ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-140/2022 от 23.05.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья ...

РЕШЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ

Судья Приморского краевого суда Кубатова О.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника руководителя Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края ФИО2 ФИО3 на постановление судьи Фрунзенского районного суда г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением судьи Фрунзенского районного суда г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - руководитель Инспекция по охране объектов культурного наследия Приморского края ФИО12 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей.

В жалобе защитника руководителя Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края ФИО4ФИО1 А.С. ставится вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по данному делу.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав объяснения защитника ФИО4ФИО6, возражения представителей Управления Министерства культуры РФ по ДФО ФИО7, ФИО8, считаю, что оснований для отмены постановления судьи не имеется.

Ответственность по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, представляющих собой особую уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно части 5 статьи 20 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» мониторинг данных об объектах культурного наследия, включенных в реестр, осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия в целях своевременного изменения данных об объектах культурного наследия, включенных в реестр. Согласно части шестой этой же статьи, изменения данных об объектах культурного наследия, включенных в реестр, основанные на результатах указанного в пункте 5 настоящей статьи мониторинга, вносятся в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Пунктом 7 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что охранное обязательство утверждается: 1) актом федерального органа охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень; 2) актом регионального органа охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Копия акта с копией утвержденного охранного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику объекта культурного наследия, собственнику или иному владельцу земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, другим лицам, к обязанностям которых относится его исполнение, а также в орган кадастрового учета для регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не позднее трех рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства (пункт 12 статьи 47.6 Закона № 73-Ф3).

Положениями статьи 15 Федерального закона № 73-Ф3 определено, что в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия (пункт 1).

Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра (пункт 2).

Согласно статье 20 Закона № 73-ФЗ, ведение реестра включает в себя присвоение регистрационного номера объекта культурного наследия в реестре, мониторинг данных об объектах культурного наследия, внесенных в реестр при регистрации в нем объектов.

В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона № 73 от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов Российской Федерации)» полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения, переданы органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия федерального значения в силу положения статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ относится к мероприятиям государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия и проводится на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия.

Постановлением Администрации Приморского края от 02 ноября 2016 года № 514-па утверждено «Положение об инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края» (далее - Положение).

Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом (распоряжением) от 22 октября 2021 года № ДФО-КНМ/2021-73 Управления Министерства культуры РФ по ДФО в период с 08 ноября 2021 года по 03 декабря 2021 года проведена плановая документарная проверка в отношении Инспекции по охране ОКН с целью контроля соблюдения региональным органом охраны объектов культурного наследия обязательных требований при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия за период с 01 июля 2020 года по 01 ноября 2021 года.

Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ года, в ходе проведения проверки выявлено следующее:

Так, в ЕГРОКН Инспекцией направлено на регистрацию в ЕГРОКН ... объекта культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Приморского края, которые учтены при расчете распределения субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в отношении объектов культурного наследия федерального значения. Фактически количество объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Приморского края, составляет ... объектов культурного наследия федерального значения.

При этом 2 объекта археологического наследия Инспекцией по охране ОКН в АИС ЕГРОКН ошибочно включены дважды:

Вместе с тем, Инспекцией не приняты меры по корректировке сведений в АИС ЕГРОКН, направленные на приведение в соответствие количества ОКН: во вкладке «Исключение дублирующей записи», «Проверка заявки на исключение дублирующей записи из Реестра», «Устранение замечаний», а также во вкладках, указанных ОКН, отсутствуют заявки о корректировке со стороны Инспекции, отсутствуют письма и обращения в Минкультуры России и в службу технической поддержки АИС ЕГРОКН (выгрузка АИС ЕГРОКН прилагается). Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ЕГРОКН, реестр) является государственной информационной системой, используемой для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия, о кадастровых номерах, при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию. Физические и юридические лица вправе получать в федеральном органе охраны объектов культурного наследия и в региональном органе охраны объектов культурного наследия сведения, содержащиеся в ЕГРОКН (пункт 1 статьи 26 Федерального закон № 73-Ф3) в виде выписки из реестра. Тем самым, внесение в АИС ЕГРОКН недостоверных сведений (дублирующихся объектов) приводит к неверному расчету выделяемых субвенций на основании Методики распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, утвержденной постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года № 1183 (в котором при расчете используется показатель: Ki - количество расположенных на территории субъекта Российской Федерации объектов культурного наследия федерального значения, зарегистрированных в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на 1 июля текущего года, в отношении которых осуществляются переданные полномочия), а также к искажению официальной статистической информации в реестре.

