Мировой судья Маковейчук О.Б. № 12-141/2022
УИД 44MS0017-01-2022-000822-70
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Кострома 26 июля 2022 года
Судья Костромского районного суда Костромской области Еськова А.В.,
с участием ФИО1,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 18 Костромского судебного района Костромской области, и.о. мирового судьи судебного участка № 17 Костромского судебного района Костромской области, от 13 мая 2022 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.19 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 18 Костромского судебного района Костромской области, и.о. мирового судьи судебного участка № 17 Костромского судебного района Костромской области, от 13 мая 2022 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.19 КоАП РФ. Ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с учетом положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ. В постановлении указано, что ФИО1 самовольно подключил жилой дом, расположенный по адресу: (адрес), к сети электроснабжения, минуя прибор учета, который пришел в негодность..
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что самовольным является подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам и газопроводам без соответствующего разрешения уполномоченных органов государственного технического контроля. В материалах дела имеются документы о том, что он приобрел жилой дом, уже подключенный к энергосетям и зарегистрированный в установленном законом порядке, что подтверждается справками ФГУП «Ростехинвентаризация», органов МЧС и государственного санитарно-эпидемиологического надзора, администрации сельского поселения, а также актом приема-передачи электрических счетчиков, выданном ему (ФИО1) в 2005 году по факту замены старого счетчика на новый. Технологическое подключение к электросетям в силу абз. 1 п. 1 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» носит однократный характер, каких-либо дополнительных действий от нового владельца дома не требуется. Норма ч. 1 ст. 7.19 КоАП РФ имеет три состава правонарушения: самовольное подключение к электрическим сетям, самовольное использование электрической энергии, безучетное использование электрической энергии. У каждого из них имеется свое определение в законодательстве об электроэнергетике. У владельца зарегистрированного жилого дома такой ситуации возникнуть не может. Владелец жилого дома является потребителем коммунальных услуг. В силу норм ЖК РФ договор о предоставлении коммунальных услуг может быть заключен как письменно, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг. Согласно подп «в» ст. 17 раздела 2 Постановления Правительства № 354 ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках. Также в силу абз. 1 и 2 подп. «а» п. 3 раздела 2 Постановления Правительства № 354 коммунальные услуги предоставляются потребителям, начиная с момента возникновения права собственности на жилое помещение. В абз. 4 ст. 3 раздела 2 Постановления Правительства № 354 указано, что потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Полагает, что судом при вынесении постановления данные нормы не были учтены, в связи с чем допустил применение к нему (ФИО1) положения Постановления Правительства № 442, которые не применимы к потребителю. Бездоговорное потребление электроэнергии невозможно у потребителей коммунальных услуг. Предъявление бездоговорного потребления ведет к немедленному полному ограничению поставки электроэнергии. В их случае отключение электроэнергии произошло без предварительного уведомления, то есть с нарушением установленного порядка. Кроме того, указывает, что объем неучтенного потребления электрической энергии был посчитан неверно, поскольку должны были применяться положения Постановления Правительства № 354. Акт о бездоговорном потреблении он подписал в силу юридической неграмотности, а также в целях недопущения конфликта с сотрудниками ПАО «РоссетиЦентр» - Костромаэнерго. В постановлении Правительства № 354 понятие «безучетное потребление» отсутствует, оно имеется только в постановлении Правительства № 442, где также предусмотрен порядок расчета безучетного потребления, применимый для производственных целей, но не для бытовых нужд. Указывает, что в его случае отсутствуют признаки безучетного потребления, т.к. прибор учета он снял вынужденно, т.к. тот вышел из строя. Поверка прибора не проводилась, срок поверки истек в 2021 году. Предыдущая поверка проводилась за 9 месяцев до описываемых в протоколе событий. В силу положений абз 3 и 4 п. 42 раздела 6 и абз. 1 п. 136 раздела 10 Постановления Правительства № 354 поверка и замена приборов учета не является обязанностью владельца жилого дома, а входит в обязанности сетевой организации.
В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал полностью. Дополнительно указал, что является потребителем коммунальной услуги, как собственник жилого дома. Дом может быть признан жилым только при наличии сведений об электроэнергии в нем и отоплении. В противном случае объект не будет зарегистрирован, как жилой дом. Он приобрел данный дом в 2004 году, как жилой. Вопрос о наличии в доме электроэнергии и отопления проверялся. Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства осуществляется однократно, без дополнительных процедур со стороны нового собственника. В момент приобретения дома в нем уже был установлен счетчик на электроэнергию. В 2005 году он вышел из строя, в связи с чем была произведена замена счетчика по акту. С момента приобретения дома до 2022 года он не оплачивал коммунальные услуги в связи с материальными затруднениями, квитанции об оплате услуг не приходили, требования о погашении задолженности не предъявлялись. 4 февраля 2022 года вышел из строя прибор учета. Он (ФИО1) отключил его самостоятельно, затем соединил провода так, чтобы электроэнергия стала поступать в дом. 15 февраля 2022 года к нему пришли к проверкой. Он все рассказал, показал счетчик, был составлен акт о неучтенном потреблении электроэнергии, который он подписал из-за нервозной обстановки. Полагает, что ему неверно рассчитали задолженность, поскольку плата за коммунальные услуги исчисляется либо по показаниям прибора учета, либо по нормативу. Бездоговорное и безучетное потребление коммунальной услуги жилищным законодательством не предусмотрено.
Извещенный о дате, времени и месте судебного заседания представитель ОМВД России по Костромскому району в суд не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
Ввиду надлежащего его извещения полагаю возможным рассмотреть жалобу без участия представителя ОМВД России по Костромскому району.
