ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-141/2017 от 07.03.2017 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 12-141/2017

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров, ул. Московская, 70 07 марта 2017 года

Судья Октябрьского районного суда г. Кирова Минервина А.В.,

при секретаре Колесниковой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сметанина В.А. на постановление № 20-16/6 заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Э.И. Макарова от 09 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15. 6 КоАП РФ, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности –главного бухгалтера министерства финансов Кировской области Сметанина В.А.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № 20-16/6 заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Э.И. Макарова от 09 сентября 2016 года начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности –главный бухгалтер министерства финансов Кировской области Сметанин В.А. привлечен к административной ответственности по ст. 15.15. 6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 15000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, Сметаниным В.А. подана жалоба, в которой он просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения. В обоснование указал, что порядок действий по составлению отчета об исполнении бюджета (форма 0503117) регламентирован нормативным правовым актом: приказ Министерства России от 29.12.2011 года № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой отчетности, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ (далее приказ 191н или Инструкция). На основании ст. 133 инструкции отчет об исполнении бюджета указанной формы составляется ежемесячно финансовым органом на основании данных об исполнении бюджета консолидированных отчетов (форма 0503127) и справок (ф.0503184) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов доходов бюджета представленных на отчетную дату и консолидированного отчета. Согласно пункту 7 Инструкции 191н бюджетная отчетность составляется на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, администраторами бюджетных средств, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности. Главный администратор бюджетных средств несет ответственность за правильность осуществления свода (обобщения и консолидации) представленных ему данных. Главный администратор средств бюджета формирует сводную (консолидированную) бюджетную отчетность, предполагая, что представленная получателями бюджетных средств бюджетная отчетность содержит достоверные данные. При этом, лицо, ответственное за формирование и предоставление сводной и консолидированной отчетности главного администратора бюджетных средств, при условии выполнения им положений Инструкции (приказа 191н) по формированию обобщенных показателей в сводной отчетности, не должно нести ответственность за искажение данных, содержащихся в бюджетной отчетности, входящей в состав консолидированной отчетности. При составлении и формировании сводной отчетности (ф.05.03117) и (ф.0503127) заявитель не использовал документы, которые указаны в постановлении, а именно: служебные записки от 19.01.2015 года № 1, от 12.02.2015 года № 42, 12.02.2015 № 44, записку от 20.02.2015 года № 43, докладную записку от 11.12.2015 года, письмо на имя Департамента межбюджетных отношений Минфина России от 07.12.2015г., платежные поручения от 20.01.2015, 12.02.2015 г., 12.03.2015 года, 11.12.2015г., 14.12.2015г., 29.12.2015г., поскольку указанные документы не являются основанием для составления сводной бюджетной отчетности. Показатели, содержащиеся в бюджетной отчетности об исполнении областного бюджета ф. 0503117 за 2015 год полностью соответствует данным отчетных форм, являющихся основанием для их составления, то есть ф.0503127. Отчет об исполнении областного бюджета за 2015 год утвержден Законом Кировской области. В актах согласования показателей отчетности по областному бюджету, составленных в течение 2015 года, подписанных руководителем УФК по Кировской области и заместителем Председателя правительства, главой департамента финансов Кировской области, отражена информация об отсутствии расхождения по данным отчета об исполнении бюджета(форма 0503117) и отчета о поступлениях и выбытиях (форма 0503151).Фактическое поступление в 2015 году собственных доходов областного бюджета и отчетности Минфина Кировской области отражено верно и в полном объеме. Операции по уточнению ошибочно зачисленных в 2014 году средств автономных и бюджетных учреждений и их сторнирование не повлияли на фактический поступивший объем доходов областного бюджета и финансовый результат 2015 года. Данные, отраженные в годовом отчете об исполнении областного бюджета соответствуют реальным поступлениям в бюджет. В его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ. Полагает, что имеют место процессуальные нарушения. В случае если по делу проведено административное расследование дела об административных правонарушениях рассматриваются районными судьями.

В судебном заседании лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Сметанин В.А. и его представитель Коновалов А.Н., доводы жалобы поддержали, указав дополнительно, что Сметаниным В.А. не подписывались платежные поручения №16670, №16704, № 17569, которыми были перечислены денежные средства в сумме 1450000000 руб. С учетом того, что Сметанин В.А. не владел информацией о перечислении указанных средств, он не мог усомниться в правильности данных отраженных в платежных документах и в правильности показателей отчета за 2015г.

