ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-141/2016 от 25.07.2016 Миасского городского суда (Челябинская область)

Дело № 12-141/2016

Р Е Ш Е Н И Е

г. Миасс 25 июля 2016 года

Судья Миасского городского суда Челябинской области Бас И.В., при секретаре Говенко Д.А., рассмотрев в помещении Миасского городского суда Челябинской области жалобу Федерального государственного бюджетного природоохранного учреждения науки «Ильменский государственный заповедник» на постановление НОМЕР от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении юридического лица Федерального государственного бюджетного природоохранного учреждения науки «Ильменский государственный заповедник», юридический адрес: АДРЕС

УСТАНОВИЛ:

Постановлением НОМЕР от ДАТА по делу об административном правонарушении, вынесенным главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1, юридическое лицо - Федеральное государственное бюджетное природоохранное учреждение науки «Ильменский государственный заповедник» привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.

Федеральное государственное бюджетное природоохранное учреждение науки «Ильменский государственный заповедник» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление НОМЕР от ДАТА отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указано на то, что дело было рассмотрено с грубым нарушением процессуальных норм, о дате и времени рассмотрения дела ИГЗ не был уведомлен, лицо, вынесшее постановление, в момент вынесения постановления на рабочем месте отсутствовало. По мнению заявителя жалобы, протокол об административном правонарушении составлен с нарушением сроков его составления, в протоколе и постановлении не установлены событие административного правонарушения, дата его совершения, в отношении кого оно совершено.

В судебное заседание представитель Федерального государственного бюджетного природоохранного учреждения науки «Ильменский государственный заповедник» не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Лицо, вынесшее постановление и составившее протокол по делу об административном правонарушении, главный государственный инспектор Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 в судебном заседании против доводов жалобы возражал.

Представитель Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала, представила в материалы дела отзыв на жалобу.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав все материалы дела, судья считает постановление по делу об административном правонарушение подлежащим изменению.

Как установлено судом и следует из обжалуемого постановления, Федеральному государственному бюджетному природоохранному учреждению науки «Ильменский государственный заповедник» вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Частью 1 ст.5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Целями законодательства РФ о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Объективная сторона данного состава правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда.

В силу ч.2 ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Согласно ст.57 Трудового кодекса РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательными для включения в трудовой договор.

В соответствии со ст.72 Трудового кодекса РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Статья 136 Трудового кодекса РФ предусматривает, что при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника: 1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; 2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; 3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний; 4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда, Главного Государственного инспектора труда в Челябинской области от ДАТА, с целью защиты прав и интересов работников (в связи с рассмотрением обращения от ДАТАНОМЕР), в отношении ФГБПУН «Ильменский государственный заповедник», расположенного по адресу: АДРЕС была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства, выразившиеся в том, что в нарушение ст.74 ТК РФ в трудовом договоре НОМЕР от ДАТА предусмотрен пункт об изменении работодателем в одностороннем порядке размер оплаты труда работника. Кроме того, в расчетных листках не содержатся в полном объеме сведения, установленные действующим законодательством (о всех составных частях заработной платы, причитающееся работнику за соответствующий период, о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, а также о всех размерах и об основаниях произведенных удержаний. Также согласно представленной ведомости выдачи заработной платы в период с ДАТА по ДАТА имели место задержки выдачи заработной платы.

Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В ст. 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Вина ФГБПУН «Ильменский государственный заповедник» в нарушении приведенных в постановлении НОМЕР от ДАТА требований трудового законодательства, соответственно в совершении анализируемого правонарушения, подтверждается совокупностью собранных по делу относимых, допустимых и достоверных доказательств, которые непротиворечивы, последовательны и согласуются между собой, в их числе: протоколом об административном правонарушении НОМЕР, составленным ДАТА уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ; актом проверки органа государственного контроля от ДАТА, в котором зафиксированы выявленные нарушения трудового законодательства, допущенные заявителем, предписанием НОМЕР, трудовым договором НОМЕР от ДАТА, заключенным с ФИО4, ведомостью выдачи заработной платы.

Доводы заявителя жалобы о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении был нарушен процессуальный порядок его рассмотрения, суд полагает несостоятельными.

Так, из материалов дела усматривается, что ФГБПУН «Ильменский государственный заповедник» был извещен о дате и времени составления протокола об административном правонарушении ДАТА, а также о рассмотрении дела об административном правонарушении ДАТА.

То обстоятельство, что представитель ФГБПУН «Ильменский государственный заповедник» явился на рассмотрение дела об административном правонарушении без соответствующих полномочий, подтверждающих его право на участие в деле, не свидетельствует о нарушении процессуальных норм при вынесении протокола и постановления Главным государственным инспектором труда по Челябинской области ФИО1

Доказательств, подтверждающих отсутствие на рабочем месте ДАТА лица, вынесшего постановление о привлечении к административной ответственности – ФИО1, суду не представлено. Согласно справке Федеральной службы по труду и занятости НОМЕР день ДАТА являлся рабочим днем ФИО1 в соответствии с табелем рабочего времени за май 2016 года.

