Р Е Ш Е Н И Е
10 июля 2020 года посёлок Ленинский
Судья Ленинского районного суда Тульской области Никишин С.Н.,
с участием представителя заявителя ФГБУ «<данные изъяты>» Министерства обороны РФ по доверенности ФИО1,
рассмотрев жалобу представителя заявителя ФГБУ «<данные изъяты>» Министерства обороны РФ (далее ФГБУ «<данные изъяты>» Минобороны РФ) по доверенности ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении № от 19 июня 2020 года, которым ФГБУ «<данные изъяты>» Министерства обороны РФ привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ,
установил:
постановлением начальника отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов экологии Тульской области ФИО2№ от 19 июня 2020 года, которым ФГБУ «<данные изъяты>» Минобороны РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 тысяч рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, представитель ФГБУ «<данные изъяты>» Минобороны РФ по доверенности ФИО1 обратился с жалобой в Ленинский районный суд Тульской области, в которой просит уменьшить сумму штрафных санкций, по следующим основаниям, основными целями деятельности ФГБУ «<данные изъяты>» Минобороны РФ является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил РФ. Объекты водоснабжения переданы Учреждению ЖКС № филиал ФГБУ «<данные изъяты>» Минобороны РФ от балансодержателей в апреле 2017 года. В целях обеспечения жизнедеятельности войск, соблюдения прав различных категорий граждан и недопущения срывов в оказании коммунальных услуг часть объектов приняты в неудовлетворительном техническом состоянии без лицензии. Проведенной военной прокуратурой Тульского гарнизона проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 11 ФЗ «О недрах» артезианская скважина б/н, расположенная по адресу: <адрес> эксплуатируется в отсутствии лицензии. Данная артезианская скважина является единственным источником водоснабжения специализированных объектов воинской части, котельной и жилого фонда военного городка №. Согласно п. 86 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», введение временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения не допускается (за исключением случаев аварий и проведения ремонтных работ) в отношении социально значимых категорий абонентов, в том числе и воинской части Минобороны РФ. Прекращение эксплуатации артезианской скважины представляет собой опасность, непосредственно угрожающую интересам общества и государства. В тоже время эксплуатация скважины без лицензии не влечет за собой негативных последствий для обеспечения обороны и безопасности государства.
С целью регистрации прав и получения правоустанавливающих документов, ЖКС № (<адрес>) направило в Департамент по недропользованию по ЦФО документы на получение лицензии скважин, которые были возвращены на доработку по причине отсутствия проектной документации и будут вновь поданы после выделения денежных средств на данные объекты. В настоящий момент Филиалом повторно направлено коммерческое предложение на подготовку комплектов документов для оформления права пользования и получения лицензии. ЖКС № является бюджетной организацией и финансируется за счет бюджетных средств. Уведомление о необходимости в выделении денежных средств на 2021 год направлено в ФГБУ «<данные изъяты>» МО РФ.
В судебном заседании представитель ФГБУ «<данные изъяты>» Минобороны РФ по доверенности ФИО1 поддержал заявленные им требования по основаниям, указанным в жалобе, дополнительно пояснив, что в настоящее время ведутся работы 03 июля 2020 года ЖКС № филиал ФГБУ «<данные изъяты>» Минобороны РФ направило в Департамент по недропользованию по ЦФО Отдел геологии и лицензирования по Тульской, Калужской, Рязанской областям, заявка, которая получена 09 июля 2020 года. Данный документ отражает факт направления Учреждением всей необходимой документации с целью получения лицензии на артезианскую скважину б/н, расположенную в <адрес>. Просил уменьшить размер штрафа до минимально возможного.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области в судебное заседание не явился. О времени месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Суд с учетом мнения представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ по доверенности ФИО1 счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>.
Изучив доводы жалобы, выслушав представителя ФГБУ «<данные изъяты>» Минобороны РФ по доверенности ФИО1, исследовав материалы дела, суд полагает, что имеются основания для удовлетворения указанной жалобы по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством о недрах.
Согласно ч. 7 ст. 9 Закона РФ "О недрах" права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
На основании ч. 1 ст. 11 Закона РФ "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе проверки, проведенной 14 мая 2020 военной прокуратурой Тульского гарнизона, были выявлены нарушения исполнения требований законодательства о недропользовании ФГБУ «<данные изъяты>» Минобороны РФ. В ходе проверки было установлено, что № ЖКС № ФГБУ «<данные изъяты>» Минобороны РФ осуществляло добычу подземных вод из артезианской скважины б/н, расположенной по адресу: <адрес>, без соответствующей лицензии на пользование недрами.
Выводы суда о виновности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, подтверждаются следующими доказательствами.
Согласно Уставу ФГБУ «<данные изъяты>» Минобороны РФ, утвержденному приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны РФ от 03.03.2017 № 607 основной целью деятельности Учреждения определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
С 01 апреля 2017 года ФГБУ «<данные изъяты>» Минобороны РФ в полном объеме приступило к оказанию коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ (в отношении объектов Минобороны России, подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений, а также иных потребителей, технологически подсоединенных к данным объектам).
Пункт 14 Устава для достижения уставных целей к основным видам деятельности Учреждения отнесены, в том числе, забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, водоотведение, транспортировка, а также очистка сточных вод.
Из пункта 8 Устава ФГБУ «<данные изъяты>» Минобороны РФ имеет филиал по Воздушно десантным войскам, который осуществляет свою деятельность через производственный участок <адрес>) жилищно-коммунальной службы № (<адрес>) (далее - № ЖКС № ФГБУ «<данные изъяты>» Минобороны РФ (по ВДВ), являющийся структурным подразделением Учреждения и осуществляющий его функции в соответствии с Уставом.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что учреждение осуществляет забор подземных вод без соответствующей лицензии на право пользование недрами, Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области пришло к правильному выводу о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ФГБУ «<данные изъяты>» Минобороны РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оценивая назначенное наказание, считаю, что имеющиеся в деле и дополнительно представленные документы дают основание для применения положений чч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие негативных последствий, принятия мер к устранению выявленных нарушений, что подтверждается представленными документами, полагаю возможным снизить наказание, назначив его в размере половины административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями чч. 3.2, 3.3 ст. 4.1, ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу представителя заявителя ФГБУ «<данные изъяты>» Министерства обороны РФ по доверенности ФИО1 на постановление начальника отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов экологии Тульской области ФИО2№ от 19 июня 2020 года, которым ФГБУ «<данные изъяты>» Минобороны РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ - удовлетворить.
Постановление начальника отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов экологии Тульской области ФИО2№ от 19 июня 2020 года по делу об административном правонарушении в отношении ФГБУ «<данные изъяты>» Минобороны РФ, совершившего административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст.7.3 КоАП РФ изменить, назначить ФГБУ «<данные изъяты>» Минобороны РФ наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четырехсот тысяч) рублей.
Указанную сумму перечислить в УФК по Тульской области (Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области) ИНН 7107096442, КПП 710701001, ОКТМО 70701000, р/с 401018107000000 в Отделение Тула г. Тула, БИК 047003001, КБК 80311601072019000140, УИН 0320740071000000006590419.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья С.Н. Никишин