Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
<адрес> « 07 » ноября 2017 года
Судья Лазаревского районного суда <адрес> края С.П. Богданович, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Сочиводоканал» ФИО1 на постановление от ДД.ММ.ГГГГ о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №А/2017, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО3, которым заместитель генерального директора ООО «Сочиводоканал» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№А/2017 (далее по тексту – Постановление) заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> (далее по тексту – ФАС) ФИО3 должностное лицо – заместитель генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Сочиводоканал» (далее по тексту – Общество) ФИО1 признан виновным в нарушении субъектом естественной монополии правил недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в доход государства в размере 10 000 рублей.
В жалобе ФИО1 просит отменить Постановление, указывая на то, что подключение к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения возможны при условии выполнения заказчиком подключения технических условий, выдаваемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в данном случае – Обществом. ФАС ошибочно указывает на то, что выполнение мероприятий, определенных техническими условиями №.6.2-08/121216/47 от ДД.ММ.ГГГГ, является дополнительным требованием, предъявляемым Обществом к заказчику подключения ФИО6 При определении параметров и предоставлении технических условий Общество определило возможные мероприятия, исполнение которых позволит обеспечить нормативное бесперебойное водоснабжение объекта заявителя в пределах запрошенной максимальной нагрузки, без ухудшения нормативного водоснабжения существующих потребителей. Перечисленные в Постановлении нарушения пунктов 95 и 96 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее по тексту – Правила №), в части включения дополнительных требований при выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения, водоотведения, а именно: осуществление технического мероприятия по реконструкции участка напорного коллектора Ду 800, идущего от КНС-15 до ОСК «Дагомыс», протяженностью (ориентировочно) 450 погонных метров, является необоснованным, поскольку указанные пункты Правил № не устанавливают требований к содержанию технический условий на подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, выданных в соответствии с Правилами определения и предоставления технический условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее по тексту – Правила №). Пункты 95 и 96 Правил № устанавливают требования к содержанию условий подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, являющихся приложением к договору подключения (технологического присоединения). Таким образом, по мнению заявителя, требования пунктов 95 и 96 Правил № устанавливают обязательные критерии условий подключения, являющихся приложением к договору подключения (технологического присоединения), и не распространяют свое действие на технические условия, выдаваемые Обществом в соответствии с требованиями ГрК РФ и Правил № до обращения заявителя с заявлением о заключении договора о подключении (технологическом присоединении). Более того, подпункты «в» пунктов 95 и 96 Правил № устанавливают право организации водопроводно-канализационного хозяйства указать в условиях подключения, являющихся приложением № к договору на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, технические требования к выполняемым заявителем мероприятиям для осуществления подключения (технологического присоединения). Также ФИО1 полагает противоречащими фактическим обстоятельствам доводы ФАС о том, что Общество перекладывает на заявителя технологического присоединения свои обязанности путем включения в технические условия, выданные ФИО6, требования о выполнении технического мероприятия по реконструкции участка напорного коллектора Ду 800, идущего от КНС-15 до ОСК «Дагомыс», протяженностью (ориентировочно) 450м, поскольку в соответствии со ст.ст. 38 и 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» строительство (реконструкция) объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения силами организации водопроводно-канализационного хозяйства должно осуществляться в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения в рамках утвержденной на ее основании инвестиционной программы. Между тем, органами местного самоуправления на территории города-курорта Сочи до настоящего времени не утверждена инвестиционная программа Общества и, соответственно, тариф на подключение, который обязаны оплачивать все заказчики подключения. На момент определения параметров и выдачи технических условий №.6.2-08/121216/47 от ДД.ММ.ГГГГ органом местного самоуправления не была утверждена даже схема водоснабжения и водоотведения <адрес>, являющаяся основой для разработки и утверждения инвестиционной программы и тарифа на подключение. Таким образом, по мнению ФИО1, на момент предоставления ФИО6 технических условий у Общества не возникла обязанность по реконструкции участка напорного коллектора Ду 800, идущего от КНС-15 до ОСК «Дагомыс», в связи с чем переложение отсутствующей обязанности (не возникшего обязательства) с одного лица на другое невозможно. Также податель жалобы указывает на положения пунктов 11 и 7 Правил №, из которых следует, что в случае отсутствия утвержденной инвестиционной программы, технические условия выдаются при предоставлении земельного участка для комплексного освоения с последующей передачей создаваемых сетей инженерно-технического обеспечения в государственную или муниципальную собственность либо при подключении