ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/2022 от 18.04.2022 Мегионского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

дело

86RS0-66

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

18 апреля 2022 года <адрес>

Судья Мегионского городского суда <адрес> - ФИО2ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица ПАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" ФИО1 на постановление Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) -ОН от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела государственного экологического надзора в городе Нижневартовске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3-ОН от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо ПАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 подана жалоба на вышеуказанное постановление, в которой она указывает, что основанием для привлечения к административной ответственности послужил факт получения заключения на ввод в эксплуатацию ПАО "СН-МНГ" объектов капитального строительства в составе проверяемых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 1 категории, в отсутствии заключений государственного экологического надзора. Полагает, что в действиях должностного лица отсутствует состав административного правонарушения, ввиду следующего: инспектором установлено несоблюдение должностным лицом экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капительном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, а именно: при выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. Административный орган ссылается на нарушение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым, в отношении объектов 1 категории, при их строительстве, реконструкции осуществляется экологический надзор, результатом которого будет являться получение заключения уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Прохождение экологического надзора в рамках строительства объектов капитального строительства и получение соответствующего заключения является требованием Градостроительного кодекса Российской Федерации, что не составляет объективную сторону события административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и не является нарушением экологических требований. Объекты капитального строительства эксплуатируются ПАО "СН-МНГ" в соответствии с нормами законодательства об охране окружающей среды и градостроительного законодательства; государственный экологический надзор осуществлен в рамках государственного строительного надзора; Градостроительным кодексом не предусмотрено осуществление административным органом федерального государственного экологического надзора в отношении объектов 1 категории, уже введенных в эксплуатацию; разрешения на ввод объектов капитального строительства получены в период с 2019 - 2021 года. В отношении объектов капитального строительства, перечисленных в постановлении должностного лица, проведены проверки при осуществлении государственного строительного надзора, объекты эксплуатируются на основании разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, они выданы уполномоченным органом во исполнение государственной функции по осуществлению федерального строительного надзора по результатам проверочных мероприятий, что свидетельствует о проведении государственного экологического надзора, в противном случае, было бы отказано в выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. Росприроднадзору на дату строительства объектов строительства не были представлены полномочия по проведению федерального государственного экологического надзора на объектах 1 категории в области охраны окружающей среды; Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, которым Росприроднадзор наделен полномочиями по проведению государственного экологического надзора на объектах 1 категории и выдаче заключений, вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Объекты, указанные в постановлении должностного лица, расположенные в границах на Аганского, Ватинского лицензионных участках <адрес> не относятся к 1 категории; они могут быть отнесены к объектам II, III, либо IV категории, в частности в таблице на стр.2-5 постановления указано 77 объектов, среди которых присутствуют автодороги, водоводы и прочее, без указания категории; согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ объекты ПАО "СН-МНГ" нефтегазопроводы, нефтесборные трубопроводы и так далее можно отнести ко II категории; объекты - водоводы высоконапорные, автодороги, не связаны с обращением нефти и нефтепродуктов. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду соответствующей категории осуществляется при постановке его на государственный учет в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации объекта; на этапе строительства объектам не предусмотрено присвоение I категории в области охраны окружающей среды, соответственно, объектам, указанным в Постановлении может быть присвоена II, III и IV категория. Таким образом, получение заключения органа федерального государственного экологического надзора на указанные в Постановлении объекты не требуется, что исключает состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ. Законодательством Российской Федерации не предусмотрено осуществление федерального государственного экологического надзора в отношении строящихся объектов I категории опасности, проектная документация которых не прошла государственную экологическую экспертизу. Проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, относится к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня. Если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до ДД.ММ.ГГГГ, не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории. При осуществлении федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства, предметом проверки является соответствие такого объекта документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы. При изложенных обстоятельствах, осуществление федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, проектная документация которых не подлежала государственной экологической экспертизе, недопустимо. Кроме того, в ходе рассмотрения административного дела, инспектором не дана правовая оценка каждому доводу, заявленному в возражении на протокол об административном правонарушении -ОН от ДД.ММ.ГГГГ, что нарушает требования ст.24.1 КоАП РФ. На основании изложенного, ФИО1 полагает, что вмененный состав административного правонарушения в её действиях (бездействиях) отсутствует, поскольку она не совершала вмененное административное правонарушение, ввиду того, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, просит постановление отменить, производство по делу прекратить (л.д. 3-11).

ФИО1 в представленном суду заявлении о рассмотрении дела в ее отсутствии, указала, что поддерживает жалобу по доводам, изложенным в ней, просила постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.

Должностное лицо, извещенное о дате и времени, в судебное заседание не явилось.

Изучив доводы жалобы, подлинник дела об административном правонарушении , представленный должностным лицом по судебному запросу (л.д. 38), приобщенный к материалам дела по жалобе в копии (л.д. 39-170), и материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Согласно статье 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

На основании статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Согласно ч.5 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса и в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, не осуществляется государственный экологический контроль (надзор), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора) при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

На основании проведенной плановой проверки ПАО "СН-МНГ", составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из которого, Общество получило заключения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в составе проверяемых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 1 категории в отсутствие заключений федерального государственного экологического надзора (л.д. 106-145).

