М.№12-140/2021
УИД 44RS0014-01-2021-000816-60
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
п.Островское 26 ноября 2021года
Судья Островского районного суда Костромской области Маслова О.В.,
с участием: помощника прокурора Островского района Костромской области Корчагиной Е.Н.,
защитника должностного лица - директора частного учреждения «Санаторий Щелыково» Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)» Р.- К., действующего на основании доверенности № от 23.11.2021 года сроком на один год,
представителя Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области М., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до 31.12.2021 года,
должностного лица, вынесшего постановление №-П от ДД.ММ.ГГГГ –первого заместителя директора Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области С.,
при секретаре Пронозиной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Островского района Костромской области на постановление первого заместителя директора Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области ФИО1 № 1-П от 22.09.2021 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в отношении директора частного учреждения «Санаторий «Щелыково» Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)» Р.,
установил:
Постановлением первого заместителя директора Департамента государственного регулирования цен и тарифов <адрес>С.№-П от 22.09.2021 года прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении директора частного учреждения «Санаторий Щелыково» Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)» Р. по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. (Л.д.7-9)
Из постановления первого заместителя директора Департамента государственного регулирования цен и тарифов <адрес>С.№-П от 22.09.2021 года следует, что 09.09.2021 года в Департамент государственного регулирования цен и тарифов <адрес> поступило постановление прокурора Островского района Костромской области Краснова А.В. от 03.09.2021 года о возбуждении дела об административном правоотношении в отношении директора частного учреждения «Санаторий «Щелыково» Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)» Р. по ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ.
В ходе прокурорской проверки установлено, что жителям помещения по адресу: <адрес>, осуществлялся расчет платы за услуги горячего водоснабжения с 01.07.2020 года по 31.12.2020 года в размере (...) руб./куб.м, вместо (...) руб./куб.м., то есть осуществлено занижение платы потребителей на (...) руб./куб.м., что подтверждается копиями квитанций по оплате за коммунальные услуги.
Решением Собрания депутатов Островского муниципального района <адрес> от 17.12.2018 № 297 ЧУ «Санаторий «Щелыково» СТД РФ» наделено статусам гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории населенных пунктов <адрес>.
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов <адрес> от 10.12.2019 № «Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для ЧУ «Санаторий «Щелыково» СТД РФ» потребителям Островского муниципального района на 2020 год» тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ЧУ «Санаторий «Щелыково» СТД РФ» с 01.07.2020 года по ДД.ММ.ГГГГ утвержден в размере 2862,00 руб./Гкал. (компонент на тепловую энергию), 28,55 руб./Гкал. (компонент на холодную воду).
Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства <адрес> от 22.12.2016 №-нп утвержден норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирных и жилых домах на территории <адрес>, который составляет применительно к ЧУ «Санаторий «Щелыково» СТД РФ 0,06746 Гкал. на 1 куб.м.
Плата за коммунальную услугу горячего водоснабжения для населения рассчитывается следующим образом 2 862,00*0,06746+28,55 и с сентября по декабрь 2020 года составляла 221,6 руб./куб.м.
Прокуратурой Островского района установлено, что при расчете платы за горячее водоснабжение в период с сентября по декабрь 2020 года учреждением в нарушение требований Постановления департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства <адрес> от 22.12.2016 №-нп применялся показатель в виде удельного количества тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды, который составлял 0,0467 Гкал. на 1 куб.м (Постановление департамента государственного регулирования цен и тарифов <адрес> от 10.12.2019 №), вместо норматива на тепловую энергию на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в размере 0,06746 Гкал. на 1 куб.м. В связи с чем с января 2021 года при верном расчете тарифа за данную коммунальную услугу при начислении учреждением оплаты за коммунальные услуги, в частности, по жилому помещению №<адрес>, установлен резкий рост платы граждан за коммунальные услуги.