к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и выполнении указанной организацией за счет средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей. Ввиду отсутствия на момент запроса заказчика подключения резерва пропускной способности сетей и мощности и (или) пропускной способности сети, заказчику были выданы технические условия с указанием в них мероприятий по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технологического обеспечения, выполнение которых необходимо для реализации подключения объекта заказчика. Исключение данного требования из технических условий не позволит обеспечить нормативное бесперебойное водоснабжение объекта в пределах запрошенной максимальной нагрузки, без ухудшения нормативного водоснабжения существующих потребителей. С учетом изложенного, ФИО1 полагает, что действия Общества по определению мероприятий, которые необходимо осуществить заказчику подключения (за счет собственных средств) для увеличения мощности, пропускной способности сетей и обеспечения гарантированным объемом ресурса в пределах запрошенной нагрузки водоснабжения принадлежащего ему объекта, соответствуют действующему законодательству в сфере подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения. Помимо изложенного, заявитель жалобы указывает на то, что он не является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку не имеет полномочий и не определяет параметры технических условий. Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ№-р определение параметров технических условий осуществляется комиссией по определению и предоставлению технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения, а ФИО1 лишь оформляет определенные вышеуказанной комиссией параметры технических условий в письменном виде и подписывает их по доверенности. В соответствии с должностной инструкцией, в обязанности ФИО1 не входит определение параметров технических условий, выдаваемых заказчикам подключения. Подписание технических условий осуществлено подателем жалобы по доверенности, дающей право ему их подписать.
Заявитель жалобы – заместитель генерального директора Общества ФИО1 в судебное заседание не явился. О времени и месте дела был извещен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил.
Заместитель руководителя ФАС ФИО3 в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил. От представителя ФАС по доверенности – ФИО4 поступил письменный отзыв на жалобу ФИО1, в котором она просит в удовлетворении ее требований отказать и указывает, что пунктом 96 Правил № предусмотрен исчерпывающий перечень требований при выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения. Работы, связанные со строительством существующего объекта водоотведения, должны выполняться организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения за счет собственных средств, полученных от услуг за водоснабжение, водоотведение, либо за счет утвержденной платы за присоединение к сетям водоснабжения, водоотведения, в случае отсутствия инвестиционной программы, за счет платы, утвержденной по индивидуальному проекту, согласно требованиям пунктов 102 и 103 Правил № с учетом положений п. 7 Правил №. Поскольку технические условия от ДД.ММ.ГГГГ№.6.2-08/121216/17 были выданы Обществом не администрации в целях комплексного освоения земельного участка, с учетом того, что инвестиционная программа и плата за подключение не утверждены, осуществление мероприятий по строительству, реконструкции объектов водоотведения до границы эксплуатационной ответственности правообладателя земельного участка ФИО6 должны быть выполнены организацией, эксплуатирующей сети инженерно-технологического обеспечения (Обществом) за счет платы по индивидуальному проекту. Исходя из изложенного, при выдаче технических условий необходимо было разграничить мероприятия, выполняемые как Обществом, так и правообладателем земельного участка. При этом, только после утверждения органом регулирования платы по индивидуальному проекту, в ходе заключения договора на подключение к сетям водоотведения, у заявителя появляется право выполнить мероприятия по строительству, реконструкции объектов водоотведения за свой счет путем заключения договора с иной организацией, вследствие чего плата за подключение по индивидуальному тарифу, соответственно, снижается. Таким образом, Общество фактически переложило свою обязанность по строительству, реконструкции объекта водоотведения на заявителя путем включения в выданные ФИО6 технические условия требований о проведении реконструкции участка напорного коллектора Ду 800, идущего от КНС-15 до ОСК «Дагомыс», протяженностью (ориентировочно) 450 погонных метров, а также о строительстве уличного коллектора расчетного диаметра с присоединением к коллектору Ду 600 на пересечении ул. <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-Л ФИО1 назначен на должность заместителя директора Общества. Согласно п. 3.2 должностной инструкции заместителя генерального директора, в его права входит визирование нормативных и распорядительных документов, связанных с вопросами, относящимися к компетенции заместителя генерального директора, а также иные документы, определенные доверенностью генерального директора Общества на право подписи. Как следует из доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, Общество уполномочило ФИО1 подписывать технические условия на подключение объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения. На основании изложенного ФИО1 является надлежащим субъектом инкриминируемого ему правонарушения.
Участвовавший в судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований жалобы и просил оставить Постановление без изменения.
