Дело №12-140/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 22 февраля 2017 года
Судья Ленинского районного суда г. Перми Лисовская В.В., при секретаре Чекменевой Д.М., с участием защитника ФГБОУ ВО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова» ФИО1, действующей на основании доверенности, рассмотрев жалобу ФГБОУ ВО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова» на постановление мирового судьи судебного участка №1 Ленинского судебного района г. Перми от 29.12.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. 19.30 КоАП РФ, в отношении ФГБОУ ВО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова»,
У С ТА Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г.Перми от 29.12.2016 года федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова» (далее - ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, Академия) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.30 ч.5 КоАП РФ, а именно: ФГБОУ ВО Пермская ГСХА допущены нарушения установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию:
- в нарушение подпункта 14 пункта 65 Порядка приема на обучение по
образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 №1147 (зарегистрирован Минюстом России 30.10.2015, регистрационный № 39572), - в Академии в заявлениях о приеме поступающего на обучение в 2016 году по программам бакалавриата и программам специалитета не указаны сведения о наличии или отсутствии у поступающего индивидуальных достижений (выборочно заявления абитуриентов: ААЮ, БАА, ЕКМ, ЕУА, КВА, КДА, ЛМВ, МЕВ, САД, ТДВ,
ХМВ, ЮВС
- в нарушение подпункта 6 пункта 66 Порядка приема на обучение по
образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 (зарегистрирован Минюстом России 30.10.2015, регистрационный № 39572) - в Академии при поступлении в 2016 году на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета на места в рамках контрольных цифр на основании особой квоты, указанной в пункте 34 Порядка в заявлении о приеме не зафиксированы с заверением личной
подписью поступающего следующие факты (выборочно заявления абитуриентов,
зачисленных в рамках особой квоты в 2016 году: ААЮ, ЕКМ, КВА, МЕВ, ЮВС.): б) при подаче нескольких заявлений о приеме в данную организацию высшего образования - подтверждение подачи заявления о приеме на основании соответствующего особого права только на данную образовательную программу;
- в нарушение пункта 76 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 (зарегистрирован Минюстом России 30.10.2015, регистрационный № 39572) - в Академии в личных делах поступивших в 2016 году отсутствуют материалы сдачи вступительных испытаний абитуриентов (выборочно личные дела абитуриентов/студентов, зачисленных в 2016 году: КДА в личном деле полностью отсутствуют материалы сдачи вступительных испытаний: ЕУА в деле имеются результаты только двух вступительных испытаний);
- в нарушение пункта 10 Порядка заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 № 1076 - в Академии договоры о целевом обучении в 2016 году заключены после начала целевого приема либо не имеют даты и/или номера регистрации документа (выборочно договоры: договор о целевом обучении № от ДД.ММ.ГГГГ с КМП; договор о целевом обучении № от ДД.ММ.ГГГГ с СДА; договор о целевом обучении № (без номера) от ДД.ММ.ГГГГ с РМА; договор о целевом обучении № (без номера) от ДД.ММ.ГГГГ с ИХТ; договор о целевом обучении № (без номера) от ДД.ММ.ГГГГ с ННС; договор о целевом обучении № (без номера) от (без даты) с ТЕА).
Также мировой судья пришел к выводу о том, что не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства остальные нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении от 25.11.2016, со стороны ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, в частности п. 55, п.п. 8 п. 65, пп.3 п.113, пп.3 п.118, п. 123, п.128 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 №1147 (зарегистрирован Минюстом России 30.10.2015, регистрационный № 39572).
Мировым судьей ФГБОУ ВО Пермская ГСХА назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000,00 рублей.