Директор ЧУ «Санаторий «Щелыково» СТД РФ» Р. пояснила, что принята на должность директора учреждения с 1 октября 2019 года. Плата за горячее водоснабжение с занижением выставлялась с 2018 года, до вступления ее в должность директора. Занижение платы граждан за горячее водоснабжение произошло по причине занижения норматива на тепловую энергию на подогрев холодной воды, которые должны применяться при отсутствии общедомовых приборов учета тепловой энергии, вместо 0,06746 Гкал. на 1 куб.м, ошибочно применялось удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды в размере 0,0467 Гкал. на 1 куб.м., утвержденный производственной программой в сфере горячего водоснабжения в закрытой системе горячего водоснабжения. С января 2021 года выявленное несоответствие добровольно устранено. Дополнительно пояснила, что оказание услуг по отоплению и горячему водоснабжению не является основным видом деятельности учреждения.
Из прокурорской проверки следует, что общедомовые приборы учета тепловой энергии по адресу: <адрес> отсутствуют, дом оборудован неизоляционными стояками с полотенцесушителями, что подтверждается устными пояснениями Р., в связи с чем при начислении платы за горячую воду должен применяться тариф на горячую воду, состоящий из компонента на тепловую энергию и компонента на холодную воду и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Установлено, что при расчете платы за горячую воду правильно применялся тариф на горячую воду в размерах 2862,00 руб./Гкал. (компонент на тепловую энергию) и 28,55 руб./Гкал. (компонент на холодную воду), утвержденный постановлением №, при этом норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению применялся заниженный в размере 0,0467 Гкал. на 1 куб.м., вместо 0,06746 Гкал. на 1 куб.м.
В связи с чем занижение учреждением платы граждан за горячее водоснабжение связано не с занижением регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукты, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а с ошибочным применением удельного количества тепловой энергии, расходуемого на подогрев горячей воды, вместо необходимого применения норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, что не является нарушением порядка ценообразования.
Таким образом, обстоятельства административного производства не подтверждают состава административного правонарушения в действиях директора ЧУ «Санаторий «Щелыково» СТД РФ» Р. в нарушении ценообразования, выразившегося в занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукты, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), как следствия этого, наличия вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Ко АП РФ, что является основанием для освобождения Р. от административной ответственности, производство по делу подлежит прекращению.
Прокурор Островского района Костромской области Краснов А.В. обратился в Островский районный суд <адрес><адрес> с протестом (Л.д.3-5) на постановление первого заместителя директора Департамента государственного регулирования цен и тарифов <адрес>С.№-П от 22.09.2021 года, в котором просил отменить обжалуемое постановление, как незаконное, вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, дело возвратить на новое рассмотрение.
Протест мотивирован тем, что прокурором <адрес> 03.09.2021 года в отношении должностного лица –директора ЧУ «Санаторий «Щелыково» Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)» Р. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Департаментом установлен факт занижения Учреждением в период с сентября по декабрь 2020 года платы граждан за горячее водоснабжение, что вызвано ошибочным применением удельного количества тепловой энергии, расходуемого на подогрев горячей воды, вместо необходимого применения норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Основанием для прекращения производства по делу явилось отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ, ввиду того, что ошибочное применение удельного количества тепловой энергии, расходуемого на подогрев горячей воды, вместо необходимого применения норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не является нарушением порядка ценообразования.
Объективную сторону данного правонарушения образуют, в том числе, действие (бездействие), выразившееся в нарушении порядка ценообразования, установленного законодательством в целях зашиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей - естественных монополий или в иных сферах, имеющих важное социальное значение.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразований. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.
Субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, на которое возложены публично-правовые обязанности в области ценообразования и регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.).
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №.
