Судья Почуева С.А. (дело № 12-141/2022) | Дело № 21-183/2022 |
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский 24 августа 2022 года
Судья Камчатского краевого суда Гончарова Н.В. при секретаре Ткаченко А.В., рассмотрев жалобу ФИО9 на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемой природной территории регионального значения КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» от 30 мая 2022 года № и решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 11 июля 2022 года, которым постановлено:
постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемой природной территории регионального значения КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» ФИО10 от 30 мая 2022 года №, которым должностное лицо автономной некоммерческой организации «Клуб спортивных путешествий «Спутник» ФИО9 привлечен к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу ФИО9 – без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемой природной территории регионального значения КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» от 30 мая 2022 года № оставленным без изменения решением судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 11 июля 2022 года, должностное лицо АНО «КСП «Спутник» ФИО9 привлечен к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Основанием привлечения ФИО9 к ответственности послужило то, что он, являясь заместителем директора по общим вопросам АНО «КСП «Спутник», допустил нарушение требований пункта 3.6 и подпункта 7 пункта 3.9 Положения о природном парке регионального значения «Ключевской», утвержденного Постановлением администрации Камчатской области от 14 декабря 1999 года № 284 (далее - Положение о природном парке № 284), выразившееся в посещении территории природного парка без разрешения КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» и движении туристической группы пешком в природном парке вне установленных маршрутов движения.
В настоящей жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, ФИО9 просит изменить постановление по делу об административном правонарушении, исключив из него выводы о нарушении подпункта 7 пункта 3.9 Положения о природном парке № 284. Указывает, что выводы о движении туристической группы в природном парке вне установленных маршрутов движения основаны на обращениях участников туристической группы ФИО1., ФИО2., ФИО3., ФИО4 а также треке пройденного маршрута. Обращения данных лиц являются недопустимыми доказательствами по делу, так как они не предупреждались об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Согласно объяснениям гидов ФИО5. и ФИО6 туристы прошли паспортизированный маршрут передвижения туристов.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
В соответствии со статьей 59 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 21 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.
Природный парк регионального значения «Ключевской» включен в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Непосредственное управление Природным парком осуществляется КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» (пункты 1.4, 2.2 Положения о природном парке № 284).
В соответствии с пунктом 3.6 Положения о природном парке № 284 туристическая, рекреационная, культурная, спортивная и иная деятельность, связанная с организацией отдыха на природе, осуществляется на территории Природного парка регионального значения «Ключевской» в соответствии с настоящим Положением по разрешениям, выдаваемым КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки», в пределах установленных норм рекреационной нагрузки на охраняемые природные комплексы и объекты Природного парка и установленной емкости объектов рекреационной инфраструктуры.
В силу подпункта 7 пункта 3.9 Положения о природном парке № 284 на территории Природного парка запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств Природного парка, нарушение режима охраны и использования уникальных природных комплексов и объектов, в том числе пеший туризм, проезд на лошадях, движение механических транспортных средств вне дорог общего пользования и установленных маршрутов передвижения.
Как следует из материалов дела, 22 марта 2022 года ФИО7. обратился в КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» с заявлением, в котором указал, что в период с 21 августа 2021 года по 3 сентября 2021 года в составе коммерческой группы туристов из 14 человек пытался пройти маршрут «<адрес> организованный АНО «КСП «Спутник». Инструкторы группы двигались вне установленных маршрутов передвижения в картах-схемах <адрес>». Просил сообщить информацию о согласовании АНО «КСП «Спутник» проведение тура с КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» и маршруте тура (дело об административном правонарушении №, л.д. 7).
КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» установлено, что АНО «КСП «Спутник» разрешение по посещение природного парка туристической группой не оформляло, в связи с чем 22 марта 2022 года участковым государственным инспектором возбуждено дело об административном правонарушении и принято решение о проведении административного расследования в отношении АНО «КСП «Спутник» (дело об административном правонарушении №, л.д. 1-2).
