ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-140/2022 от 01.04.2022 Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

производство № 12-140/2022

УИД 18RS0003-01-2021-005549-92

РЕШЕНИЕ

01 апреля 2022 года г. Ижевск

Судья Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Хаймина А.С.,

с участием защитника Феофилактова В.В. – Сафиуллина М.И. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком <данные изъяты>), представителя Отделения – Национального банка по Удмуртской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации Михеева А.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Феофилактова В.В. - Сафиуллина М.И. на постановление заместителя управляющего Отделения – Национального банка по Удмуртской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя управляющего Отделения – Национального банка по Удмуртской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении (далее – КоАП РФ), которым Феофилактов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9.1 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением Феофилактов В.В. обратился в суд с жалобой, которой просил постановление признать незаконным и отменить. В обоснование жалобы указал, что предписание не было выполнено в срок, так как ФИО5 обращалась в кооператив с требованием о перечислении ей денежных средств не единожды, в связи с чем на балансе кооператива оставались денежные средства, состав административного правонарушения отсутствует. Должностным лицом, отвечающим за составление и отправление финансовых нормативов уполномоченному органу, является бухгалтер ФИО6

В судебном заседании защитник Феофилактова В.В. доводы жалобы поддержал.

В судебном заседании представитель Отделения – Национального банка по Удмуртской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации полагал жалобу не подлежащей удовлетворению.

Нормой ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) срок на обжалование постановления по делу об административном правонарушении установлен в течение 10 дней со дня вручения (получении) копии постановления.

Согласно ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, оспариваемое постановление получено Феофилактовым В.В. ДД.ММ.ГГГГ.

Ранее Феофилактов В.В. обращался с жалобой в административный орган, которым по указанной жалобе вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение получено Феофилактовым В.В. ДД.ММ.ГГГГ.

Первоначально жалоба направлена в <данные изъяты> посредством почтового отправления ДД.ММ.ГГГГ, поступила в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, десятидневный срок для подачи жалобы Феофилактовым В.В. не пропущен.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив оспариваемое постановление в полном объеме, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 47 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки ч. 1 ст. 47 и ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу ч. 1 ст. 46 и ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5.1 КоАП РФ, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Согласно ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Из разъяснений, приведенных в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Феофилактов В.В. является директором <данные изъяты>, расположенным по адресу: <адрес>, что относится к территории Устиновского района г. Ижевска.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Положения указанной статьи КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с ч. 9.1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России, вынесенного при осуществлении надзора за деятельностью кредитного потребительского кооператива, общее число членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, с размером активов, не превышающим определенного нормативным актом Банка России в соответствии с законодательством о кредитной кооперации значения, сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, общее число членов и ассоциированных членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, с размером активов, не превышающим определенного нормативным актом Банка России в соответствии с законодательством о сельскохозяйственной кооперации значения, или жилищного накопительного кооператива, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц <данные изъяты> является кредитным потребительским кооперативом, основной вид деятельности <данные изъяты>.

По результатам проводимых Банком России контрольно-надзорными мероприятиями в ходе проверки деятельности <данные изъяты> установлено несоблюдение кооперативом финансового норматива соотношения размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением денежных средств от одного члена кредитного кооператива (пайщика) и (или) нескольких членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся аффилированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшийся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков) «ФН» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о нарушении пункта 2 части 4 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ и подпункта 1.4 пункта 1 Указания Банка России от 28.12.2015 № 3916-У «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов» (далее Указание No3916-У).

В соответствии с Отчетом о деятельности <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) количество членов <данные изъяты> составляет <данные изъяты> пайщиков.

Согласно пунктам 1, 1.3, 1.4, 3 Указания № 3916-У финансовый норматив соотношения размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением денежных средств от одного члена кредитного кооператива (пайщика) и (или) нескольких членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся аффилированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков) (ФН2), рассчитывается по формуле:

ФН2=

ЗПЧ(АЛ)

х 100%

ЗПЧ

где:

ЗПЧ(АЛ) - максимальный размер задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением денежных средств от одного члена кредитного кооператива (пайщика) и (или) нескольких членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся аффилированными лицами, по договорам займа и (или) передачи личных сбережений.

