ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-141/2022 от 11.07.2022 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Елизово Камчатского края11 июля 2022 года

Судья Елизовского районного суда Камчатского края Почуева С.А.,

рассмотрев жалобу заместителя директора автономной некоммерческой организации «Клуб спортивных путешествий «Спутник» ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемой природной территории регионального значения КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» ФИО2 от 30 мая 2022 года № 035/2022-Е-19, которым должностное лицо автономной некоммерческой организации «Клуб спортивных путешествий «Спутник» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемой природной территории регионального значения КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» ФИО2 от 30 мая 2022 года № 035/2022-Е-19 заместитель директора автономной некоммерческой организации «Клуб спортивных путешествий «Спутник» (далее по тексту – АНО «КСП «Спутник») ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) за нарушение особого режима охраны территории природного парка регионального значения «Ключевской», выразившегося в осуществлении туристической экскурсии без разрешения на посещение природного парка.

Не согласившись с указанным постановлением, заместитель директора АНО «КСП «Спутник» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление изменить путем замены наказания со штрафа на предупреждение, а также исключить из постановления указания на вину должностного лица о нарушении подп. 7 п. 3.9 гл. 3 Приложения № 1 к Постановлению главы администрации Камчатской области от 14.12.1999 № 284, утвержденного Постановлением губернатора «О создании Природного парка регионального значения «Ключевской», выразившееся в движении туристической группы пешком вне установленных маршрутов движения. В обоснование доводов жалобы указывает, что наказание в виде штрафа назначено необоснованно, имеются все условия для замены наказания на предупреждение. Заявитель, не оспаривая вину в проведении похода по территории природного парка без получения разрешения на вход, полагает, что им были предприняты меры к получению такого разрешения, в выдаче которого было отказано, но поскольку в Петропавловск-Камчатский уже прибыли 12 туристов из разных регионов России с планами на отпуск, было принято решение о проведении похода. Кроме того, не согласен с предъявленным обвинением в нарушении подп. 7 п. 3.9 гл. 3 Положения о природном парке регионального значения «Ключевской» (далее по тексту – Положение), поскольку изменение маршрута произошло в связи с обнаружением инструкторами непроходимости первоначального маршрута и угрозы для жизни и здоровья участников группы, и поскольку вулкан «Безымянный» включен в существующие паспортизированные маршруты передвижения туристов, то данное обстоятельство не нарушает подп. 7 п. 3.9 гл. 3 Положения.

ФИО1, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть жалобу в его отсутствие.

КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки», о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, представитель направил письменные возражения, из которых следует, что доводы, изложенные в жалобе, не подлежат удовлетворению

В целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.

По смыслу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ в ее взаимосвязи с п. 2 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном рассматривается с участием лица, в отношении которого вынесено постановление. В отсутствие указанного лица жалоба может быть рассмотрена лишь в том случае, когда имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения жалобы и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения жалобы либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Учитывая, что ФИО1 надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения жалобы, просил суд рассмотреть жалобу в его отсутствии, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Согласно положений ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно положений ст. 8.39 КоАП РФ, нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ч. 1 ст. 9, ст. 58 Конституции РФ).

Как следует из ст. 59 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее по тексту - Федеральный закон №33-ФЗ) законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 1 Федерального закона №33-ФЗ).

Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности Положение о природном парке утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 18 Федерального закона №33-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона №33-ФЗ на территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.

Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления (ч. 6 ст. 21 Федерального закона №33-ФЗ).

Положение о природном парке утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 18 Федерального закона №33-ФЗ).

Постановлением губернатора Камчатской области от 14 декабря 1999 года № 284 создан природный парк регионального значения «Ключевской».

Указанным постановлением утверждено положение о природном парке регионального значения "Ключевской"

Настоящее Положение регулирует вопросы, связанные с организацией, охраной и использованием природного парка регионального значения «Ключевской».

Природный парк является особо охраняемой природной территорией регионального значения в Камчатском крае, в границах которой выделяются функциональные зоны, имеющие особое экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности (п. 1.2 Положения).

Режим особой охраны территории Природного парка - это совокупность административно-правовых мер регулирования вопросов в связи с осуществлением на территории Природного парка допустимых видов деятельности хозяйствующими субъектами и гражданами (п. 3.1 Положения).