Представители УФК по Кировской области Рыкова А. В., Гвызин О. Л., Макарова С.Г., Джавадова С.А., Макаров Э.И. с доводами жалобы не согласны, указав, что отчет об исполнении бюджета ф.0503117 согласно положениям ст.264.1 БК РФ является формой бюджетной отчетности. Отчет об исполнении бюджета, содержащий недостоверные сведения подписан главным бухгалтером Сметаниным В.А. также как и формы отчетности, на основании которой он составлен, следовательно, Сметанин В.А. несет ответственность за достоверность сведений в нем данных.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В постановлении указано, что в декабре 2015г. на основании докладной записки начальника отдела предварительного контроля министерства финансов Кировской области от 11.12.2015г., с целью недопущения срыва выплаты заработной платы за первую половину декабря 2015г., обеспечения социальных выплат и своевременной оплаты приятных бюджетных обязательств по установленным срокам оплаты в декабре 2015 года, т.е. фактически для покрытия временного кассового разрыва в областном бюджете, с лицевых счетов <данные изъяты> осуществлены операции по возврату средств на лицевые счета администраторов доходов бюджета в общей сумме 1450000000 руб.

Согласно данным бюджетного учета министерством финансов Кировской области возврат средств бюджетных и автономных учреждений в общей сумме 1450000000 руб., заимствованных в целях покрытия временного кассового разрыва в областном бюджете, до завершения финансового 2015 года, не осуществлен.

В бюджетном учете министерства финансов Кировской области операции по перечислению средств бюджетных и автономных учреждений, средств во временном распоряжении, осуществленные в декабре 2015 года, следовало отразить как источники финансирования дефицита бюджета.

Операции по перечислению средств бюджетных и автономных учреждений, средств во временном распоряжении, необоснованно отражены в бюджетном учете как операции по поступлению прочих неналоговых доходов:

по коду строки 010 в графе 5 «Исполнено» по показателю «Доходы бюджета- всего», в том числе «Прочие неналоговые доходы», «Прочие неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ», коду дохода бюджетной классификации <данные изъяты>, отчетные данные отражены в сумме большей на 1450000000 руб.;

по коду строки 500 в графе 5 «Исполнено» по показателю « Источники финансирования дефицита бюджета –всего», в том числе «Увеличение финансовых активов в собственности субъектов РФ за счет средств организаций, учредителями которых являются субъекты РФ и лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства или в финансовых органах субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ» коду источника финансирования дефицита бюджета по бюджетной классификации <данные изъяты>, отчетные данные отражены в сумме меньшей на 1450000 000руб.

По состоянию на 01 января 2016 года в регистрах бюджетного учета министерства финансов Кировской области ( Главная книга) по счету бюджетного учета <данные изъяты> «Расчеты с плательщиками прочих доходов» числится дебиторская задолженность со знаком « минус» в размере 1450000 000 руб., т.е. министерством финансов Кировской области начисление доходов в размере 1450000 000 руб., как это предусмотрено п.п.200 и 201 Инструкции № 157н и п.78 Инструкции № 162н, не осуществлено, что свидетельствует о заведомости осуществления неверных бухгалтерских записей в бюджетном учете по привлечению средств бюджетных и автономных учреждений, с целью увеличения показателя доходов бюджета.

18.02.2016г. начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности –главным бухгалтером министерства финансов Кировской области Сметаниным В.А. подписан Отчет об исполнении бюджета ( ф.0503117) за 2015г.

В нарушение ч. 2 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ, Указаний № 65 н (Приложение 6), пунктов 102,111 Инструкции N 162н, ч. 1 ст. 13 ФЗ от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в результате ненадлежащего исполнения Сметаниным В.А. должностных обязанностей представленная министерством финансов Кировской области бюджетная отчетность, в частности Отчет об исполнении бюджета ( ф.0503117) за 2015г. содержит заведомо недостоверные данные по показателю (исполнено) «Доходы бюджета –всего» и по показателю «Источники финансирования дефицита бюджета - всего» на общую сумму 1450000000 руб.

