№ 12-1421/2020
Дело № 72-69/2021
РЕШЕНИЕ
г. Курган 10 марта 2021 г.
Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев жалобу публичного акционерного общества «Курганская генерирующая компания» на постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 29 сентября 2020 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 1 декабря 2020 г., вынесенные в его отношении по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 29 сентября 2020 г. публичное акционерное общество «Курганская генерирующая компания» (далее – ПАО «КГК», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 1 декабря 2020 г. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе в Курганский областной суд ПАО «КГК» просит постановление должностного лица и решение судьи отменить. Ссылаясь на постановление мирового судьи судебного участка № 44 судебного района г. Кургана от 23 января 2020 г., которым ПАО «КГК» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагает, что за совершение административного правонарушения – сброс сточных, в том числе дренажных вод, в реку <...> с превышением нормативов допустимого сброса на выпуске в водный объект за период с октября по декабрь 2019 г., Общество привлекается к административной ответственности повторно.
При рассмотрении жалобы представитель ПАО «КГК» ФИО1 на ее доводах настаивала.
Заслушав явившихся, изучив доводы жалобы, представленные с ней материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) установлено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу части 1 статьи 39 данного Федерального закона эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охран окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Статьей 21 указанного Федерального закона определено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов. Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно частям 16 и 22 статьи 1 Федерального закона № 7-ФЗ загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека; нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам относятся водотоки (реки, ручьи, каналы).
Согласно пункту 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных, настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений и сооружений, при этом использующие в процессе своей деятельности водные объекты, в том числе для целей сброса в них сточных вод, обязаны соблюдать установленные в соответствии с федеральными законами нормативы воздействия на водные объекты, а также иные правила водопользования.
Действующим водным законодательством и подзаконными нормативными актами определены условия общего водопользования.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения плановой выездной проверки установлен факт осуществления ПАО «КГК» сброса сточных вод в поверхностный водный объект <...> с водоотводящих сооружений Курганской ТЭЦ ПАО «КГК» с нарушением требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение. Согласно сведениям из федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ПАО «КГК» эксплуатирует объект негативного воздействия на окружающую среду: Курганская ТЭЦ; местонахождение объекта: <...> а, код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 37-0145-000322-П, II категория негативного воздействия, категория риска - высокая, свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 2 января 2017 г. № № В составе данного негативного воздействия на окружающую среду имеется выпуск № 1 сточных вод в водный объект. ПАО «КГК» является водопользователем, осуществляет сброс сточных вод в водный объект <...> с целью продувки цирксистемы с оз. Орлово, а также продувки оборотной системы гидрозолоудаления (ГЗУ 1, 2, 3, 4 очередей) для поддержания необходимого солевого баланса. Тип очистных сооружений – механические. <...> принадлежит бассейну р. Тобол и относится к бассейну р. Обь. Место водопользования отнесено к водохозяйственному участку 14.01.05.003 <...> от впадения р. Уй до г. Кургана). Место выпуска сточных вод расположено в 1,5 км от устья.
Для удаления золы и шлака, образующихся при сжигании угля, на Курганской ТЭЦ имеется система гидрозолоудаления с отводом пульпы по трубопроводам на золоотвал, куда поступают также промливневые стоки предприятия. Золоотвал расположен в 2,2 км на северо-запад от Курганской ТЭЦ. Площадь золоотвала составляет 250,0 га, сооружение разделено на 3 секции: 1А, 1Б, 2. В работе находятся две секции 1Б и 2. Водная часть пульпы (осветлённая вода) с золоотвала через шахтные колодцы самотёком сливается в бассейн-кристаллизатор для дополнительного отстаивания и осветления воды. Площадь бассейна-кристаллизатора составляет 13,5 га, объём 300,0 тыс. куб. м. Часть осветленной отстоем воды после сооружений возвращается в производство (оборотная система водоснабжения грязного цикла), остальной объём очищенной воды через переливной колодец отводится по трубе диаметром 1000 мм через южную часть проточного болота Островское в р. Черная. Река Черная, в которую производит сбросы сточных, в том числе дренажных, вод ПАО «КГК», является левым притоком реки Тобол и впадает в него ниже города Кургана.
