№ 12- 13/2022
Р Е Ш Е Н И Е
пгт. Мостовской 4 марта 2022 года
Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Ткаченко В.Н.
при секретаре Губиной С.В.,
с участием представителя заявителя ФИО1 ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от 07.09.2021 № 04-23-415-П-4 генеральный директор ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» (далее – Общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Одновременно старшим инспектором Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 должностному лицу – генеральному директору ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» ФИО1 вынесено Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 07.09.2021 № 04-23-415-П-5.
ФИО1, будучи не согласным с Постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от 07.09.2021 г. № 04-23-415-П-4, обратился в Мостовской районный суд Краснодарского края с жалобой на постановление, в которой просит:
- Постановление Южного межрегионального управления Росприроднадзора о назначении административного наказания от 07.09.2021 № 04-23-415-П-4 признать незаконным и отменить;
- производство по делу № 04-23-415-П об административном правонарушении, прекратить;
- Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 04-23-415-П-5 от 07.09.2021 г. признать незаконным и отменить.
Южное межрегиональное управление Росприроднадзора (далее – Управление Росприроднадзора), надлежаще извещено о месте и времени судебного разбирательства, представитель в судебное заседание не явился.
Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ послужили выводы должностного лица Управления Росприроднадзора о том, что ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» в нарушение статьи 69, части 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не исполнена обязанность по актуализации учетных сведений по объекту негативного воздействия на окружающую среду НВОС № 03-0123-003191-П:
1) с учетом участка недр согласно лицензии КРД 05411 ТЭ на пользование недрами;
2) с учетом эксплуатируемых источников выбросов загрязняющих веществ «газоходы, воздуховоды, продувные свечи»;
3) с учетом исключения из программно-технического обеспечении учета объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду источников выбросов загрязняющих веществ №№ 0002, 0003, 0004, 0005, 0006, 0001, которые фактически отсутствуют на объекте II - й категории негативного воздействия на окружающую среду 03-0123-003191-П по адресу: 352586, Краснодарский край, Мостовский район, Псебай пгт, Вишневая ул, 35 д.
Заявитель ФИО1 считает обжалуемое Постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора ФИО3 от 07.09.2021 № 04-23-415-П-4 незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с пп. «б» п. 6 Критериев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 г. объекты подлежат федеральному государственному учету в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в случае осуществления на объекте деятельности, связанной с пользованием участками недр.
Общество на участке недр согласно Лицензии КРД 05411 ТЭ на пользование недрами ещё не осуществляет никакой деятельности, не ввело в эксплуатацию объект и, соответственно, негативное воздействие на окружающую среду отсутствует. Доказательств свидетельствующих, что Общество ввело участок недр в эксплуатацию, либо фактически его эксплуатирует, в материалах административного дела не имеется. Отсутствует также акт осмотра земельного участка. Кроме того, в обжалуемом Постановлении о назначении административного наказания Управлением Росприроднадзора не указано, какой объект, эксплуатируемый Обществом, обладает критериями объекта НВОС, какое негативное воздействие на окружающую среду, приводящее к негативным изменениям качества окружающей среды, оказывается в результате деятельности Общества с учетом участка недр по Лицензии.
Продувные свечи предназначены для удаления воздуха при пуске газа на газопотребляющую установку и удаления газа из трубопровода при ремонтных работах входят в состав ГРУ (газорегуляторных установок) №№ 14, 15, 16, 17 и № 18, что подтверждается прилагаемой проектной документацией. Продувные свечи возможно использовать исключительно в составе источников выбросов №№ 100, 102, 198, 107, которые ранее были актуализированы Обществом в заявлении от 28.05.2020 г., что подтверждается Производственными инструкциями. Продувные свечи и ГРУ (газорегуляторные установки) №№ 14, 15, 16, 17 и № 18, являются единым объектом, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, имеющим единое назначение и неразрывную физическую / технологическую связь.
Управление Росприроднадзора вменяет Обществу и должностному лицу Общества неисполнение обязанности по актуализации ученых сведений по объекту негативного воздействия на окружающую среду НВОС № 03-0123-003191-П с учетом исключения из программно-технического обеспечения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, источников выбросов загрязняющих веществ №№ 0002, 000, 0004, 0005, 0006, 0001 (Энергоцентр), которые фактически отсутствуют на объекте II категории негативного воздействия на окружающую среду 03-0123-003191-П. При этом, документы, подтверждающие проведение осмотра территории Общества в материалах дела отсутствуют. Информация по данным источникам загрязнения окружающей среды в заявлении № 2959054 от 28.05.2020 г. была представлена Обществом на основании Отчета по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки её данных и Проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» от 09.04.2020 г.