Директором ЧУ «Санаторий «Щелыково» СТД РФ» не оспаривается и установлено Департаментом, что при расчете платы за горячее водоснабжение в период с сентября по декабрь 2020 года учреждением в нарушение требований постановления Департамента топливно- энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от 22.12.2016 №-нп применялся показатель в виде удельного количества тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды, который составлял 0,0467 Гкал./куб.м (постановление департамента государственного регулирования цен и тарифов <адрес> от 24.11.2020 №, от 10.12.2019 №), в связи с чем с января 2021 года при верном расчете тарифа за данную коммунальную услугу при начислении учреждением оплаты за коммунальные услуги, в частности, по жилому помещению №<адрес>, установлен резкий рост платы граждан за коммунальные услуги.
В связи данными обстоятельствами рост платы за коммунальные услуги гражданина Ц. за январь 2021 года по сравнению с декабрем 2020 года вырос на 10,5%, что недопустимо на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 № 2490-р «Об индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ и предельно допустимых отклонениях по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019 - 2023 годы», постановления Губернатора Костромской области от 10.12.2018 № 259 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Костромской области на 2019-2023 годы».
Отмеченные обстоятельства привели к грубому нарушению прав граждан при начислении платы за коммунальные услуги, значительному росту платы с января 2021 года в связи с занижением тарифа по горячему водоснабжению в предыдущие периоды, а также к нарушению экономических интересов хозяйствующего субъекта.
Закрепленные Правилами № 354 формулы расчетов направлены на обеспечение унификации порядка расчеты платы за коммунальные услуги, с целью исключения применения исполнителями коммунальных услуг в расчетах произвольных показателей.
Факты нарушения ЧУ «Санаторий «Щелыково» СТД РФ» требований указанных нормативных установлений за сентябрь - декабрь 2020г. при предъявлении платы за коммунальные услуги подтверждаются материалами дела и документально не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам обжалуемого постановления от 22.09.2021 №1-П, ЧУ «Санаторий «Щелыково» СТД РФ» допущено нарушение иного порядка ценообразования, что свидетельствует о наличии в его действиях (бездействии) события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
В судебном заседании помощник прокурора Островского района Корчагина Е.Н. поддержала доводы протеста по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснила, что факт неверного определения ЧУ «Санаторий «Щелыково» конечной цены для потребителя никем не оспаривается. Правила, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354, устанавливают формулу порядка расчета для определения цены соответствующей коммунальной услуги, являются нормативно-правовым актом, регулирующим порядок ценообразования по конкретной коммунальной услуге. Исходя из доводов представителя Департамента регулирования цен и тарифов Костромской области, одной из составляющих данной формулы является тариф, одной из составляющих ценообразования является соответствующий показатель удельного количества тепловой энергии. По мнению представителя Департамента, неправильное определение тарифа по этой формуле является нарушением порядка ценообразования, что в итоге приведет к неверному применению цены, а нарушение других, равных, показателей составляющего порядка ценообразования не будет являться нарушением порядка ценообразования. Вместе с тем, законодатель, устанавливая ответственность по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, не имел ввиду настолько узкое применение понятия нарушения порядка ценообразования, заключающегося исключительно в нарушении установленного тарифа, поскольку, исходя из диспозиции соответствующей статьи, ключевым понятием является не тариф, а цена. В данном случае самостоятельным составом является иное нарушение установленного порядка ценообразования. Неверное применение каких- либо составляющих по формуле, по которой ЧУ «Санаторий «Щелыково» выводит конечную цену для потребителей, является нарушением установленного порядка ценообразования. Трактовка статьи 14.6 КоАП РФ, которую предлагает представитель Департамента регулирования цен и тарифов Костромской области, недопустима в данном случае. Соответственно постановление о прекращении дела об административном правонарушении вынесено незаконно, подлежит отмене и возвращению на новое рассмотрение.
Директор ЧУ «Санаторий Щелыково» Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)» Р. о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлена своевременно и надлежащим образом, в суд не явилась, причина неявки неизвестна.