Согласно п. 3.6 Положения туристическая, рекреационная, культурная, спортивная и иная деятельность, связанная с организацией отдыха на природе, осуществляется на территории Природного парка в соответствии с настоящим Положением по разрешениям, выдаваемым Учреждением, в пределах установленных норм рекреационной нагрузки на охраняемые природные комплексы и объекты Природного парка и установленной емкости объектов рекреационной инфраструктуры.

На территории Природного парка запрещается, в том числе: пеший туризм, проезд на лошадях, движение механических транспортных средств вне дорог общего пользования и установленных маршрутов передвижения (подп. 7 п. 3.9 Положения).

Как следует из протокола об административном правонарушении № 035/2022-Е-19 от 25 апреля 2022 года в период с 21 августа 2021 года по 03 сентября 2021 года АНО «КСП «Спутник» в лице заместителя директора по общим вопросам ФИО1 организовало тур для маршрута, утвержденного КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки»: стоянка Копыто – ледник Богдановича - влк. Ушковский – кратер Перевальный – пер. Вулканологов – влк. Ключевская сопка – ст. Апахончич на территории природного парка регионального значения «Ключевской», расположенного в Усть-Камчатском и Мильковском районах. Была сформирована группа, участники которой прибыли в п. Козыревск Камчатского края, откуда под управлением гидов ФИО4 и ФИО5 выдвинулись по маршруту стоянка Копыто – ледник Богдановича - влк. Ушковский – кратер Перевальный – пер. Вулканологов – влк. Ключевская сопка – ст. Апахончич на территории природного парка регионального значения «Ключевской». По ходу движения группа сошла с маршрута, прошла с правой стороны ледника Богдановича, без разрешения на посещение природного парка, тем самым должностное лицо – заместитель директора по общим вопросам АНО «КСП «Спутник» ФИО1 нарушил п. 3.6 гл. 3, подп. 7 п. 3.9 гл. 3 Положения о природном парке, административная ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена ст. 8.39 КоАП РФ.

Данные обстоятельства объективно подтверждаются следующими доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 22.03.2022, обращением ФИО6, объяснениями ФИО7 от 25.03.2022 и ФИО8 от 27.03.2022, паспортом туристского маршрута, треком пройденного маршрута с отображением утвержденного маршрута и реального пройденного маршрута, объяснением гидов ФИО4 и ФИО5, объяснением ФИО1, заявкой на посещение природного парка, ответом об отказе в выдаче разрешения на посещение природного парка, трудовым договором № 123 от 01.03.2021, заключенным между АНО «КСП «Спутник» и ФИО1, должностной инструкцией заместителя директора по общим вопросам АНО «КСП «Спутник», и иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Также заявитель жалобы подтверждает факт того, что АНО «КСП «Спутник» осуществляло туристическую экскурсию на особой охраняемой территории без разрешения на посещение природного парка.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса.

Анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для применения нормы части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

В данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении привлекаемого лица к требованиям законодательства о природопользовании, несоблюдение которых влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, а потому действия должностного лица вопреки доводам жалобы не содержат оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Несогласие заявителя с вмененным нарушением подп. 7 п. 3.9 гл. 3 Положения не влечет отмену оспариваемого постановления, поскольку доводы о том, что вулкан Безымянный и его подножье включен в иные паспортизированные маршруты передвижения туристов, в связи с чем, отклонение от маршрута не повлекло угрозу жизни и здоровью людей, не имеет правового значения в рассматриваемом случае.

Каких-либо юридически значимых доводов, опровергающих выводы о событии правонарушения и виновности должностного лица ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ в жалобе не приведены, а имеющиеся доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств и обстоятельств, исследованных должностным лицом.

Вопреки доводам жалобы, обстоятельств, которые в силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств, правовым основанием к отмене принятого по делу постановления, не является.

Процедура привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдена.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, в соответствии с требованиями законодательства, при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.

Наказание должностному лицу ФИО1 назначено в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, в переделах санкции вмененной статьи, и является справедливым, постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, в срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемой природной территории регионального значения КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» ФИО2 от 30 мая 2022 года № 035/2022-Е-19, которым должностное лицо автономной некоммерческой организации «Клуб спортивных путешествий «Спутник» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья С.А. Почуева