Обстоятельства, подтверждающие необходимость актуализации ученых сведений по объекту негативного воздействия на окружающую среду НВОС № 03-0123-003191-П, Управлением Росприроднадзора не доказаны. В Отчете по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух и Проекте нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» от 2020 года указано, что Энергоцентр планируется ввести в эксплуатацию в 2021 году. На данные проекты получено экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологической и гигиенической оценки (экспертизы) проектной документации, выданное Органом Инспекции ООО «Производственная лаборатория «Агрохимпром», Санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю. При подаче декларации о воздействии на окружающую среду №5ec366fb907ac529bc061a7d одновременно с подачей заявления о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС № 2929054 28.05.2020 года Отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух и Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух прилагались. Замечания при рассмотрении декларации о воздействии на окружающую среду по поводу внесения Энергоцентра в Отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух и Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» от 2020 года со стороны Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отсутствовали. Незаполнение в Заявлении о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объектах НВОС данных по планируемых к вводу в эксплуатацию источников выбросов привело бы к разнице в общем количестве источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу и валовом выбросе загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу, указанных в Отчете по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки её данных и Проекте нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» от 09.04.2020 г.
В нарушение положений ст. 2.4 и ст. 29.10 КоАП РФ оспариваемое постановление не содержит обстоятельств, свидетельствующих о виновном неисполнении либо ненадлежащем исполнении ФИО1 своих служебных обязанностей, отсутствует указание на то, какие именно обязанности им не исполнены, либо исполнены ненадлежащим образом и их неисполнение привело к вышеописанному нарушению требований экологического законодательства.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене.
В судебном заседании представитель ФИО1 ФИО2 поддержала жалобу и просила ее удовлетворить, приведя в обоснование изложенные в ней доводы.
Судья, выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, считает доводы жалобы ФИО1 обоснованными, а жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
В соответствии с частью 1 статьи 69.2. Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с пунктом 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений (пункт 7 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). Таким образом, актуализации подлежат сведения об объектах, которые поставлены на государственный учет в срок не позднее, чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» N 7-ФЗ определено, что под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Постановлением старшего государственного Управления Росприроднадзора ФИО3 от 07.09.2021 № 04-23-415-П-4 ФИО1 вменяется в вину не исполнение обязанности по актуализации учетных сведений по объекту негативного воздействия на окружающую среду НВОС № 03-0123-003191-П с учетом участка недр согласно лицензии КРД 05411 ТЭ на пользование недрами.
Судом установлено, что Общество является обладателем Лицензии на право пользования недрами КРД № 05411 ТЭ от 23.12.2019 г., согласно пункта 4.3.2. которой срок ввода месторождения в разработку установлен не позднее 96 месяцев с даты государственной регистрации пользования недрами, то есть не позднее 23.12.2027 г. В настоящее время Общество находится на этапе получения разрешения на выполнение работ по геологическому изучения недр (Заявление Общества от 25.11.2021 исх. № 1177) и оформления прав на земельные участки под участком недр по Лицензии КРД № 05411 ТЭ от 23.12.2019 г. В силу действующего законодательства, земельные участки к объектам негативного воздействия на окружающую среду не относятся, что также подтверждается судебной практикой.
В материалах административного дела отсутствуют доказательства того, что Общество ввело участок недр в эксплуатацию, либо фактически его эксплуатирует. В обжалуемом Постановлении о назначении административного наказания Управлением Росприроднадзора не указано, какой объект, эксплуатируемый по Лицензии КРД № 05411 ТЭ от 23.12.2019 г., обладает критериями объекта НВОС, какое негативное воздействие на окружающую среду, приводящее к негативным изменениям качества окружающей среды, оказывается в результате деятельности Общества с учетом участка недр по Лицензии КРД № 05411 ТЭ от 23.12.2019 г.
Также ФИО1 привлечен Управлением Росприроднадзора к административной ответственности за неисполнение обязанности по актуализации ученых сведений по объекту негативного воздействия на окружающую среду НВОС № 03-0123-003191-П с учетом эксплуатируемых источников выбросов загрязняющих веществ – продувные свечи. Судом установлено, что 28.05.2020 г. Обществом в соответствии с установленным порядком было подано Заявление о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре» № 2959054, в котором указаны источники выбросов: 1). вращающаяся печь-источник выбросов № 100, в состав которого входит ГРУ 14 (узел учета расхода газа), №15; 2). вращающаяся печь-источник выбросов № 102, в состав которого входит ГРУ 14 узел учета расхода газа), №16; 3). печь перлита – источник выбросов № 107, в состав которого входит ГРУ № 17; 4). труба топочно–сушильного агрегата № 198, в состав которого входит ГРУ № 18.
