Дело № 12 –1424/2017 07.12.2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Свердловского районного суда г. Перми Кочегарова Д.Ф.,
при секретаре Трошевой С.С.,
с участием представителя АО «Объединенные газопромышленные технологии «Искра-Авиагаз» по доверенности ФИО2, представителя Управления Росприроднадзора по <адрес> по доверенности ФИО3, рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> в помещении суда по адресу: <адрес>, дело об административном правонарушении по жалобе АО «Объединенные газопромышленные технологии «Искра-Авиагаз» на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. о привлечении АО «Искра-Авиагаз» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л а:
Постановлением старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ юридическое лицо акционерное общество «Искра-Авиагаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере -ФИО6-
В постановлении указано, что в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении АО «Искра-Авигаз», проводимой в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении плановой, выезд¬ной, документарной проверки», установлено следующее.
АО «Искра-Авигаз» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, дата присвоения ОГРН ДД.ММ.ГГГГ за номером №
Устав АО «Искра-Авигаз» утвержден решением общего собрания акционеров (протокол вне очередного общего собрания акционеров от ДД.ММ.ГГГГ).
Цель деятельности АО «Искра-Авигаз» - извлечение прибыли.
Основными видами деятельности АО «Искра-Авигаз» согласно Уставу являются:
- разработка, испытание, внедрение в производство, производство, модернизация и реконструкция, монтаж, пуско-наладочные работы, ремонт и обслуживание газотурбинных промышленных агрегатов (газоперекачивающие агрегаты, электростанции) на базе газотурбинных приводов авиационных двигателей);
- координация деятельности предприятий, осуществляющих разработку и производство газотурбинных промышленных агрегатов и газотурбинных приводов к ним;
- координация деятельности заказчиков, разработчиков и производителей газотурбинных промышленных агрегатов и газотурбинных приводов к ним и др.
Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица АО «Искра-Авигаз» является -ДОЛЖНОСТЬ-ФИО4 (приказ о вступлении в должность № от ДД.ММ.ГГГГ).
В результате производственной деятельности предприятия АО «Искра-Авигаз» образуются отходы. АО «Искра-Авигаз» получен документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Лимиты на размещение отходов установлены на период с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с отчетом 2-ТП (отходы) за ДД.ММ.ГГГГ у АО «Искра-Авигаз» в ДД.ММ.ГГГГ передано на размещение: спецодежда из хлопчатобумажного и смешанных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненная в количестве 1,095 тонн (при установленном лимите на размещения отхода - 0,21 т); обрезь натуральной чистой древесины в количестве 9,908 тонн (при установленном лимите - 4,125 т); отходы упаковочного картона в количестве 14,4 т (при установленном лимите - 3 т).
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ.
В жалобе заявитель просит постановление отменить, а производство по делу прекратить, указав, что АО «Искра-Авигаз» с целью выполнения своих обязательств по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления осуществляет различные мероприятия, в том числе: ДД.ММ.ГГГГ утвердило Программу производственного экологического контроля, включающую контроль в области обращения с отходами производства и потребления; получило документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от ДД.ММ.ГГГГ№ на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выполняет учет отходов, передачу отходов в лицензированные предприятия для транспортировки, утилизации или размещения или переработки; ДД.ММ.ГГГГ представило отчет по форме № 2-ТП (отходы) с указанием сведений об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за ДД.ММ.ГГГГ. АО «Искра-Авигаз» и его руководитель приняли все зависящие от него меры по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Согласно документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от ДД.ММ.ГГГГ№ на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, лимит на размещение отходов производства и потребления на ДД.ММ.ГГГГ составлял 91,023 т. При этом, АО «Искра-Авигаз» разместило отходы в количестве 28,252 т. Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ общее количество лимита отходов АО «Искра-Авигаз» не было превышено и было значительно ниже утвержденных лимитов. Все отходы были отнесены к низким классам опасности - IV и V классам опасности. Действия АО «Искра-Авигаз» по размещению отходов не могли привести и не привели к наступлению каких-либо неблагоприятных последствий для окружающей среды. Полагают, что указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии события/состава административного правонарушения. Кроме того, фактически действия АО «Искра-Авигаз» не могли привести и не привели к наступлению каких-либо неблагоприятных последствий для окружающей среды. Таким образом, нарушение имело несущественный характер. Правонарушение, указанное в протоколе об административных правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№, не нанесло вреда и неблагоприятных последствий, не представляло угрозы охраняемым общественным отношениям и существенного нарушения общественных отношений в области охраны окружающей среды. Полагают, что данное правонарушение может быть отнесено к категории малозначительных. Постановление о привлечении к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ№ подлежит отмене.
