ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-140/19 от 13.03.2019 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

№ 12-140/2019

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ак.Курчатова, д. 6

РЕШЕНИЕ

«13» марта 2019 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре Попрядухиной И.С., рассмотрев жалобу старшего специалиста группы организации закупок Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю» ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю № 38-19-30/2018-63 от 28 декабря 2018 года о признании виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее-заместитель руководителя УФК по Камчатскому краю) № 38-19-30/2018-63 от 28 декабря 2018 года старший специалист группы организации закупок Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю» (далее-старший специалист группы организации закупок) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с постановлением, старший специалист группы организации закупок ФИО1 обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой об отмене, ссылаясь на следующие доводы. Дело об административном правонарушении возбуждено прокуратурой г. Петропавловска-Камчатского постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 06 декабря 2018 года по п. 2. ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 44-ФЗ, а не п. 1 ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 44-ФЗ, как вменяется УФК по Камчатскому краю. Данное противоречие во вменяемом административном правонарушении является существенным нарушением норм процессуального права при производстве УФК по Камчатскому краю по данному делу. Кроме того, постановление Правительства Российской Федерации от 05 июня 2018 года № 555 не устанавливает требования к форме (табличной или текстовой) отображения расчета обоснования начальной максимальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), указываемого в столбце 7 формы обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственным и муниципальным нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок. Утвержденные формы таблиц носят обобщенный вид. Следовательно, заказчик вправе самостоятельно определить наиболее приемлемое для него обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с учетом требований ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ. Заказчик обосновал начальную максимальную цену контракта в отдельных приложениях к Плану графику и форме обоснования закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок. Табличная форма обоснования закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок не предусматривает возможности внесения в нее таких сведений в развернутом виде, скриншоты сайта ЕИС подтверждают невозможность прикрепления каких-либо документов в графу «сведения об обосновании метода определения начальной максимальной цены контракта», однако УФК по Камчатскому краю в постановлении указывает о существовании возможности введения информации обоснования НМЦК и о возможности приложения электронного файла, содержащего расчеты и формы обоснования НМЦК, не раскрывая свои доводы, не указывая, каким образом данная процедура может быть выполнена при полном отсутствии такой возможности на сайте ЕИС. Все перечисленные нормативно-правовые акты, устанавливающие требования к форме обоснования закупок товаров,

работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при утверждении и формировании плана графика закупок не содержат каких-либо посылов для возможности вывода о том, что заказчик не имеет права обоснования НМЦК контракта в отдельных приложениях к плану-графику закупок на бумажном носителе, при полной невозможности опубликования таких обоснования на официальном сайте ЕИС. Вменяемое нарушение основано УФК по Камчатскому краю на неправильном понимании и толковании норм права, регулирующих общественные отношения в области установленного государственного порядка осуществления закупок для обеспечения государственных нужд. На основании изложенных доводов полагала постановление подлежащим отмене, поскольку не совершала административное правонарушение.

В судебном заседании старший специалист группы организации закупок ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила отменить постановление, так как не совершала административное правонарушение.

Защитник Скаредов П.А., действующий на основании доверенности от 27 декабря 2018 года, полагал постановление в отношении старшего специалиста группы организации закупок ФИО1 подлежащим отмене на основании изложенных в жалобе доводов, которые поддержал в полном объеме, полагал, что правонарушение не было совершено.

Старший помощник прокурора г. Петропавловска-Камчатского Яновская К.В. полагала жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению по изложенным доводам, при этом, постановление подлежит отмене, в связи с допущенным существенным процессуальным нарушением, выразившимся в отсутствии в деле резолютивной части постановления, что не позволяет установить дату рассмотрения дела.

Изучив доводы жалобы, заслушав старшего специалиста группы организации закупок ФИО1, защитника Скаредова П.А., старшего помощника прокурора г. Петропавловска-Камчатского Яновской К.В., проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки), влечет привлечение к административной ответственности.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена указанной статьей посягает на порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, установленный в главах 2 - 7 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

Федеральный закон о контрактной системе регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 18 Федерального закона о контрактной системе, при формировании плана-графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном ст. 22 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 7 ст. 18 Федерального закона о контрактной системе, порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 11 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 05 июня 2015 года № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд»), план-график закупок содержит приложения, содержащие обоснования по каждому объекту закупки, подготовленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 7 ст. 18 Федерального закона, включающие обоснования начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяемых в соответствии со ст. 22 Федерального закона о контрактной системе с указанием включенных в объект закупки товаров, работ, услуг, их количества и единиц измерения (при наличии); способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с главой 3 Федерального закона о контрактной системе, в том числе дополнительных требований к участникам закупки (при наличии таких требований), установленных в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона о контрактной системе.

Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 05 июня 2015 года № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования» (далее-Правила обоснования закупок).

Согласно подп. «а» п. 4 Правил обоснования закупок, обоснование закупок осуществляется заказчиками в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации формой обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов закупок.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 25.11, ч. 1 ст. 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

Частью 2 ст. 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В свою очередь, ч. 2 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает, что в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Как установлено исследованием материалов дела, 06 декабря 2018 года заместителем прокурора г. Петропавловска-Камчатского по результатам рассмотрения материалов проверки исполнения законодательства о размещении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, вынесено постановление о возбуждении в отношении старшего специалиста группы организации закупок ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 1-4).