Приказами Инспекции по охране ОКН в проверяемый период утверждены предметы охраны объектов культурного наследия и границы территории объектов культурного наследия:

Приказы об утверждении границ территорий официально опубликованы на Интернет-ресурсе Правительства Приморского края по ссылке ....

В нарушение требований подпунктов 3, 7 пунктов 6.1, 10 Положения № 954, а также статьи 20, подпункта 15 пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 73-Ф3, сведения о вышеуказанных объектах культурного наследия Инспекцией по охране ОКН в ЕГРОКН в установленный срок не внесены, что подтверждается выгрузкой из АИС ЕГРОКН (прилагаются). Так как сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию, невнесение в АИС ЕГРОКН препятствует получению указанных сведений об объектах культурного наследия.

«Дом, в котором работал штаб революционных партизанских отрядов Приморья под руководством Лазо С.Г. в 1920 г.» (ЕГРОКН ). Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем - ООО «Кортино» допущено размещение наружной рекламы на объекте культурного наследия. Постановлением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по делу ООО «...» признано виновным в совершении административного правонарушения и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа. При этом документов, подтверждающих устранение нарушения (выразившееся в размещении наружной рекламы), Инспекцией по охране ОКН в ЕГРОКН не представлено.

«Батарея Поспеловская» (ЕГРОКН ). Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем - ООО «...» допущено ненадлежащее содержание ОКН, выразившееся в разрушении от атмосферного выветривания наружной поверхности здания; на бетонных стенах и покрытии имеются трещины на штукатурном слое; территория вокруг памятника заросла кустарником, внутренние помещения захламлены строительным и бытовым мусором. Постановлением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по делу ООО «...» признано виновным в совершении административного правонарушения и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа. При этом документов, подтверждающих устранение нарушения, Инспекцией по охране ОКН в ЕГРОКН не представлено.

«Укрепление «Литер - 3» (ЕГРОКН ). Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, на территории земельного участка с кадастровым номером , сформированного под объект культурного наследия «...», расположен ряд некапитальных построек дачного типа, организованы места для посадки огородных культур, складируются доски и металлический лом, а также размещены автотранспортные средства. Территория охраняется сторожевой собакой. Инспекцией представлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ в адрес УМВД России по г. Владивостоку с просьбой принять соответствующие меры в рамках полномочий. Иных документов, подтверждающих принятие мер Инспекцией или документов, подтверждающих принятие соответствующих мер УМВД России по г. Владивостоку, Инспекцией по охране ОКН в ЕГРОКН не представлено.

«Форт » (ЕГРОКН ). Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, на территории земельного участка с кадастровым номером расположен ряд некапитальных построек, установленных для проведения игровых мероприятий. Деревянные постройки фактически размещены на земляном сооружении форта. Весь периметр территории, используемый для мероприятий, а также места между деревянными постройками уложены бывшими в употреблении автомобильными покрышками, также покрышки разбросаны вдоль земляного рва. В рамках плановой проверки Инспекцией представлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ в адрес УМВД России по г. Владивостоку с просьбой принять соответствующие меры в рамках полномочий. Иных документов, подтверждающих принятие мер Инспекцией или документов, подтверждающих принятие соответствующих мер УМВД России по г. Владивостоку, Инспекцией по охране ОКН в ЕГРОКН не представлено.