В расчет значения ЗПЧ(АЛ) не включается задолженность по договорам, одобренным до их заключения общим собранием кредитного кооператива, для кредитных кооперативов, число членов (пайщиков) которых не превышает 200.

Максимальное допустимое числовое значение финансового норматива ФН2 устанавливается в размере 20 процентов - для кредитных кооперативов, число членов (пайщиков) которых составляет более 200, но не превышает 3000.

Расчет финансовых нормативов осуществляется на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитного кооператива.

Согласно пункту 6.4.2 Учетной политики <данные изъяты>, утвержденной приказом директора от ДД.ММ.ГГГГ, на счете <данные изъяты> отражены обязательства <данные изъяты> по договорам передачи личных сбережений пайщиков - физических лиц.

Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ максимальный размер задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением денежных средств от одного члена кредитного кооператива (пайщика) и (или) нескольких членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся аффилированными лицами, по договорам займа и (или) передачи личных сбережений составляет <данные изъяты> руб. (Феофилактов В.В. - 2 договора на общую сумму <данные изъяты> руб. и ФИО7 - 5 договоров на общую сумму <данные изъяты> руб., являющиеся аффилированными лицами - супругами, что подтверждается копиями паспортов Феофилактова В.В и ФИО7).

Общий размер задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков) по договорам займа и передачи личных сбережений, согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб.

Финансовый норматив ФН2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рассчитывается следующим образом:

<данные изъяты>%,

что превышает установленное максимальное допустимое числовое значение финансового норматива ФН2, составляющее <данные изъяты> процентов.

В связи с несоблюдением финансового норматива (ФН2) <данные изъяты> направлено предписание об устранении нарушений законодательства от ДД.ММ.ГГГГ с требованием в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушение законодательства Российской Федерации путем приведения числового значения финансового норматива ФН2 к предельному допустимому числовому значению указанного финансового норматива, а также о представлении документов, подтверждающих соблюдение требований к предельному числовому значению финансового норматива ФН2, включая:

- расчет финансового норматива ФН2 по состоянию на дату устранения нарушений по форме приложения 1 к предписанию;

- оборотно-сальдовые ведомости по всем счетам бухгалтерского аналитического учета за период с момента получения предписания по дату устранения нарушения;

- актуальный реестр пайщиков кооператива по состоянию на дату устранения нарушения;

- расшифровку средств, привлеченных кооперативом на основании договоров передачи личных сбережений и (или) договоров займа, по состоянию на дату устранения нарушения с указанием ФИО физического лица/наименования и ОГРН юридического лица, номера договора, даты договора, суммы, срока действия договора, остатка задолженности по договору без учета начисленных процентов.

Предписание от ДД.ММ.ГГГГ размещено в личном кабинете кооператива ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов, что подтверждается информацией о размещении документа в личном кабинете и в соответствии с п. 4.2 Указания № 5361-У считается полученным ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с невозможностью исполнения предписания в установленные сроки, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> заявлено ходатайство о продлении срока исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом Банка России от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения указанного выше предписания продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Письмо о продлении срока исполнения предписания размещено в личном кабинете кооператива ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов, что подтверждается информацией о размещении документа в личном кабинете.

В рамках исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ от <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ поступили оборотно-сальдовые ведомости по счету <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по счетам <данные изъяты> за , по счетам <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по счетам <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По истечении установленного предписанием от ДД.ММ.ГГГГ срока (вх. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) от <данные изъяты> поступили следующие документы:

1. Расчет финансового норматива ФН2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по форме приложения 1 к предписанию;

2. Реестр пайщиков кооператива;

3. Оборотно-сальдовые ведомости по счетам <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ, по счетам <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по счетам <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по счетам <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

4. Копии платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно реестру пайщиков, представленному в Банк России ДД.ММ.ГГГГ, количество членов <данные изъяты>» составляет <данные изъяты>.