Ранее участвуя в рассмотрении протеста в судебном заседании 17.11.2021 г., Р. суду пояснила, что 03.09.2021 года прокурором Островского района Костромской области в отношении нее, как директора ЧУ Санаторий «Щелыково» СТД РФ, возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ. Из содержания постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что директором Санатория допущено нарушение порядка ценообразования, выразившееся в занижении регулируемых государством тарифов на оказываемые ЧУ Санаторий «Щелыково» СТД РФ коммунальные услуги с июля 2018 года по декабрь 2020 года. В протесте прокурор указал, что при расчете платы за горячее водоснабжение в период с сентября по декабрь 2020 года Учреждением необоснованно применялся показатель в виде удельного количества тепловой энергии, расходуемой на подогрев горячей воды, который составлял 0.0467 Гкал/куб.м. При этом Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области обоснованно определил, что данные действия свидетельствуют о неправильном применении норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, но не свидетельствуют о занижении регулируемых государством тарифов. Принимая во внимание, что занижения регулируемых государством тарифов со стороны директора Учреждения не допущено, Департамент обоснованно пришел к выводу об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ. Квалификация ее действий, на которую ссылается прокурор, не позволяет с достоверностью определить, в совершении какого из приведенных в диспозиции ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ действий директора ЧУ Санаторий «Щелыково» СТД РФ она обвиняется: в занижении регулируемых государством цен (тарифов), или в занижении установленных надбавок к ценам (тарифам), или в нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов), или в ином нарушении установленного порядка ценообразования, что свидетельствует о нарушении права на защиту от конкретного обвинения. Из постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.09.2021 года четко не следует, в совершении какого противоправного действия, изложенного в диспозиции ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, обвиняется руководитель Учреждения. Неуказание в постановлении сведений о конкретном противоправном действии, совершенном директором Учреждения, свидетельствует о ненадлежащей квалификации правонарушения, поскольку привлекаемое к административной ответственности лицо или суд не должны методом исключения определять квалификацию совершенного правонарушения. Полагала, что протест прокурора удовлетворению не подлежит. (Л.д.153)
Защитник директора ЧУ «Санаторий Щелыково» Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)» Р.- К. в судебном заседании 26.11.2021 года просил в удовлетворении протеста прокурора отказать. Пояснил, что вменяемое Р. правонарушение не имеет отношения к порядку ценообразования. Непосредственно из мотивировочной части постановления прокурора о возбуждении дела об административном нарушении следует, что директора ЧУ Санаторий «Щелыково» обвиняют в занижении тарифов. Но ни Департамент, ни суд не должны выходить за пределы предъявленного обвинения. Если исходить из резолютивной части постановления прокурора, то непонятно, в чем обвиняется директор Учреждения, перечислены все нарушения статьи, которые там имеются, что является недопустимым.
В возражениях на протест прокурора представитель Департамента государственного регулирования цен и тарифов <адрес> (Л.д.133-137), ссылаясь на ст.14.6 КоАП РФ, ст.157 ЖК РФ, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, указал, что в силу пунктов 1,13.1 Положения о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 31.07.2012 № 313-а, Департамент является исполнительным органом государственной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения.
Постановлением департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 10.12.2019 № 19/336 «Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для ЧУ «Санаторий «Щелыково» СТД РФ» потребителям Островского муниципального района на 2020 год» (далее - постановление №) установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ЧУ «Санаторий «Щелыково» СТД РФ» с 01.07.2020 по 31.12.2020 утвержден в размере 2 862,00 руб./Гкал. (компонент на тепловую энергию), 28,55 руб./Гкал. (компонент на холодную воду).
Расчет и установление нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, установленных постановлением правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
Постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства Костромской области от 22.12.2016 №63-нп «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирных и жилых домах на территории Костромской <адрес>» утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, в том числе с неизолированными стояками с полотенцесушителями в размере 0,06746 Г кал./куб. м
Порядок расчет размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений вмногоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно пункта 42 Правил в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, при отсутствии приборов учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к названным Правилам, исходя из норматива потребления горячей воды.
Применительно к предполагаемому прокурором Островского района Костромской области правонарушению усматривается занижение платы граждан. Вместе с тем, тариф не является платой граждан, а является лишь составляющей для расчета размера платы граждан.