ФГБОУ ВО Пермская ГСХА обратилось в суд с жалобой об отмене указанного постановления, как незаконного и необоснованного. Исходя из оспариваемого постановления Академией были нарушены пп.14 п.65, пп.6 п.66, п.76 Порядка приема на обучение по программам высшего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 №1147, п.10 Правил заключения и расторжения договоров о целевом приеме и договоров о целевом обучении, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 №1076, что было выявлено в ходе проведения проверки в период 22.11.2016 - 25.11.2016г. Остальные факты, изложенные в протоколе от 25.11.2016, не нашли своего подтверждения в ходе судебного рассмотрения. Вместе с тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей не приняты доводы представителя Академии об истечении сроков давности привлечения к административной ответственности, а также малозначительности совершенных деяний.
Защитник ФГБОУ ВО Пермская ГСХА в судебном заседании на доводах жалобы настаивала, просила удовлетворить жалобу, дополнительно пояснила относительно вмененного нарушения пп.14 п.65 Порядка приема в связи с отсутствием в заявлениях поступающих сведений об индивидуальных достижениях, что согласно п.43 Порядка приема поступающие на обучение вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приеме на обучение, при этом в заявлении указываются сведения о наличии или отсутствии у поступающего индивидуальных достижений (при наличии - с указанием сведений о них) (п. 14 Правил приема); академией в судебное заседание представлены доказательства наличия для поступающего возможности указания индивидуальных достижений в заявлении, так, форма заявления содержит раздел «Результаты вступительных испытаний и индивидуальные достижения» и выделенный в нем подраздел «Наличие индивидуальных достижений», который дает возможность поступающему зафиксировать информацию как о самом достижении, так и о подтверждающих документах, кроме того, при заполнении заявлений специалисты Академии уточняли у каждого поступающего информацию об индивидуальных достижениях, при наличии таковых вносилась в заявление соответствующая запись (например, заявление ВКВ, приобщенное к материалам дела), при отсутствии индивидуальных достижений либо не предоставлении поступающим сведений о них, соответственно графа заявления не заполнялась, и, следовательно, при распечатывании заявления в отдельную строку не формировалась. Таким образом, не указание поступающим сведений о наличии индивидуальных достижений не образует состава административного правонарушения в деятельности Академии в связи с тем, что Академией выполнены все действия для реализации поступающим своего права; фактов отказа фиксации индивидуальных достижений, либо не учета баллов за такие достижения при поступлении не установлено; нарушений прав поступающих Академией не допущено. Кроме того, мировым судьей не приняты доводы представителя об истечении срока давности привлечения к административной ответственности. Так, обозначенные ранее нарушения связаны, по мнению контролирующего органа, с отсутствием фиксации определенной информации в заявлении гражданина. Подобное нарушение не относится к числу длящихся, т.к. исходя из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Занесение определенной информации в заявление происходит однократно, в момент его заполнения. Подача заявления порождает взаимоотношения поступающего и образовательной организации на период приемной компании, обязывает образовательную организацию рассмотреть представленные документы и принять решение о приеме поступающего либо отказе в приеме в ВУЗ, т.е. выступает своеобразной офертой возникновения иного рода обязательств - обязательств по обучению. При этом заявления, указанные в протоколе поданы в период с 04.07.2016 по 16.08.2016. С учетом данных обстоятельств полагает, что сроки давности привлечения к ответственности истекли и дело об административном правонарушении подлежит прекращению. Относительно вмененного нарушения п.п.6 п. 66 Порядка приема, пояснила, что в заявлениях поступающих (в т.ч. заявлениях абитуриентов ААЮ, ЕКМ, КВА, МЕВЮВС предусмотренная данным подпунктом информация была зафиксирована личной росписью, однако, при печати заявления автоматическое форматирование документа привело к тому, что часть фразы, а именно слова «права только в данную организацию высшего образования» не были пропечатаны на бланке, тогда как электронная версия документов содержит искомую фразу в полном объеме. Информация, подтверждающая подачу заявления лицом на основании особого права только в данную организацию, подтверждается и другим пунктом заявления. Так из заявлений абитуриентов усматривается, что ими представлены подлинники документов, подтверждающие наличие особых прав, что само по себе подтверждает подачу заявления на обучение в рамках квот как лицу, обладающему особым правом, только в одну организацию. Вместе с тем, мировой судья указал, что отсутствие части фразы не дает основание полагать, что поступающий ознакомлен с данными сведениями в полном объеме. При этом, в соответствии с Порядком приема роспись в спорной строке фиксирует не ознакомление поступающего с какой-либо информацией, а наоборот подтверждение поступающим достоверности тех сведений, что он сообщает. Таким образом, лицо, ознакомленное с Правилами приема в образовательную организацию, проинформированное о необходимости указывать в заявлении достоверную информацию, а также получившее все необходимые разъяснения от оператора приемной комиссии в данном случае действует осознанно и своей подписью подтверждает подачу заявления в соответствии с пунктами Правил. Тем самым Академией не нарушены никакие права поступающего на ознакомление с необходимой информацией и не содержит состава административного правонарушения. Также в части нарушений данного пункта полагает необходимым принять во внимание истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. относительно вмененного нарушения п.76 Порядка приема в связи с отсутствием на момент проверки в личных делах студентов КДА и ЕУА материалов отдельных вступительных испытаний, полагает, что контролирующим органом не доказано данное нарушение. Оно не подтверждается иными материалами дела, т.