Использование водного объекта р. Черная с целью сброса сточных вод от Курганской ТЭЦ в период с сентября 2018 г. и на момент проведения проверки осуществляется ПАО «КГК» на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 24 сентября 2018 г. № №, выданного Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, срок действия с 24 сентября 2018 г. по 15 июня 2021 г. Разрешением № на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 16 июля 2018 г., выданным Департаментом Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу, Обществу установлены концентрации загрязняющих веществ в пределах норматива допустимых сбросов, допустимые к сбросу в водный объект.
Из представленных ПАО «КГК» отчетов по анализам среднемесячных данных исходной и сточных вод Курганской ТЭЦ, протоколов результатов количественного химического анализа воды, полученных в результате проведения производственного лабораторного контроля за качеством сточных вод на выпуске в р. Черную и их влиянием на поверхностный водный объект следует, что в результате сточных вод с очистных сооружений Общества в поверхностный водный объект имеются превышения концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод при сравнении с допустимой концентрацией загрязняющих веществ на выпуске сточных вод, установленной Разрешением № 1003 (К) на сброс веществ исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 16 июля 2018 г., что подтверждается Сведениями, полученными в результате учета объёма сброса сточных вод (объёма забора воды), и их качества согласно приказу Минприроды России от 8 июля 2009 г. № 205 по форме 3.2, 3.3.
Превышение в 2019 - 2020 гг. отмечается по следующим загрязняющим веществам: в октябре 2019 года - по взвешенным веществам в 1,1 раз, сульфат-иону в 1,7 раз, меди в 13,2 раза; в ноябре 2019 года - по сульфат-иону в 1,7 раз, меди в 11,1 раз; в декабре 2019 года - по железу в 1,6 раза, сульфат-иону в 1,7 раза, фторидам 1,2 раза, меди в 13,2 раза; в январе 2020 года - по сульфат-иону в 1,5 раза, меди в 10,3 раза; мышьяку в 2,1 раза; в феврале 2020 года - по сульфат-иону в 1,7 раза, меди в 10,3 раза; мышьяку в 2,4 раза; в марте 2020 года - по сульфат-иону в 1,6 раза, меди в 1,6 раза; мышьяку в 2,5 раза; в апреле 2020 года - по сульфат-иону в 1,6 раза, меди в 9,3 раза; мышьяку в 1,8 раза; в мае 2020 года - по сульфат-иону в 1,7 раза, меди в 10,7 раза.
Кроме того, превышения концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод на выпуске в р. Черную также ранее были зафиксированы с января по май и с октября по декабрь 2018 г., а также в период с января по май 2019 г.
Согласно отчету по форме статистической отчётности № 2-ТП (водхоз) за 2019 г. ПАО «КГК» в р. Черная в 2019 г. сброшено недостаточно очищенных сточных вод в объёме 1226,89 тыс. м /год. По представленной ПАО «КГК» информации «Ведомость учёта расхода воды на КТЭЦ» за 1,2 квартал 2020 года, объем сточных вод, отведенных ПАО «КГК» в р. Черная составил 632,454 тыс. м.
Таким образом, ПАО «КГК» на протяжении длительного времени не обеспечивает требуемого качества очистки сточных вод при сбросе в водный объект р. Черная.
В рамках плановой проверки, по заявке Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Курганской области была проведена проверка выполнения ПАО «КГК» производственного экологического контроля в области использования и охраны водных объектов. Согласно экспертному заключению по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 24 августа 2020 г. исх. № 623 установлено, что производственный экологический контроль проводится в соответствии с программой ПЭК, осуществляется ПАО «КГК» Курганская ТЭЦ – химической лабораторией химического цеха Курганской ТЭЦ ПАО «КГК» (аттестат аккредитации испытательной лаборатории № № выдан Федеральной службой по аккредитации) и филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Курганской области (аттестат аккредитации испытательной лаборатории № № выдан Федеральной службой по аккредитации).