Факт выставления ЧУ «Санаторий «Щелыково» СТД РФ потребителям счетов - квитанций на оплату за горячее водоснабжение в период с сентября по декабрь 2020 года по заниженным ценам на 59,39 руб./куб.м сторонами не оспаривается.
Однако занижение платы граждан не связано с государственным регулированием тарифа, нарушением порядка ценообразования.
Установлено, что при расчете платы за горячее водоснабжение вместо утвержденного норматива расхода тепловой энергии в размере 0,06746 Гкал./куб. м, учреждением применялся показатель в виде удельного количества тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды в размере 0,0467 Гкал./куб. м (постановление департамента от 10.12.2019 №).Как следует из материалов дела, начисление Ц., проживающему по адресу: <адрес><адрес> платы за потребляемую горячее водоснабжение осуществлялось ЧУ «Санаторий «Щелыково» СТД РФ» в соответствии с тарифами, установленные постановлением департамента от 10.12.2019 № «Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для ЧУ «Санаторий «Щелыково» СТД РФ» потребителям Островского муниципального района на 2020 год».
Рост платы граждан по жилому помещению №<адрес> за коммунальные услуги с января 2021 года не связан с ростом или уменьшением тарифа, что подтверждается доводами прокурора, а причиной явилось приведения платы потребителей в соответствие с требованиями Правил.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лиц административного органа, пришел к выводу об отсутствии в действиях директора ЧУ «Санаторий «Щелыково» СТД РФ Р. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в соответствии с этим было вынесено постановление о прекращении административного производства.
Представитель Департамента государственного регулирования цен и тарифов <адрес><адрес>М. суду пояснила, что в Приемную Губернатора Костромской области поступило обращение гражданина Ц., проживающего в <адрес>. Данное обращение было направлено в Департамент государственного регулирования цен и тарифов <адрес> для его рассмотрения и подготовки ответа. Первоначально предполагалось, что ЧУ «Санаторий «Щелыково» неправильно применен тариф, но в действительности выявлено, что неправильно был применен количественный показатель, квитанции на оплату коммунальной услуги не соответствовали требованиям, и обращение Ц. было перенаправлено в прокуратуру. Впоследствии в адрес Департамента поступили материалы дела об административном правонарушении, материалы были изучены, и Департамент пришел к выводу о том, что в действиях Р. отсутствует состав административного правонарушения. Статья 14.6 КоАП РФ предусматривает нарушение ценообразования, то есть направлена на расчет ставки цены, а не на расчет показателя количества, т.е. не применяется в отношении количественных показателей при начислении платы. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" не приравнивает плату граждан к цене. Цена – это именно тариф. Удельный расход тепловой энергии – это не цена, а количество, которое утверждается Департаментом строительства, ЖКХ и ТЭК <адрес> и никаким образом с ценообразованием не соотносится. По факту было установлено, что в самом тарифе нарушений со стороны директора санатория не было, а ценообразование зависит от тарифа. Понятия «плата граждан» и «цена»- это разные вещи, и между собой они не соотносятся. Если бы ЧУ «Санаторий «Щелыково» неверно применяло тариф, то тогда было бы нарушение основ ценообразования, в рассматриваемом случае Департамент пришел к выводу о том, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2. ст.14.6 КоАП РФ, в действиях руководителя ЧУ «Санаторий «Щелыково» отсутствует. Ц. был дан ответ о том, что проведена проверка, установлено, что неверно применялся норматив, сейчас все приведено в соответствие. Полагала, что Департаментом государственного регулирования цен и тарифов <адрес> не нарушены нормы материального и процессуального права, просила в удовлетворении протеста прокурора отказать, постановление первого заместителя Департамента государственного регулирования цен и тарифов <адрес>С. от 22.09.2021г. о прекращении производства по делу в отношении директора ЧУ «Санаторий Щелыково» Р. оставить без изменения.
