Судья Буланова Н.А. Дело №
РЕШЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Судья Приморского краевого суда Бондаренко Л.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора отдела культурного наследия Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу ФИО2 на постановление судьи Фрунзенского районного суда г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – руководителя Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края ФИО3,
установила:
постановлением судьи Фрунзенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - руководителя Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края ФИО1 прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением судьи, старший государственный инспектор отдела культурного наследия Управления Министерства культуры РФ по ДФО ФИО2 подал в Приморский краевой суд жалобу, в которой ставится вопрос об отмене постановления судьи и привлечении ФИО3 к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
В Приморский краевой суд поступило ходатайство начальника отдела культурного наследия Управления Минкультуры России по ДФО ФИО4 о рассмотрении жалобы в их отсутствии.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Ответственность по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ).
В силу п.10 ч.2. ст.33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта.
В соответствии с п.7 ст.11 Закона мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия проводятся должностными лицами органов охраны объектов культурного наследия на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия.
Согласно п.2 и 3 ст.9.1 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации): государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, за исключением: ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и установления требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места федерального значения; выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия; федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия.
Частью 5 статьи 34 Закона установлено, что зоны охраны объекта культурного наследия должны быть установлены в срок не более чем два года со дня включения в реестр такого объекта культурного наследия, применительно к которому в соответствии со статьей 34.1 настоящего Федерального закона устанавливается защитная зона.
Пункт 9 статьи 48 Закона гласит, что в случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 настоящей статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, соблюдать установленный статьей 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона. После получения указанного охранного обязательства лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежат на праве собственности или ином вещном праве, указанное лицо обязано обеспечить внесение в договоры, предусматривающие передачу третьим лицам права владения и (или) пользования таким объектом, изменений, предусматривающих в качестве существенного условия обязательство лица, во владении и (или) в пользовании которого находится указанное имущество, по выполнению требований, предусмотренных охранным обязательством, а также порядок и условия их выполнения. Действие настоящего пункта распространяется на случаи заключения договоров, предусматривающих передачу прав владения и (или) пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, между лицами, которые приобрели указанное право на основании договоров, и третьими лицами (договор субаренды и другие договоры).
Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением руководителя управления Минкультуры России по ДФО № от ДД.ММ.ГГГГ в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ комиссией Управления Минкультуры РФ по ДФО проведена плановая выездная проверка в отношении инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края в части соблюдения законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ с проверяемым периодом-ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ). По результатам проверки выявлены нарушения Инспекцией требований Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, в том числе и п.2 и 3 ст.9.1, выразившиеся в неудовлетворительном исполнении Инспекцией возложенных на нее полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (Акт проверки №-№ от ДД.ММ.ГГГГ); не достижении целевого показателя эффективности деятельности по осуществлению переданных полномочий; выявлении признаков нецелевого использования субвенций, материалы по которым направлены в органы финансового контроля для проведения проверки и принятия мер реагирования. По итогам проверки Инспекции выдано предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока исполнения.
Согласно акту проверки №-№ от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенному по результатам проверки, выявлены следующие нарушения требований Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ, а именно: руководителем Инспекции не организована работа по обеспечению оформления охранных обязательств на объекты культурного наследия федерального значения в количестве ... объектов (за проверяемый период оформлено ...); не организована работа по установлению границ территории объектов культурного наследия федерального значения и требований к осуществлению деятельности в границах территории объектов культурного наследия федерального значения, особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах, которых располагается объект археологического наследия в количестве ... объект (за проверяемый период установлены границы территорий и режимы использования земель в границах территорий объектов культурного наследия на ... объектах); не организована работа по утверждению предметов охраны объектов культурного наследия федерального значения в количестве ... объект (за проверяемый период предметы охраны объектов культурного наследия федерального значения утверждены для ... объектов); не организована работа по обеспечению зонами охраны, не установлены зоны охраны, режимы использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон 87 объектов культурного наследия федерального значения (так за проверяемый период организована работа по обеспечению зонами охраны 3 объектов культурного наследия федерального значения, принято постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-№ «Об утверждении границ объединенных зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ регионального значения «...№», «...» бывшей Владивостокской крепости», «...№», выявленного объекта культурного бледня регионального значения «...», режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон»). Кроме того руководителем Инспекции в нарушение п.7 ст.11, пп.3 п.1 ст.9.1, п. 13 Положения № не утвержден порядок выдачи задания и его форма по осуществлению мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Приморского края;мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия федерального значения за проверяемый период проводились должностными лицами органов охраны объектов культурного наследия на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия, в отсутствие утвержденного порядка выдачи задания и его формы; не утверждены планы мероприятий но контролю за состоянием объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Приморского края, на ДД.ММ.ГГГГ год. Мероприятия по контролю и систематическому наблюдению проводились при поступлении обращений граждан, плановая работа и системный учет указанных мероприятий по контролю не велся.