Для проведения оценки соблюдения результатов производственного контроля за 2019 год в области охраны и использования водных объектов на основании представленных протоколов результатов количественного химического анализа сточной воды на выпуске в р. Черная был проведен сравнительный анализ удержания загрязняющих веществ с установленными нормативами допустимого сброса (Разрешение № 1003 (К) на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 16 июля 2018 г.). На основании этих данных и с использованием ГОСТ Р 57554-2017 «Охрана природы. Гидросфера. Учет показателей точности измерений контролируемых показателей при оценке соответствия качества воды установленным требованиям» сделаны следующие выводы:
- в пробах воды на выпуске в р. Черная в 2019 г. отмечены превышения нормативов ДС по меди в октябре в 13,2 раза, в ноябре в 11,1 раза, в декабре в 13,2 раза;
- в пробах воды на выпуске в р. Черная в 2019 г. с риском незначительной ошибки(<2,5%, согласно ГОСТ Р 57554 2017) принимаются заключения о несоответствии качества воды по следующим загрязняющим веществам: по сульфат-аниону (превышение норматива ДС в октябре в 1,7 раза, в ноябре в 1,7 раза, в декабре в 1,7 раза), по железу (превышение норматива ДС в декабре в 1,6 раза).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ПАО «КГК» к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ПАО «КГК» административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 15 сентября 2020 г., приказом Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 742 от 22 июля 2020 г. о проведении плановой проверки, актом проверки № 355 от 26 августа 2020 г., Решением о предоставлении водного объекта в пользование от 24 сентября 2018 г. № №, Разрешением № № на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов водные объекты от 16 июля 2018 г., графиком контроля природной и сточной воды на 2018-2021 гг. Курганской ТЭЦ ПАО «КГК», отчётами по анализам среднемесячных данных исходной и сточных вод Курганской ТЭЦ, сведениями, полученными в результате учета объема сброса сточных вод (объема забора воды), и их качества, копиями протоколов результатов количественного химического анализа воды полученных в результате проведения производственного лабораторного контроля за 2020 годы, экспертным заключением по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 24 августа 2020 г. исх. № 623, планами водоохранных мероприятий р. Черная на 2019, 2020 гг. с информацией о выполнении условий использования водного объекта и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо существенных противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судьи городского суда о доказанности вины ПАО «КГК» в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из указанных положений, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем доказательств того, что ПАО «КГК» были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в материалах дела не содержится.
Установив все обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для его разрешения, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ПАО «КГК» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судьи о виновности ПАО «КГК» в совершении данного административного правонарушения в полной мере мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что Общество привлекается к административной ответственности повторно, не влияет на законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку ранее Общество привлекалось к административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ПАО «КГК» в соответствии с санкцией части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и является справедливым.
В целом доводы, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения и оценки судьи городского суда, не влияют на правильность выводов судьи и по существу сводятся к переоценке уже оцененных судьей доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, по делу не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта не усматривается.
При подаче жалобы ПАО «КГК» была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 (три тысячи) рублей, что подтверждается платежным поручением № 402 от 20 января 2021 г.
В соответствии с частью 5 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае: возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами.
Таким образом, государственная пошлина, уплаченная за подачу жалобы, подлежит возврату.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 29 сентября 2020 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 1 декабря 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО «КГК» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Государственную пошлину за подачу жалобы в сумме 3 000 (три тысячи) рублей, уплаченную 20 января 2021 г. через Западно-Сибирское отделение № 8647 ПАО Сбербанк плательщиком ПАО «КГК» получателю УФК по Курганской области (ИФНС России по г. Кургану) по платежному поручению № 402 от 20 января 2021 г. – возвратить публичному акционерному обществу «Курганская генерирующая компания».
Судья С.Н. Менщиков