Согласно представленной оборотно-сальдовой ведомости по счету <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ максимальный размер задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением денежных средств от одного члена кредитного кооператива (пайщика) и (или) нескольких членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся аффилированными лицами, по договорам займа и (или) передачи личных сбережений составляет <данные изъяты> рублей (ФИО8 - максимальный размер задолженности по сумме основного долга).

Общий размер задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков) по договорам займа и передачи личных сбережений, согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.

Финансовый норматив ФН2 (с учетом представленных кооперативом во исполнение предписания документов) рассчитывается следующим образом:

ФН2=<данные изъяты>%, что превышает установленное максимальное допустимое числовое значение финансового норматива ФН2, установленное для кредитных кооперативов, число членов (пайщиков) которых составляет более 200, но не превышает 3000, составляющее 20 процентов.

Следовательно, административным органом сделан вывод, что в установленный срок предписание от ДД.ММ.ГГГГ кооперативом не исполнено, а именно: не устранено нарушение законодательства Российской Федерации путем приведения числового значения финансового норматива ФН2 к предельному допустимому числовому значению указанного финансового норматива; не представлены документы, подтверждающие соблюдение требований к предельному числовому значению финансового норматива ФН2, включая расшифровку средств, привлеченных кооперативом на основании договоров передачи личных сбережений и (или) договоров займа, по состоянию на дату устранения нарушения с указанием ФИО физического лица/наименования и ОГРН юридического лица, номера договора, даты договора, суммы, срока действия договора, остатка задолженности по договору без учета начисленных процентов.

ДД.ММ.ГГГГ по факту выявленного нарушения Банком в отсутствие Феофилактова В.В., надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Копия протокола направлена в кооператив и получена ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется соответствующая отметка на почтовом уведомлении.

О месте и времени составления протокола об административном правонарушении Феофилактов В.В. был извещен уведомлением о составлении протокола от ДД.ММ.ГГГГ, полученным ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлением о вручении.

Установив состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ, Банком вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в размере <данные изъяты> руб.

Копия постановления направлена почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ и получена ДД.ММ.ГГГГ.

О времени и месте рассмотрения материалов проверки заявитель был уведомлен путем направления телеграммы, полученной ДД.ММ.ГГГГ.

Несогласие заявителя с постановлением о назначении административного наказания послужило поводом для обращения в Волго-Вятское главное управление Центрального банка Российской Федерации с жалобой.

ДД.ММ.ГГГГ решением Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации , постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а жалоба – без удовлетворения.

Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило основанием для его обращения в суд с жалобой.

В силу пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – Закон № 190-ФЗ) Банк России проводит проверки соблюдения кредитными кооперативами установленных финансовых нормативов.

Пунктом 8.2 части 2, пунктом 6 части 3 статьи 5 Закона № 190-ФЗ Банк России направляет кредитным кооперативам предписания, обязательные для выполнения. Предписания Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России.

В соответствии с пунктами 4.1, 4.2, 4.4 Указания Банка России от 19.12.2019 № 5361-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» (далее – Указание Банка № 5361-У) Банк России путем размещения в личном кабинете направляет участнику информационного обмена документы, в том числе запросы, требования (предписания) Банка России, и ответы на запросы участника информационного обмена. При направлении предписаний и писем Банка России в форме электронных документов данные предписания и письма считаются полученными по истечении 24 часов с момента его размещения в личном кабинете. Подтверждением получения участником информационного обмена электронного документа Банка России является запись о его размещении Банком России в личном кабинете, подписанная УКЭП Банка России, с возможностью получения указанной записи.

Согласно части 4 статьи 5 Закона № 190-ФЗ кредитный кооператив обязан обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов и возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России. Кредитный кооператив в целях обеспечения финансовой устойчивости обязан соблюдать финансовый норматив соотношения размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением денежных средств от одного члена кредитного кооператива (пайщика) и (или) нескольких членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся аффилированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков) (пункт 2 части 4 статьи 6 Закона № 190-ФЗ).