к. проведенная дополнительно проверка показала наличие в личных делах КДА и ЕУА всех материалов вступительных экзаменов. В ходе проведения проверки объяснения у должностных лиц Академии не отбирались, никаких вопросов по данному факту не было задано. Относительно вмененного нарушения п. 10 Порядка заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении пояснила следующее. Порядок заключения договоров о целевом обучении предусмотрен Правилами заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 №1076. Согласно п.п. 8, 10 данных Правил договор о целевом обучении заключается с гражданином с органом или организацией, направляющей его на обучение; затем такой орган или организация информируют образовательное учреждение, заключившее договор о целевом приеме, о количестве граждан, с которыми заключены договоры о целевом обучении, с приложением копий указанных договоров; договор о целевом обучении с гражданином заключается до начала целевого приема (п. 10 Правил); договор на целевое обучение с обучающимся заключается на любом этапе освоения программы (п.11 Правил). Таким образом, договор о целевом обучении не регулирует взаимоотношения Академии и поступающего (обучающегося), не находится в юрисдикции Академии; Академия не заключает договоры на обучение с гражданами либо обучающимися; Академия, как образовательная организация, заключает договоры на целевой прием с органами или организациями. Установленной Правилами обязанности организации направить сведения о лицах, заключивших договоры о целевом обучении, не корреспондирует право Академии затребовать эти договоры у организаций, а также отказать в приеме на обучение поступающим, лично представившим подобные договоры. Также не являются пресекательными сроки заключения договоров на обучение. Заключение подобных договоров после начала приемной кампании в Академии не является основанием для отказа в приеме поступающих на обучение, напротив, подобный отказ будет являться грубым нарушением прав гражданина на получение образования. В соответствии со ст.56 ФЗ №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», п. 127 Порядка целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с заключившими договор о целевом обучении с гражданином федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Таким образом, исходя из требований закона, право на прием в рамках квоты по целевому приему (установленной договором о целевом приеме) имеют граждане, заключившие договор о целевом обучении до даты фактического приема, независимо от даты начала кампании по приему документов, которые образовательная организация устанавливает самостоятельно. Кроме того, отметила, что фактически всеми лицами, указанными в протоколе договоры на обучение заключены до приема поступающего в Академию. При поступлении в рамках квот на целевой прием, поступающий (в случае отсутствия информации от органа или организации в виде копии договора о целевом обучении) представляет копию такого договора, тем самым подтверждая свое право на поступление в рамках квоты на обучение. В списке поступающих на места в пределах целевой квоты указываются сведения о заключивших договор о целевом обучении с поступающим органе или организации (п. 128 Порядка). По всем поступающим такая информация указана в списках, что подтверждает факт представления в Академию договоров о целевом обучении, заключенных гражданами до приема на обучение в рамках квот по договорам о целевом приеме. Кроме того, исходя из протокола от 25.11.2016 контролирующим органом договоры на обучение признаны заключенными в нарушение Порядка, в том числе, в связи с отсутствием в них номера регистрации документа и в единственном случае даты заключения договора. Академия оспаривала подобные выводы, как противоречащие гражданскому законодательству РФ, при этом, в Постановлении мирового судьи данные факты не нашли отражения. Академией предприняты исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, что подтверждается отчетом, направленным в Рособрнадзор 23.12.2016 года. Кроме того, Академия настаивает на признании изложенных фактов малозначительными в силу ст.2.9 КоАП РФ, п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Обстоятельства, зафиксированные в протоколе отличаются своей формальностью, отсутствием нарушения чьих либо прав, не несут угрозы общественным интересам, не являются виновными деяниями.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, просил провести судебное заседание в его отсутствие.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц о времени и месте рассмотрения жалобы, судья полагает возможным рассмотреть жалобу при данной явке.
