Дело №12-141/2017
РЕШЕНИЕ
город Норильск 12 октября 2017 года
Судья Норильского городского суда Красноярского края Пархоменко Аурика Ивановна, с участием представителя административного органа ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №12-141/2017 об административном правонарушении с жалобой защитника юридического лица ООО «Норильскгеология» Г. на постановление государственного инспектора отдела энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Норильскому промрайону Межрегионального технологического управления по экологическому, технологическому и атомному надзору Н. от 19 июля 2017 года №3-0025/057, которым юридическое лицо:
Общество с ограниченной ответственностью «Норильскгеология», <данные изъяты>
- признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением государственного инспектора отдела энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Норильскому промрайону Межрегионального технологического управления по экологическому, технологическому и атомному надзору Н. от 19 июля 2017 года №3-0025/057, юридическое лицо ООО «Норильскгеология» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «Норильскгеология» подал на него жалобу, указав в обоснование, что МТУ Ростехнадзора 15.06.2017 на основании распоряжения №203-ПВП-А выявлен факт невыполнения предписания от 18.04.2017 №129-ПВП-П, а именно отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химических опасных производственных объектов I, II, III классов опасности. 04.07.2017 по данному факту государственным инспектором отдела энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Норильскому промрайону МТУ Ростехнадзора Н. был составлен протокол по делу об административном правонарушении. Вышеуказанным постановлением Общество привлечено к административной ответственности, которое защитник полагает неправомерным и принятым с нарушением норм материального права, по следующим основаниям. Федеральным законом от 14.10.2014 №307-ФЗ (вступил в законную силу 15.11.2014) внесены изменения в Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Ст.22 Закона №99-ФЗ дополнена ч.6.1, из содержания которой следует, что в случае изменения наименования вида деятельности, на который выдана лицензия, соответствующая лицензия должна быть переоформлена. Также, Федеральным законом от 04.03.2013 №22-ФЗ внесены изменения в ст.12 Закона №99-ФЗ, так, согласно новой редакции, лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности (названная нома вступила в законную силу 01.07.2013). При этом, согласно п.5 ст.10 Закона №22-ФЗ представленные до 01.07.2013 лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов сохраняют свое действие и предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанным в таких лицензиях. Общество получило лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов в 2009 году, до вступления в законную силу изменений, внесенных в ст.12 Закона №99-ФЗ, и перечень выполняемых им работ не изменился, в связи с чем, в силу п.5 ст.10 Закона №22-ФЗ у Общества отсутствует обязанность по переоформлению ранее выданной лицензии в силу прямого указания закона. Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», вступивший в силу 03.11.2011, установил, что ранее выданные лицензии на указанные в ч.1 ст.12 данного закона виды деятельности, срок действия которых истек до дня вступления в силу настоящего закона, действуют бессрочно. В соответствии с ч.4 ст.22 Закона №99-ФЗ обязательному переоформлению подлежат лицензии только на те виды деятельности, наименование которых на дату вступления в силу указанного закона №99-ФЗ было изменено, а также лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются в составе конкретных видов деятельности. На дату вступления в законную силу Закона №99-ФЗ (то есть на 03.11.2011) наименование видов деятельности, на которые обществом была получена указанная лицензия (эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов и химически опасных производственных объектов) не изменилось. Выданная Обществу лицензия содержит перечень работ, которые выполняются Обществом в составе указанных видов деятельности. Объединение с 01.07.2013 деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов и деятельности по эксплуатации химически опасных производственных объектов в одну лицензию (по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности) не повлекло обязанности переоформления ранее выданной лицензии и, на основании п.5 ст.10 Федерального закона от 04.03.2013 №22-ФЗ, данная лицензия сохранила свое действие после 01.07.2013. Кроме того, законом не установлен срок переоформления лицензии при изменении вида лицензируемой деятельности, у МТУ Ростехнадзора полномочий по установлению указанного срока не имеется. При изложенных обстоятельствах, защитник Общества полагал, что в действиях данного юридического лица отсутствует событие административного правонарушения, просил отменить оспариваемое постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества по ч.11 ст.19.5 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель ООО «Норильскгеология» не явился, направили суду ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя данного Общества.