Должностное лицо, вынесшее постановление №-П от 22.09.2021 года –первый заместитель директора Департамента государственного регулирования цен и тарифов <адрес>С. в судебном заседании полагал, что в действиях директора ЧУ «Санаторий «Щелыково» СТД РФ Р. нет состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в связи с чем было вынесено постановление о прекращении производства по делу. Дополнительно суду пояснил, что плата граждан формируется из тарифа и объема потребленных услуг. Объем потребленных услуг может быть определен с помощью приборов учета и с помощью норматива, установленного Департаментом строительства и топливно-энергетического комплекса. Плата граждан может быть неправильно начислена как из-за неисправности приборов учета, так и из-за неправильного применения норматива в результате технической ошибки. При рассмотрении дела об административном правонарушении по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ установлено, что норматив директором ЧУ «Санаторий «Щелыково» применен правильно, имело место изменение объемных показателей, которое участвует в формировании цены- занижение платы на протяжении определенного периода, когда неправильно применялся норматив. В дальнейшем норматив был приведен в соответствие. Повышение стоимости коммунальных услуг было мотивировано приведением к тем нормативным значениям, которые должны были быть. Права жителей дома № 2 в <адрес>, в т.ч. Ц., не были нарушены.
Определением суда от 17.11.2021 года к участию в деле в качестве потерпевшего привлечен Ц.- потребитель коммунальных услуг, оказываемых ЧУ «Санаторий «Щелыково» СТД РФ», проживающий по адресу: <адрес>, кВ.10.
Потерпевший Ц. о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Изучив доводы протеста, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Объектом данного правонарушения является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости – и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение. При этом следует исходить из того, что ценообразование-это процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
Субъектами административного правонарушения являются юридическое лица, руководители и иные работники организаций, а также иные граждане и должностные лица, виновные в нарушении государственной дисциплины цен.
Объективная сторона правонарушения заключается, в том числе, в нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равное иное нарушение установленного порядка ценообразования.
К иному порядку ценообразования могут быть отнесены случаи определения цены на продукцию, товары либо услуги, когда их определяет не только сам хозяйствующий субъект по собственному усмотрению, а когда такие цены определяются иными лицами, решение которых носит для данного субъекта обязательный характер, либо в случаях, когда законодательством предусмотрен специальный порядок определения цены, обязательный для хозяйствующего субъекта.
К числу такого порядка ценообразования относится, в частности, установление размера платы за коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению, установлению размера платы за холодное водоснабжение и электроэнергию в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирование которого осуществляется нормами Жилищного кодекса Российской Федерации соответствующими нормативными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что Решением Собрания депутатов Островского муниципального района <адрес> от 17.12.2018 № ЧУ «Санаторий «Щелыково» СТД РФ» наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории населенных пунктов <адрес>.
Основанием для возбуждения прокурором <адрес><адрес> 03.09.2021 года в отношении должностного лица - директора частного учреждения «Санаторий Щелыково» Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество) Р. по результатам проведенной проверки дела об административном правонарушении послужило то обстоятельство, что ЧУ «Санаторий «Щелыково» СТД РФ» по жилому помещению по адресу: <адрес>, осуществлен расчет платы за услугу горячего водоснабжения с 01.07.2020 по 31.12.2020 - в размере 162,21 руб./куб.м.- осуществлено занижение тарифа на 59,39 руб./куб.м.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.09.2021 года следует, что при расчете платы за горячее водоснабжение в период с сентября по декабрь 2020 года учреждением в нарушение требований постановления департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального гзяйства <адрес> от 22.12.2016 №-нп применялся показатель в виде удельного количества тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды, который составлял 0,0467 Гкал./куб.м (постановление департамента дарственного регулирования цен и тарифов <адрес> от 24.11.2020 №, от ДД.ММ.ГГГГ№), в связи с чем с января 2021 года при верном расчете тарифа за данную коммунальную услугу при начислении учреждением оплаты за коммунальные услуги, в частности, по жилому помещению №<адрес>, установлен резкий рост платы граждан за коммунальные услуги.В связи данными обстоятельствами рост платы за коммунальные услуги гражданина Ц. за январь 2021 года по сравнению с декабрем 2020 года вырос на 10,5%, что недопустимо на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 № 2490-р «Об индексах менения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в сгеднем по субъектам РФ и предельно допустимых отклонениях по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019 - 2023 годы», постановления Губернатора Костромской области от 10.12.2018 № 259 -Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера г косимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Костромской области на 2019-2023 годы».