В ходе административного расследования участковый государственный инспектор КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» пришел к выводу о возможности прекращения производства по делу в отношении АНО «КСП «Спутник» и необходимости привлечения к ответственности заместителя директора по общим вопросам юридического лица ФИО9, указав, что в период с 21 августа 2021 года по 3 сентября 2021 года заместитель директора по общим вопросам АНО «КСП «Спутник» ФИО9 организовал тур для прохождения утвержденного КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» паспортизированного маршрута <адрес>». 20 июля 2021 года АНО «КСП «Спутник» была направлена заявка на посещение природного парка в период с 22 августа 2021 года по 2 сентября 2021 года, однако в соответствии с приказом Агентства лесного хозяйства Камчатского края от 20 августа 2021 года № в выдаче разрешения на посещение природного парка было отказано до снижения класса пожарной опасности по условиям погоды до 1-го класса. Несмотря на отсутствие разрешения, АНО «КСП «Спутник» сформировала группу, 20 августа 2021 года все участники группы прибыли в <адрес> откуда с гидами ФИО6. и ФИО5. выдвинулись по маршруту согласно картам-схемам природного парка. По ходу движения группа сошла с маршрута и не менее двух раз организовывала в лесу лагерь с разведением костра вне специально отведенных мест, чем нарушил пункт 3.6 и подпункт 11 пункта 3.9 Положения о природном парке №, за что 25 апреля 2022 года в отношении заместителя директора по общим вопросам АНО «КСП «Спутник» ФИО9 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях (дело об административном правонарушении №, л.д. 112-115, 122-126).
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» пришло к выводу о нарушении ФИО9 режима особой охраны территории природного парка, а именно: пункта 3.6 и подпункта 7 пункта 3.9 Положения о природном парке № и наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушения, с чем согласился судья Елизовского районного суда Камчатского края при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица (л.д. 70-76, дело об административном правонарушении №, л.д. 134-136).
Вместе с тем, с вынесенными по делу об административном правонарушении актами согласиться нельзя ввиду следующего.
Статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол (часть 1). В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2). При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4). В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1).
Вышеназванные нормы призваны обеспечить право на защиту лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении относится к числу базовых доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Из содержания протокола об административном правонарушении от 25 апреля 2022 года следует, что он вынесен 25 апреля 2022 года в отсутствие заместителя директора по общим вопросам АНО «КСП «Спутник» ФИО9, надлежаще уведомленного о дате, времени и месте составления протокола уведомлением с исходящим № от 8 апреля 2022 года.
Однако вывод о надлежащем извещении ФИО9 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении не соответствует материалам дела.
В силу части 2 статьи 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Уведомление о дате, времени и месте составления протокола от 8 апреля 2022 года № адресовано директору АНО «КСП «Спутник» ФИО8. (дело об административном правонарушении №, л.д. 29-30).
Также в материалах дела имеется уведомление от 6 апреля 2022 года № которое также адресовано директору АНО «КСП «Спутник» ФИО8 (дело об административном правонарушении №, л.д.117-118).
В данных документах директору АНО «КСП «Спутник» ФИО8 сообщалось, что в действиях юридического лица АНО «КСП «Спутник» усматриваются признаки правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем директору АНО «КСП «Спутник» ФИО8 необходимо прибыть 25 апреля 2022 года в 11 часов 00 минут в административный отдел охраны территории парка для составления протокола об административном правонарушении в отношении него.
В связи с изложенным следует признать, что материалы настоящего дела не содержат сведений о надлежащим извещении ФИО9 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Несмотря на это 25 апреля 2022 года протокол по делу об административном правонарушении составлен в отношении заместителя директора по общим вопросам АНО «КСП «Спутник» ФИО9 (дело об административном правонарушении № л.д.122-126).
12 мая 2022 года копия протокола направлена директору АНО «КСП «Спутник» ФИО8 для вручения ФИО9 (дело об административном правонарушении №, л.д.131).
