ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-141/18 от 21.11.2018 Северского районного суда (Краснодарский край)

к делу № 12-141/2018

РЕШЕНИЕ

21 ноября 2018 года ст. Северская

Судья Северского районного суда Краснодарского края

Андреева Е.А.,

с участием представителя лица, привлекаемого к

административной ответственности

ФИО1,

действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев жалобу ФИО3 на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела административного производства управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания министерства природных ресурсов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование доводов жалобы указал о том, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ мотивировано тем, что на земельном участке с кадастровым номером , предоставленном ему на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, в местах постоянной среды обитания объектов животного мира, обнаружено недостроенное капитальное строение площадью 60 кв.м, строительная техника, вагончик для проживания, линия электропередач, чем допущено нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира. Однако, указанное строение им было ликвидировано. Ограничения на принадлежащий ему земельный участок не зарегистрированы в ЕГРН, в договоре аренды земельного участка также нет указаний на существующие ограничения в виде особо охраняемой территории. Земельный участок согласно кадастровому паспорту относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Перевод земель из категории «сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли особо охраняемых территорий» не осуществлялся. Кроме того, согласно подп. 3 п. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. Таким образом, возведение указанного строения не подлежало каким-либо согласованиям. Также указал, что в оспариваемом постановлении не указано какие изменения среды обитания объектов животного мира вызвали действия ФИО3, какие пути миграции и каких животных нарушены, какие объекты животного мира заболели или погибли в результате деятельности ФИО3 Также в постановлении указано, что факт совершения правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, согласно писем от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт сноса строения, то есть на момент составления протокола объекта уже не существовало. В связи с чем, полагает, что постановление содержит общие формулировки, является не обоснованным и бездоказательным.

В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО3 не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, его представитель ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы жалобы и просил ее удовлетворить, постановление начальника отдела административного производства управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания министерства природных ресурсов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель министерства природных ресурсов в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Заслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 8.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с охраной объектов животного мира. Любая хозяйственная деятельность должна проводиться с учетом обязательного сохранения среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также обеспечения неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 КоАП РФ, следует понимать любую деятельность, в том числе и хозяйственную, нарушающую правила охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

Статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» предусмотрено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу ст. 35 указанного федерального закона при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым , в 600 метрах к северу от <адрес>, в местах постоянной среды обитания объектов животного мира гражданином ФИО3 допущено нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира. В результате проведенного административного расследования установлено, что на земельном участке, принадлежащем гражданину ФИО3 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, расположенном в точке с географическими координатами <данные изъяты> обнаружены недостроенное капитальное строение, строительная техника, вагончики для проживания, подведена линия электропередач. На основании определения об истребования сведений от ДД.ММ.ГГГГ, директором частного учреждения «Институт региональных биологических исследований» ФИО2 даны следующие сведения: на земельном участке с кадастровым допущено уничтожение растительного и почвенного покрова на площади 60 кв.м в результате запечатывания почвы, тем самым осуществляется хозяйственная и иная деятельность, способная оказать негативное воздействие на объекты животного мира и среду их обитания, чем причинен ущерб среде обитания беспозвоночных животных и бесхвостых земноводных в размере 24420 рублей. Действиями ФИО3 нарушены статьи 22, 28 Федерального закона от 24.04.1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», статьи 34, 35, 37 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Постановлением начальника отдела административного производства управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания министерства природных ресурсов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей. Указано на отсутствие согласования с министерством природных ресурсов Краснодарского края, являющимся уполномоченным органом, по возведению объекта капитального строительства, и не предпринятием ФИО3 всех необходимых и достаточных мер для исполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира.

В соответствии с договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ФИО3 и администрацией Шабановского сельского поселения Северского района, земельный участок с кадастровым номером , расположенный северо-восточнее <адрес> из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенный для крестьянского хозяйства (растениеводства), в границах указанных в кадастровом паспорте участка, предоставлен ФИО3 во временное владение и пользование за плату сроком на 20 лет.

Обосновывая вывод о виновности заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, должностное лицо административного органа ссылается на собранные по делу доказательства вины ФИО3

Вместе с тем, доказательств возведения ФИО3 на земельном участке с кадастровым номером , расположенном северо-восточнее <адрес> объекта капитального строительства, и наличия особого правого режиме деятельности на указанном земельном участке в материалах дела не имеется. Письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГФИО3 уведомил администрацию МО Северский район и администрацию Шабановского сельского поселения о демонтаже имеющейся на предоставленном ему в аренду земельном участке с кадастровым номером хозяйственной постройки.

Согласно ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу ст. 56 ЗК РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; особо ценные земли.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, имеет категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для растениеводства, ограничений в виде особо охраняемых территорий не имеет.

Из информации администрации Шабановского сельского поселения Северского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> не входит в состав земель лесного фонда и лесных кварталов, согласно Генеральному плану Шабановского сельского поселения Северского района указанный земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственного назначения.

Ответом ГКУ Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что при уточнении в натуре местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , данный земельный участок к землям лесного фонда не относится.

Таким образом, доказательств, позволяющих сделать бесспорный вывод о наличии вины ФИО3 в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ административным органном не представлено, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО3 на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.33 КоАП РФ - удовлетворить.

Постановление начальника отдела административного производства управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания министерства природных ресурсов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО3 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении ФИО3 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.А. Андреева