Судья Левшина М.Ю. дело №12-1420/2020 Р Е Ш Е Н И Е Резолютивная часть объявлена 19 ноября 2020 года. Мотивированное решение составлено 19 ноября 2020 года. г. Красногорск, Московская область 19 ноября 2020 года Судья Московского областного суда Суханова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника-адвоката ФИО1, действующего в интересах ООО «НХК «Арикон», на постановление Подольского городского суда Московской области от 04 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.16.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Общество с ограниченной ответственностью «НХК «Арикон», У С Т А Н О В И Л: Постановлением Подольского городского суда Московской области от 04 сентября 2020 года юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Нефтехимическая компания «Арикон» (далее – ООО НХК «Арикон», Общество), адрес: <данные изъяты>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей без конфискации предметов административного правонарушения. Не согласившись с вынесенным по делу постановлением, защитник ФИО1, действуя в интересах Общества, его обжаловал, просил отменить, производство по делу прекратить, указывая на отсутствие состава правонарушения, так как ООО «НХК «Арикон» не нарушило требований действующего законодательства при декларировании товара, поскольку товар, задекларированный в декларации на товары (Растворитель Р-4), не подпадает под ограничения, и, соответственно, при его экспорте не требуется никакой разрешительной документации. Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника ФИО1, а также должностного лица ФИО2, суд второй инстанции оснований для отмены или изменения постановления суда не усматривает. Из материалов дела следует, что 22 апреля 2020 года менеджером ООО «НХК «Арикон» ФИО3 с применением электронной формы декларирования на Московский областной таможенный пост Центр электронного декларирования МОТ под таможенную процедуру экспорта («ЭК 10-экспорт») подана декларация на товары (далее ДТ) <данные изъяты>. В соответствии с графой 2 ДТ <данные изъяты> отправителем (экспортером) товара является компания АО «МОСХИМ» по поручению ООО «НХК «Арикон». Получателем товара (графа 8 ДТ) является частное предприятие <данные изъяты> Согласно графам 9, 14 ДТ <данные изъяты> декларантом и лицом, ответственным за финансовое урегулирование, выступало ООО «НХК «Арикон». В графе 31 товара № 1 ДТ <данные изъяты> заявлен товар: Растворитель, представляет собой бесцветную или слегка желтоватую однородную жидкость, предназначенную для удаления ЛКМ, без содержания этилового спирта, производитель: АО «НХК «Арикон», товарный знак Арикон: - Растворитель Р-646, <данные изъяты> - Растворитель Р-4, <данные изъяты>, код по <данные изъяты> В соответствии с графой 18 и 30 ДТ <данные изъяты> данный товар будет отправлен в вагоне <данные изъяты>, местонахождение товара: <данные изъяты> К данной декларации, среди прочих, представлены копии документов: контракт <данные изъяты>, дополнительное соглашение к договору от 20.04.2020, паспорт товаров АО «НХК «Арикон» <данные изъяты> от <данные изъяты>, <данные изъяты> от <данные изъяты>, упаковочный лист <данные изъяты> от <данные изъяты>, сертификат соответствия <данные изъяты> от <данные изъяты>. В отношении заявленной товарной партии произошло срабатывание целевого правоохранительного профиля риска, обязательного к применению: ПР <данные изъяты> (1), мерой по минимизации которого был таможенный досмотр товаров. 23.04.2020 должностным лицом Черноголовского таможенного поста МОТ декларанту направлено уведомление о проведении таможенного досмотра, а также выставлено требование о предъявлении товаров в зону таможенного контроля. Товар, заявленный в ДТ <данные изъяты>, в зону таможенного контроля представлен не был. Согласно письму от 13.12.2019г. №23370-АМ/03 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Растворитель Р-4 по ГОСТ 7827-74, состоит из бутилацетата - 12 %, ацетона 26 %, толуола - 62 %». Таким образом, ООО «НХК» Арикон», при заполнении графы 31 ДТ <данные изъяты>, обязано было указать сведения о процентном составе компонентов растворителей, указанных в ДТ, что указывало бы на наличие либо отсутствие запретов и ограничений. Однако ООО «НХК» АРИКОН» этого не сделало. Принимая во внимание тот факт, что декларантом в графе 31 ДТ <данные изъяты> не был указан состав компонентов Растворителя Р 4, товар заявлен в ДТ неполно, что могло послужить основанием для несоблюдения установленных ограничений. Действия ООО «НХК» «Арикон» должностным лицом и судом первой инстанции квалифицированы по ч.3 ст.16.2 КоАП РФ, предусматривающей ответственность заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. Вина ООО «НХК» Арикон» в совершении вмененного правонарушения как обоснованно и мотивированно указал городской суд, полностью подтверждается материалами дела, в том числе: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; таможенной декларацией с комплексом документов; паспортом товара; актом таможенного досмотра; протоколами допроса свидетелей; протоколом изъятия проб, образцов, а также протоколом осмотра помещений, территории и находящихся там вещей в АО «Мосхим»; протоколом об административном правонарушении; заключением эксперта ЭКС г. Москвы ЦЭКТУ ФТС России № 312411001/0014104 от 08.06.2020 года, согласно которому товар «Растворитель Р4» (согласно маркировке соответствует ГОСТ 7827-74) в действительности превышает процентное соотношение веществ, установленное ГОСТ 7827-74, поскольку суммарное содержание ацетона и толуола в изъятых образцах товаров <данные изъяты> (полученных из бочек с маркировкой Растворитель Р-4, ГОСТ 7827-74) превышает значение 70 %, установленные для толуола, следовательно, образцы товаров <данные изъяты> являются прекурсорами, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации; сведениями о привлекаемом юридическом лице, а также другими доказательствами по делу. Все имеющиеся в деле доказательства, свидетельствующие о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.2 КоАП РФ, соответствуют требованиям ст.26.2 КоАП РФ и не противоречат действующему законодательству. На основании указанной совокупности доказательств городской суд, обоснованно пришел к выводу о виновности ООО «НХК» Арикон» в инкриминируемом ему деянии. Согласно п.