Согласно пунктам 1, 1.3, 1.4, 3 Указания Банка № 3916-У финансовый норматив соотношения размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением денежных средств от одного члена кредитного кооператива (пайщика) и (или) нескольких членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся аффилированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков) (ФН2), рассчитывается по формуле:

ФН2=

ЗПЧ(АЛ)

х 100%

ЗПЧ

где:

ЗПЧ(АЛ) - максимальный размер задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением денежных средств от одного члена кредитного кооператива (пайщика) и (или) нескольких членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся аффилированными лицами, по договорам займа и (или) передачи личных сбережений.

В расчет значения ЗПЧ(АЛ) не включается задолженность по договорам, одобренным до их заключения общим собранием кредитного кооператива, для кредитных кооперативов, число членов (пайщиков) которых не превышает 200.

Максимальное допустимое числовое значение финансового норматива ФН2 устанавливается в размере 20 процентов - для кредитных кооперативов, число членов (пайщиков) которых составляет более 200, но не превышает 3000.

Расчет финансовых нормативов осуществляется на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитного кооператива.

Как следует из материалов дела, в соответствии с отчетом о деятельности <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) количество членов кооператива составляет <данные изъяты> пайщиков.

В соответствии с пунктом 6.4.2 Учетной политики <данные изъяты>, утвержденной приказом директора от ДД.ММ.ГГГГ, на счете <данные изъяты> отражены обязательства <данные изъяты> по договорам передачи личных сбережений пайщиков - физических лиц.

Согласно оборотно-салъдовой ведомости по счету <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ максимальный размер задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением денежных средств от одного члена кредитного кооператива (пайщика) и (или) нескольких членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся аффилированными лицами, по договорам займа и (или) передачи личных сбережений составляет <данные изъяты> руб. (Феофилактов В.В. - 2 договора на общую сумму <данные изъяты> руб. и ФИО7 - 5 договоров на общую сумму <данные изъяты> руб., являющиеся аффилированными лицами - супругами, что подтверждается копиями паспортов Феофилактова В.В и ФИО7).

Общий размер задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков) по договорам займа и передачи личных сбережений, согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб.

Следовательно, финансовый норматив ФН2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рассчитывается следующим образом:

ФН2 = <данные изъяты>%, что превышает установленное максимальное допустимое числовое значение финансового норматива ФН2, составляющее 20 процентов.

Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок для устранения нарушений законодательства – не позднее ДД.ММ.ГГГГ путем приведения числового значения финансового норматива ФН2 к предельному допустимому числовому значению указанного финансового норматива, а также о представлении документов, подтверждающих соблюдение требований к предельному числовому значению финансового норматива ФН2.

Письмом Банка России от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения указанного выше предписания продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленной во исполнение предписания оборотно-сальдовой ведомости по счету <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ максимальный размер задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением денежных средств от одного члена кредитного кооператива (пайщика) и (или) нескольких членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся аффилированными лицами, по договорам займа и (или) передачи личных сбережений составляет <данные изъяты> руб. (ФИО8 - максимальный размер задолженности по сумме основного долга).

Общий размер задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков) по договорам займа и передачи личных сбережений, согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.

Финансовый норматив ФН2 (с учетом представленных кооперативом во исполнение предписания документов) рассчитывается следующим образом:

ФН2 = <данные изъяты>%, что превышает установленное максимальное допустимое числовое значение финансового норматива ФН2, установленное для кредитных кооперативов, число членов (пайщиков) которых составляет более 200, но не превышает 3000, составляющее 20 процентов.

Следовательно, в установленный срок предписание от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено, не устранено нарушение законодательства Российской Федерации путем приведения числового значения финансового норматива ФН2 к предельному допустимому числовому значению указанного финансового норматива; не представлены документы, подтверждающие соблюдение требований к предельному числовому значению финансового норматива ФН2, включая расшифровку средств, привлеченных кооперативом на основании договоров передачи личных сбережений и (или) договоров займа, по состоянию на дату устранения нарушения с указанием ФИО физического лица/наименования и ОГРН юридического лица, номера договора, даты договора, суммы, срока действия договора, остатка задолженности по договору без учета начисленных процентов.