Выслушав участников процесса, оценив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 2.10 КоАП РФ предусмотрено, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с главой 6 «Основания возникновения, изменения и прекращения
образовательных отношений» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом, нормативно правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации.
Порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования (в том числе порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства, предельное количество образовательных организаций высшего образования, в которые поступающий на обучение по программам бакалавриата или программам специалитета вправе подать заявления одновременно, и количество специальностей и направлений подготовки, по которым он вправе участвовать в конкурсе), перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам каждого уровня, особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования и перечень категорий граждан, которые поступают на обучение по образовательным программам высшего образования по результатам вступительных испытаний, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, и не подлежат изменению в части приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета после 1 сентября года, предшествующего приему на обучение по указанным программам.
Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
На основании Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 (зарегистрирован Минюстом России 30.10.2015, регистрационный № 39572).
Поступающий использует каждое из следующих особых прав при поступлении на обучение по программам бакалавриата или программам специалитета за счет бюджетных ассигнований только в одну организацию высшего образования только на одну образовательную программу по выбору поступающего (вне зависимости от количества оснований, обусловливающих соответствующее особое право): указанное в пункте 33 Порядка право на прием без вступительных испытаний; указанное в пункте 34 Порядка право на прием в пределах особой квоты; указанное в подпункте 1 пункта 37 Порядка право на прием без вступительных испытаний (п. 55).
В заявлении о приеме поступающий указывает следующие сведения:
при поступлении на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета - сведения о наличии или отсутствии у поступающего особых прав (при наличии особых прав - с указанием сведений о документах, подтверждающих наличие таких прав) (п.п. 8 п. 65).
сведения о наличии или отсутствии у поступающего индивидуальных достижений (при наличии - с указанием сведений о них) (п.п. 14 п. 65).
В заявлении о приеме фиксируются с заверением личной подписью поступающего следующие факты: при поступлении на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета на места в рамках контрольных цифр на основании особых прав, указанных в пунктах 33 и 34 Порядка и в подпункте 1 пункта 37 Порядка:
подтверждение подачи заявления о приеме на основании соответствующего особого права только в данную организацию высшего образования;
при подаче нескольких заявлений о приеме в данную организацию высшего образования - подтверждение подачи заявления о приеме на основании соответствующего особого права только на данную образовательную программу (п.п. 6 п. 66).
При поступлении в организацию поданных документов формируется личное дело поступающего, в котором хранятся оригинал или копия документа установленного образца, копия документа (документов), удостоверяющего личность, гражданство, иные документы, представленные поступающим, материалы сдачи вступительных испытаний, в том числе документы, связанные с апелляцией, а также оригиналы и (или) копии доверенностей, представленные в организацию доверенными лицами (п. 76).
В списках поступающих указываются следующие сведения: наличие заявления о согласии на зачисление (поданного в соответствии с пунктом 116 Порядка) (п.п. 3 п. 113).