Исследовав жалобу, материалы дела, выслушав ФИО1, прихожу к следующему.
Ввиду того, что единственным документом, достоверно свидетельствующим о получении ФИО1 копии постановления от 13 мая 2022 года, является расписка от 6 июня 2022 года, жалоба подана на судебный участок № 17 Костромского района 16 июня 2022 года, срок на обжалование постановления не пропущен.
В ч. 1 ст. 7.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам, газопроводам либо самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее по тексту - Основные положения) безучетное потребление - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
Этой же нормой дано определение понятию «бездоговорное потребление электрической энергии», т.е. самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, потребление электрической энергии в период приостановления поставки электрической энергии по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии в случаях, предусмотренных Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее - Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии). Бездоговорным потреблением не признается потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках:
в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей;
в период заключения указанного договора в случае обращения потребителя, имеющего намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), за заключением такого договора в случае смены собственника энергопринимающего устройства и в случае заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, до завершения технологического присоединения энергопринимающих устройств при условии соблюдения сроков, установленных для предоставления гарантирующему поставщику заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) (возвращения гарантирующему поставщику подписанного заявителем проекта договора (протокола разногласий, дополнительного соглашения к действующему договору, обеспечивающему продажу заявителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке).
Таким образом, законодатель различает бездоговорное и безучетное потребление электрической энергии и последствия их выявления.
С учетом изложенного, установлению по делу подлежал факт наличия заключенного ФИО1 договора энергоснабжения, потребление им электроэнергии, а при наличии договора - имелись ли факты его нарушения при потреблении электрической энергии.
Вопреки доводам жалобы все имеющие значение для дела обстоятельства мировым судьей при рассмотрении дела установлены, доводам ФИО1, заявленным при рассмотрении дела, дана надлежащая, мотивированная оценка. Вывод мирового судьи об обоснованности привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.19 КоАП РФ мотивирован и сомнений не вызывает.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно п. 71 Основных положений граждане - потребители электрической энергии, за исключением граждан, указанных в пункте 69 настоящего документа, и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, приобретают электрическую энергию на основании договоров энергоснабжения, заключаемых в соответствии с настоящим документом с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией.
Согласно положениям п. 74 Основных положений в случае если гражданин имеет намерение заключить в простой письменной форме договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, то он направляет гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположены энергопринимающие устройства такого гражданина, заявление о заключении соответствующего договора с приложением к нему имеющихся у него на дату направления заявления документов из числа указанных в п. 34 данного документа.
В соответствии с п. 9 Основных положений гарантирующий поставщик обязан заключать договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: (адрес).
В силу п. 167 Основных положений субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
Согласно п. 26 Основных положений в ходе проведения процедур, указанных в п. 25 настоящего документа, сетевая организация выявляет лиц, которые не заключили договоры, обеспечивающие продажу им электрической энергии (мощности), и при этом фактически потребляют электрическую энергию; составляет в установленном настоящим документом порядке акт о неучтенном потреблении электрической энергии; рассчитывает в соответствии с настоящим документом объемы бездоговорного потребления электрической энергии за период, истекший с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
В результате проведения 15 февраля 2022 года сотрудником филиала ПАО «МРСК Центра - «Костромаэнерго» проверки был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии по указанному адресу, о чем составлен акт № 44/1Р/006061.
Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в решении от 13 марта 2019 года № АКПИ18-1288 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца первого пункта 196 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442», нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов "Об электроэнергетике", "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "Об обеспечении единства измерений" не допускают определение объема потребления электрической энергии (мощности) на розничных рынках с использованием приборов учета электрической энергии при отсутствии договора поставки, договора купли-продажи энергетических ресурсов.
Правительство Российской Федерации, осуществляя нормативное регулирование в сфере функционирования розничных рынков электрической энергии в случае бездоговорного потребления электрической энергии, правомерно установило правило определения объема потребления электрической энергии (мощности) на розничных рынках путем применения расчетных способов. При этом наличие у потребителя введенного в установленном порядке в эксплуатацию прибора учета является лишь необходимой предпосылкой для заключения договора энергоснабжения, но не основанием для расчета потребления электрической энергии исходя из показаний этого прибора учета при отсутствии договора энергоснабжения.
Мировым судьей при рассмотрении дела объективно установлено, что в рассматриваемом случае выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, потребление электроэнергии ФИО1 осуществлялось в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, о чем свидетельствует отсутствие не только письменного договора, но и несовершение действий, свидетельствующих о начале фактического потребления им электрической энергии с подтверждением оплаты потребленной электрической энергии.
Вопросы о несогласии с размером задолженности, порядком ее начисления, незаконности отключения от электрической энергии не могут являться предметом проверки по настоящему делу, поскольку не относятся к обстоятельствам, подлежащим установлению по вмененному правонарушению и подлежат выяснению в ином порядке.
Срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Нарушение норм материального или процессуального законодательства, влекущих отмену постановления, не установлено.
Наказание назначено ниже низшего предела, установленного санкцией статьи, с учетом положений ч. 2.2. ст. 4.1 КоАП РФ при наличии к тому достаточных обстоятельств. Наказание не является чрезмерным, отвечает принципам справедливости и соразмерности совершенного деяния назначенному наказанию.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 18 Костромского судебного района Костромской области, и.о. мирового судьи судебного участка № 17 Костромского судебного района Костромской области от 13 мая 2022 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.19 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья А.В.Еськова