ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/2021 от 21.06.2021 Томпонского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 12-13/2021

Р Е Ш Е Н И Епо жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

п. Хандыга 21 июня 2021 года

Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Михайлова А.В., с участием:

представителя МО «*Адрес*» А.Р.Г.,

посредством видеоконференц-связи представителя Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Х.А.М.,

при секретаре Тарабукиной С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы муниципального района «*Адрес*» Степанов Я.И., на постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Н.О.П., по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы муниципального района «*Адрес*» Степанов Я.И., о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Н.О.П.*Номер* от *Дата* должностное лицо – глава муниципального района «*Адрес*» Степанов Я.И. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *Номер* рублей.

Не согласившись с указанным постановлением Степанов Я.И. обратился в суд с жалобой об его отмене, указывая, что Министерством финансов РС(Я) осуществлена выездная проверка осуществления расходов на обеспечение выполнения функций государственного органа и их отражения в бюджетном учете и отчетности, а также соблюдения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении отдельных закупок для обеспечения нужд Республики Саха (Якутия) в Министерстве образования и науки Республики Саха (Якутия) за период *...*, согласно отчету МР «*Адрес*» установлены нарушения условий предоставления субсидии на организацию отдыха детей в каникулярные время *Дата* на сумму *...* рублей. *Дата* Министерством финансов РС(Я) были направлены запросы с извещением об установлении административного правонарушения и запросом документов и информации необходимой для установления факта административного правонарушения, с запросом необходимых документов. На указанные запросы были направлены ответы, о том, что МР «*Адрес*» готов направить запрашиваемые документы при назначении в отношении администрации контрольного мероприятия. Направленные Министерством финансов РС(Я) запросы подтверждают доводы заявителя о том, что отчет об использовании средств субсидии на организацию отдыха детей в каникулярное время не является фактическим данным. Датой административного правонарушения является дата распределения средств субсидии между школами на организацию отдыха детей в каникулярное время в *Дата*, т.е. дата подписания решения *Адрес* Совета депутатов об утверждении сметы расходов на оздоровление, полноценный отдых и занятость детей в Томпонском районе на *Дата*. В протоколе от *Дата**Номер* датой и временем совершения административного правонарушения является дата подписания Соглашения от *Дата**Номер* заключенного между Министерством образования и науки РС(Я) и администрацией о предоставлении субсидии. А в постановлении по делу об административном правонарушении *Номер* дата и время совершения административного правонарушения указана *Дата* в период рабочего времени с *Номер* Данные о дате и времени совершения административного правонарушения были изменены в Постановлении *Номер* без уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности. Кроме того, при привлечении должностного лица к административной ответственности не установлен факт нахождения или отсутствия на дату совершения административного правонарушения должностного лица на рабочем месте при выполнении должностных обязанностей. Просит постановление *Номер* от *Дата* заместителя министра финансов РС(Я) Н.О.П. отменить, дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы муниципального района «*Адрес*» Степанов Я.И. по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ прекратить.

В судебном заседании представитель заявителя главы муниципального района «*Адрес*» Степанов Я.И.А.Р.Г. по доверенности, привел суду доводы, изложенные в жалобе, в связи с чем просил суд постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Н.О.П.*Номер* от *Дата* отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании представитель Министерства финансов РС(Я) по доверенности Х.А.М. суду пояснил, что он не согласен с жалобой, поскольку в действиях должностного лица – главы МР «*Адрес*» Степанов Я.И. имеется состав административного правонарушения, в связи с чем просил суд в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Из материалов дела следует, что в ходе выездной проверки осуществления расходов на обеспечение выполнения функций государственного органа и их отражения в бюджетном учете и отчетности в Министерстве образования и науки РС(Я) главным контролером – ревизором первого отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов РС(Я) Х.А.М. в отношении должностного лица – главы МР «*Адрес*» Степанов Я.И.*Дата* составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

По итогам данной выездной проверки установлено, что Администрацией МР «*Адрес*» не обеспечено выполнение условий предоставления субсидии на организацию отдыха детей в каникулярные время в *Дата* на сумму *...* рублей.

Из представленных в суд документов следует что, в соответствии с Указом Главы РС(Я) от *Дата**Номер* «Об утверждении правил формирования, предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета РС(Я) местным бюджетам» в Государственной программе РС(Я) «Развитие образования РС(Я) на *Дата* годы и на плановый период до 2026 года» утвержденным Главой РС(Я) от *Дата**Номер* (Приложение *Номер* данного Указа Главы С(Я) – далее Порядок *Номер*) утвержден Порядок предоставления и распределения органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС(Я) субсидии на организацию отдыха детей в каникулярное время.

