ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1417/2016 от 12.09.2016 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

12 сентября 2016 года <адрес>

Судья Ленинского районного суда <адрес> края ФИО2, рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо – начальник отдела информационной безопасности Публичного акционерного общества Социальный коммерческий банк Приморья «<данные изъяты>» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 500 руб.

ФИО1 с данным постановлением не согласился, им подана жалоба, в которой он просит постановление отменить и производство по делу прекратить либо применить административное наказание «предупреждение», в обоснование указывает, что ФИО1 вменяются два нарушения:

2)непредставление документов, определяющих политику оператора в отношении отдельной категории субъектов персональных данных - родственников работников, чем нарушены требования пункта 6 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного постановлением Правительства России ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статье 10 Закона «О персональных данных» обработка сведений о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, атакже иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

Для банков федеральным законом определены следующие случаи:

В силу Положения Банка России -П от ДД.ММ.ГГГГ банки должны располагать сведениями о наличии (отсутствии) судимости лиц, указанных в статье 11.1 закона «О банках и банковской деятельности» (единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер, заместители главного бухгалтера кредитной организации, руководитель, главный бухгалтер филиала кредитной организации, члены совета директоров).

В силу статьи 11.1-2 закона «О банках и банковской деятельности» банк должен располагать сведениями о наличии (отсутствии) судимости руководителя службы управления рисками, руководителя службы внутреннего аудита или руководителя службы внутреннего контроля.

Согласно статье 10.1 закона «О рынке ценных бумаг», членом совета директоров (наблюдательного совета), членом коллегиального исполнительного органа, единоличным исполнительным органом, руководителем филиала профессионального участника рынка ценных бумаг, руководителем службы внутреннего контроля, контролером профессионального участника рынка ценных бумаг, руководителем службы внутреннего аудита, должностным лицом, ответственным за организацию системы управления рисками (руководителем отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками), руководителем структурного подразделения кредитной организации, созданного для осуществления деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг, или руководителем отдельного структурного подразделения профессионального участника рынка ценных бумаг в случае совмещения указанным профессиональным участником профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг не могут являться лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.

Следовательно, банк должен располагать сведениями об отсутствии судимости перечисленных лиц.

Таким образом, персональные данные о судимости вышеназванных лиц Примсоцбанк обрабатывает на законном основании.

В отношении иных лиц сведения о судимости Примсоцбанком не обрабатываются. В процессе сбора информации, характеризующей деловую репутацию потенциального работника, банком задается вопрос «Привлекались ли вы к уголовной ответственности?» и предлагается ответить на него «да» или «нет». Такая информация обрабатывается только на бумажном носителе. Персональные данные, полученные в такой форме, не могут квалифицироваться, как специальные персональные данные о судимости на основании следующего:

Согласно статье 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3-П «По делу о проверке конституционности положений Уголовного кодекса Российской Федерации, регламентирующих правовые последствия судимости лица, неоднократности и рецидива преступлений, а также пунктов 1 - 8 Постановления Государственной Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» в связи с запросом Останкинского межмуниципального (районного) суда <адрес> и жалобами ряда граждан» судимость трактуется как правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление.

Таким образом, простое сообщение о наличии (отсутствии) судимости лица без дополнительной информации о факте осуждения и назначения субъекту персональных данных приговором суда наказания не может характеризоваться в качестве специальных персональных данных.

Требования пункта 6 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного постановлением Правительства России ДД.ММ.ГГГГ, Примсоцбанком не нарушены, поскольку:

Сведения о родственниках работников банком фиксируются в личных карточках работников, изготовленных по унифицированной форме № Т-2, утвержденной Постановлением Госкомстата России от ДД.ММ.ГГГГ. Т. е. эти персональные данные обрабатываются банком на законном основании. И эти персональные данные обрабатываются без средств автоматизации, поскольку данные родственников не заносятся ни в какие базы данных.

В Положении об обработке персональных данных в ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» утвержденного решением Правления ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ) сведения о близких родственниках были указаны как категория персональных данных. Данное Положение было доведено до руководителей структурных подразделений. Все новые сотрудники при приеме на работу под роспись знакомятся с Положением об обработке персональных данных в ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк».

Следовательно, нарушений требований пункта 6 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ, Примсоцбанком не допущено.

Приказом п от ДД.ММ.ГГГГ в Политику обработки персональных данных в ПАО СКБПриморья «<данные изъяты>» внесены изменения , которыми в пункт 2.4 политики внесена категория субъектов персональных данных «близкие родственники».

Поскольку указанное изменение было внесено в политику до рассмотрения настоящего дела, в силу статьи 4.2 КоАП РФ это является обстоятельством, смягчающим административную ответственность ФИО1

ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО3 настаивал на удовлетворении жалобы, подтвердив основания и доводы изложенные.

Представитель прокуратуры <адрес> в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, по доводам и основаниям, изложенным в письменных пояснениях согласно которым, ФИО1 полагает, что данные о судимости иных лиц не обрабатывал и не хранил, указывая на то, что установление самого факта наличия либо отсутствия судимости не является информацией, попадающей под понятие персональных данных.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных» персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Таким образом, сведение о привлечении к уголовной ответственности (не зависимо от установления периода судимости и квалификации преступного деяния) является персональными данными, которые ФИО1 обрабатывал и хранил.