Прекращение 22.09.2021 года первым заместителем директора Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области С. производства по делу об административном правонарушении в отношении директора частного учреждения «Санаторий Щелыково» Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество) Р. мотивировано тем, что занижение учреждением платы граждан за горячее водоснабжение связано не с занижением регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукты, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а с ошибочным применением удельного количества тепловой энергии, расходуемого на подогрев горячей воды, вместо необходимого применения норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, что не является нарушением порядка ценообразования, и обстоятельства административного производства не подтверждают состава административного правонарушения в действиях директора ЧУ «Санаторий «Щелыково» СТД РФ» Р. в нарушении ценообразования, выразившегося в занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукты, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного).
Однако, по мнению суда, с вышеуказанными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Установленные нормативы, как и тарифы, являются составляющими цены услуги, применяются в расчетах в порядке ценообразования, поэтому неправильное применение норматива образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Регулирование тарифов в сфере водоснабжения осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ Департаментом государственного регулирования цен и тарифов <адрес> устанавливается тариф в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе горячего водоснабжения, для ЧУ «Санаторий «Щелыково» СТД РФ».
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 2 статьи 157 названного Кодекса размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Согласно пункта 42 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
Согласно п.26 раздела VII Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23:
, где
- объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:
в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
в нежилом помещении - из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил;
ТХВ - компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
- объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
TТ/Э - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов <адрес> от 10.12.2019 № тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ЧУ «Санаторий «Щелыково» СТД РФ», с 01.07.2020 года по 31.12.2020 года утвержден в размере 2862,00 руб./Гкал. (компонент на тепловую энергию), 28,55 руб./Гкал. (компонент на холодную воду).
Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 22.12.2016 №63-нп утвержден норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирных и жилых домах на территории Костромской области, который составляет применительно к ЧУ «Санаторий «Щелыково» СТД РФ» 0,06746 Гкал. на 1 куб.м.
Таким образом, тариф для начисления платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения для населения в указанный период должен был составлять 221,6 руб./куб.м. (2 862,00*0,06746+28,55).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что при расчете платы за горячее водоснабжение в период с сентября по декабрь 2020 года ЧУ «Санаторий «Щелыково» СТД РФ» применялся показатель в виде удельного количества тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды, который составлял 0,0467 Гкал./куб.м (постановление департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 24.11.2020 № 20/261, от 10.12.2019 № 19/335), и по жилому помещению по адресу: <адрес>, осуществлен расчет платы за услугу горячего водоснабжения с 01.07.2020 по 31.12.2020 - в размере (...) руб./куб.м.
Учитывая изложенное, нельзя согласиться с мотивами прекращения производства по настоящему делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Таким образом, постановление первого заместителя директора Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области С.№-П от ДД.ММ.ГГГГ, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в отношении директора частного учреждения «Санаторий «Щелыково» Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)» Р. подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в Департамент государственного регулирования цен и тарифов <адрес>
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
протест прокурора Островского района Костромской области удовлетворить.
Постановление первого заместителя директора Департамента государственного регулирования цен и тарифов <адрес>С.№-П от 22.09.2021 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в отношении директора частного учреждения «Санаторий «Щелыково» Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)» Р.- отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Департамент государственного регулирования цен и тарифов <адрес>.
Решением может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд Костромской области в течение 10 суток со дня вручения или получении копии решения.
Судья Островского районного суда О.В. Маслова