Судья Кутушова Ю.В. Дело № 12-141/2022 |
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление судьи
по делу об административном правонарушении
г. Мурманск |
Судья Мурманского областного суда Кривоносов Д.В., рассмотрев жалобу законного представителя ООО «ОТВТ» - ФИО1 на постановление судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 11 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 11 февраля 2022 года юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «ОТВТ» (далее – ООО «ОТВТ», Общество) признано виовным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, законный представитель Общества ФИО1 просит судебное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование указывает на неправильное применение судьей норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Отмечает, что таможенная декларация не может выступать как недействительный документ, представленный таможенному органу при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита, и как таможенный документ, содержащий сведения о товаре, заявленные на основании этого же документа.
Сведения о товаре указаны в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2021 года № 289 и требованиям статьи 107 ТК ЕАЭС.
Полагает, что сведения о назначении и качественных характеристиках товара требуется только при подаче декларации в соответствии с положениями статьи 106 ТК ЕАЭС, в связи с чем, таможенным органом не доказан факт сообщения обществом недостоверных сведений.
В судебное заседание не явились законный представитель ООО «ОТВТ» ФИО1, представитель административного органа, извещенные в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для целей применения главы 16 настоящего Кодекса, под недействительными документами понимаются, в частности, документы, содержащие недостоверные сведения.
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 142 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) для перевозки (транспортировки) с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, товаров Союза применяется таможенная процедура таможенного транзита.
Таможенной процедурой таможенного транзита является таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру (п. 1 ст. 142 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 данного Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 89 ТК ЕАЭС при международной перевозке железнодорожным транспортом уведомление таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза должно содержать следующие документы и сведения: транспортные (перевозочные) документы; передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав; документ, содержащий сведения о припасах; документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; сведения о: отправителе и получателе товаров (наименования и адреса); станции отправления и станции назначения товаров (наименования); количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков); весе брутто товаров (в килограммах); идентификационных номерах контейнеров.
При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита используется транзитная декларация (пункт 3 статьи 105 ТК ЕАЭС).
К числу сведений, подлежащих указанию в транзитной декларации, согласно пункту 1 статьи 107 ТК ЕАЭС относятся, в том числе: сведения о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии коммерческими, транспортными (перевозочными) документами; о коде товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков; о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в 5 дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; о количестве грузовых мест.
Согласно разделу I Инструкции о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года №289 (далее – Инструкция), все сведения (изменения и (или) дополнения), указанные в транзитной декларации на бумажном носителе, должны быть указаны в электронной копии.
В силу пункта 14 Инструкции в графе 31 ТД указывается общее наименование товара, а также дается его описание в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, достаточное для его идентификации таможенным органом. В первом подразделе графы 33 ТД указывается без пробелов и иных разделительных знаков код товара в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза на уровне не менее первых шести знаков.
В соответствии с пунктом 10 Инструкции сведения, заявляемые декларантом в транзитной декларации, являются необходимыми для таможенных целей.
Пунктом 1 статьи 401 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
Как следует из материалов дела, 23 августа 2021 года на Коряжемский таможенный пост в адрес ООО «***» железнодорожным транспортом – в железнодорожном вагоне № * поступил товар.
Таможенным представителем по таможенному оформлению товаров на основании пункта 1 статьи 401 ТК ЕАЭС и договора таможенного представителя с декларантом № * выступало ООО «ОТВТ».
При завершении таможенной процедуры таможенного транзита перевозчиком предъявлена электронная транзитная декларация (далее – ЭТД) №*, в которой в графе «31» указан товар:
товар №1 - «картон METSABOARD NATURAL FSB CUP 235 G/M2 REEL, FSB CUP 185 G/M2 REEL, FSB CUP 200 G/M2 REEL, FSB CUP 215 G/M2 REEL, FSB CUP 185 G/M2 REEL, FSB CUP 185 G/M2 REEL, METSABOARD PRO FSB CUP 205 G/M2 REEL, FSB CUP 200 G/M2 REEL, FSB CUP 330 G/M2 REELS, FSB CUP 305 G/M2 REEL», код ЕТН ВЭД ЕАЭС 4810921000», что соответствует картону многослойному мелованному;
товар №2 - «бумага - METSABOARD NATURAL FSB CUP 1S 185 +PE18A RL 203 G/M2 REEL», код ЕТН ВЭД ЕАЭС 4811510009», что соответствует бумаге белой прочей.
В инвойсах от 10 августа 2021 года №*, № * в формализованном виде (представленного вместе с ЭТД), описание и код товара соответствует сведениям, указанным в ЭТД №*. В железнодорожной накладной от 10 июня 2021 года №* в формализованном виде товар поименован, как «картон», код соответствует сведения указанным в ЭТД и инвойсе.