Проверив материалы дела, проанализировав доводы и требования жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность, в том числе, за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем водоснабжения и водоотведения.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к системам водоснабжения и водоотведения требований нормативных актов. Эти действия могут быть выражены, в том числе, в противоречии указанных в предложенном потребителю для заключения проекте договора технических условий установленным действующим законодательством требованиям.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – Закон) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее – заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее – договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Пунктом 94 Правил № (в редакции постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, действовавшей на момент выдачи ФИО6 технических условий №.6.2-08/121216/17) установлено, что в случае принятия документов заявителя к рассмотрению и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения), а также при условии наличия в инвестиционных программах организаций водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 30 календарных дней направляет заявителю подписанный договор о подключении с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение).
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ в Общество от представителя жителей многоквартирного жилого дома – ФИО6 поступила заявка о выдаче технических условий в отношении объекта: «Многоквартирный жилой дом со встроенными торговыми помещениями, расположенный по адресу: <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ Обществом в лице заместителя генерального директора ФИО1ФИО6 выданы технические условия №.6.2-08/121216/17 на подключение объекта заявителя с максимальной нагрузкой для водоснабжения, водоотведения 95,78 куб.м в сутки, в которых указано о необходимости выполнить реконструкцию участка напорного коллектора Ду 800, идущего от КНС-15 до ОСК «Дагомыс», протяженностью (ориентировочно) 450 погонных метров, а также строительства уличного коллектора расчетного диаметра с присоединением к коллектору Ду 600 на пересечении ул. <адрес> и <адрес>.
Исходя из п. 96 Правил № в технических условиях на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения должны быть указаны:
а) срок действия условий подключения (технологического присоединения);
б) точка подключения (технологического присоединения) (адрес, номер колодца или камеры, координаты);
в) технические требования к объектам капитального строительства заявителя, в том числе к устройствам и сооружениям для подключения (технологического присоединения), а также к выполняемым заявителем мероприятиям для осуществления подключения (технологического присоединения);
г) отметки лотков в местах подключения (технологического присоединения);
д) нормативы водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод, режим отведения сточных вод;
е) требования к устройствам, предназначенным для отбора проб и учета объема и свойств сточных вод (требования к приборам учета объема сточных вод не должны содержать указания на определенные марки приборов и методики измерения);
ж) требования по сокращению сброса сточных вод, загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, которые должны быть учтены в плане снижения сбросов;
з) границы эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства и заявителя.
Как следует из п. 13 ст. 18 Закона в случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
Пунктом 5 той же статьи Закона определено, что при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) системе водоотведения вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении). Сроки подключения (технологического присоединения) такого объекта устанавливаются с учетом плановых сроков реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы.
Сроки подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе в случае необходимости реализации мероприятий инвестиционной программы в целях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 13 Закона).
Согласно п. 101 Правил № при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности (пропускной способности сетей и сооружений) и при отсутствии резерва мощности по производству соответствующего ресурса, необходимых для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления – в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.
В случае отсутствия на дату обращения заявителя утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение (технологическое присоединение), но при включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу организации водопроводно-канализационного хозяйства, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов.
Пунктом 102 Правил № установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления – в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) в течение 30 дней со дня поступления указанного в пункте 101 настоящих Правил обращения рассматривает такое обращение и принимает решение о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), о применении тарифа на подключение (технологическое присоединение) или индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и определяет финансовые потребности, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), или принимает решение об отказе во включении в инвестиционную программу указанных мероприятий с обоснованием принятого решения и направляет уведомление о принятом решении в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В силу п. 103 Правил № в случае принятия органом местного самоуправления решения о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), учитываются при установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) или тарифов такой организации на очередной период регулирования. При этом сроки осуществления подключения (технологического присоединения) заявителей, для подключения (технологического присоединения) которых необходимо выполнение указанных мероприятий, устанавливаются в соответствии со сроками завершения реализации этих мероприятий.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства обращения Общества в течение 30 дней со дня поступления обращения ФИО6 в орган местного самоуправления с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) многоквартирного жилого дома по <адрес>, об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.
При этом Обществом ФИО6 выданы технические условия, содержащие требование о выполнении реконструкции участка напорного коллектора Ду 800, идущего от КНС-15 до ОСК «Дагомыс», протяженностью (ориентировочно) 450 погонных метров, а также о строительстве уличного коллектора расчетного диаметра с присоединением к коллектору Ду 600 на пересечении ул. <адрес> и <адрес>.
