ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-140/2015 от 24.08.2015 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Фадеев М.Е. дело № 12-140/2015

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск 7 – 153 24 августа 2015 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 июня 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – исполняющего обязанности директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Содействие» ФИО1,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора Сургутского района по пожарному надзору от 22 апреля 2015 года должностное лицо – исполняющий обязанности директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Содействие» (далее БУ ХМАО-Югры «КЦСОН «Содействие») ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

Решением судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 июня 2015 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения.

В жалобе, поступившей на рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО1 просит решение судьи Сургутского районного суда и постановление должностного лица отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что при передаче в пользование здания, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, гп. ФИО2, ул. Ленина, дом 24 со стороны БУ ХМАО-Югры «КЦСОН «Содействие» участвовали лица, не обладающие специальными познаниями в области пожарной безопасности; Казенным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление капитального строительства» не были переданы документы с перечнем установленного оборудования. Кроме того указывает, что исполнение обязанностей директора учреждения возложено на нее лишь 20 февраля 2015 года, в то время как проверка административным органом проводилась 20 марта 2015 года, то есть спустя один месяц, в силу чего провести мониторинг на предмет соответствия здания требованиям действующего законодательства не представлялось возможным. Также указывает, что в настоящее время БУ ХМАО-Югры «КЦСОН «Содействие» как добросовестный пользователь объекта капитального строительства принимает активные меры по устранению нарушений.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены решения судьи не нахожу.

В соответствии с ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон от 21.12.1994 года № 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В силу ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

В соответствии с п. 38 таблицы А.3, п. А.4 «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 25.03.2009 N 175 (далее СП 5.13130.2009) помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

Согласно п. А.4 СП 5.13130.2009 в указанных зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и других помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток.

Как усматривается из материалов дела, указанные требования закона выполнены не были. Так, в помещении релаксации (кабинет № 209) расположенном на втором этаже здания БУ ХМАО-Югры «КЦСОН «Содействие» не оборудовано установкой пожарной сигнализации.

В соответствии с п. 15.1 СП 5.13130.2009 по степени обеспечения надежности электроснабжения системы противопожарной защиты следует относить к I категории согласно Правилам устройства электроустановок, за исключением электродвигателей компрессора, насосов дренажного и подкачки пенообразователя, относящихся к III категории электроснабжения, а также случаев, указанных в п. п. 15.3, 15.4

Согласно п. 15.3 СП 5.13130.2009 при наличии одного источника электропитания (на объектах III категории надежности электроснабжения) допускается использовать в качестве резервного источника питания электроприемников, указанных в п. 15.1, аккумуляторные батареи или блоки бесперебойного питания, которые должны обеспечивать питание указанных электроприемников в дежурном режиме в течение 24 ч плюс 1 ч работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме.

Из материалов дела следует, что в нарушение положений п. п. 15.1 и 15.3 СП 5.13130.2009 в здании БУ ХМАО-Югры «КЦСОН «Содействие» используемые в качестве резервного источника питания системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, а также системы автоматической установки пожарной сигнализации, аккумуляторные батареи, не обеспечивают питание электроприемников в дежурном режиме в течение 24 часов плюс 1 час работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме.

В соответствии с пп. «г» п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме» при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их.

Как усматривается из материалов дела в нарушение указанных положений на первом и втором этажах здания БУ ХМАО-Югры «КЦСОН «Содействие» допускается фиксирование самозакрывающихся дверей коридоров, холлов в открытом положении.

В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.02.2015 года № 57-рп и приказу исполняющего обязанности директора Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.02.2015 года № 7-к временное исполнение обязанностей директора БУ ХМАО-Югры «КЦСОН «Содействие» возложено на заместителя директора учреждения ФИО1

В соответствии с п. 3.19 должностной инструкции директора БУ ХМАО-Югры «КЦСОН «Содействие» в обязанности директора входит в том числе обеспечение выполнения требований по противопожарной безопасности.

При таких обстоятельствах, ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности лежит на исполняющем обязанности директора БУ ХМАО-Югры «КЦСОН «Содействие» ФИО1

Указанные факты нарушения требований пожарной безопасности, выявленных в БУ ХМАО-Югры «КЦСОН «Содействие», и виновность ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении, составленным в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором изложено событие административного правонарушения (л.д. 21); актом осмотра от 20.03.2015 года, в котором зафиксированы нарушения требований пожарной безопасности в БУ ХМАО-Югры «КЦСОН «Содействие» (л.д. 26,27); распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.02.2015 года № 57-р, а также приказом исполняющего обязанности директора Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, согласно которым на ФИО1 с 20.02.2015 года возложено исполнения обязанностей директора БУ ХМАО-Югры «КЦСОН «Содействие» (л.д. 36,37); договором об использовании объекта капитального строительства «Комплексный центр социального обслуживания населения пт. ФИО2» от 27.11.2013 года № 195/13, согласно которому объект, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, пгт. ФИО2, ул. Ленина, дом 24 передан в безвозмездное временное пользование БУ ХМАО-Югры «КЦСОН «Содействие» с целью обеспечения учреждением обязанностей по содержанию объекта, охране объекта и оплате коммунальных услуг за пользование объектом (л.д. 38,39); передаточным актом от 27.11.2013 года, согласно которому на момент передачи объекта в пользование БУ ХМАО-Югры «КЦСОН «Содействие» каких-либо претензий по поводу состояния объекта не имеет (л.д. 40); должностной инструкцией директора БУ ХМАО-Югры «КЦСОН «Содействие», из которой следует, что в обязанности директора учреждения входит в том числе обеспечение выполнения требований по противопожарной безопасности (л.д. 41-47); объяснением исполняющего обязанности директора БУ ХМАО-Югры «КЦСОН «Содействие» ФИО1 (л.д. 61,62).

Доводы жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции. В решении судьи указанным доводам дана надлежащая мотивированная оценка. Оснований не согласиться с выводами судьи не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, по делу не установлено.

При таких обстоятельствах, решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

р е ш и л :

Решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 июня 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – исполняющего обязанности директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Содействие» ФИО1 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры С.М. Ушакова