Согласно ст. ст. 6, 41, п.п.1.4, ст. 95 БК РФ, ч.3.20 ст.2 ФЗ от 03.11.2006г. № 174-ФЗ « Об автономных учреждениях», ч.23 ст. 30 ФЗ от 08.05.2010г. № 83-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правого положения государственных ( муниципальных учреждений», Приложению 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013г. № 65н, п.п.2,7, 8 Порядка перечисления остатков денежных средств бюджетных и автономных учреждений со счетов департамента финансов Кировской области, открытых в ГРКЦ ГУ Банка России по Кировской области, утвержденного приказом департамента финансов Кировской области от 09.12.2010г. № 526, средства бюджетных и автономных учреждений могут быть заимствованы только на покрытие временного кассового разрыва бюджета с их последующим возвратом на счета, с которых они были заимствованы до окончания финансового года, а также отражены в бюджетном учета как источники внутреннего финансирования дефицита бюджета по коду бюджетной классификации 000 01 06 01 02 0000 550 « Увеличение иных финансовых активов в собственности субъектов РФ».

В соответствии с п.2 ст. 264.1 БК РФ, ч.1 ст. 13 ФЗ от 06.012.2001г. № 402-ФЗ « О бухгалтерском учете», п.4 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти ( государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных)учреждений, учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010г. № 157н бюджетная отчетность должна давать достоверное представление о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движениями денежных средств за отчетный период, необходимые пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Согласно пункту 7 Инструкции 191н бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета; на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, администраторами бюджетных средств, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности. Бюджетная отчетность составляется:

- на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, администраторами, главными администраторами доходов бюджета, администраторами, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном настоящей Инструкцией порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности.

Пунктом 18 Инструкции № 157н предусмотрена обязанность стронирования операций с целью исправления ошибок только в бухгалтерском учете учреждения, но не путем осуществления операций по списанию средств с одних лицевых счетов и зачисление на другой лицевой счет. Также предусмотрена обязанность главного бухгалтера внести исправления в регистры бюджетного учета за отчетный период путем внесения дополнительной бухгалтерской записи по исправлению ошибок и оформлением бухгалтерской справки.

Судом установлено, что департамент финансов Кировской области в декабре 2015 года осуществил заимствование средств бюджетных и автономных учреждений в сумме 1450 000 000 руб. на покрытие временного кассового разрыва областного бюджета.

В нарушение норм бюджетного законодательства РФ указанные операции по заимствованию средств отражены в бюджетном учете отделом бухгалтерского учета и отчетности департамента финансов Кировской области как поступление прочих неналоговых доходов по коду бюджетной классификации <данные изъяты> «Прочие неналоговые доходы субъекта».

Отчет (ф. 0503117) за 2015г., подписанный начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности –главным бухгалтером министерства финансов Кировской области Сметаниным В.А. 18.02.2016г., содержит недостоверные данные, по показателю «Доходы бюджета- всего», а также по показателю «Источники финансирования дефицита бюджета- всего» на общую сумму 1450000 руб.

Сметанин В.А., являясь главным бухгалтером отдела бухгалтерского учета и отчетности в департаменте финансов Кировской области, совмещает полномочия администратора доходов бюджета и финансового органа.

При этом обязанность Сметанина В.А., как главного бухгалтера, осуществлять контроль за ведением бухгалтерского учета, своевременным, полным и достоверным составлением бухгалтерской отчетности, и ответственность за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей обусловлены требованиями действующего законодательства. Таким образом доводы Сметанина В.А., об отсутствии события и состава административного правонарушения суд считает несостоятельными.

В силу положений действующего законодательства Сметанин В.А. является должностным лицом, ответственным за нарушение, предусмотренное ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Таким образом, по мнению суда вина Сметанина В.А., в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ подтверждается материалами административного дела.

Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Каких-либо нарушений КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Сметанина В.А., влекущих отмену или изменение постановления от 09.09.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности – главного бухгалтера министерства финансов Кировской области Сметанина В.А. не установлено.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление № 20-16/6 заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Э.И. Макарова от 09 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15. 6 КоАП РФ, вынесенное в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности –главного бухгалтера министерства финансов Кировской области Сметанина В.А., оставить без изменения, а жалобу Сметанина В.А. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд г. Кирова в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья А.В. Минервина