Таким образом, Инспекцией не приняты достаточные меры, предусмотренные статьей 11 Федерального закона № 73-Ф3, пунктов 55, 92 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года № 1093, подпунктов 8, 124, 143 Типового Административного регламента, направленные на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в отношении вышеуказанных объектов культурного наследия федерального значения. Ненадлежащие осуществление федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием объектов культурного наследия федерального значения создает условия для не устранения выявленных нарушений, не привлечения к ответственности виновных лиц, что в свою очередь, влечет повреждение, разрушения объектов культурного наследия, нарушения установленного порядка использования.

Вопреки установленным требованиям, указанные решения не приняты Инспекцией, информация о принятии решений о согласии или несогласии с выводами 17 (семнадцати) заключений государственной историко-культурной экспертизы, изложенными в акте проверки, в рамках проверки не представлена. Таким образом, Инспекцией по охране ОКН нарушен порядок рассмотрения заключения экспертизы и приложений к нему. Решения о согласии с выводами, изложенными в 17-ти заключениях экспертизы, или несогласии с выводами, изложенными в 17-ти заключениях экспертизы, размещенных на официальном сайте, в установленный срок Инспекцией по охране ОКН не приняты. Непринятие решений Инспекцией создает правовую неопределенность для последующих юридически значимых решений (освоение земель и проведение хозяйственных работ, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия) и документов (нормативно-правовые акты высших органов исполнительной власти субъектов, утверждающих проекты зон охраны объектов культурного наследия и требования в градостроительных регламентов, режимы использования земель и т.д.).

Приказом Администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ на должность руководителя Инспекции назначен ФИО15

Таким образом, Инспекцией по охране ОКН под руководством ФИО4 при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, по федеральному государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, включенных в Перечень) не соблюдены обязательные требования, чем нарушены положения подпункта 3 пункта 1 статьи 9.1, пункта 1, 3, статьи 11, пунктов 5, 6 статьи 20, статей 28-30, подпунктов 15 пункта 2 статьи 33, пунктов 7, 12 статьи 47.6, Федерального закона -Ф3; подпунктов 3, 7 пункта 6.1, пункта 10 Положения № 954; статьи 57-60, 87, 90 Федерального закона № 248-ФЗ; пунктов 8, 124, 143 Типового Административного регламента по надзору (в период действия до 01 июля 2021 года); пунктов 55, 92 Положения № 1093; пункта 18 Положения № 569; пункта 5.1 Порядка № 2625.

Принимая решение о привлечении руководителя Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края ФИО2 к административной ответственности, судья обоснованно исходил из того, что факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; приказом (распоряжением) о проведении плановой документарной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела.

Проанализировав положения Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда правильно признал должностное лицо – руководителя Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края ФИО4 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что в ходе проведенной плановой проверки инспекции Управлением Минкультуры России, заключение которой ошибочно послужило основанием для составления настоящего протокола о правонарушении, государственный контроль не осуществлялся, а Управлением Минкультуры по ДФО по результатам плановой проверки был реализован иной вид контроля, не подразумевающий осуществление наблюдения и анализа выполнения инспекцией обязательных требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3, а также государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия должностными лицами Управления Минкультуры России по ДФО фактически не осуществлялся, в связи с чем использование протокола об административном правонарушении в качестве доказательства по настоящему делу недопустимо, несостоятельны. Данные доводы были предметом проверки судьи районного суда, им дана мотивированная и надлежащая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.

Постановление о привлечении руководителя Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края ФИО4 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности, установленного статьёй 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях и является минимальным.

При таких обстоятельствах оснований к отмене постановления судьи не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решила:

постановление судьи Фрунзенского районного суда г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края ФИО4 оставить без изменения, жалобу защитника руководителя Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края ФИО4ФИО1 А.С. - без удовлетворения.

Судья Кубатова О.А.