Соглашением, о предоставлении субсидии из государственного бюджета местному бюджету МР «*Адрес*» на реализацию мероприятий подпрограммы «Отдых и оздоровление детей» государственной программы РС(Я) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на *Дата* годы и на плановый период *Дата*» заключенным между Министерством образования и науки РС(Я) и Администрацией МР «*Адрес*» от *Дата**Номер* предоставлена субсидия в размере *...* рублей, на реализацию мероприятий «организация отдыха в каникулярное время». В соответствии с п. 2.3. вышеуказанного Соглашения объем финансового обеспечения расходных обязательств за счет средств местного бюджета составляет *...* рублей. Дополнительным Соглашением от *Дата**Номер* к Соглашению *Номер* от *Дата* внесены изменения в размер субсидии: произведено уменьшении размера субсидии за счет средств государственного бюджета РС(Я), которая составила *...* рублей, уведомлении Министерства образования и науки РС(Я) от *Дата**Номер*. Согласно п. 2.3 Дополнительного Соглашения от *Дата**Номер* объем финансового обеспечения расходных обязательств за счет средств местного бюджета составляет *...* рублей.

Как следует из протокола об административном правонарушении от *Дата**Номер* составленного главным контролером – ревизором первого отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов РС(Я) Х.А.М., в отношении должностного лица – главы МР «*Адрес*» Степанов Я.И. и Постановления об административном правонарушении *Номер* от *Дата* вынесенного заместителем министра финансов Н.О.П. в отношении должностного лица – главы МР «*Адрес*» Степанов Я.И., в адрес муниципального района «*Адрес*» платежными поручениями от *Дата**Номер* и от *Дата**Номер* на сумму *...* рублей Министерством образования и науки РС(Я) была перечислена субсидия на организацию отдыха детей в каникулярное время *Дата*. Таким образом, софинансирование *Дата* на организацию отдыха детей в каникулярное время должно было быть направлено *...* в том числе:

- из государственного бюджета РС(Я) – *...*. или *...*,

- из местного бюджета – *...* руб. или *...*.

Согласно выписки из нормативного правового акта о бюджете МР «*Адрес*» РС(Я), решением улусного (районного) Совета от *Дата**Номер* «О бюджете МР «*Адрес*» РС(Я) на *...* и на плановый период *...*» на софинансирование расходных обязательств на организацию отдыха детей в каникулярное время за счет средств местного бюджета предусмотрено *...* рублей. Согласно отчету Администрации МР «*Адрес*» в разрезе образовательных учреждений, имеющих летние лагеря софинансирование расходов за счет средств местного бюджета на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время в 2020 году обеспечено (план) на *...*. исполнено (кассовый расход по учреждениям, имеющим летние лагеря) на сумму *...*, отклонение составило *...* руб.

Фактически на организацию отдыха детей в каникулярное время *...* согласно отчету МР «*Адрес*» РС(Я) направлено *...* рублей, в том числе:

- из государственного бюджета РС(Я) – *...* руб. или *...*. вместо *...* руб. или *...*%,

- из местного бюджета – *...* руб. или *...*

Сумма субсидии из государственного бюджета РС(Я), использованная с нарушением условий предоставления составила – *...*

Таким образом, в нарушение Порядка предоставления и распределения органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС(Я) субсидии на организацию отдыха детей в каникулярное время, утвержденного Указом Главы РС(Я) от *Дата**Номер* и п. 2.3 Соглашения от *Дата**Номер* заключенного между Министерством образования и науки РС(Я) и Администрацией МР «*Адрес*», в *...* году не обеспечен уровень и объем софинансирования за счет средств местного бюджета на сумму *...* руб. В результате чего сумма субсидии из государственного бюджета РС(Я), использованная муниципальным районом с нарушением условий предоставления составила *...* рублей. При этом на оплату труда педагогических работников оздоровительных учреждений и оплату услуги на медицинское обслуживание за счет средств государственного бюджета РС(Я) должно было быть направлено не более *...*% от общего объема субсидии, т.е. не более *...* рублей. В нарушение раздела II п. 2.1 Порядка предоставления и распределения органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС(Я) субсидии на организацию отдыха детей в каникулярное время, утвержденного Указом Главы РС(Я) от *Дата**Номер*, в *Дата* муниципальным районом «*Адрес*» РС(Я) произведена переплата на сумму *...* руб. так на оплату труда педагогических работников оздоровительных учреждений и оплату услуги на медицинское обслуживание направлено больше *...*% от общего объема субсидии.

Вышеуказанной выездной проверкой Министерства финансов РС(Я) установлены нарушения условий расходования муниципальным районом «*Адрес*» межбюджетных трансфертов на общую сумму *...*

Согласно уставу муниципального района МР «*Адрес*» РС(Я) глава района является высшим должностным лицом муниципального образования и главой районной администрации (п.1 ст.21 Устава). *Адрес* заключает договоры и соглашения с органами государственной власти, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями (п.п.6 п. 2 ст. 30 Устава и п.п. 5 п.1 ст. 34 Устава). *Адрес* осуществляет функции распорядителя бюджетных средств муниципального образования (п.п. 9 п. 2 ст. 30 Устава и п.п.5 п.1 ст. 34 Устава). Глава МР «*Адрес*» РС(Я) несет ответственность за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (п.п.2 п.1 ст. 64 Устава).

