ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1406/2021 от 14.12.2021 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

УИД 23RS0031-01-2021-010287-09

Дело № 12-1406/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Краснодар 14 декабря 2021 года

Судья Октябрьского районного суда города Краснодара Хазиков А.А.,

при секретаре судебного заседания Салохиной Е.И.,

при участии:

представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, – акционерного общества «Краснодартеплосеть» – ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе акционерного общества «Краснодартеплосеть» на постановление Южного межрегионального управления Росприроднадзора -П-2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении заявителя,

установил:

постановлением Южного межрегионального управления Росприроднадзора -П-2 от ДД.ММ.ГГГГ акционерное общество «Краснодартеплосеть» (далее – АО «Краснодартеплосеть») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В жалобе, поданной в Октябрьский районный суд <адрес>, АО «Краснодартеплосеть» просит указанное постановление отменить как незаконное и необоснованное.

Заявитель жалобы отмечает, что действиями общества не причинен вред гражданам, интересам государства и в указанных действиях имеются признаки малозначительности. Также заявитель жалобы обращает внимание, что в отношении него вынесен ряд постановлений по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако, в сущности, обществом совершено только 1 правонарушение в отношении нескольких объектов и рассмотрение административных дел по каждому эпизоду в отдельности приводит к созданию искусственной множественности дел, не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях.

К жалобе также приложено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на ее подачу, в обоснование которого указано, что заявитель настоящей жалобы ранее обращался в суд с аналогичной жалобой, однако она была возвращена в связи с тем, что она не была подписана.

В судебном заседании представитель лица, привлекаемого в административной ответственности, ФИО3 поддержал поданную жалобу, просил ее удовлетворить, а также просил восстановить пропущенный процессуальный срок на ее подачу.

Представитель Южного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, отложить судебное заседание не просил.

При таких обстоятельствах, судья счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Разрешая вопрос о восстановлении заявителю настоящей жалобы пропущенного процессуального срока на ее подачу, судья приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Частью 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Из материалов дела усматривается, что обжалуемое постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ, однако настоящая жалоба поступила в суд только ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, из материалов дела также усматривается, что изначально АО «Краснодартеплосеть» обратилось в суд с аналогичной жалобой в установленный срок, однако она была возвращена в связи с тем, что она не была подписана уполномоченным лицом.

Указанное обстоятельство свидетельствуют о наличии уважительных причин пропуска АО «Краснодартеплосеть» срока для подачи настоящей жалобы, в связи с чем, данный срок подлежит восстановлению

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 69 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе, государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Также, государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя: наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду; сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах; сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях; сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления; сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду; сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду; сведения о программе производственного экологического контроля; сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду; информацию о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным технологиям; информацию о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления; сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора; информацию о консервации, ликвидации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, об изменении его места нахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 35 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», заявку о постановке объекта на учет, сведения и документы, представляемые для актуализации учетных сведений об объекте или снятия объекта с государственного учета, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, направляют в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении или в электронном виде посредством заполнения электронного средства формирования заявки с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или официального сайта Службы в сети «Интернет».

Согласно пункту 36 этого же постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года № 572, электронное средство формирования заявки о постановке объекта на учет в электронном виде и методические рекомендации по ее заполнению публикуются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на своем официальном сайте в сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 14 приказа Росприроднадзора от 6 февраля 2020 года № 104 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» документами, необходимыми для предоставления государственной услуги (далее – заявительные документы), являются: а) заявка о постановке объекта HBOC на государственный учет, оформленная в соответствии с приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 года № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» (зарегистрирован Минюстом России 5 февраля 2016 года, регистрационный № 40963) (далее – приказ Минприроды № 554), содержащая сведения, необходимые для внесения в федеральный государственный реестр, предусмотренные пунктом 17 Правил создания и ведения государственного реестра объектов HBOC, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года № 572 (далее – Правила № 572); б) заявление о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте HBOC, содержащихся в федеральном государственном реестре, и документы, подтверждающие необходимость актуализации; в) заявление о предоставлении сведений и документов о прекращении деятельности на объекте HBOC для снятия объекта HBOC с государственного учета и документы, подтверждающие необходимость снятия объекта HBOC с государственного учета; г) заявление о выдаче дубликата свидетельства о постановке объекта HBOC на государственный учет, дубликата свидетельства об актуализации сведений об объекте HBOC или дубликата свидетельства о снятии объекта HBOC с государственного учета.