Также не может суд согласиться с утверждение заявителя жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением срока, предусмотренного ст.28.5 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Поскольку ДАТА являлся последним рабочим днем, ДАТА – выходные и праздничные дни, протокол составлен ДАТА, то есть в первый рабочий день после праздников, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения сроков составления протокола об административном правонарушении.

Вопреки доводам заявителя, в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст.26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, нарушившее законодательство о труде и об охране труда, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Таким образом, действия ФГБПУН «Ильменский государственный заповедник» правильно квалифицированы по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.

То обстоятельство, что пункт 4.4. трудового договора НОМЕР от ДАТА не применялся работодателем, не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушение. Само по себе включение в трудовой договор указанного пункта, предусматривающего возможность работодателем в одностороннем порядке изменить размер оплаты труда, противоречит Трудовому кодексу РФ и ухудшает положения ФИО4

Из материалов дела также усматривается, что ФГБПУН «Ильменский государственный заповедник» осуществляло выдачу заработной платы за первую половину ДАТА - в период с ДАТА по ДАТА, за ДАТА - с ДАТА по ДАТА и т.д.

Вопреки доводам ФГБПУН «Ильменский государственный заповедник» данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении установленных сроков выплаты заработной платы.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

В силу требований указанных норм вина лица, привлекаемого к административной ответственности, должна быть установлена и доказана административным органом с помощью собранных по делу доказательств. Кроме того, факт наличия вины, ее сущность и признаки должны быть отражены в постановлении по делу об административном правонарушении, путем изложения в нем мотивов и оснований, по которым лицо, принявшее решение, пришло к выводу о ее наличии.

Постановление о назначении административного наказания вынесено государственным инспектором труда Государственной инспекции труда ФИО1 с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, в соответствии с требованиями ч.1 ст.28.3 и ч.1,2 ст.23.12 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом.

Административное наказание назначено ФГБПУН «Ильменский государственный заповедник» в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, суд полагает, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, не может быть признано малозначительным, учитывая, что невыполнение требований трудового законодательства нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан.

В то же время суд полагает необходимым исключить из описательно-мотивировочной части постановления вывод на неуказание ФГБПУН «Ильменский государственный заповедник» в формах расчетных листков сведений о составных частях заработной платы, размерах иных сумм, начисленных работнику, о всех размерах и об основаниях произведенных удержаний.

В соответствии со ст.136 Трудового кодекса РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;

2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;

4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст.372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

При этом обязательная или рекомендуемая форма расчетного листка действующим законодательством не предусмотрена, работодатель разрабатывает его форму самостоятельно с учетом требований ч.1 ст.136 Трудового кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что расчетный лист, выдаваемый на имя ФИО4 содержит сведения о периоде работе, количестве отработанного времени, с указанием размера оклада, произведенных доплат и начислений (районный коэффициент, премии), сведений об удержаниях (аванс, НДФЛ), общей начисленной суммы, удержанной и суммы, подлежащей выдаче.

Таким образом, усматривается, что в ФГБПУН «Ильменский государственный заповедник» используется свой бланк расчетного листка, при этом, имеющийся список граф листка не является исчерпывающим и определяется в каждом конкретном случае в соответствии с табелем учета рабочего времени работника, а также наличием дополнительных выплат, пособий, льгот, удержаний и прочего.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что данная форма расчетного листка не противоречит положениям ст.136 Трудового кодекса РФ.

Согласно ч. 3.2, ч. 3.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, вышеуказанных норм прав, с учетом того, что административное правонарушение за нарушение трудового законодательства совершено юридическим лицом впервые, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, с учетом характера совершенного правонарушения ФГБПУН «Ильменский государственный заповедник», руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд считает возможным изменить постановление о назначении административного наказания, исключив из описательно-мотивировочной части постановления вывод на неуказание в формах расчетных листков сведений о составных частях заработной платы, размерах иных сумм, начисленных работнику, о всех размерах и об основаниях произведенных удержаний и снизить назначенный административный штраф до 30 000 рублей, что будет достаточным для достижения целей административного наказания и предупреждения совершения новых правонарушений.

На основании изложенного и, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление НОМЕР о назначении административного наказания от ДАТА, вынесенное главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 в отношении юридического лица Федерального государственного бюджетного природоохранного учреждения науки «Ильменский государственный заповедник» по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ изменить, исключить из описательно-мотивировочной части постановления вывод на неуказание в формах расчетных листков сведений о составных частях заработной платы, размерах иных сумм, начисленных работнику, о всех размерах и об основаниях произведенных удержаний и снизить назначенное наказание в виде штрафа до 30 000 (тридцати тысяч) рублей.

В остальной части постановление НОМЕР назначении административного наказания от ДАТА – оставить без изменения, а жалобу Федерального государственного бюджетного природоохранного учреждения науки «Ильменский государственный заповедник» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Челябинский областной суд в течение 10 суток путем подачи жалобы через Миасский городской суд Челябинской области.

Судья И.В. Бас