Основанием для возбуждения дела послужил выявленный в ходе проверки факт отсутствия обоснования начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяемых в соответствии со ст. 22 Федерального закона о контрактной системе, в плане-графике закупок ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» на 2018 год № 2018083810000060030001 в редакции от 26 ноября 2018 года. Приложение к данному плану-графику (форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок) содержит только указание способа опре-деления такой цены.

На основании совокупности исследованных материалов дела, постановлением заместитель руководителя УФК по Камчатскому краю № 38-19-30/2018-63 от 28 декабря 2018 года старший специалист группы организации закупок ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт совершения старшим специалистом группы организации закупок ФИО1 административного правонарушения и ее вина установлены на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств: постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 06 декабря 2018 года; плана-графика закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд за 2018 год; формой обоснования закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных при формировании и утверждении плана-графика закупок; выписки из приказа № 43л/с от 03 апреля 2015 года о назначении ФИО1 на должность старшего специалиста группы организации закупок ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю», должностной инструкции, иными материалами дела.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, старший специалист группы организации закупок ФИО1 обратилась с жалобой о его отмене.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Частью 3 ст. 30.6 названного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Соблюдение процессуального порядка производства по делу об административном правонарушении является одной из гарантий обеспечения прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, в том числе права на защиту.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Согласно ч. 1 ст. 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в ч. ч. 3 - 5 ст. 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Из п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что днем вынесения постановления следует считать день его составления в полном объеме, а не день оглашения резолютивной части постановления.

По смыслу указанных норм, объявление резолютивной части постановления и отложение составления мотивированного постановления возможно только при рассмотрения дела об административном правонарушении по первой инстанции. При объявлении резолютивной части постановления судья, должностное лицо органа, рассматривающее дело, обязан изготовить резолютивную часть постановления и объявить лицам, участвующим в деле, когда будет изготовлено постановление в окончательной форме.

При этом, объявленная резолютивная часть постановления должна быть приобщена вместе с мотивированным постановлением к материалам дела.

В ходе рассмотрения жалобы старший помощник прокурора г. Петропавловска-Камчатс-кого Яновская К.В. полагала постановление подлежит отмене, в связи с допущенным существенным процессуальным нарушением, выразившимся в отсутствии в деле резолютивной части постановления, что не позволяет установить дату рассмотрения дела.

Следует согласиться с правовой позицией старшего помощника прокурора г. Петропавловска-Камчатского Яновской К.В. по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 27 декабря 2018 года в помещении УФК по Камчатскому краю объявлена резолютивная часть постановления по делу об административном правонарушении № 38-19-30/2018-63 в отношении старшего специалиста группы организации закупок ФИО1, в подтверждение чему представлен «Лист объявления резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении» на котором имеются подписи старшего специалиста группы организации закупок ФИО1 и защитника Скаредова П.А.

При этом, такое процессуальное действие, как «Лист объявления резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении» нормами КоАП РФ не предусмотрено.

Мотивированное постановление изготовлено 28 декабря 2018 года, его копия получена старшим специалистом группы организации закупок ФИО1 18 января 2019 года.

Как указано в постановлении, его резолютивная часть о назначении административного наказания по делу объявлена 27 декабря 2018 года.

Однако, в материалах дела отсутствует резолютивная часть постановления заместителя руководителя УФК по Камчатскому краю от 27 декабря 2018 года о привлечении старшего специалиста группы организации закупок ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая подтверждала бы завершение рассмотрения дела 27 декабря 2018 года с немедленным объявлением решения по окончании его рассмотрения.

Указанные обстоятельства повлекли за собой нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Изложенное свидетельствует о несоблюдении заместителем руководителя УФК по Камчатскому краю порядка рассмотрения дела и вынесения постановления, предусмотренных ч. 1 ст. 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Допущенное при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушение процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях являются существенными, не позволили заместителем руководителя УФК по Камчатскому краю всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении старшего специалиста группы организации закупок ФИО1, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и принять по делу законное и обоснованное решение.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление заместителя руководителя УФК по Камчатскому краю № 38-19-30/2018-63 от 28 декабря 2018 года подлежит отмене, поскольку не может быть признано законным и обоснованным.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Событие, повлекшее возбуждение дела об административном правонарушении в отношении старшего специалиста группы организации закупок ФИО1, имело место 26 ноября 2018 года, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения жалобы не истек.

При таких обстоятельствах, постановление заместителя руководителя УФК по Камчатскому краю № 38-19-30/2018-63 от 28 декабря 2018 года в отношении старшего специалиста группы организации закупок ФИО1 подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в УФК по Камчатскому краю.

В связи с необходимостью направления дела на новое рассмотрение, вызванной существенными нарушениями процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, доводы старшего специалиста группы организации закупок ФИО1 об отсутствии в ее действиях правонарушения, поддержанные защитником, могут быть предметом

оценки при новом рассмотрении дела, при котором следует учесть изложенное, принять меры к рассмотрению дела в соответствии с требованиями законодательства, принять по делу законное и обоснованное решение, дав оценку всем приведенным выше заявителем доводам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу старшего специалиста ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» ФИО1 - удовлетворить частично.

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю № 38-19-30/2018-63 от 28 декабря 2018 года о признании старшего специалиста группы организации закупок Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю» ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в УФК по Камчатскому краю.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Р.П. Лаевская