ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/2022 от 29.03.2022 Сердобского городского суда (Пензенская область)

Дело № 12-13/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Сердобск 29 марта 2022 года

Судья Сердобского городского суда Пензенской области Филь А.Ю.,

с участием представителя ООО «Русское поле» генерального директора ООО «Русское поле» ФИО2, представителя ООО «Русское поле» ФИО3, представителя Государственной инспекции труда в Пензенской области старшего государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Сердобского городского суда Пензенской области жалобу генерального директора ООО «Русское поле» ФИО2 на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области ФИО1 о назначении административного наказания № 58/6-658-21-ИЗ/12-201-И/51-358/6 от 21.01.2022 года в отношении ООО «Русское поле» по ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области ФИО1 о назначении административного наказания № 58/6-658-21-ИЗ/12-201-И/51-358/6 от 21.01.2022 года ООО «Русское поле» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 70000 рублей.

Генеральный директор ООО «Русское поле» ФИО2, будучи не согласным с указанным постановлением, подал на него жалобу, в которой просил изменить постановление об административном правонарушении № 58/6-658-21-ИЗ/12-201-И/51-358/6 от 21.01.2022 года в части назначенного наказания, заменить административный штраф в размере 70000 рублей на предупреждение, мотивируя тем, что ООО «Русское поле» предоставлен договор № 6033/П/462751 от 28.12.2021 года с ООО «Центр качества» на выполнение услуг по специальной оценке условий труда. Данное правонарушение совершено впервые, при назначении наказания обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено. Правонарушение не привело к причинению вреда жизни и здоровью сотрудников ООО «Русское поле». В настоящее время проводится специальная оценка рабочих мест по договору оказания услуг, заключенному с ООО «Центр качества», специальная оценка условий труда будет завершена 12.04.2022 года. Таким образом, нарушение в момент проведения проверки находилось в процессе устранения. Факт совершения правонарушения общество признает и свою вину не оспаривает. Выплата штрафа в указанном размере нанесет трудно восполняемые финансовые потери, нарушит финансовую стабильность организации, приведет к образованию кредиторской задолженности перед контрагентами и сотрудниками.

Генеральный директор ООО «Русское поле» ФИО2 в судебном заседании жалобу поддержал по основаниям, изложенным в жалобе.

Представитель ООО «Русское поле» ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании жалобу поддержала по основаниям, изложенным в жалобе, и пояснила, что ООО «Русское поле» специальная оценка условий труда проведена, отчет о проведении специальной оценки условий труда в ООО «Русское поле» утвержден 09.03.2022 года.

Представитель Государственной инспекции труда в Пензенской области старший государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с жалобой не согласилась, просила постановление о назначении административного наказания № 58/6-658-21-ИЗ/12-201-И/51-358/6 от 21.01.2022 года оставить без изменения, подтвердила обстоятельства, изложенные в акте документарной проверки от 21.01.2022 года, протоколе об административном правонарушении № 58/6-658-21-ИЗ/12-201-И/51-358/6 от 21.01.2022 года, и пояснила, что ООО «Русское поле» было привлечено к административной ответственности впервые, обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены, в настоящее время ООО «Русское поле» специальная оценка условий труда проведена, отчет о проведении специальной оценки условий труда в ООО «Русское поле» утвержден 09.03.2022 года, вредные условия труда отсутствуют.

Изучив жалобу, материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, прихожу к следующим выводам.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 212 Трудового Кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах.

Согласно ст. 5 Трудового Кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении: 1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости; 2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; 3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Из материалов дела следует, что в период с 13.01.2022 года по 21.01.2022 года Государственной инспекцией труда в Пензенской области проведена документарная проверка в отношении ООО «Русское поле», по результатам которой составлен протокол № 58/6-658-21-ИЗ/12-201-И/51-358/6 от 21.01.2022 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Русское поле».

В ходе изучения поименного списка работников ООО «Русское поле» было установлено, что главный инженер ФИО5 был принят 21.08.2017, водитель ФИО6 был принят 17.04.2017, механизатор ФИО7 был принят 01.09.2017, агроном ФИО8 был принят 03.04.2017, коммерческий директор был принят 21.11.2017, водитель ФИО9 был принят 20.11.2017, механизатор ФИО10 был принят 01.05.2012, главный бухгалтер ФИО11 была принята 01.08.2015, водитель ФИО12 был принят 01.07.2016, соответственно ООО «Русское поле» обязано было завершить мероприятия по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах согласно штатному расписанию до 31.12.2018.

В нарушение ст. 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, п. 1 ч. 2 ст. 4, ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в ООО «Русское поле» не проведена специальная оценка следующих рабочих мест согласно штатному расписанию: главный бухгалтер, водитель, механизатор (гараж), оператор зерноочистительного комплекса, агроном, главный инженер, заведующий током, механизатор (администрация), коммерческий директор, генеральный директор. ООО «Русское поле» представлен лишь договор № 6033/П/462751 от 28.12.2021 года с ООО «Центр качества» на выполнение услуг по специальной оценке условий труда.

Факт совершения ООО «Русское поле» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержден совокупностью доказательств: решением о проведении документарной проверки от 13.01.2022 года, актом документарной проверки от 21.01.2022 года, протокол № 58/6-658-21-ИЗ/12-201-И/51-358/6 от 21.01.2022 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, договором № 6033/П/462751 от 28.12.2021 года, отчетом о проведении специальной оценки условий труда в ООО «Русское поле» (утвержден 09.03.2022 года), другими материалами дела.

Действия ООО «Русское поле» правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ООО «Русское поле», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 названного Кодекса.

Вместе с тем, оценивая назначенное ООО «Русское поле» административное наказание, считаю, что оно не является соразмерным содеянному и не отвечает принципу справедливости юридической ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Как следует из материалов дела, сведений о привлечении ООО «Русское поле» ранее к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в данном случае не имеется.

При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также санкцию ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, характер совершенного ООО «Русское поле» административного правонарушения, наличие смягчающих ответственность обстоятельств, признание вины, совершение административного правонарушения впервые, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, принятие мер по устранению выявленного нарушения, что подтверждается отчетом о проведении специальной оценки условий труда в ООО «Русское поле» (утвержден 09.03.2022 года), и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, полагаю возможным в данном случае заменить назначенное административное наказание в виде штрафа в размере 70000 рублей на предупреждение, изменив тем самым постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области ФИО1 о назначении административного наказания № 58/6-658-21-ИЗ/12-201-И/51-358/6 от 21.01.2022 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области ФИО1 о назначении административного наказания № 58/6-658-21-ИЗ/12-201-И/51-358/6 от 21.01.2022 года в отношении ООО «Русское поле» по ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, заменив назначенное административное наказание в виде штрафа в размере 70000 рублей на предупреждение.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения.

Жалобу генерального директора ООО «Русское поле» ФИО2 удовлетворить частично.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Филь А.Ю.