ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/2021УИД230036-01-2021-000279-60 от 01.04.2021 Лабинского городского суда (Краснодарский край)

Дело № 12-13/2021 УИД 23RS0036-01-2021-000279-60

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г. Лабинск 01 апреля 2021 г.

Судья Лабинского городского суда Краснодарского края Сафонов А.Е.

при секретаре судебного заседания Айрапетян Е.А.,

с участием представителя лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Агронефтепродукт" на постановление по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением № 03-23-1811-Ф-4 старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 15 декабря 2020 года общество с ограниченной ответственностью "Агронефтепродукт", ИНН <***>, ОГРН <***> (далее – ООО "Агронефтепродукт"; Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, 11 января 2021 года представитель ООО "Агронефтепродукт" ФИО1 подала жалобу, в которой просила суд отменить постановление, выражая несогласие с привлечением к ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ ООО "Агронефтепродукт", а не должностного лица, ответственного за проведение в ООО "Агронефтепродукт" производственного экологического контроля, учета первичной документации и сдачи соответствующей отчетности, - эколога ФИО5, а также ввиду наличия существенных процессуальных нарушений, выразившихся в неизвещении ООО "Агронефтепродукт" о дате, времени и месте рассмотрения должностным лицом Росприроднадзора – ФИО2, протокола об административном правонарушении – 15 декабря 2020 года в 11 часов 10 минут в городе Краснодаре, и отказе этого должностного лица в удовлетворении ходатайства о замене ООО "Агронефтепродукт" административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель лица, в отношении которого вынесено постановление, ООО "Агронефтепродукт" – ФИО1 (по доверенности), поддержала доводы жалобы, объяснив, что ООО "Агронефтепродукт" предприняло все зависящие меры, направленные на предотвращение административного правонарушения, что не было учтено должностным лицом при вынесении оспариваемого постановления, и Общество не было надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении. Так, 02 декабря 2020 года представитель ООО "Агронефтепродукт" получил из Южного межрегионального управления Росприроднадзора почтовую корреспонденцию (почтовый конверт), содержащую только копии протоколов об административных правонарушениях по ст. 8.5 КоАП РФ в отношении ООО "Агронефтепродукт", не содержащих указание на дату, время и место рассмотрения этих протоколов должностным лицом.

Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, - старший государственный инспектор Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2, не явился, письменных возражений относительно поданной жалобы не представил.

Заслушав объяснения представителя лица, в отношении которого вынесено постановление, изучив доводы жалобы ООО "Агронефтепродукт", прихожу к следующему: частью 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Часть 1 ст. 25.15 КоАП РФ предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В порядке ч.ч. 2, 4 ст. 29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Из анализа приведенных положений следует, что должностное лицо обязано надлежаще известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения протокола № 03-23-1811-Ф1 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, вынесенного 30 ноября 2020 года государственным инспектором Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 в отношении ООО "Агронефтепродукт", старший государственный инспектор Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 15 декабря 2020 года вынес постановление № 03-23-1811-Ф-4 о назначении административного наказания, которым ООО "Агронефтепродукт" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, с назначением этому юридическому лицу административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей (далее – Постановление).

Постановление содержит указание о рассмотрении дела в отсутствие представителя юридического лица ООО "Агронефтепродукт", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела определением № 03-23-1811-Ф-2 от 30 ноября 2020 года, направленным заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор 35224210005822), которое было получено ООО "Агронефтепродукт" 02 декабря 2020 года.

Согласно доводам представителя лица, в отношении которого вынесено постановление, ООО "Агронефтепродукт" не получило 02 декабря 2020 года в конверте указанное определение № 03-23-1811-Ф-2 от 30 ноября 2020 года, а получило лишь копии протоколов об административным правонарушениях в отношении ООО "Агронефтепродукт".

По запросу суда о представлении документальных сведений, подтверждающих извещение ООО "Агронефтепродукт" о времени и месте рассмотрения 15 декабря 2020 года в 11 часов 10 минут дела об административном правонарушении, Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора было представлено определение № 03-23-1811-Ф-2 от 30 ноября 2020 года и отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 35224210005822.

Между тем, описи вложений в конверт, направленный в адрес ООО "Агронефтепродукт", не имеется, иных доказательств нахождения в конверте, адресованном ООО "Агронефтепродукт", определения № 03-23-1811-Ф-2 от 30 ноября 2020 года, не представлено, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах привлеченное к административной ответственности лицо нельзя считать надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, и основанием для отмены оспариваемого Постановления, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Из положений ст. 4.5, п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ следует, что по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, поскольку это ведет к ухудшению положения этого лица.

Как следует из Постановления, 30 ноября 2020 года по результатам проведенного Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора анализа (служебная записка от 10 июля 2020 года № 1726) информации об объектах, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, подлежащих Федеральному государственному экологическому надзору на территории Краснодарского края и Республики Адыгея на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства РФ, было установлено, что ООО "Агронефтепродукт" не обеспечило предоставление отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 год на объекте негативного воздействия на окружающую среду № 03-0123-003586-П (АЗС № 7), в соответствии с информацией, размещенной в программно-техническом обеспечении ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду (ПТО УОНВОС), что является нарушением требований ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Приказа Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74, и влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации).

Согласно ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 утверждены порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (Приложение № 2 к Приказу).

Согласно п. 1 Приложения № 2 к Приказу Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, составляет один год.

В соответствии с разъяснениями, данными в абз. 3 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению в отношении ООО "Агронефтепродукт" производства по делу об административном правонарушении имели место 26 марта 2020 года, то есть на следующий день после истечения срока представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. В рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности истек 26 марта 2021 года.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку оспариваемое Постановление подлежит отмене, на момент рассмотрения жалобы срок давности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, истек, производство по рассматриваемому делу об административном правонарушении в отношении ООО "Агронефтепродукт" подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

постановление № 03-23-1811-Ф-4 старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 15 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, которым общество с ограниченной ответственностью "Агронефтепродукт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в размере двадцати тысяч рублей, отменить и прекратить производство по делу на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Краснодарский краевой суд через Лабинский городской суд Краснодарского края в десятидневный срок со дня провозглашения.

Судья: А.Е.Сафонов