В железнодорожной накладной от 11 августа № * в формализованном виде товары поименованы, как «KARTONKI 48109210», «PAPERI 48115100».
ООО «***» в декларации на товары №* «ИМ-40» в графе «31» заявлены: товар №1 «картон немелованный трехслойный и картон мелованный трехслойный… со всеми белеными слоями», код товара ЕТН ВЭД ЕАЭС 4810921000; товар № 2 «картон немелованный трехслойный … со всеми белеными слоями», код товара ЕТН ВЭД ЕАЭС 4811510009.
Вместе с тем при изучении описания товара внесенного в ЭТД №* и инвойс №* были выявлено несоответствие в неполноте описания товара и отсутствие сведений: о назначении (для графических целей, прочая); о наличии/отсутствии покрытия (без покрытия, мелованная, ламинированная); о процентном содержании волокон, полученных механическим или химико- механическим способом.
Таможенным органом принято решение о необходимости корректировки в соответствующие графы транзитной декларации и товара №1 разделен на два товара: товар № 1 «картон немелованный трехслойный NATURAL FSB CUP… предназначен для офсетной и флексографической печати и иных графических целей» код ТНВЭД ЕАЭС 4802618000; товар № 3 «картон мелованный трехслойный Pro FSB CUP… предназначен для офсетной и флексографической печати и иных графических целей» код ТН ВЭД ЕАЭС 4810293000.
Выявленное нарушение явилось основанием для вынесения 8 ноября 2021 года уполномоченным должностным лицом определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также составления в отношении ООО «ОТВТ» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела судьей районного суда установлены и исследованы в полном объеме, выводы соответствуют нормам действующего законодательства и доказательствам, имеющимся в материалах дела, получившим оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод о виновности юридического лица в совершении указанного правонарушения подтвержден собранными и исследованными судьей доказательствами, подробно приведенными в обжалуемом постановлении, которые в силу положений статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются допустимыми доказательствами по делу, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Дело об административном правонарушении рассмотрено в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, проанализировав вышеприведенные положения законодательства и фактические обстоятельства дела, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что действия ООО «ОТВТ», являющегося таможенным представителем при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита, сообщило таможенному органу недостоверные сведения о наименовании товара путем представления недействительных документов, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следует отметить, что конкретные виды (перечень) документов, которые признаются законодателем недействительными приложение 2 к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлены, в связи с чем, доводы жалобы о том, что по своей правовой природе ЭТД не может относиться к недействительным документам, являются несостоятельными.
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
При этом для выполнения обязанности перед таможенными органами по представлению предусмотренных ТК ЕАЭС документов и сведений, перевозчик (декларант) должен принять все зависящие от него меры для надлежащего выполнения этих обязанностей.
В силу требований пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом.
При совершении таможенных операций таможенный представитель в силу статьи 404 ТК ЕАЭС обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами, а именно: осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем; отбирать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа; присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и образцов товаров; знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов декларируемых им товаров; обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц; привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах; пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК ЕАЭС (пункт 1 статьи 84 ТК ЕАЭС).
При этом, электронная декларация на партию товаров заполнена и представлена таможенным представителем ООО «ОТВТ» на основании договора таможенного представителя с декларантом № * от 20 февраля 2021 года (графа 54 ЭТД).
Исходя из положений пунктов 2, 3 и 7 статьи 405 ТК ЕАЭС, обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании, в соответствии с которым товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, в том числе путем подачи декларации на товары, с заявлением сведений о товаре, необходимых для его выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
В данном случае ООО «ОТВТ», будучи таможенным представителем перевозчика и выступая от его имени при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита, выполняло обязанности декларанта при оформлении ЭТД и указании в декларации сведений о наименовании декларируемого товара, и, соответственно, было обязано обеспечить достоверность сведений о товаре.
Следовательно, ООО «ОТВТ» является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств, свидетельствующих о принятии таможенным представителем необходимых и достаточных мер для соблюдения требований таможенного законодательства, недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения материалы дела не содержат, что свидетельствует о вине Общества в допущенном правонарушении.
При таких обстоятельствах судья пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО «ОТВТ» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для иной квалификации действий юридического лица, а также для прекращения производства по делу не имеется.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено компетентным судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.4 и 4.1 названного Кодекса, с учетом характера совершенного административного правонарушения, финансового положения юридического лица, наличия смягчающих и отягчающего обстоятельств, является справедливым и соразмерным содеянному.
Нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу не допущено, материальные нормы права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановлением судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 11 февраля 2022 года в отношении ООО «ОТВТ» - оставить без изменения, жалобу законного представителя Общества - ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Мурманского областного суда Д.В. Кривоносов