Для зачисления поступающий подает заявление о согласии на зачисление, к которому при поступлении на места в рамках контрольных цифр прилагается оригинал документа установленного образца при поступлении на места по договорам об оказании платных образовательных услуг - оригинал документа установленного образца либо его копия, заверенная в установленном порядке, либо его копия с предъявлением оригинала для заверения копии приемной комиссией (далее - заявление о согласии на зачисление). Приложение оригинала документа установленного образца (копии указанного документа при поступлении на места по договорам об оказании платных образовательных услуг) не требуется, если он был представлен в организацию ранее (при подаче заявления о приеме или предшествующего заявления о согласии на зачисление) (п. 116).
При приеме на места в рамках контрольных цифр по программам бакалавриата и программам специалитета по очной и очно-заочной формам обучения процедуры зачисления проводятся в следующие сроки: зачисление по результатам вступительных испытаний на основные места в рамках контрольных цифр, оставшиеся после зачисления без вступительных испытаний (далее - основные конкурсные места):
а) первый этап зачисления на основные конкурсные места - зачисление на 80% указанных мест (если 80% составляет дробную величину, осуществляется округление в большую сторону): 1 августа: завершается прием заявлений о согласии на зачисление от лиц, включенных в списки поступающих на основные конкурсные места и желающих быть зачисленными на первом этапе зачисления на основные конкурсные места; в рамках каждого списка поступающих выделяются лица, подавшие заявление о согласии на зачисление, до заполнения 80% основных конкурсных мест (с учетом округления); 3 августа издается приказ (приказы) о зачислении лиц, подавших заявление о согласии на зачисление, до заполнения 80% основных конкурсных мест;
б) второй этап зачисления на основные конкурсные места - зачисление на 100% указанных мест: 6 августа: завершается прием заявлений о согласии на зачисление от лиц, включенных в списки поступающих на основные конкурсные места; в рамках каждого списка поступающих выделяются лица, подавшие заявление о согласии на зачисление, до заполнения 100% основных конкурсных мест; 8 августа издается приказ (приказы) о зачислении лиц, подавших заявление о согласии на зачисление, до заполнения 100% основных конкурсных мест (п.п. 3 ст. 118).
При приеме на обучение на места в рамках контрольных цифр по программам бакатавриата и программам специалитета по заочной форме обучения, на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг, а также на обучение по программам магистратуры проведение процедур зачисления, предусмотренных Порядком, осуществляется в соответствии с правилами приема, утвержденными организацией самостоятельно, сроки зачисления устанавливаются организацией самостоятельно, этапы зачисления выделяются по решению организации. Зачисление на места по договорам об оказании платных образовательных услуг проводится после зачисления на места в рамках контрольных цифр либо вне зависимости от сроков зачисления на места в рамках контрольных цифр (п. 123).
В списке поступающих на места в пределах целевой квоты указываются сведения о заключивших договор о целевом обучении с поступающим органе или организации (п. 128).
Согласно Правил заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 № 1076:
Настоящие Правила определяют порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении (п. 1).
Договор о целевом приеме заключается организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее - образовательная организация), с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (далее - органы или организации), заключившими договор о целевом обучении с гражданином (п.2).
Образовательная организация в течение 10 календарных дней со дня получения предложения в письменной форме о заключении договора о целевом приеме в письменной форме сообщает органу или организации о своем согласии на заключение договора о целевом приеме и информирует орган или организацию о количестве граждан, которые могут быть приняты образовательной организацией в рамках целевого приема, или об отказе в заключении договора о целевом приеме в связи с отсутствием по соответствующей специальности или направлению подготовки контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (п.5).
При получении от образовательной организации согласия на заключение договора о целевом приеме орган или организация в течение 5 календарных дней со дня его получения направляют образовательной организации подписанный проект договора о целевом приеме и список граждан, изъявивших желание участвовать в целевом приеме, определенных органом или организацией самостоятельно (далее - граждане) (п.6).
Образовательная организация подписывает проект договора о целевом приеме в течение 5 календарных дней со дня его получения. После подписания проекта договора о целевом приеме 1 экземпляр договора о целевом приеме остается у образовательной организации (п.7).