п.7 п.1 ст.7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. В соответствии со ст.104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме. Статьей 105 ТК ЕАЭС определено, что декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в предусмотренных настоящим Кодексом, - при таможенном декларировании припасов. В соответствии со ст.106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения: о заявляемой таможенной процедуре; о декларанте, таможенном представителе, отправителе, получателе, продавце и покупателе товаров; о транспортных средствах международной перевозки, а также транспортных средствах, которыми товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории Союза; о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; о товарах: наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость; об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; льготы по уплате таможенных платежей; тарифные преференции; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; курс валют, применяемый для исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с настоящим Кодексом; о сделке с товарами и ее условиях; о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса; о соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру; о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 настоящего Кодекса; о документах, подтверждающих соблюдение законодательства государств - членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы; о лице, заполнившем декларацию на товары, и дата ее составления; иные сведения, определяемые Комиссией. Согласно ст.84 ТК ЕАЭС «Права, обязанности и ответственность декларанта» Декларант вправе: осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции; отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, выданного в соответствии со статьей 17 настоящего Кодекса; присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и (или) образцов товаров; знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и (или) образцов декларируемых им товаров; обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц; привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах; пользоваться иными правами, предусмотренными настоящим Кодексом. Декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом. Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения. Положением о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами, не являющимися членами Евразийского экономического союза установлен порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации (далее - ввоз (вывоз)) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (в том числе отдельно расфасованных и входящих в состав консолидированных грузов, диагностических, лабораторных и иных наборов), внесенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 (далее - перечень), а также в раздел 2.12 перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (приложение № 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 "О мерах нетарифного регулирования" (далее - единый перечень), при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами, не являющимися членами Евразийского экономического союза. Товар, содержащий в своем составе прекурсор или несколько прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в концентрациях, равных или превышающих указанные в Перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, помещение под таможенную процедуру экспорта таких товаров при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами, не являющимися участниками Евразийского экономического союза, осуществляется юридическими лицами на основании разовой лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выданной на основании разрешения Министерства внутренних дел Российской Федерации на право вывоза товаров попадающих в Списки прекурсоров. На основании изложенного, данный товар внесен в раздел 2.12 единого Перечня товаров и к данному товару применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами ТС в рамках ЕвраАзЭс в торговле с третьими странами «Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию ТС допускается на основании лицензии» (Решение коллегии Евразийской экономической комиссии № 30 от 21.04.2015 «О мерах нетарифного регулирования»). В соответствии с таблицей III Постановления Правительства Российской Федерации № 681 от 30.06.1998 «О утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», а также разъяснений к письму ФТС России № 01- 11/6594 от 13.02.2012, смеси, содержащие несколько перечисленных в таблице III списка IV веществ, подлежат контролю, если их суммарная концентрация равна или превышает концентрацию, установленную для одного из веществ, величина которой в таблице имеет наибольшее значение: Ацетон (2 - пропанон) 60 процентов