дело № 12-13/2022
УИД 42 RS 0002-01-2021-002886-65
РЕШЕНИЕ
город Белово 12 января 2022г.
Судья Беловского городского суда Кемеровской области Хряпочкин М.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 О, на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное начальником МИ ФНС № 3 по Кемеровской области – Кузбассу <данные изъяты>, о назначении наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Межрайонной ИФНС №3 по Кемеровской области-Кузбассу № от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» ФИО1 Б.М. О. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 15.25 КРФ об АП.
ФИО1 Б.М. О. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить.
Свою жалобу обосновывает тем, что постановление незаконно и необоснованно, считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
В судебном заседании ФИО1 Б.М. О. доводы жалобы поддержал, просил отменить постановление Межрайонной ИФНС №3 по Кемеровской области - Кузбассу, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель ФИО1 О. - ФИО2 доводы жалобы поддержала, просила отменить постановление Межрайонной ИФНС №3 по Кемеровской области - Кузбассу, производство по делу прекратить или применить ст. 2.9 КоАП РФ.
Представитель межрайонной инспекции ФНС по Кемеровской области - Кузбассу №3 <данные изъяты> допрошенная в качестве свидетеля, подтвердила обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении.
Суд, заслушав явившихся лиц, опросив свидетеля, исследовав письменные материалы по делу, находит доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю - продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета вуполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определены в Федеральном законе от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Согласно подп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 1 ФЗ от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях", являются резидентами.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.
В силу подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ валютной операцией признается, в том числе приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ).
Из материалов дела следует, что на основании поручения заместителя начальника МИ ФНС № 3 по Кемеровской области - Кузбассу от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена документарная проверка соблюдения валютного законодательства в отношении ООО «<данные изъяты>» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» ФИО1 Б.М. О. во исполнение обязательств по договору подряда б/н от ДД.ММ.ГГГГ дополнительное соглашение о продлении срока выполнения работ по договору подряда б/н от ДД.ММ.ГГГГ выплачена иностранному гражданину - нерезиденту <данные изъяты>, паспорт № выдан ДД.ММ.ГГГГ из кассы организации заработная плата в наличной форме в общей сумме <данные изъяты> рублей, что подтверждено расходным кассовым ордером от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ специалистом 1 разряда отдела МИ ФНС № 3 по Кемеровской области – Кузбассу <данные изъяты> в отношении должностного лица ООО "<данные изъяты>" - <данные изъяты> ФИО1 О. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в котором зафиксировано, что ООО "<данные изъяты>" во исполнение обязательств по указанному выше договору осуществило выплату заработной платы сотруднику - нерезиденту путем выдачи наличных денежных средств, минуя банковские счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно перечню иностранных граждан или лиц без гражданства, поставленных на миграционный учет, предоставленному ГУ МВД России по Кемеровской области на приведенную дату вид на жительство на территории Российской Федерации <данные изъяты> не имел.
Установив указанный факт нарушения юридическим лицом валютного законодательства, должностное лицо пришла к правильному выводу о наличии в действиях <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» ФИО1 О. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» ФИО1 О. подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№, расходным кассовым ордером от ДД.ММ.ГГГГ, договором подряда б/н от ДД.ММ.ГГГГ дополнительным соглашением о продлении срока выполнения работ по договору подряда б/н от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанным перечнем органа полиции, другими доказательствами.
Действующим законодательством предусмотрено, что отчуждение резидентом в пользу нерезидента валютных ценностей является валютной операцией, а также предписаны обязательные требования к осуществлению валютных операций, а именно: расчеты между юридическим лицом - резидентом и физическим лицом - нерезидентом должны осуществляться через банковский счет в уполномоченном банке, поскольку данная операция не входит в перечень разрешенных расчетов в наличной денежной форме между юридическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами, указанных в статье 14 Федерального закона от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ. Однако данные требования закона <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» ФИО1 Б.М. О. выполнены не были.
Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в России на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной. Выплата заработной платы работнику - иностранному гражданину, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (пп. "а" пункта 7, пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ, абз. 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). В этом случае расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле").
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 ФЗ от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ, согласно которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств. При этом часть 2 названной статьи в редакции, действовавшей в юридически значимый период, предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках. В частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории России транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
При таком положении заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, а выплата же заработной платы наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришла к обоснованному выводу о том, что выплата заработной платы работнику наличными денежными средствами - нерезиденту является нарушением части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Оснований не согласиться с выводами, изложенными в оспариваемом акте, не имеется.
Доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» ФИО1 Б.М. О. запретов и ограничений, предусмотренных нормами валютного законодательства, принятия ФИО1 Б.М. О. как руководителем юридического лица всех необходимых и своевременных мер, направленных на соблюдение требований валютного законодательства при осуществлении расчетов с работниками - иностранными гражданами, а также на недопущение совершения правонарушения, не представлено.
На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
ФИО1 Б.М. О. является руководителем ООО "<данные изъяты>", осуществлял организационно-распорядительные функции, руководство текущей деятельностью, расходный кассовый ордер подписан ФИО1 Б.М. О. при выполнении своих служебных обязанностей.
Следует отметить, что договор подряда б/н с гражданином <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ заключен от имени <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» ФИО1 О., данный договор содержит условие относительно способа выплаты заработной платы (через кассу Общества), что также свидетельствует о том, что работодателем допущено осуществление выплаты заработной платы работнику - иностранному гражданину - нерезиденту через кассу организации, минуя банковские счета, <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» ФИО1 Б.М. О. нарушил требования валютного законодательства, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Таким образом, выводы о совершении <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» ФИО1 Б.М. О. административного правонарушения сделаны с учетом требований валютного законодательства и положениями статьи 2.4 КоАП РФ.
Действия <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» ФИО1 О. правильно квалифицированы по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Административное наказание назначено <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» ФИО1 Б.М. О. в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ для должностных лиц, является справедливым и соразмерным содеянному.
Кроме этого, правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, нарушает установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, обеспечивать стабильность внутреннего валютного рынка и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений. Соблюдение соответствующего порядка направлено на обеспечение суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, защиту внутреннего рынка, тем более, исходя из Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015г. № 683, установлено, что валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и граждан, одним из направлений которой является преодоление оттока капитала, борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой. Неисполнение резидентами и нерезидентами установленных требований валютного законодательства Российской Федерации представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, подрывает основы государственности, посягает на установленный законом порядок управления и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением валютного законодательства.
Совокупность условий применения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в данном случае отсутствует, равно, как и при наличии угрозы причинения вреда отсутствуют основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, по смыслу которой, с учетом разъяснений, приведенных в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Относительно доводов о том, что правонарушитель является субъектом малого предпринимательства, ранее к административной ответственности не привлекался, негативные последствия отсутствуют, то, указанные обстоятельства не влекут освобождение от административной ответственности, влияют на размер назначаемого административного наказания. В данном случае административное наказание назначено в минимальном размере.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» ФИО1 О. допущено не было.
Постановление о назначении наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены, изменения постановления должностного лица, и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7-30.8 КРФоАП, судья
РЕШИЛ:
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное начальником МИ ФНС № 3 по Кемеровской области – Кузбассу <данные изъяты> о привлечении к административной ответственности <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» ФИО1 О. по ч.1 ст.15.25 КРФоАП оставить без изменения, жалобу <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» ФИО1 О, - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы через Беловский городской суд Кемеровской области.
Судья | /подпись/ | М.Ю. Хряпочкин |