Также материалы дела не содержат сведений о надлежащем извещении ФИО9 о времени и месте рассмотрения дела. Имеющийся в материалах дела скриншот сообщения от 26 мая 2022 года об извещении ФИО9 о рассмотрении 30 мая 2022 года в 15 часов 00 минут в отношении него дела не может быть расценен как надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела, так как из данного сообщения невозможно установить, о рассмотрении какого дела уведомлен ФИО9
Вынесение протокола об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного о времени и месте его вынесения, является существенным нарушением и влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении административный орган не вправе излагать событие правонарушения в объеме обстоятельств, выходящих за пределы описания события правонарушения, содержащегося в протоколе об административном правонарушении.
Из содержания протокола об административном правонарушении от 25 апреля 2022 года следует, что ФИО9 вменялось нарушение пункта 3.6 Положения о природном парке № 284. Подпункт 7 пункта 3.9 Положения о природном парке № 284 ФИО9 не вменялся. Отсутствие в протоколе об административном правонарушении информации о нарушении подпункта 7 пункта 3.9 Положения о природном парке № 284 позволяет сделать вывод, что право стороны на защиту от предъявленного обвинения нарушено, поскольку ФИО9 не мог квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленного правонарушения, и вина ФИО9 в совершении административного правонарушения в данной части не может считаться доказанной в установленном законом порядке.
Также протокол содержит сведения о наличии по делу смягчающего обстоятельства «раскаяние лица, совершившего административное правонарушение». Однако в постановлении оценка данному обстоятельству не дана.
Из вынесенного по делу постановления от 30 мая 2022 года № следует, что обстоятельства, свидетельствующие о наличии вины должностного лица, установлены в рамках административного расследования, вместе с тем административного расследования в отношении действий заместителя директора по общим вопросам АНО «КСП «Спутник» ФИО9 не проводилось, документы, подтверждающие обстоятельства административного дела, запрашивались в рамках возбуждения дела об административного правонарушения и проведения административного расследования в отношении юридического лица АНО «КСП «Спутник» и надлежащим образом к материалам настоящего дела не приобщались.
Привлекая к ответственности должностное лицо - заместителя директора по общим вопросам АНО «КСП «Спутник» ФИО9, заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемой природной территории регионального значения КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки», сославшись в постановлении на его должностную инструкцию, согласно которой в его обязанности входит организация работы и взаимодействие структурных подразделений организации, направление их деятельности на обеспечение качества формируемых и реализуемых туристических продуктов, указал на обязанность ФИО9 следить за качеством предоставляемых услуг, что, по мнению государственного инспектора, является основанием для привлечения данного должностного лица к административной ответственности.
Вместе с тем заместитель директора по общим вопросам АНО «КСП «Спутник» ФИО9 привлечен к ответственности не за некачественное оказание туристических услуг, а за нарушение природоохранного законодательства. Основания, по которым к ответственности за нарушение природоохранного законодательства привлечен заместитель директора по общим вопросам АНО «КСП «Спутник», ни в протоколе по делу об административном правонарушении, ни в вынесенном по делу постановлении не указаны.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения. Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Вместе с тем, на стадии подготовки дела к рассмотрению должностным лицом административного органа не проверялась правильность составления протокола об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления. При наличии в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо не возвратило протокол для устранения указанных недостатков.
Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит положений о возвращении протокола об административном правонарушении вынесшему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом в настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена.
Неизвещение лица о времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении является существенным процессуальным нарушением, влекущим признание протокола недопустимым доказательством и, как следствие, прекращение производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
При изложенных обстоятельствах постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемой природной территории регионального значения КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» от 30 мая 2022 года № и решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 11 июля 2022 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемой природной территории регионального значения КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» от 30 мая 2022 года № и решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 11 июля 2022 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении заместителя директора по общим вопросам автономной некоммерческой организации «Клуб спортивных путешествий «Спутник» ФИО9 прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья Н.В. Гончарова