Договор о целевом обучении заключается с гражданином до начала целевого приема. Орган или организация до начала целевого приема в письменной форме информируют образовательную организацию, заключившую договор о целевом приеме, о количестве граждан, с которыми заключены договоры о целевом обучении, с приложением копий указанных договоров (п.10).
Материалами дела установлено, что в ходе плановой выездной проверки, проводившейся в период с 22.11.2016 по 25.11.2016 по адресу: <Адрес>, на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что ФГБОУ ВО Пермская ГСХА допущены перечисленные выше нарушения установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию.
По факту выявленных нарушений в отношении ФГБОУ ВО Пермская ГСХА ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который признан мировым судьей относимым, допустимым, достоверным, процессуальных нарушении при его вынесении не выявлено.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении мировой судья пришел к выводу о том, что не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства остальные нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, со стороны ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, в частности п. 55, п.п. 8 п. 65, пп.3 п.113, пп.3 п.118, п. 123, п.128 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 №1147 (зарегистрирован Минюстом России 30.10.2015, регистрационный № 39572). Суд соглашается с указанными выводами мирового судьи, оснований для их переоценки не имеется.
Вместе с тем, судья не может согласиться с выводами мирового судьи о виновности ФГБОУ ВО Пермская ГСХА
- в нарушении подпункта 14 пункта 65 Порядка приема на обучение по
образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 №1147 (зарегистрирован Минюстом России 30.10.2015, регистрационный № 39572), - в Академии в заявлениях о приеме поступающего на обучение в 2016 году по программам бакалавриата и программам специалитета не указаны сведения о наличии или отсутствии у поступающего индивидуальных достижений (выборочно заявления абитуриентов: ААЮ, БАА, ЕКМ, ЕУА, КВА, КДА, ЛМВ, МЕВ, САД, ТДВ,
ХМВ, ЮВС
- в нарушении подпункта 6 пункта 66 Порядка приема на обучение по
образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 (зарегистрирован Минюстом России 30.10.2015, регистрационный № 39572) - в Академии при поступлении в 2016 году на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета на места в рамках контрольных цифр на основании особой квоты, указанной в пункте 34 Порядка в заявлении о приеме не зафиксированы с заверением личной
подписью поступающего следующие факты (выборочно заявления абитуриентов,
зачисленных в рамках особой квоты в 2016 году: ААЮ, ЕКМ, КВА, МЕВ, ЮВС.): б) при подаче нескольких заявлений о приеме в данную организацию высшего образования - подтверждение подачи заявления о приеме на основании соответствующего особого права только на данную образовательную программу;
- в нарушении пункта 76 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ№ (зарегистрирован Минюстом России ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №) - в Академии в личных делах поступивших в 2016 году отсутствуют материалы сдачи вступительных испытаний абитуриентов (выборочно личные дела абитуриентов/студентов, зачисленных в 2016 году: КДА в личном деле полностью отсутствуют материалы сдачи вступительных испытаний: ЕУА в деле имеются результаты только двух вступительных испытаний).
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
При рассмотрении настоящего дела мировым судьей положения указанной правовой нормы не соблюдены, постановление вынесено без учета имеющих значение обстоятельств.
Положения ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ предусматривают, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.30 КоАП РФ, выражается в нарушении установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка приема в образовательную организацию.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Таким образом, при выявлении нарушений, связанных с указанием об отсутствии у поступающего индивидуальных достижений, с фиксированием с заверением личной подписью поступающего при подаче нескольких заявлений о приеме в данную организацию высшего образования - подтверждение подачи заявления о приеме на основании соответствующего особого права только на данную образовательную программу, необходимо исходить из того, что срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять со дня, следующего за днем указания (фиксирования) таких сведений.
