РЕШЕНИЕ г.Жигулевск 27 августа 2021 г. Судья Жигулевского городского суда Самарской области Тришкин Е.Л., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Кочетова А.А. и его защитника Балаева О.А., действующего по устному ходатайству, должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление – и.о.заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» ФИО №1, рассмотрев жалобу Кочетова А. А.ча на постановление и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» ФИО №1 за № от 14.01.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ. в отношении Кочетова А.А., УСТАНОВИЛ: Постановлением и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» ФИО №1№ от 14.01.2019 г. Кочетов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей. Определением и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» ФИО №1 от 11.02.2020 г. исправлена допущенная в постановлении о назначении административного наказания № в отношении Кочетова А.А. ошибка, а именно дату вынесения данного постановления определено читать 14.01.2020 г. вместо 14.01.2019 г. Не согласившись с указанным постановлением, Кочетов А.А. 20.02.2020 года обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» ФИО №1 за № от 14.01.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении Кочетова А.А. Производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Определением Ставропольского районного суда Самарской области от 27.02.2020 г. жалоба Кочетова А.А. на постановление и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» ФИО №1 за № от 14.01.2020 г. возвращена заявителю, в связи с пропуском срока для его обжалования. Решением Самарского областного суда от 16.04.2020 г. определение Ставропольского районного суда Самарской области от 27.02.2020 г. оставлено без изменения. Постановлением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 07.07.2020 г. определение Ставропольского районного суда Самарской области от 27.02.2020 г., решение Самарского областного суда от 16.04.2020 г. отменены. Дело возвращено в Ставропольский районный суд Самарской области на стадию принятия жалобы к рассмотрению. Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 26.08.2020г. Постановлениее и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» ФИО №1 за №. 417 от 14.01.2019 г. оставлено без изменения, жалоба Кочетова А.А. без удовлетворения. Решением Самарского областного суда от 22.10.2020 г. решение Ставропольского районного суда Самарской области от 26.08.2020 г. оставлено без изменения, жалоба Кочетова А.А. оставлена без удовлетворения. Постановлением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 07.04.2021 г. решение Ставропольского районного суда Самарской области от 26.08.2021г., решение Самарского областного суда от 22.10.2020 г. отменены, дело направлено в Жигулевский городской суд Самарской области на стадию принятия жалобы к рассмотрению. В своей жалобе заявитель Кочетов А.А. указывает, что постановление и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» ФИО №1 за № от 14.01.2020 г. вынесено незаконно, поскольку дата постановления не соответствует действительности. В дальнейшем были представлены дополнения к жалобе, в который Кочетов А.А. дополнительно указывает, что в ЕГРН отсутствуют какие-либо сведения о правах НП «Самарская Лука», а земельный участок, на котором было совершено правонарушение, не относится к ведению НП «Самарская Лука», границы нацпарка определены незаконно и самостоятельно, следовательно, «Самарская Лука» незаконно занимается коммерческой деятельностью. Также были представлены дополнения к жалобе 2, в которых Кочетов А.А. утверждает, что земельный участок, на котором он находился, относится к зоне хозяйственного ведения, на земле сельхозназначения, а согласно ст.94 ЗК РФ указанные земли не входят в состав особо охраняемых природных территорий. Также были представлены дополнения к жалобе, в которых заявитель указывает, что на публичной кадастровой карте также отсутствует указание на то, что земли НП «Самарская Лука» относятся к особо охраняемым природным территориям, а их обратное утверждения опровергается тем, что их право на земельный участок не зарегистрировано, а также дополнения, в которых указано на то, что каких-либо документов, подтверждающих, что ФГБУ НП «Самарская Лука» переданы в собственность или иное вещное право земельные участки, нет, а следовательно, у них нет полномочий по соблюдению сохранности природы, а земельный участок, где его остановили, принадлежит ФИО №2, как земельный участок сельхозназначения и не является особо охраняемой природной территорией, следовательно, он передвигался по земельному участку земель сельхозназначения, на пути его следования не было знаков по запрету въезда или запрещению движения, на территории нацпарков разрешается пребывание граждан, проживающих в границах парка без разрешения, на основании закона №33-ФЗ «Об особо охраняемой природной территории» статус особо охраняемой природной территории на природной территории НП «Самарская Лука» никогда не было и нет, так как не была проведена экологогическая экспертиза, нет соответствующего постановления Правительства РФ о создании нацпарка, а следовательно, ФГБУ самоуправно, самостоятельно, под прикрытием Минприроды, не имеющего имущества, наделило себя особыми полномочиями, занимаясь противозаконной деятельностью, а работниками ФГБУ НП «Самарская Лука» в отношении него совершены противоправные действия в части ограничения его конституционных прав ст.27 Конституции РФ. В судебном заседании заявитель Кочетов А.А. и его защитник Балаев О.А. доводы, изложенные в жалобе и дополнениях к ней поддержали в полном объеме, подтвердив вышеизложенное. Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление инспектор в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» ФИО №1 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, считал ее не подлежащей удовлетворению, а вынесенное им постановление считал законным и обоснованным. В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме. Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность. Судом установлено, что 27.12.2019 г. в 22 часа 05 минут, Кочетов А.А. допустил нарушение режима НП «Самарская Лука»: движение, остановку, стоянку вблизи квартала № Жигулевского лесничества на автомобиле ВАЗ 21214 государственный регистрационный знак №, минуя информационный аншлаг, не связанные с функционированием НП «Самарская Лука» вне дорог общего пользования, без письменного разрешения, выдаваемого администрацией НП «Самарская Лука», тем самым нарушил п.2 «ж» ст. 15 ФЗ № 33 от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» и раздела 3 Положения о Национальном парке «Самарская Лука», утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2005 года № 69. Местонахождение автомобиля Кочетова А.А. соответствует координатам <адрес> Как следует из протокола об административном правонарушении от 27.12.2019 г., рапорта государственного инспектора в области окружающей среды НП «Самарская Лука» ФИО №3 от 27.12.2019 г., наряд-задания № от 27.12.2019 г. и постановления за № от 14.01.2020 г., местом совершения административного правонарушения является территория Национального Парка «Самарская Лука», вблизи квартала № Жигулевского участкового лесничества. То обстоятельство, что Кочетов А.А. находился вне дорог общего пользования, по указанным в постановлении координатам, самим заявителем не оспаривается. Факт совершения и вина Кочетова А.А. в совершении вмененного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушения № от 27.12.2019 года; рапортом государственного инспектора ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» ФИО №3 от 27.12.2019 года, фотоматериалами, картой схемой ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука». Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к убеждению, что представленные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми, достоверными, не противоречат друг другу, соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела, письменные доказательства составлены полномочными должностными лицами, а в целом исследованные судом доказательства являются достаточными для объективного вывода о виновности Кочетова А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ. Судом достоверно установлено, что земельный участок, на котором осуществлял движение, остановку и стоянку автомобиль под управлением Кочетова А.А.. расположенный в районе квартала № Жигулевского участкового лесничества, входит в зону хозяйственного назначения и находится в рекреационной функциональной зоне национального парка «Самарская Лука», то есть указанный земельный участок располагается в пределах границ особо охраняемой природной территории, в связи с чем, Кочетовым А.А., совершившим на данном участке движение и стоянку своего механического транспортного средства - автомобиля марки ВАЗ 21214, государственный регистрационный знак № нарушен установленный режим охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемой природной территории - национальном парке «Самарская Лука». Соответствующее разрешение, выдаваемое уполномоченными должностными лицами ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука», у Кочетова А.А. на момент проверки 27.12.2019 г. отсутствовало. Доводы Кочетова А.А., его защитника, изложенные в жалобе и дополнениях к ней, суд отвергает по следующим основаниям. В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.Административная ответственность по ст. 8.39 КоАП РФ предусмотрена за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах. По смыслу этой статьи под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе "Режим" ("Режим особой охраны") соответствующих индивидуальных положений - о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, о национальном парке, о государственном заказнике, находящемся в ведении заповедника, об охранной зоне заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории либо ее охранной зоне. Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Предметы правонарушения - окружающая среда и природные ресурсы на особо охраняемых природных территориях, т.е. участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общенационального достояния. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, представляют нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах). Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами. В соответствии с ч. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ, к землям особо охраняемых природных территорий (ООПТ) относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. В соответствии с ч. 3 ст. 95 Земельного кодекса РФ на землях государственных природных заповедников, в том числе национальных парков, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом. На основании ч. 6 ст. 95 указанного Кодекса земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ч. 7 ст. 95 Земельного кодекса РФ на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий. Режим особой охраны территорий национальных парков установлен разделом 3 ст. 15 Федерального Закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которому на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Согласно п.п. "ж" п. 2 ст. 15 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков. Разделом 3 Положения о национальном парке «Самарская Лука», утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2015 г. № 69 (в ред. от 10.07.2017 года), установлен режим особой охраны территории национального парка, утвержденный в соответствии с нормами Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Согласно п. 24 ст. 10 раздела 3 названного Положения на территории национального парка запрещается движение и стоянка механизированных транспортных средств вне дорог общего пользования и специально предусмотренных для этого мест. Пункты 1,2 статьи 34 указанного выше Федерального закона, указывают на то, что у лиц, находящихся на территориях национальных парков, должно иметься разрешение на право пребывания на территории такого парка. Государственный природный национальный парк «Самарская Лука» образован постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 г. № 161. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 г. № государственный национальный природный парк отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в Национальный парк «Самарская Лука». Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 N 2055-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России» национальный парк "Самарская Лука" передан в ведение Минприроды России. ФГБУ «Национальный Парк «Самарская Лука» действует на основании Положения о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Самарская Лука". утвержденного Приказом МПР России от 9 марта 2004 г. N 259 9в ред. Приказа МПР РФ от 17.03.2005 № 66, Приказов Минприроды РФ от 27.02.2009 № 48, от 26.03.2009 № 72). В соответствии с решением Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 10.08.1984 г. № 333 «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука» границы национального парка должны соответствовать естественным границам, а именно: от села Переволоки - на западе, по правому берегу Усинского залива, с севера, востока и юга по берегам Куйбышевского и Саратовского водохранилищ до села Переволоки с исключением территории собственно города Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг. Таким образом, согласно п. 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ, в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Организация движения и стоянки механизированного транспортного средства, а также нахождение вне дорог общего пользования, не связанные с функционированием национального парка, в рекреационной функциональной зоне, без письменного разрешения администрации национального парка противоречит требованиям п.п. «ж» п. 2 ст.15 ФЗ № 33 от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» и п.24 раздела 3 Положения о Национальном парке «Самарская Лука» в редакции МПР России от 25.02.2015 г. № 69. Изложенные нормы действующего законодательства, по мнению суда, опровергают доводы Кочетова А.А. о его незаконном привлечении к административной ответственности, о том, что границы НП «Самарская Лука» определены незаконно и самостоятельно. Таким образом, должностное лицо правомерно пришло к выводу о том, что действия Кочетова А.А. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ. Доводы заявителя о том, что постановление и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» ФИО №1 за № от 14.01.2020 г. вынесено незаконно, поскольку дата постановления не соответствует действительности, суд отвергает, поскольку техническая ошибка в данном постановлении после его вынесения была устранена в установленном законом порядке. Доводы Кочетова А.А. о том, что в ЕГРН отсутствуют какие-либо сведения о правах НП «Самарская Лука», в том числе, на земельный участок, на котором было совершено правонарушение, а земельный участок, на котором он находился, относится к зоне хозяйственного ведения, на земле сельхозназначения, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, равно как и то, что за ФГБУ НП «Самарская Лука» земельные участки должны быть переданы на каком-то вещном праве, и право это должно быть зарегистрировано в ЕГРН. Доводы Кочетова А.А. о том, что НП «Самарская Лука» незаконно занимается коммерческой деятельностью, а следовательно, ФГБУ самоуправно, самостоятельно, под прикрытием Минприроды, не имеющего имущества, наделило себя особыми полномочиями, занимаясь противозаконной деятельностью, а работниками ФГБУ НП «Самарская Лука» в отношении него совершены противоправные действия, несостоятельны, не основаны на законе, и могут свидетельствовать о наличии в действиях Кочетова А.А. состава преступления, предусмотренного ст.128.1 УК РФ. Факт отсутствие запретительных знаков по запрету въезда или запрещению движения на месте движения и стоянки автомобиля Кочетова А.А., не имеет правового значения при рассмотрении данного дела, поскольку Кочетову А.А. вменено правонарушение, предусмотренное ст. 8.39 КоАП РФ, а не ПДД РФ. При указанных выше обстоятельствах и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» ФИО №1 пришел к обоснованному выводу о совершении Кочетовым А.А. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ. Иные доводы жалобы суд расценивает как стремление Кочетова А.А. и его защитника избежать административной ответственности по ст.8.39 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностными лицами не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу заявителя, не усматривается. Протокол об административном правонарушении и обжалуемое постановление соответствуют требованиям ст.28.2 и 29.10 КоАП РФ. Административное наказание Кочетову А.А. назначено в пределах санкции ст.8.39 КоАП РФ, с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом обстоятельств совершенного правонарушения, данных о личности Кочетова А.А., в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей, и является соразмерным содеянному. Оснований к снижению, изменению указанного наказания, а также применению положений ст.2.9 КоАП РФ, либо иных оснований для освобождения Кочетова А.А. от административной ответственности, суд не усматривает. Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления, суд не усматривает, порядок и сроки давности привлечения к административной ответственности не нарушены. На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ. суд РЕШИЛ: Постановление и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» ФИО №1 за № от 14.01.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении Кочетова А. А.ча, -оставить без отмены и изменения, а жалобу Кочетова А.А. - без удовлетворения. Настоящее решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения через Жигулевский городской суд Самарской области. Судья Жигулевского городского суда подпись Тришкин Е.Л. |