Доводы подателя жалобы о том, что технические условия выданы не в порядке, предусмотренном Правилами №, а исходя из требований ч. 7 ст. 48 ГрК РФ, свидетельствуют о неверном толковании им норм материального права, поскольку в силу названной правовой нормой определено, что выдаваемые в соответствии с таковой технические условия предусматривают максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информацию о плате за такое подключение (технологическое присоединение), и выдаются в целях, предусмотренных частью 6 названной статьи ГрК РФ.
ФИО6 же обратился в Общество за получением новых технических условий по требованию последнего притом, что многоквартирный жилой <адрес> уже подключен к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, а требование Общества о получении новых технических условий на указанный объект недвижимости вызвано обращением жильцов этого дома (собственников квартир) за заключением индивидуальных договоров водоснабжения и водоотведения.
На момент выдачи вышеуказанных технических условий Общество было включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности – водоснабжение и (или) водоотведение.
Общество занимает доминирующее положение на рынке водоснабжения и (или) водоотведения, в пределах эксплуатируемых и присоединенных систем водоснабжения и водоотведения на территории <адрес>, с долей 100%.
С учетом вышеизложенного, на Общество распространялись нормы Правил № и Правил №.
Доводы подателя жалобы о том, что он не является надлежащим субъектом инкриминируемого ему правонарушения, на законе не основаны.
Так, согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-Л ФИО1 назначен на должность заместителя директора Общества.
Согласно п. 3.2 должностной инструкции заместителя генерального директора, в его права входит визирование нормативных и распорядительных документов, связанных с вопросами, относящимися к компетенции заместителя генерального директора, а также иные документы, определенные доверенностью генерального директора Общества на право подписи.
Как следует из доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, Общество уполномочило ФИО1 подписывать технические условия на подключение объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения.
Доводы ФИО1 о том, что он не является субъектом правонарушения ввиду того, что всего лишь подписал технические условия на основании выданной ему Обществом доверенности, а определение технических условий отнесено к компетенции комиссии по определению и предоставлению технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения, созданной в соответствии с приказом Общества от ДД.ММ.ГГГГ№-Р, не могут быть приняты судом во внимание по нижеследующим основаниям.
В разъяснениях, содержащихся в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», указано, что в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.
Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.
В материалах дела отсутствуют доказательства тому, что ФИО1 принимал меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения решения о выдаче технических условий ФИО6 с перечисленными в нем действиями, которые следует совершить заявителю, в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.
Более того, ФИО1 полагает, что определенные в подписанных им технических условиях требования, которые следовало выполнить заказчику, являются правомерными, что по вышеприведенным основаниям не соответствует действующему законодательству.
При этом в своем объяснении от ДД.ММ.ГГГГ заместителю прокурора <адрес>ФИО1 указал, что «сами по себе технические условия являются документом информационного характера, не обязывающим заказчика выполнить указанные в них мероприятия, а лишь информирующим его о том, какие мероприятия необходимы для подключения его объекта с запрошенными объемами нагрузки ресурсов».
Однако, как уже сказано выше, при отсутствии технической возможности технологического присоединения вследствие отсутствия свободной мощности, именно организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обращается в орган местного самоуправления с соответствующим предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения объекта капитального строительства, но не навязывает условия для технологического присоединения потребителю, выражающиеся в самостоятельной реконструкции и строительстве последним централизованных систем водоснабжения и водоотведения.
В то же время в технических условиях указано, что срок подключения объекта: после выполнения условий договора о подключении объекта к сетям водоснабжения и водоотведения.
На основании собранных доказательств, которым дана надлежащая оценка, по делу правильно установлено, что ФИО1, являясь должностным лицом, допустил нарушение субъектом естественной монополии правил недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными предусмотренными КоАП РФ документами, объяснениями свидетелей и понятых, видео и фотоматериалами.
Учитывая приведенные нормы закона и установленные по данному делу обстоятельства, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО3 пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и признания совершенного ФИО1 правонарушения малозначительным не усматривается, поскольку деяние затрагивает права неопределенного круга лиц на недискриминационный доступ и установленный порядок подключения к системам водоснабжения и водоотведения субъектами естественных монополий, и посягает на установленный государством порядок предупреждения и пресечения монополистической деятельности.
Вид и размер наказания ФИО1 назначены в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1 ч. 1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и определен в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи КоАП РФ.
Процессуальных нарушений норм КоАП РФ при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не допущено, в связи с чем оснований для отмены указанного постановления, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№А/2017 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО3 о привлечении заместителя генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Сочиводоканал» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, – оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 суток.
Судья С.П. Богданович
Копия верна:
Судья
Лазаревского районного суда <адрес> С.П. Богданович