Как следует из протокола об административном правонарушении от *Дата**Номер* и Постановления об административном правонарушении *Номер* от *Дата* вынесенного в отношении должностного лица – главы МР «*Адрес*» Степанов Я.И. местом совершения административного правонарушения является место расположения *Адрес*

Суд находит доводы, изложенные в жалобе должностного лица – главы МР «Томпонского района» Степанов Я.И. о том, что контрольное мероприятие в отношении МР «*Адрес*» не было назначено и проведено несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм права, правила проведения плановых и внеплановых проверок, ревизий и обследований, и порядок оформления их результатов в рамках реализации органом внутреннего государственного (муниципального) контроля полномочий по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) контроля, утвержденный Постановлением Правительства РФ от *Дата**Номер*, не распространяется на производство дел об административных правонарушениях. Части 1 - 1.3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержат закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении. Одним из них, например, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Как следует из представленных в суд материалов, нарушение условий расходования межбюджетных трансфертов МР «*Адрес*» РС(Я) было установлено в ходе выездной проверки в Министерстве образования и науки РС(Я), в связи с чем назначение повторного контрольного мероприятия не требуется.

На основании проведенной проверки главным контролером – ревизором первого отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов РС(Я) Х.А.М., *Дата* в отношении должностного лица – главы МР «*Адрес*» Степанов Я.И. был составлен протокол об административном правонарушении *Номер* предусмотренного ч. 3 ст. 15.1.5.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Н.О.П.*Номер* от *Дата* должностное лицо – глава муниципального района «*Адрес*» Степанов Я.И. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере *...* рублей.

Суд находит, что доводы жалобы главы МР «*Адрес*» Степанов Я.И. несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании положений Порядка и норм права.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) межбюджетные трансферты это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Статьей 136 БК РФ предусмотрены основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (п. 1 ст. 136 БК РФ).

На основании п. 1 ст. 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В силу п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

В соответствии со ст. 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

По смыслу приведенной нормы, субъектом ответственности за нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов является, наряду с главным распорядителем (распорядителем), получатель средств бюджета.

Вопреки доводам жалобы, представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены в полном объеме. Обжалуемое постановление вынесено в соответствии с требованиями законодательства об административных правонарушениях, оснований для отмены постановления не имеется.

Следовательно, выводы административного органа о виновности должностного лица – главы МР «*Адрес*» Степанов Я.И. являются обоснованными и законными.

Существенных нарушений процессуальных норм при производстве по делу не допущено.

Доводы заявителя о том, что должностным лицом вынесшим постановление *Номер* от *Дата* без уведомления лица привлекаемого к административной ответственности изменены дата и время совершения административного правонарушения судом признаны несостоятельными, поскольку из материалов дела усматривается что в протоколе об административном правонарушении *Номер* составленным главным контролером – ревизором первого отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов РС(Я) Х.А.М., от *Дата* в отношении должностного лица – главы МР «*Адрес*» Степанов Я.И. указаны обстоятельства, установленные административным органом при проведении выездной проверки.

В соответствии с разъяснением абз. 2 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *Дата* N 5 (ред. от *Дата*) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Должностное лицо – глава МР «*Адрес*» Степанов Я.И. заранее был уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (*Дата* в 14 часов 00 минут), однако к указанному сроку не явился, направил ходатайство о невозможности явки на составление протокола, о чем имеется соответствующая отметка в протоколе.

При этом Степанов Я.И. ходатайствовал о личном участии при составлении протокола посредством видеоконференцсвязи, однако суд отмечает, что нормы КоАП РФ не содержат положений об участии при составлении протокола посредством видеоконференцсвязи, по смыслу закона протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае его неявки, и надлежащем уведомлении протокол составляется в его отсутствие. Таким образом, суд не усматривает нарушений норм административного законодательства при составлении протокола.

Дело об административном правонарушении и Постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Н.О.П.*Номер* от *Дата* рассмотрено посредством видеоконференцсвязи, с участием представителя МР «*Адрес*» по доверенности А.Р.Г., при этом замечаний в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении от него не имелось.

При таких обстоятельствах, суд оснований для отмены постановления заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Н.О.П. по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы МР «*Адрес*» Степанов Я.И. о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Жалобу главы муниципального района «*Адрес*» Степанов Я.И., на постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Н.О.П., по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы муниципального района «*Адрес*» Степанов Я.И., о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ - оставить без удовлетворения, постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Н.О.П.*Номер* от *Дата* – оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано (опротестовано) в порядке ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья п/п А.В. Михайлов

Копия верна, судья: А.В. Михайлов

Секретарь: С.С. Тарабукина