Инспекцией по охране объектов культурного наследия Приморского края не соблюдены требования Приказа № по достижению целевого Указателя эффективности (целевой показатель эффективности в ДД.ММ.ГГГГ году №%, в ДД.ММ.ГГГГ году №%, ДД.ММ.ГГГГ№ %).
За проверяемый период плановые проверки в отношении собственников, пользователей) объектов культурного наследия федерального значения не проводились. Не предприняты меры по исполнению предписания об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с указанными обстоятельствами ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела культурного наследия Управления министерства культуры РФ по ДФО ФИО4 в отношении руководителя Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях №-№.
Постановлением Администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ№-№ утверждено «Положение об инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края», которым определены полномочия Инспекции, переданные ей Российской Федерацией в отношении объектов культурного наследия.
Приказом Администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ№-№ ФИО3 назначен на должность руководителя Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края. При этом до этого момента данные полномочия возложены на ФИО3 приказами №-№ от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, а также №-№ от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.3.1 должностного Регламента ФИО3 обязан осуществлять общее руководство Инспекцией на основе единоначалия и нести персональную ответственность за выполнение возложенных на Инспекцию задач и функций, осуществлять анализ существующего положения дел по курируемым вопросам, в пределах своей компетенции издавать приказы, утверждать Инструкции, давать указания, обязательные для исполнения специалистами Инспекции, осуществлять контроль за их исполнением.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Прекращая производство по делу, судья пришел к выводу о том, что ФИО1 вменяется в вину не принятие мер по обеспечению оформления охранных обязательств на объекты культурного наследия федерального значения в количестве ... объектов; по установлению границ территории объектов культурного наследия федерального значения и требований к осуществлению деятельности в границах территории объектов культурного наследия федерального значения, особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах, которых располагается объект археологического наследия в количестве ... объектов, по утверждению предметов охраны объектов культурного наследия федерального значения в количестве ... объектов, вместе с тем по мнению суда административный орган не привел обоснования со ссылкой на нормы закона, регулирующего сроки и периодичность осуществления руководителем Инспекции указанных мероприятий, что предполагало бы обязанность именно ФИО3 обеспечить оформление охранных обязательств, установление границ территорий, утверждение предметов охраны, установление зон охраны и режимов использования земель в отношении всех субъектов культурного наследия, указанных в протоколе об административном правонарушении.
С такими выводами судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по результатам проверки должностными лицами административного органа выявлены вышеуказанные нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ являются противоправные действия (бездействие) относительно требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, в том числе, выявленных объектов культурного наследия, их территорий, т.е. в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия, в том числе, выявленных объектов культурного наследия.
При рассмотрении судья пришел к выводу о невиновности ФИО3, поскольку им выполнены работы в рамках требований законодательства в соответствии с финансированием из Федерального бюджета.
Вместе с тем судьей не дана оценка нарушениям, установленным Министерством культуры РФ судом в обоснование выводов о невиновности ФИО3 не приведены доказательства, подтверждающие принятие ФИО3 всех зависящих от него исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований законодательства и осуществления своих полномочий надлежащим образом.
Таким образом, выводы судьи об отсутствии в действиях ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях сделаны без оценки доказательств по делу.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В нарушение требований статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении настоящего дела собранные по делу доказательства не получили должной оценки в их совокупности.
Вышеуказанные процессуальные нарушения являются существенными и создали препятствия для всестороннего и полного исследования доказательств по административному делу.
При таких обстоятельствах решение судьи подлежит отмене.
Учитывая, что срок давности привлечения ФИО3 к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не истек, постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – руководителя Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края ФИО3 отменить.
Дело направить во Фрунзенский районный суд г. Владивостока на новое рассмотрение.
Судья Л.П. Бондаренко