Таким образом, данный факт свидетельствует о неисполнении законного предписания Банка России от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок.

Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалы дела не представлено.

Событие административного правонарушения в действиях Феофилактова В.В., как директора <данные изъяты>, административным органом доказано.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.

Материалами дела подтверждено, что в установленный в предписании срок ни <данные изъяты>, ни его должностным лицом – директором Феофилактовым В.В. не предприняты достаточные меры для его исполнения.

Доказательства объективной невозможности, не позволивших надлежащим образом исполнить законное предписание Банка путем приведения числового значения финансового норматива ФН2, установленного Указанием Банка № 3916-У, к предельному допустимому числовому значению указанного финансового норматива, а также о представлении документов, подтверждающих соблюдение кооперативом требований к предельному числовому значению финансового норматива ФН2, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые не возможно предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Таким образом, в действиях Феофилактова В.В. содержатся все признаки состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ, следовательно, привлечение Феофилактова В.В. к административной ответственности по части 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ является правомерным, а доводы в данной части подлежат отклонению.

Кроме того, доводы заявителя об отсутствии состава административного правонарушения в связи со смертью пайщика ФИО8 и неоднократным обращением его наследника – ФИО5 с требованием о перечислении денежных средств, подлежат отклонению на основании следующего.

На основании статьи 14 Закона № 190-ФЗ членство в кредитном кооперативе прекращается в случае смерти члена кредитного кооператива (пайщика) - физического лица или объявления его умершим в установленном федеральным законом порядке (пункт 5 части 1).

При прекращении членства в кредитном кооперативе в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, члену кредитного кооператива (пайщику) выплачивается сумма его паенакопления (пая), включающая сумму паевых взносов и присоединенных начислений на паевые взносы, возвращаются денежные средства, привлеченные от члена кредитного кооператива (пайщика), и выполняются иные обязательства, предусмотренные договорами, на основании которых кредитный кооператив осуществил привлечение денежных средств члена кредитного кооператива (пайщика). Указанные суммы выплачиваются не позднее чем через три месяца со дня подачи заявления о выходе из кредитного кооператива, либо со дня принятия решения о ликвидации или реорганизации, предусматривающей прекращение юридического лица - члена кредитного кооператива (пайщика), либо со дня принятия решения об исключении его из членов кредитного кооператива (пайщиков). Начисления на паевые взносы за период, прошедший с даты последнего начисления на паевые взносы до даты прекращения членства в кредитном кооперативе, выплачиваются члену кредитного кооператива (пайщику) после утверждения общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) бухгалтерской (финансовой) отчетности за финансовый год в порядке, предусмотренном уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива. Указанные выплаты производятся при условии исполнения членом кредитного кооператива (пайщиком) своих обязательств перед кредитным кооперативом, в том числе обязательств по договорам займа. В случае наличия неисполненных обязательств (задолженности) члена кредитного кооператива (пайщика) перед кредитным кооперативом обязательства кредитного кооператива по выплате паенакопления (паевых взносов и начислений на паевые взносы) такому члену кредитного кооператива (пайщику) и иные обязательства кредитного кооператива перед ним прекращаются полностью или частично зачетом встречного требования кредитного кооператива к члену кредитного кооператива (пайщику) (часть 4 статьи 14 Закона № 190-ФЗ).

