Общества и наступившими последствиями в виде повреждения нефтепровода и загрязнения участка лесного фонда, поскольку причиной повреждения нефтепровода явилось нарушение подрядной организацией ООО «Ликвидатор» условий договора подряда и проектной документации на ликвидацию объектов, являлись предметом исследования должностного лица административного органа и судьи городского суда и обоснованно отклонены.

Наличие нефтезагрязнения имеет место на земельном участке, используемом ООО «Лукойл-Коми» на основании договоров аренды, территория которого относится к землям лесного фонда.

В силу пункта 1 статьи 49 Закона № 7-ФЗ об охране окружающей среды юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из требований пункта 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 года № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ», организации обязаны, в том числе содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий, организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.

Таким образом, именно ООО «ЛУКОЙЛ - Коми», как арендатор земельного участка, осуществляющее деятельность по добыче нефти, а также транспортировку нефти и нефтепродуктов, обязано не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик лесного участка, экологической обстановки на арендуемой территории, а также к загрязнению окружающей территории, в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела усматривается, что для проведения работ на своих производственных объектах, находящихся на арендуемых лесных участках, Общество заключило договор подряда с ООО «Ликвидатор».

В соответствии со статьями 715, 723 Гражданского кодекса РФ заказчик по договору подряда вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком и требовать устранения недостатков.

В силу пункта 8.3 договора подряда от 08 апреля 2020 года ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» обязано организовать проведение технического надзора за выполняемой подрядчиком работой.

Как установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом и судьей городского суда, причиной разлива нефти явилось механическое повреждение нефтепровода при производстве работ по ликвидации объектов ООО «Лукойл-Коми», проводимых с нарушением установленных требований. Общество, являясь в силу закона и условий договоров аренды ответственным за безопасную эксплуатацию лесного участка, за соблюдение Правил санитарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607, используя свои производственные объекты, не приняло всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для осуществления должного контроля и технического надзора за безопасным выполнением подрядчиком работ с целью обеспечения безопасной эксплуатации опасного производственного объекта и недопущения негативного воздействия на земли лесного фонда. Доказательств, указывающих на обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения возложенных на него обязанностей, материалы дела не содержат.

Учитывая большую площадь арендованной территории лесного участка, его место расположения, характер и объем проводимых работ и сложность используемого в производственном процессе технологического оборудования, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» необходимо было обеспечить должный уровень контроля и технического надзора за подрядчиком для предотвращения возможных факторов риска причинения вреда лесному фонду при ликвидации нефтепроводов.

Между тем, в суд не представлено доказательств того, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, своевременно обеспечило надлежащий контроль и технический надзор за работой подрядчика по ликвидации трубопроводов на Усинском нефтяном месторождении.

Вопреки доводам жалобы, нарушение подрядной организацией ООО «Ликвидатор» правил по демонтажу в местах пересечения демонтируемого трубопровода с подземными коммуникациями при ликвидации трубопровода не является основанием для освобождения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» от административной ответственности за вмененное правонарушение.

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 года № 263 утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, которыми установлены обязательные требования к организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты.

Согласно пункту 4 утвержденных Правил производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.

В соответствии с пунктом 5 указанных Правил ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством РФ.

Из материалов дела следует, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» как эксплуатирующая организация, поручив подрядчику выполнение работ по ликвидации трубопроводов, не осуществила должный контроль за ходом их выполнения и технический надзор за безопасностью производства работ, тем самым не приняло всех зависящих от него мер к надлежащему обслуживанию и эксплуатации принадлежащего Обществу нефтепровода.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки должностного лица и нижестоящей судебной инстанции. Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебной инстанцией обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Порядок и срок давности привлечения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.

Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом и судьей первой инстанции не допущено, в связи с чем, оснований для отмены оспариваемых актов не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя Главного государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Осипова А.И. от 13 ноября 2020 года № 787 и решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 24 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», оставить без изменения, жалобу защитника ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Линникова А.В. - без удовлетворения.

Судья - Н.Ю.Санжаровская