ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-141/20 от 22.10.2020 Лениногорского городского суда (Республика Татарстан)

Дело №12-141/2020

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть оглашена 22 октября 2020 года

Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2020 года

город Лениногорск Республика Татарстан

Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Компанийцевой А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Равиловой Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Виктория» на постановление старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Директор общества с ограниченной ответственностью «Виктория» Владимирова И.В. обратилась с жалобой на постановление старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Юго-Восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО «Виктория» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения.

ООО «Виктория» считает вынесенное постановление неправомерным, указав в обоснование своих доводов, что данное постановление вынесено незаконно в связи с отсутствием события административного правонарушения, под которым подразумевается реальный факт совершения обществом деяния (действия, бездействия), запрещённого нормой КоАП РФ. Обществом не были нарушены требования вменяемого административного правонарушения, так как отсутствует само событие административного правонарушения.

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ: ООО «Виктория» при эксплуатации зданий, строений, сооружений не заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором ООО «Гринта» на 2020 год. Однако данный вывод не соответствует действительности.

Часть 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязывает собственника коммунальных отходов заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, но частью 5 той же статьи установлено, что договор заключается но правилам, утвержденным Правительством Российской Федерации. Обязанность по заключению таких договоров реализуется собственником автоматически, согласно пункту 8(17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), согласно которому в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а получение бумажного экземпляра договора и разрешение, каких либо разногласий регулируется пунктами 8(4)-8(16). Поэтому полагает, что представленный в материалы дела договор <данные изъяты> фактически заключен <данные изъяты> В договоре указана только одна дата его заключения <данные изъяты>

Стороны договора поставили подписи именно под этой датой. Другие даты в договоре не указаны, поэтому вывод административного органа о том, что на дату ДД.ММ.ГГГГ договор не заключен, не соответствует действительности. Также материалами дела подтверждается, что меры для заключения договора начали приниматься обществом с ДД.ММ.ГГГГ. Обо всем вышеизложенном административному органу сообщалось в многочисленных ходатайствах и пояснениях, но ни одно из них не было рассмотрено.

Пояснения в обжалуемом постановлении не приведены и не оценены, а заявленные ходатайства не рассмотрены.

Так же административным органом не принято во внимание, что пунктом 3 статьи 1 Федерального Закона от 17 июня 2019 года №141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушений» статья 8.2 изложена в новой редакции. Новая редакция изменила субъекты ответственности. В отличие от ранее действовавшей редакции они были разделены и уточнены. Так, руководствуясь ранее действующей редакцией, Верховный суд РФ в своем Постановлении от 18 мая №305-АД 14-8712 пришел к выводу, что субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами не ограничивается только лицами, специализирующимся на деятельности по обращению с отходами.

При такой редакции статьи 8.2 КоАП РФ у административного органа имелись правовые основания привлекать лиц к административной ответственности в случае отсутствия договора с региональным оператором на услуги по обращению с ТКО. Но новой редакцией установлено, что субъекты ответственности части 1 статьи 8.2 это лица, несоблюдающие требования в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.

Текст статьи, предусматривающий ответственность субъектов, осуществляющих иное обращение с отходами, в новой редакции в части 1 отсутствует.

Так, к примеру, при несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления ответственность предусмотрена частью 4 статьи 8.2 Кодекса. Частями 7-12 субъектами выступают определенные лица, при чем так же не всегда те у кого образуются отходы. Таким образом, законодатель разделил субъекты ответственности, конкретизировал объект правонарушения, и его субъект.

Согласно понятиям, изложенным в статье 1 Федерального Закона от 24 июня 1998года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), изйлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация); ни одним из вышеприведенных видов деятельности общество не занимается, и как следует из протокола вменяемое обществу правонарушение совершено при эксплуатации зданий, строений, сооружений, а не при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.

Именно эти обстоятельства: сбор или накопление или транспортирование или обработка или утилизация или обезвреживание отходов производства и потребления дают право возбуждать дело об административном правонарушении частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, но ни одного из этих обстоятельств не установлено, и в протоколе не указано. С вступлением в силу новой редакции статьи 8.2 Кодекса из Федерального законодательства исключена ответственность за отсутствие договора с региональным оператором на услуги обращения с ТКО.

В силу ч. 1 ст. 24.5 и ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ полагает, что имеются основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Просит суд постановление старшего государственною инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Юго-восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель ООО «Виктория» - Владимирова И.В. доводы жалобы поддержала, дала пояснения согласно поданной жалобе, дополнительно пояснив, что фактически договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО «Виктория» с ООО «<данные изъяты>» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами был подписан ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ был выставлен счет на оплату по договору. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ договор не был подписан, однако велись переговоры по стоимости услуг.

Представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ФИО4 доводы жалобы не признала, просила оставить оспариваемое постановление без изменения, дополнительно пояснив, что при назначении наказания ООО «Виктория» было учтено, что ООО «Виктория» имеет намерение заключить договор с ООО «Гринта», складирование мусора и отходов допущено не было, вред окружающей среде причинен не был, а также угрозы причинения вреда не имелось, в связи с чем ООО «Виктория» было назначено наказание в виде предупреждения.

Суд, выслушав пояснения представителя ООО «Виктория» Владимировой И.В., представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ФИО4, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Пунктом 4 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).

Форма договора и Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156.

Согласно п. 5 Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) названных Правил.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Государственным инспектором Республики Татарстан в области охраны окружающей среды в отношении ООО «Виктория» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ ООО «Виктории» при эксплуатации зданий, строений, сооружений по адресу: <адрес> не заключило договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором ООО «<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Республики Татарстан в области охраны окружающей среды ФИО1 в отношении ООО «Виктория» вынесено постановление о назначении административного наказания, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ ООО «Виктория» по адресу: <адрес> допустила несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, а именно не заключило договор на вывоз ТКО с региональным оператором ООО «<данные изъяты> в зоне деятельности которого образуются ТКО за 2020 год. ООО «Виктория» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ и с применением статьи 4.1.1. КоАП РФ назначено наказание в виде предупреждения.

В судебном заседании представитель ООО «Виктория» Владимирова И.В. пояснила, что договор, заключенный с ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, фактически был подписан ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» был выставлен счет на оплату. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на день выявления правонарушения, договор не был подписан, так как находился в стадии обсуждения условий о цене договора.

Суд приходит к выводу, что действия (бездействие) ООО «Виктория» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ, при этом виновность ООО «Виктория» в его совершении доказана материалами дела и сомнений не вызывает.

При этом судом учитывается, что в силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (пункт 2 статьи 432 ГК РФ).

Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (статья 433 ГК РФ).

В силу статьи 438 ГК РФ, акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии (пункт 1). Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (пункт 3).

С учетом указанных норм права, на день выявления правонарушения (ДД.ММ.ГГГГ) между ООО «Виктория» и ООО «<данные изъяты>» договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен не был.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Виктория» должностным лицом допущено не было.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. При этом, суд находит правильным и вид назначенного должностным лицом наказания, которое назначено с учетом всех обстоятельств дела, наличия смягчающих обстоятельств и с применением положений статьи 4.1.1. КоАП РФ.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения обжалуемого акта, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.3, 30.7 - 30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды <данные изъяты><данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Виктория» оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Виктория» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток через Лениногорский городской суд Республики Татарстан.

Судья Лениногорского городского суда

Республики Татарстан А.Н. Компанийцева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>