Кроме того, ФИО1 нарушены требования п. 6 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Так, на момент проверки в ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» не представлены документы, определяющие политику оператора в отношении отдельной категории - родственники работников (с которыми нет договорных отношений), а также локальные акты, устанавливающие процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений данной категории.

Кроме того, с целью устранения выявленных нарушений приказом от ДД.ММ.ГГГГп в Политику обработки персональных данных ПАО СКБ Приморья «<данные изъяты>» внесены изменения в п. 2.4, а именно внесена категория субъектов персональных данных «Близкие родственники».

Таким образом, фактически ПАО СКБ Приморья «<данные изъяты>» вину во вменяемом им нарушении признало, нарушения устранило.

В части доводов о применении иной, более мягкой меры административного взыскания за совершенное административное правонарушение, считает, что суд при назначении наказания исходил из конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении, исследовав все смягчающие и отягчающие административное наказание обстоятельства, приняв во внимание позицию лица, привлекаемого к административной ответственности.

Принимая во внимание изложенное, просит суд в удовлетворении жалобы ФИО1 отказать, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении ФИО1ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.

Выслушав участников процесса, проверив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Положениями ст. 23 Конституции РФ предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия согласно ч. 1 ст. 24 Конституции РФ не допускается.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона "О персональных данных" N 152-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Из п. 3. ст. 3 указанного Федерального закона следует, что обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая, в том числе передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных.

В соответствии п. 2 ст. 3 Федерального закона "О персональных данных", оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.

Согласно ст. 7 Федерального закона "О персональных данных", операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. п. 5, 6 ст. 3 данного Федерального закона распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц, предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

В силу п. п. "б" п. 7 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного постановлением Правительства РФ N 687 от ДД.ММ.ГГГГ типовая форма документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных, должна предусматривать поле, в котором субъект персональных данных может поставить отметку о своем согласии на обработку персональных данных, осуществляемую без использования средств автоматизации, - при необходимости получения письменного согласия на обработку персональных данных.

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в результате проведения проверки соблюдения законодательства об обработке персональных данных в отношении начальника информационной безопасности ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» ФИО1 выявлено нарушение требований законодательства РФ в области персональных данных, предусмотренных пп. 2-11 ч.1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ, где обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, а также п. 6 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, лица, осуществляющие обработку персональных данных без использования средств автоматизации (в том числе сотрудники организации-оператора или лица, осуществляющие такую обработку по договору с оператором), должны быть проинформированы о факте обработки ими персональных данных, обработка которых осуществляется оператором без использования средств автоматизации, категориях обрабатываемых персональных данных, а также об особенностях и правилах осуществления такой обработки, установленных нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также локальными правовыми актами организации (при их наличии), в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора <адрес> в отношении начальника отдела информационной безопасности ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 КоАП РФ.

Должностное лицо ФИО1 в нарушение указанных требований Закона № 152-ФЗ осуществляло сбор, хранение в электронном виде и на бумажном носителе сведений о судимости.

Кроме того, в ходе проведения проверки в ПАО СКБ Приморья «<данные изъяты>» не представлены документы, определяющие политику оператора в отношении отдельной категории -родственники работников (с которыми нет договорных отношений), а также локальные акты, устанавливающие процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений данной категории.

Вина должностного лица ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; приказом ПАО СКБ Приморья «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО1 ответственным за организацию обработки персональных данных; обращением Управления Роскомнадзора по <адрес> о принятии мер прокурорского реагирования от ДД.ММ.ГГГГ; приказом Управления Роскомнадзора по <адрес>-нд от ДД.ММ.ГГГГ о проведении государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности операторов, осуществляющих обработку персональных данных в отношении ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк», с приложением к нему; актом Управления Роскомнадзора по <адрес> № А-25/7/59-нд/44 от ДД.ММ.ГГГГ государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности операторов, осуществляющих обработку персональных данных в отношении ПАО СКБ Приморья «<данные изъяты>» с приложением к акту; предписанием Управления Роскомнадзора по <адрес> об устранении выявленного нарушения № П-25/7/59-нд/-/1/6 от ДД.ММ.ГГГГ; анкетами ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8

Изложенные обстоятельства дела и перечисленные доказательства получили надлежащую оценку мировым судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, оснований для их иной оценки не усматривается.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка.

Наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения и личности правонарушителя, в пределах санкции ст. 13.11 КоАП РФ.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы мирового судьи о виновности ФИО1 в инкриминируемом правонарушении, в жалобе не приведено.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление мирового судьи является законным и обоснованным, оснований для их отмены по доводам, изложенным в жалобе, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ- оставить без удовлетворения.

Постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ – без изменения.

Решение вступает в законную силу с момента его принятия.

Судья Ленинского районного суда

<адрес> ФИО2