В судебном заседании представитель МТУ Ростехнадзора ФИО1 возражал против удовлетворения жалобы, указал, что поскольку наименование лицензии, которая была выдана ООО «Норильскгеология» изменено в соответствии с ч.6.1 ст.22 №99-ФЗ, по виду деятельности – эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов, то ООО «Норильскгеология» было выдано предписание от 18.04.2017 в срок до 29.05.2017 устранить нарушения, выявленные в ходе проверки. Ранее – 16.09.2016 МТУ Ростехнадзора было направлено руководителю Общества письмо с разъяснениями о произошедших изменениях в части лицензирования, предписанием установлен разумный срок для устранения выявленных нарушений.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В силу пунктов 2, 8, 9 статьи 18 названного закона при применении мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений, должностные лица органов государственного контроля обязаны соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.
Частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений.
Исходя из диспозиции ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, является законность предписания, выданного органом государственного надзора, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Исполнимость предписания является требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ООО «Норильскгеология» эксплуатирует опасные производственные объекты на основании лицензии №ВП -70-000266 (ЖК), выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 21.09.2009 г. со сроком действия до 21.09.2014г., на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов
На основании распоряжения №129-р/Д/6-03 от 07.04.2017 и.о. заместителя руководителя МТУ Ростехнадзор П., проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Норильскгеология», по результатам которой 18.04.2017 государственным инспектором отдела энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Норильскому промрайону Н. был составлен Акт проверки №129-ПВП-А. В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, а именно отсутствие у Общества лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химических опасных производственных объектов I, II, III классов опасности.
На основании акта проверки было выдано предписание №129-ПВП-П от 18.04.2017 об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 29.05.2017.
На основании распоряжения №203р/Д/6-03 от 15.06.2017 и.о. заместителя руководителя МТУ Ростехнадзора П. была проведена внеплановая выездная проверка юридического лица ООО «Норильскгеология» с целью контроля исполнения ранее выданного предписания МТУ Ростехнадзора от 18.04.2017 №129-ПВП-П (л.д. 52-55).
В ходе проверки было установлено отсутствие у ООО «Норильскгеология» лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химических опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, что отражено в Акте проверки №203-ПВП-А от 29.06.2017 (л.д. 59-61). Предписание №129-ПВП-П от 18.04.2017 юридическим лицом в установленный срок исполнено не было, что не оспаривается ООО «Норильскгеология».
29.06.2017 генеральный директор ООО «Норильскгеология» был уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 62).
04.07.2017 в отношении юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении №3-0025-057 в присутствии представителя ООО «Норильскгеология», действующего на основании доверенности (л.д. 44-46,63).
Оспариваемым постановлением от 19.07.2017 №3-0025-057 ООО «Норильскгеология» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400000 руб.
В соответствии с пунктами 12 и 13 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.07.2013, даты вступления в силу Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 22-ФЗ) лицензированию подлежат следующие виды деятельности: эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов (пункт 12); эксплуатация химически опасных производственных объектов (пункт 13).
В соответствии с ч.3 ст.22 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензии на указанные в ч.1 ст.12 указанного закона виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до вступления в законную силу настоящего закона, действуют бессрочно.
На момент вступления в силу ч.3 ст.22 Федерального закона №99-ФЗ ч.1 ст.12 указанного закона содержала такой вид деятельности, как эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов, и у ООО «Норильскгеология» была лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов №ВП -70-000266 (ЖК) от 21.09.2009 г. со сроком действия до 21.09.2014г., т.е. срок ее действия не истек до дня вступления в силу Федерального закона №99-ФЗ (03.11.2011 – дата вступления в законную силу указанного Федерального закона).
На дату вступления в силу Закона N 99-ФЗ (03.11.2011) наименование вида деятельности, на которую Обществом 21.09.2009 была получена лицензия №ВП -70-000266 (ЖК) - "эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов" не изменилось.
Лицензия №ВП -70-000266 (ЖК) содержит перечень работ, которые выполняются Обществом в составе указанного вида деятельности - это транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; использование (эксплуатация) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия..
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом N 22-ФЗ, с 01.07.2013 п.12 ч.1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ изложен в новой редакции: "12) эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;", а п. 13 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ утратил силу.
При этом п.5 ст.10 Федерального закона N22-ФЗ предусмотрено, что предоставленные до 1 июля 2013 года лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов сохраняют свое действие после дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанным в таких лицензиях. К таким лицензиям применяются положения законодательства Российской Федерации, регулирующие лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
В связи с чем, объединение с 01.07.2013 деятельности на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и деятельности на эксплуатацию химически опасных производственных объектов в один лицензируемый вид деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, не повлекло обязанности переоформить ранее выданную Обществу лицензию данная лицензия сохранила свое действие после 01.07.2013.
