Дело №12-141/2021 РЕШЕНИЕ по жалобе по делу об административном правонарушении пр. Автостроителей, 51А Судья Димитровградского городского суда Ульяновской области Власова Е.А., при секретаре Боровковой А.И., рассмотрев жалобу представителя акционерного общества «Институт «Оргэнергострой» на постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области ФИО1 от 06 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Институт «Оргэнергострой», юридический адрес: <...>, УСТАНОВИЛ: Постановлением начальника отдела - главного государственного инспектора труда ФИО1№* от 06.04.2021 акционерное общество «Институт «Оргэнергострой» (далее – АО ОЭС) привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. Как следует из постановления, основанием для привлечения АО ОЭС к административной ответственности явилось отсутствие организации надлежащего учета и контроля за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки, а именно, в личной карточке работников ФИО4 от 29.10.2020, ФИО5 от 24.11.2020, ФИО6 от 18.01.2021 отсутствуют сведения о выдаче им очков защитных, наушников противошумных, щитка защитного в нарушение ст.212, ст.221 Трудового кодекса РФ, п.13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 №290н. Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, защитник АО ОЭС, действующий на основании доверенности, обратился с жалобой на него в Димитровградский городской суд, указав, что в настоящее время АО ЭОС осуществляет строительные работы в г.Димитровград на основании договора, заключенного с АО ГНЦ НИИАР на объекте строительства исследовательской ядерной установки на базе многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах МБИР. В соответствии с пояснениями, представленными руководителями обособленного подразделения АО ОЭС в г.Димитровграде ФИО2, а также уполномоченным представителем АО ОЭС ФИО3, работники ФИО4, ФИО5, ФИО6 не привлекались к монтажным работам (по забивке креплений (дюбелей) с использованием монтажного пистолета в указанные в постановлении даты совершения административного правонарушения. В нарушение требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ заинтересованное лицо, несмотря на предоставленные объяснения Общества, не установила фактов привлечения в указанные даты работников ФИО4, ФИО5, ФИО6 к монтажным работам с использованием монтажного пистолета, при которых АО ОЭС обязано было бы выдать комплект СИЗ, установленный п.52 приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.07.2007 №477. Таким образом, не установлено и не доказано событие вменяемого АО ОЭС административного правонарушения. Просит отменить постановление от 06.04.2021 о назначении АО ОЭС административного наказания в виде административного штрафа 50 000 руб., производство по делу прекратить. Защитник АО ОЭС ФИО7, действующая на основании доверенности от 17.05.2021, в судебном заседании жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям. Дополнительно пояснила, что очки защитные выдаются работникам в день принятия их на работу, входят в основной комплект СИЗ. Офис расположен на пр. Ленина, 37Д, отдел кадров тоже. Работники, которые трудоустраиваются, приходят в склад, который оборудован в специальном помещении на цокольном этаже, и получают весь комплект СИЗ. В комплекте также есть очки, но в связи с тем, что работники, получив спецодежду, потом добираются до работы за городом на Западное шоссе, д.9, по практике получилось так, что когда выдаются сразу очки с одеждой, они забывают их, когда приходят на стройплощадку. Поэтому было принято решение, что очки будут работники получать сразу, когда они приходят на стройплощадку, там же проводятся различные инструктажи, оформляют пропуск, поэтому очки защитные выдавались на самой площадке по спискам выдачи. Имеются ведомости в получении. В организации ведется электронная карточка выдачи СИЗ на основании приказа о введении электронных карточек учета СИЗ. Эти электронные карточки предполагаются приказом Минсоцразвития РФ, что можно вести либо в бумажном, либо в электронном виде. Электронные карточки заполняются в соответствии с ведомостями выдачи СИЗ. Относительно выдачи наушников противошумных и щитков защитных – они выдаются только при выполнении определенного вида работ. В указанные в постановлении даты работники к монтажным работам не привлекались, а потому дополнительные СИЗ в виде наушников и щитка им не выдавались. Работники получают основной комплект СИЗ, в нем работают. Когда им нужно работать с монтажным пистолетом, им нужен защитный щиток и противошумные наушники, тогда им и предоставляются противошумные наушники и защитный щиток. Просила прекратить производство по делу. Прокурор г.Димитровграда, должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Выслушав защитника, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, допросив ФИО4, ФИО5, ФИО6, прихожу к следующему. В силу требований статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. Частью первой статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложены обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. В силу абзаца седьмого части второй указанной статьи работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть первая статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации). Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 290н. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 июня 2009 г. N 357н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. В соответствии с п.13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённых приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 290н., работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам. Работодатель вправе вести учет выдачи работникам СИЗ с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи СИЗ. При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника. Допускается ведение карточек учета выдачи СИЗ в электронной форме с обязательной персонификацией работника. Частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса. Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы об отсутствии надлежащего учета и контроля за выдаче работникам СИЗ в установленные сроки. Приходя к выводу о виновности Общества, должностное лицо Государственной инспекции труда в Ульяновской области указал, что в личной карточке работников ФИО4 от 29.10.2020, ФИО5 24.11.2020, ФИО6 от 18.01.2021 не отражены выдача очков защитных, наушников противошумных, щитка защитного в соответствии с нормами бесплатной выдачи СИЗ работникам. При этом очки защитные являются основными средствами защиты, а щиток защитный и наушники противошумные должны выдавать дополнительно к основным средствам индивидуальной защиты. Данные обстоятельства послужили основанием для составления 24.03.2021 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО ОЭС, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его постановлением от 06.04.2021 №*, вынесенным начальником отдела –главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области, к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. В соответствии со КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Из материалов дела усматривается, что ФИО4 с 29.10.2020, ФИО5 с 24.11.2020, ФИО6 с 18.01.2021 работают в АО ОЭС монтажниками по монтажу стальных и железобетонных конструкций. В связи с указанным, на работодателя возложена обязанность по обеспечению их средствами индивидуальной защиты, а также организация надлежащего учета и контроля за выдачей им СИЗ. Привлекая Общество к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, государственный инспектор труда приходит к выводу о том, что АО ОЭС надлежащий учет и контроль за выдачей СИЗ работникам не осуществляется, в личной карточке работников не отражены выдача очков защитных, наушников противошумных и щитка защитного. Судом установлено, что на основании приказа АО ОЭС от 23.09.2020 №* в Обществе введена электронная форма личной карточки учета выдачи СИЗ. В электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника (л.д.84). 20.07.2020 АО ОЭС издан приказ об обеспечении средствами индивидуальной защиты работников ОП АО ОЭС в г.Димитровграде, в соответствии с которым утверждены и введены в действие «Нормы бесплатной выдачи спецодежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам обособленного подразделения АО ОЭС в г.Димитровграде». Из представленной в материалы дела электронной формы личной карточки работника ФИО4 следует, что очки защитные ему были выданы 26.10.2020 (принят на работу 29.10.2020), имеется ссылка на ведомость учета от 27.10.2020, щиток защитный и наушники противошумные выданы 16.03.2021 со ссылкой на ведомость учета СИЗ №* от 16.03.2021, что также подтверждается соответствующими ведомостями учета выдачи СИЗ. Из представленной в материалы дела электронной формы личной карточки работника ФИО5 следует, что очки защитные ему были выданы 24.11.2020 (принят на работу 24.11.2020), имеется ссылка на ведомость учета от 24.11.2020 №*, щиток защитный и наушники противошумные выданы 16.03.2021 со ссылкой на ведомость учета СИЗ №* от 16.03.2021, что также подтверждается соответствующими ведомостями учета выдачи СИЗ. Из представленной в материалы дела электронной формы личной карточки работника ФИО6 следует, что очки защитные ему были выданы 15.01.2021 (принят на работу 18.01.2021), имеется ссылка на ведомость учета от 15.01.2021 №*, щиток защитный и наушники противошумные выданы 18.03.2021 со ссылкой на ведомость учета СИЗ №* от 18.03.2021, что также подтверждается соответствующими ведомостями учета выдачи СИЗ. Выдача вышеуказанных СИЗ работодателем была также подтверждена допрошенными в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО4, ФИО5 и ФИО6. Возможность ведения личных карточек работников в электронном виде с отражением в них номера и даты документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника, прямо предусмотрена пунктом 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённых приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 290н. Таким образом, АО ОЭС осуществляется надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты, поскольку выдача СИЗ отражена в электронной форме личных карточек работников. Кроме того, в соответствии с п.52 Приложения приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.07.2007 N 477 "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" наушники противошумные и щиток защитный подлежат выдаче работникам дополнительно при выполнении ими работ по забивке креплений (дюбелей) строительно-монтажным пистолетом. При таких обстоятельствах вывод должностного лица Государственной инспекции труда в Ульяновской области о совершении АО ОЭС вмененного административного правонарушения, обоснованным признать нельзя. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. При таких обстоятельствах постановление должностного лица от 06.04.2021 в отношении АО ОЭС по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по делу надлежит прекратить на основании ст.24.5 ч.1 п.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд ПОСТАНОВИЛ: Жалобу акционерного общества «Институт «Оргэнергострой» удовлетворить. Постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области ФИО1№* от 06 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Институт «Оргэнергострой» отменить, производство по делу прекратить на основании ст.24.5 ч.1 п.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии. Судья Е.А. Власова |