В судебном заседании защитник юридического лица на доводах жалобы настаивал, просил жалобу удовлетворить, приобщив к материалам дела дополнительные письменные пояснения. Указав, что постановление подлежит отмене, а дело прекращению.
В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по <адрес> по доверенности ФИО3 возражала против доводов жалобы, просила в удовлетворении отказать, указав, что при рассмотрении административного дела в отношении Общества были учтены все обстоятельства дела.
Изучив материалы административного дела, материалы к постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ., представленные государственной инспекцией РФ по охране природы по <адрес>, пояснения участников процесса, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Согласно ч.2 ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: в том числе соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г. в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Нормативы допустимого воздействия, на окружающую среду, должны, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды, с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г. нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях, предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с п.3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лимит на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Таким образом, при установлении превышения допустимого воздействия на окружающую среду, необходимо руководствоваться установленным лимитом на размещение отхода.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;
Согласно п. 9 ст. 18 вышеуказанного закона при нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Вина АО «Искра-Авиагаз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается: протоколом об административном правонарушении №/ЕС от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении мероприятий по устранению нарушений, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение №, отчётностью по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещения отходов производства и потребления» за ДД.ММ.ГГГГ., объяснениями ведущего инженера по ОТиПБ ФИО5, пояснениями по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Исследованными доказательствами установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. в 17 часов 00 минут при проведении плановой выездной, документарной проверки Согласно Отчетам 2-ТП (отходы) у АО «Искра-Авигаз» в ДД.ММ.ГГГГ превышены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение по следующим видам отходов: АО «Искра-Авигаз» в ДД.ММ.ГГГГ передано на размещение спецодежда из хлопчатобумажного и смешанных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненная в количестве 1,095 тонн (при установленном лимите на размещение отхода - 0,21 т); обрезь натуральной чистой древесины в количестве 9,908 тонн (при установленном лимите - 4,125 т); отходы упаковочного картона в количестве 14,4 т (при установленном лимите - 3 т).
Довод защитника о прекращении производства по ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с тем, что АО «Искра-Авигаз» и его руководителем проведены мероприятия по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и не причинения вреда и каких-либо иных неблагоприятных последствий в области охраны окружающей среды опровергается материалами дела.
Представленные в деле доказательства получены с соблюдением требований статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются достаточными и допустимыми.
Оценив представленные в дело доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо пришел к обоснованному выводу о доказанности виновности АО «Искра-Авигаз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в дело не представлены.
Нельзя согласиться с содержащимися в жалобе утверждениями о том, что совершенное АО «Искра-Авигаз» правонарушение является малозначительным.
В силу положений ст. 2.9 КоАП РФ малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью социальной опасности деяния, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Требования экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления направлены на охрану и защиту окружающей среды и граждан, создание условий для их безопасной жизнедеятельности и сохранение природных ресурсов, и являются обязательными для исполнения.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, не относящихся к элементам состава правонарушения, а в возможности наступления иных неблагоприятных последствий, а также в не должной мере ответственном отношении лица к исполнению своих обязанностей в сфере экологической безопасности.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания совершенного АО «Искра-Авигаз» правонарушения малозначительным.
Довод представителя Общества о нарушения порядка привлечения к административной ответственности, судьей во внимание не принимается в силу следующих обстоятельств.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении рассмотрено надлежащим должностным лицом - старшим государственным инспектором <адрес> в области охраны окружающей среды в рамках его должностных полномочий.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что жалоба АО «Искра-Авигаз» удовлетворению не подлежит, постановление должностным лицом от ДД.ММ.ГГГГ. вынесено законно, обоснованно, с соблюдением требований норм КоАП Российской Федерации и оснований для его отмены и изменения по доводам жалобы не имеется.
Постановление вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.10, 26.1 КоАП Российской Федерации, является законным, обоснованным, с указанием мотивов принятого решения. Действия АО «Искра-Авиагаз» правильно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП Российской Федерации, поскольку Обществом нарушены требования ч.2 ст. 11, ч.2 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. п.1 ст. 22, п.1 ст.24, п.1 ст.29 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», что представляет реальную угрозу для жизни и здоровья населения и для окружающей среды.
Наказание АО «Искра-Авиагаз» назначено в пределах санкции ст. 8.2 КоАП Российской Федерации в соответствии с требованием ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП Российской Федерации.
Назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению обязанностей по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.
Других оснований для отмены и изменения постановления не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч.1 п. 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья
Р Е Ш И Л А:
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№, вынесенное старшим государственным инспектором <адрес> в области охраны окружающей среды ФИО1 оставить без изменения, жалобу АО «Объединенные газопромышленные технологии «Искра-Авиагаз» – без удовлетворения.
Решение в 10 дней со дня получения копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья: Д.Ф. Кочегарова