Кроме того, с 01.07.2013 вступило в силу Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492, которое в перечне выполняемых работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, содержит такие же работы, как и указанные в лицензии Общества, а именно: транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах; использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля.
Таким образом, поскольку работы, перечисленные в лицензии Общества, не изменились, вступление в силу названного перечня также не повлекло обязанности переоформить ранее выданную Обществу лицензию.
Представитель административного органа указал суду, что в силу части 6.1 статьи 22 Закона N 99-ФЗ, поскольку изменилось наименование вида лицензируемой деятельности, то лицензия Общества подлежит переоформлению.
Между тем 15.11.2014 вступил в силу Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 307-ФЗ), которым статья 22 Закона N 99-ФЗ дополнена частью 6.1.
Согласно части 6.1 статьи 22 Закона N 99-ФЗ лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Поскольку данная норма, введенная Законом N 307-ФЗ, вступила в силу 15.11.2014, а ни положения Закона N 99-ФЗ, ни нормы Закона N 307-ФЗ не имеют обратной силы, то она не может распространять свое действие на уже действующую бессрочную лицензию.
Те есть на момент оформления Обществом лицензии и на момент изменения наименования деятельности, на которые она выдана, лицензия соответствовала действующему законодательству, у Общества не возникло обязанности по ее переоформлению со вступлением в законную силу Закона N 307-ФЗ.
Кроме того, ни в Законе N 99-ФЗ, ни в положении о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности", не содержится ни конкретно установленного срока переоформления, ни установленного порядка переоформления лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов при изменении наименования вида лицензируемой деятельности.
Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере экологического, технологического и атомного надзора установлены Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по надзору в сфере экологического, технологического и атомного надзора". Однако, в данном нормативно-правовом акте отсутствуют полномочия Федеральной службы по надзору в сфере экологического, технологического и атомного надзора и ее территориальных подразделений по утверждению срока переоформления лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
Возложение МТУ Ростехнадзора на Общество обязанности переоформить лицензию, в то время как у Общества имеется действующая, не аннулированная лицензия, в которой перечень выполняемых работ не изменился, а на законодательном уровне изменилось только наименование вида лицензируемой деятельности, является нарушением законных прав Общества.
Таким образом, изложенное позволяет сделать вывод о том, что в данном случае в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, 10.04.2017 года Общество обратилось с заявлением о переоформлении лицензии на имя и.о. заместителя руководителя МТУ Ростехнадзора П., в котором просило переоформить лицензию от 21.09.2009 №ВП-70-000266 (ЖК).
Приказом и.о. заместителя руководителя П. №264 от 29.05.2017 ООО «Норильскгеология» в переоформлении лицензии было отказано, в связи с установленным в ходе проверки несоответствием лицензиата лицензионным требованиям.
Как указывалось выше, предписанием от 18.04.2017 Обществу установлен срок устранения выявленных нарушений – до 29.05.2017, т.е. о факте отказа в переоформлении лицензии Обществу стало известно в день истечения срока исполнения, выданного административным органом предписания.
Как видно из предписания, выданного Обществу 18.04.2017, оно содержит в себе указание на выявленное нарушение (отсутствие лицензии), указание на нарушение ч.1 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ (устанавливающую общие требования по соблюдению федеральных законов, норм и правил в области промышленной безопасности), при этом в предписании отсутствует указание на мероприятия, которые надлежит выполнить Обществу, для целей устранения выявленных нарушений, а также номы материального прав, устанавливающие обязательные требования по оформлению лицензии на отдельные виды деятельности, нарушение которых вменяется юридическому лицу.
При таком положении совокупность имеющихся в деле доказательств не позволяет сделать вывод о законности и исполнимости выданного юридическому лицу предписания.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора отдела энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Норильскому промрайону Межрегионального технологического управления по экологическому, технологическому и атомному надзору Н. от 19 июля 2017 года №3-0025/057, вынесенные в отношении ООО «Норильскгеология», не может быть признано законным и подлежат отмене, а производство по настоящему делу подлежит прекращению в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
постановление государственного инспектора отдела энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Норильскому промрайону Межрегионального технологического управления по экологическому, технологическому и атомному надзору Н. от 19 июля 2017 года №3-0025/057 в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Норильскгеология» отменить.
Производство по настоящему делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.И. Пархоменко