В случае смерти члена кредитного кооператива (пайщика) - физического лица или объявления его умершим в установленном федеральным законом порядке его наследнику, если он не является членом данного кредитного кооператива (пайщиком) и не хочет или не может им стать, выплачивается сумма паенакопления (пая) умершего члена кредитного кооператива (пайщика). Размер такого паенакопления (пая) определяется в порядке, установленном частью 4 настоящей статьи. В случае, если паенакопление (пай) умершего члена кредитного кооператива (пайщика) перешло к нескольким его наследникам, наследник, который имеет право быть принятым в члены кредитного кооператива (пайщики), определяется соглашением между всеми наследниками или решением суда. В случае, если ни один из наследников не воспользовался правом быть принятым в члены кредитного кооператива (пайщики), кредитный кооператив выплачивает наследникам причитающиеся им в соответствии с наследственными долями доли паенакопления (пая) умершего члена кредитного кооператива (пайщика). В случае отсутствия наследников у умершего члена кредитного кооператива (пайщика) порядок наследования его паенакопления (пая) определяется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В случае, если кредитный кооператив имеет обязательства перед умершим членом кредитного кооператива (пайщиком) по договорам займа или иным договорам, наследование и выплата денежных средств по этим обязательствам осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для наследования и выплаты паенакопления (пая) умершего члена кредитного кооператива (пайщика) (часть 5 статьи 14 Закона № 190-ФЗ).

Таким образом, исходя из буквального толкования пункта 2 части 4 статьи 6, пункта 5 части 1, частей 4, 5 статьи 14 Закона № 190-ФЗ, статьи 418 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1.3 Указания Банка No3916-У прекращение пайщиком - физическим лицом членства в кредитном кооперативе в связи со смертью, не влечет прекращения обязательства кредитного кооператива, возникшего из договора передачи личных сбережений, а, следовательно, задолженность по сумме основного долга, образовавшаяся в связи с привлечением денежных средств от пайщика ФИО8 при его жизни, вплоть до окончательного расчета кооператива с наследником пайщика ФИО5 подлежит учету при расчете норматива ФН2

Перечисление <данные изъяты> денежных средств наследнику ФИО5 в рассрочку по причине неоднократного обращения наследника в кооператив с заявлениями о выплате денежных средств, не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, поскольку задолженность по сумме основного долга, образовавшаяся в связи с привлечением денежных средств от пайщика при его жизни, подлежит учету при расчете норматива ФН2 вплоть до окончательного расчета кооператива с наследником пайщика вне зависимости от выбранного порядка расчета с наследником умершего пайщика и причин его установления.

Доказательства наличия объективных препятствий для единовременного перечисления кооперативом денежных средств в полном объеме наследнику ФИО5 не представлены.

Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ общая сумма основного долга по договорам передачи личных сбережений, заключенным с пайщиком ФИО8, составляла <данные изъяты> руб. В результате выплаты кооперативом ФИО5 денежных средств в размере <данные изъяты> руб. в ДД.ММ.ГГГГ сумма основного долга по договорам передачи личных сбережений, образовавшаяся в связи с заключением с пайщиком ФИО8 договоров передачи личных сбережений, уменьшилась до <данные изъяты> руб. Факт уменьшения суммы основного долга по договорам передачи личных сбережений до <данные изъяты> руб. учтен при расчете норматива ФН2 на момент истечения срока исполнения предписания Банка России от ДД.ММ.ГГГГ (значение показателя ЗПЧ(АЛ), участвующее в расчете ФН2, составляло <данные изъяты> руб.).

Выплата ФИО5 денежных средств по платежным поручениям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты> руб. произведена за пределами срока исполнения предписания Банка России от ДД.ММ.ГГГГ и не свидетельствует об отсутствии события, состава административного правонарушения, не влияет на его квалификацию по части 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.

Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Назначенное наказание соответствует размеру санкции, предусмотренной частью 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Учитывая конкретные приведенные выше обстоятельства совершенного правонарушения, прихожу к выводу, что избранная административным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.

Совершению правонарушения способствовало пренебрежительное отношение Феофилактова В.В. к исполнению возложенных на него законом обязанностей.

Правовых оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела санкции на основании частей 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение в порядке статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ не имеется, в силу прямого указания в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ на неприменение данной нормы к составу правонарушения, предусмотренному статьи 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя управляющего Отделения – Национального банка по Удмуртской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Феофилактова В.В. оставить без изменения, а жалобу защитника Феофилактова В.В. - Сафиуллина М.И. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня получения через Устиновский районный суд г. Ижевска.

Судья А.С. Хаймина