Согласно пункту 15 приказа Росприроднадзора от 6 февраля 2020 года № 104, в случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляет хозяйственную и (или) иную деятельность на двух и более объектах HBOC, заявка о постановке объекта HBOC на государственный учет направляется заявителем в отношении каждого объекта HBOC отдельно.

Как указано в пункте 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Согласно пункту 7 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.

Судьей установлено и следует из материалов дела, что отделом администрирования платежей Южного межрегионального управления Роспотребнадзора проведен анализ объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации.

В результате анализа установлено, что у хозяйствующего субъекта, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц произошло изменение юридического адреса, однако сведения об этом в Управление в установленном Административным регламентом порядке (Приказ Росприроднадзора от 6 февраля 2020 года № 104) не представлены.

Так, ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут установлено, что объект негативного воздействия -П (Котельная ), расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Афипский, <адрес>, эксплуатировался АО «Краснодартеплосеть» до момента смены адреса юридического лица, которая согласно выписке из ЕГРЮЛ была произведена ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в связи со сменой адреса юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, для АО «Краснодартеплосеть» наступила обязанность по представлению в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в срок не позднее чем через 30 дней со дня государственной регистрации таких изменений.

Согласно Приказу Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» для актуализации учетных сведений об объекте HBOC, содержащихся в федеральном государственном реестре объектов HBOC, заявитель направляет заявление о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте HBOC и документы, подтверждающие необходимость актуализации сведений об объекте HBOC, в тот уполномоченный орган, в котором указанный объект HBOC поставлен на государственный учет.

Документами, подтверждающими необходимость актуализации сведений об объекте HBOC, являются представленные заявителем сведения: а) о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте HBOC, о реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (местонахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; б) об изменении места нахождения объекта HBOC; в) об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; г) об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Из материалов дела следует, что АО «Краснодартеплосеть» (юридический адрес: <адрес>) заявка об актуализации сведений об объекте -П (Котельная ), расположенном по адресу: <адрес>, пгт. Афипский, <адрес>, оформленная в соответствии с Административным регламентом представления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, в адрес Управления не подавалась.

Таким образом, АО «Краснодартеплосеть» не обеспечило своевременную актуализацию сведений об объекте негативного воздействия, что является нарушением положений статьи 69.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

Выявив нарушения требований статьи 69.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», должностное лицо пришло к выводу о наличии в действиях АО «Краснодартеплосеть» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно указанной норме, невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.

Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обоснованно положены в основу постановления.

Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, судья находит выводы должностного лица о наличии вины АО «Краснодартеплосеть» в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе административного производства. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.

Факт совершения АО «Краснодартеплосеть» действий, выразившихся в невыполнении обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, исследованными судом.

Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными и получившими надлежащую оценку в постановлении.

Наказание назначено в пределах санкции статьи 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассматривая доводы заявителя о том, что им совершено только одно правонарушение, предусмотренное статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

В рассматриваемом случае основания для объединения дел об административных правонарушениях отсутствуют, поскольку указанные выше нарушения требований природоохранного законодательства допущены не в результате одного бездействия, а нескольких самостоятельных бездействий, образующих самостоятельные составы административных правонарушений.

С доводами заявителя о малозначительности совершенного правонарушения также нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитываются при назначении административного наказания.

В соответствии с абзацем 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении юридического лица АО «Краснодартеплосеть» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством, с посягательством на установленный принцип охраны окружающей среды.

Административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Принимая во внимание вышеизложенное, судья приходит к выводу, что несоблюдение и нарушение требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов экологии и охраны окружающей среды, не может быть отнесено к малозначительным правонарушениям.

Таким образом, основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения АО «Краснодартеплосеть» от административной ответственности отсутствуют.

Руководствуясь положениями статьи 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

восстановить акционерному обществу «Краснодартеплосеть» процессуальный срок на подачу жалобы на постановление Южного межрегионального управления Росприроднадзора -П-2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Краснодартеплосеть».

Постановление Южного межрегионального управления Росприроднадзора -П-2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Краснодартеплосеть» – оставить без изменения, жалобу акционерного общества «Краснодартеплосеть» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд города Краснодара в течение 10 суток.

Судья А.А. Хазиков