Принимая во внимание, что заявления, в которых были выявлены указанные нарушения, поданы в следующие сроки: ААЮ - ДД.ММ.ГГГГ; БАА - ДД.ММ.ГГГГ; ЕКМ - ДД.ММ.ГГГГ; ЕУА - ДД.ММ.ГГГГ; КВА - ДД.ММ.ГГГГ; КДА - ДД.ММ.ГГГГ; ЛМВ - ДД.ММ.ГГГГ; МЕВ - ДД.ММ.ГГГГ; САД - ДД.ММ.ГГГГ; ТДВ - ДД.ММ.ГГГГ; ХМВ - ДД.ММ.ГГГГ., ЮВС – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 84-95 т.1), трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, истек соответственно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Изложенное свидетельствует о том, что срок давности привлечения ФГБОУ ВО Пермская ГСХА к административной ответственности истек до момента проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и составления протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, поскольку наличие в личном деле материалов сдачи вступительных испытанной абитуриентов связано с принятием гражданина для получения высшего образования (дата приема абитуриентов – 29.07.2016), трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, истек соответственно 29.10.2016. Также суд принимает во внимание, что мировым судьей установлено, что в ходе рассмотрения дела материалы в личных делах имеются в полном объеме, что подтверждается копиями материалов личных дел.
Однако данные обстоятельства не были приняты во внимание мировым судьей при вынесении 29.12.2016 года постановления о назначении ФГБОУ ВО Пермская ГСХА административного наказания. В указанной части дело рассмотрено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, хотя после истечения этого срока вопрос об ответственности должностного лица в совершении административного правонарушения обсуждаться не мог.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного производство по делу в указанной части подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Также судья не может согласиться с выводами мирового судьи о виновности ФГБОУ ВО Пермская ГСХА в нарушении пункта 10 Порядка заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 № 1076 - в Академии договоры о целевом обучении в 2016 году заключены после начала целевого приема либо не имеют даты и/или номера регистрации документа (выборочно договоры: договор о целевом обучении № от ДД.ММ.ГГГГ с КМП; договор о целевом обучении № от ДД.ММ.ГГГГ с СДА; договор о целевом обучении № (без номера) от ДД.ММ.ГГГГ с РМА; договор о целевом обучении № (без номера) от ДД.ММ.ГГГГ с ИХТ; договор о целевом обучении № (без номера) от ДД.ММ.ГГГГ с ННС; договор о целевом обучении № (без номера) от (без даты) с ТЕА).
Порядок заключения договоров о целевом обучении предусмотрен Правилами заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 27.11.2013г. №1076 (далее - Правила).
Согласно п.п. 8, 10 Правил договор о целевом обучении заключается с гражданином с органом или организацией, направляющей его на обучение. Затем такой орган или организация информируют образовательное учреждение, заключившее договор о целевом приеме, о количестве граждан, с которыми заключены договоры о целевом обучении, с приложением копий указанных договоров.
Договор о целевом обучении с гражданином заключается до начала целевого приема (п. 10 Правил). Договор на целевое обучение с обучающимся заключается на любом этапе освоения программы (п.11 Правил).
Таким образом, договор о целевом обучении не регулирует взаимоотношения Академии и поступающего (обучающегося). Академия не заключает договоры на обучение с гражданами либо обучающимися. Академия, как образовательная организация, заключает договоры на целевой прием с органами или организациями.
В соответствии со ст.56 ФЗ №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», п. 127 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного Приказ Минобрнауки России от 14.10.2015 N 1147 (далее - Порядок) целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с заключившими договор о целевом обучении с гражданином федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Однако данные обстоятельства не были приняты во внимание мировым судьей при вынесении 29.12.2016 года постановления о назначении ФГБОУ ВО Пермская ГСХА административного наказания.
На основании изложенного производство по делу в указанной части подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В силу изложенного, постановление мирового судьи нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, производство по делу следует прекратить.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
жалобу ФГБОУ ВО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова» удовлетворить.
постановление мирового судьи судебного участка №1 Ленинского судебного района г. Перми от 29.12.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. 19.30 КоАП РФ, в отношении ФГБОУ ВО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова» отменить, производство по делу прекратить.
Решение вступило в законную силу.
Судья: <данные изъяты> В.В. Лисовская
<данные изъяты>