В соответствии с представленными сведениями от ДД.ММ.ГГГГ исх., ответственным лицом, осуществляющим контроль за получением заключений федерального государственного экологического надзора, предусмотренных п.9 ч.3 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ на строительство и реконструкцию объектов 1 категории в Обществе является начальник службы производственного экологического контроля ПАО "Славнефть-Мегионнефегаз" ФИО1, что подтверждается копией приказа ПАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" -к о ДД.ММ.ГГГГ (л.д.68).

В материалах дела об административном правонарушении представлена должностная инструкция начальника службы производственного контроля начальника службы производственного контроля ПАО "Славнефть-Мегионефтегаз", пунктом 2.19 которой, на должностное лицо - начальника службы производственного экологического контроля ПАО "Славнефть-Мегионефтегаз", в данном случае, ФИО1 возложена обязанность по участию в рассмотрении планов и проектов капитального строительства, капитального ремонта и (или) реконструкции объектов природоохранного значения; участие в контроле за соблюдением требований действующего законодательства РФ об охране окружающей среды при строительстве, ремонте, реконструкции и др.; участвует в работе рабочих комиссий по приемке объектов в эксплуатацию (л.д.69-87).

ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица ФИО1 составлен протокол -ОН в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.57-64).

Как следует из постановления -ОН от ДД.ММ.ГГГГ начальник службы производственного экологического контроля ПАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого следует, что ФИО1 нарушены ст.39 ФЗ 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч.5 ст.54, ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (л.д. 41-48).

Согласно п.9 ч.3 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации), заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 настоящего Кодекса.

Обществом представлена информация по объектам капитального строительства ПАО "СН-МНГ" за период с 2019-2021 годы, согласно которой с 2019 года по настоящее время Обществу выданы разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.

На странице 2 обжалуемого постановления указано 77 объектов, включая нефтепроводы, нефтегазопроводы, водоводы, автодороги, ВЛ (л.д.42-45).

Согласно ст.4.2 ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия относятся объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории.

Согласно п.2,4 ст.69.2 ФЗ "Об охране окружающей среды" постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, а уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, с присвоением ему кода и категории объекта.

Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий") к объектам I категории относятся осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа; ко II категории относятся объекты, которые оказывают умеренное негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 4.2 Закона об охране окружающей среды), то есть ряд таких же объектов, что и к I категории, но с меньшей проектной мощностью или производительностью (п. 2 Критериев отнесения объектов НВОС к I, II, III и IV категории), а именно: по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях.

Контрольный орган осуществляет государственный экологический контроль в отношении производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", относящимся к объектам I категории (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)" (вместе с "Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)").

Исходя из указанных выше критериев нефтегазопроводы, нефтесборные трубопроводы можно отнести ко II категории объектов; прочие же объекты: ВЛ, водоводы, автодороги не связаны с обращением нефти и нефтепродуктов, и соответственно, к I категории объектов также не относятся.

Строительство и ввод объектов в эксплуатацию осуществляется по этапам строительства на основании проектной документации. Учитывая изложенное, на этапе строительства объектам не предусмотрено присвоение I категории в области охраны окружающей среды, следовательно, объектам, указанным в обжалуемом постановлении не может быть присвоена данная категория, и не требуется получение заключения органа федерального государственного экологического надзора.

Кроме того, как верно отмечено ФИО1, Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрено осуществление надзора в отношении объектов I категории, уже введенных в эксплуатацию.

Как указано выше, Обществом представлена информация по объектам капитального строительства ПАО "СН-МНГ" за период с 2019-2021 годы, согласно которой с 2019 года по настоящее время Обществу выданы разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства. То есть на момент выездной проверки и вынесения постановления, объекты уже введены в эксплуатацию и не являются строящимися.

В отношении объектов, указанных в обжалуемом постановлении, проведены проверки при осуществлении государственного строительного надзора; от уполномоченного органа получены разрешения на ввод в эксплуатацию, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, ФЗ "Об охране окружающей среды", Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)" (вместе с "Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)".

Соответственно, при установленных обстоятельствах, суд находит доводы, изложенные в жалобе, состоятельными и полагает, что в действиях ФИО1 отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах постановление должностного лица нельзя признать законными и обоснованными, оно подлежат отмене, а производство по делу - прекращению.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 - удовлетворить.

Постановление начальника отдела государственного экологического надзора в городе Нижневартовске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3-ОН от ДД.ММ.ГГГГ о признании должностного лица - начальника службы производственного экологического контроля ПАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей - отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в суд <адрес>-Югры в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения, путём подачи жалобы через Мегионский городской суд <адрес>-Югры.

Судья подпись ФИО4

Копия верна.

Судья ФИО4