или более; Толуол 70 процентов или более. В соответствии с п. 3, п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации № 181 от 21 марта 2011 года «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»: - п. 3 ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в таблицы II и III списка IV перечня, осуществляется юридическими лицами. Для осуществления ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, внесенных в единый перечень, юридическим лицом (далее - заявитель) должна быть получена разовая лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - разовая лицензия) в порядке, установленном разделом II Правил выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров (приложение к Протоколу «о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, являющемуся приложением № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Для получения разовой лицензии на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, внесенных одновременно в перечень и единый перечень, заявителем должны быть получены: а) разрешение Министерства внутренних дел Российской Федерации на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров (далее разрешение). В соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) таможенное декларирование это заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Согласно п. 4 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения, о товарах: наименование, описание, в том числе для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, а также сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС. В соответствии с п. 29 Решения комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «О форме декларации на товары и порядок ее заполнения» в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» указываются сведения о декларируемом товаре, в том числе необходимые для обеспечения соблюдения запретов и ограничений. Сведения, заявляемые в данной графе, указываются с новой строки с проставлением их порядкового номера. Под номером 1 указываются: наименование (фирменное, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (изготовителе) (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара. В п. 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» указано, что в силу частей 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотренная ими административная ответственность наступает в случае, если заявленные недостоверные, в том числе неполные, сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, неприменения запретов и ограничений. Принимая во внимание тот факт, что декларантом в графе 31 ДТ <данные изъяты> не был указан состав компонентов Растворителя Р 4, товар заявлен в ДТ неполно, что могло послужить основанием для несоблюдения установленных ограничений. Таким образом, в действиях декларанта - ООО «НХК «Арикон» обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившегося в заявлении декларантом недостоверных сведений о товарах, которые послужили основанием для несоблюдения установленных ограничений в отношении декларируемых товаров, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ. Учитывая установленные по делу обстоятельства и вышеприведенные нормы закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии вины ООО НХК «Арикон» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.2 КоАП РФ. Действия Общества по ч.3 ст.16.2 КоАП РФ квалифицированы правильно. Сроки давности привлечения лица к административной ответственности, установленные ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюдены, оснований для прекращения производства по делу в соответствии с требованиями п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, не имеется. Административное наказание ООО НХК «Арикон» назначено с учетом общих правил назначения наказания в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, находится в пределах санкции статьи, мотивировано. Доводы, изложенные защитником Общества в жалобе, сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, поскольку аналогичные доводы были предметом проверки предыдущей судебной инстанции и не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела судом, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в постановлении городского суда, и не влекут его отмену. Вопреки доводам жалобы, в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении городским судом в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, и объективно выяснены фактические обстоятельства дела. В соответствии с требованиями ст.26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее административное правонарушение и виновность указанного лица в совершении административного правонарушения. Принцип презумпции невиновности нарушен не был, бремя доказывания распределено с учетом требований ст.1.5 КоАП РФ. Несогласие заявителя с оценкой, данной судом, представленным в дело доказательствам, и наличие собственного, субъективного взгляда на данный вопрос, не свидетельствует о незаконности принятого по делу судебного постановления. Процессуальных нарушений при рассмотрении дела, влекущих безусловную отмену принятого судом постановления, не имеется. На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, Р Е Ш И Л: Постановление Подольского городского суда Московской области от 04 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.16.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Общество с ограниченной ответственностью «Нефтехимическая компания «Арикон» – оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Судья И.Н. Суханова |