В свою очередь, в состав ГРУ (газорегуляторных установок) №№ 14, 15, 16, 17 и № 18 входят продувные свечи, которые предназначены для удаления воздуха при пуске газа на газопотребляющую установку и удаление газа из трубопровода при ремонтных работах, что подтверждается проектной документацией. Продувные свечи возможно использовать исключительно в составе источников выбросов №№ 100, 102, 198, 107, которые ранее были актуализированы Обществом в заявлении от 28.05.2020 г., что подтверждается представленными представителем ФИО1 в материалы дела Производственными инструкциями.
В судебное заседание ФИО2 представлено письмо проектной организации ООО «Газпроект-Инжиниринг» от 08.02.2022 г. о принадлежности продувных свечей проекта № 691-15 «Газоснабжение сушки и классификации кварцевого песка», согласно которому проектом № 691-15 предусмотрено 5 свечей для ГРУ и топочно–сушильного агрегата, которые являются необходимыми элементами газопроводной обвязки ГРУ и горелки.
Источники выбросов: (1) вращающаяся печь-источник выбросов № 100, (2) вращающаяся печь-источник выбросов № 102, (3) печь перлита – источник выбросов № 107, (4) труба топочно–сушильного агрегата № 198 расположены на Заводе сухих смесей, Гипсовом заводе и Заводе гипсокартонных листов, которые расположены в непосредственной близости друг от друга, а именно: на земельном участке с кадастровым номером <номер> Таким образом, вышеуказанные объекты Общества, являются единым объектом, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, имеющим единое назначение и неразрывную физическую/технологическую связь. Территория размещения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, - <...> - включена в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждается Свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № BBKITBWF от 10.01.2017 г.
Управление Росприроднадзора вменяет ФИО1 неисполнение обязанности по актуализации ученых сведений по объекту негативного воздействия на окружающую среду НВОС № 03-0123-003191-П с учетом исключения из программно-технического обеспечения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, источников выбросов загрязняющих веществ №№ 0002, 000, 0004, 0005, 0006, 0001 (Энергоцентр), которые фактически отсутствуют на объекте II категории негативного воздействия на окружающую среду 03-0123-003191-П. При этом, документы, подтверждающие проведение осмотра территории Общества в материалах дела отсутствуют. Информация по данным источникам загрязнения окружающей среды в заявлении №2959054 от 28.05.2020 г. была представлена Обществом на основании Отчета по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки её данных и Проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» от 09.04.2020 г.
Обстоятельства, подтверждающие необходимость актуализации ученых сведений по объекту негативного воздействия на окружающую среду НВОС № 03-0123-003191-П, Управлением Росприроднадзора не доказаны.
В Отчете по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух и Проекте нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» от 2020 года указано, что Энергоцентр планируется ввести в эксплуатацию в 2021 году. На данные проекты получено экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологической и гигиенической оценки (экспертизы) проектной документации, выданное Органом Инспекции ООО «Производственная лаборатория «Агрохимпром», Санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю. При подаче декларации о воздействии на окружающую среду №5ec366fb907ac529bc061a7d одновременно с подачей заявления о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС № 2929054 28.05.2020 года Отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух и Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух прилагались.
Замечания при рассмотрении декларации о воздействии на окружающую среду по поводу внесения Энергоцентра в Отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух и Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» от 2020 г. со стороны Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отсутствовали.
Незаполнение в Заявлении о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объектах НВОС данных по планируемых к вводу в эксплуатацию источников выбросов привело бы к разнице в общем количестве источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу и валовом выбросе загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу, указанных в Отчете по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки её данных и Проекте нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» от 09.04.2020 г.
Событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, выявлено Управлением Росприроднадзора 14.04.2021 г. в 14.00, т.е. одномоментно с событием административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ по делу № 12-43/2021, вменяется ФИО1 в отношении тех же источников выбросов, которые указаны в обжалуемом Постановлении (№№ 0002, 0003, 0004, 0005, 0006, 0001 (Энергоцентр).
Таким образом, у должностного лица - генерального директора Общества ФИО1 отсутствовала физическая возможность актуализировать учетные сведения по данному объекту негативного воздействия на окружающую среду по причине отсутствия временного промежутка между этими двум событиями.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1), лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном этим Кодексом (ч. 2), лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (ч. 3).
Согласно статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Положения части 1 и части 2 статьи 1.6 КоАП РФ устанавливают, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
Согласно статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление о назначении административного наказания № 04-23-415-П-4 старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от 07.09.2021, которым должностное лицо генеральный директор ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» ФИО1 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей- отменить, производство по делу об административном правонарушении - прекратить.
Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 04-23-415-П-5 от 07.09.2021 г. признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Председательствующий В.Н. Ткаченко