Дело № 12-53/2017
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
18 января 2017 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Архипова Н.В.,
рассмотрев жалобу ------Доброхотова В.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - начальника отдела товарных рынков ФИО3----- от дата,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - начальника отдела товарных рынков ФИО3----- от дата------ Доброхотов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере ------.
Копия постановления получена Доброхотовым В.А. дата
Не согласившись с данным постановлением, Доброхотов В.А. подал на него жалобу, в которой просит отменить постановление, производство прекратить по следующим основаниям. Учитывая неопределенность выданного предписания дата по делу ----- в отношении перечня маршрутов, по которым необходимо провести конкурсы, ------ в письме от дата----- попросило разъяснить на какие лоты необходимо провести конкурсы в целях исполнения предписания. Письмом от дата----- Чувашское УФАС России указало на необходимость проведения конкурсов без указания перечня маршрутов, на которые необходимо провести конкурсы в целях исполнения предписания. Письмом от дата----------- повторно уведомило Чувашское УФАС России об исполнении предписания от дата по всем межмуниципальным маршрутам, по которым истек срок действия договоров на дату вынесения предписания дата с приложением итоговых протоколов. Протокол об административном правонарушении содержит существенные недостатки, поскольку обстоятельства правонарушения в нем не описаны, из описанного в протоколе существа нарушения не представляется возможным установить, на какие конкретно маршруты не проведен конкурс и какое конкретно предписание не исполнено: предписание от дата или предписание, по которому установлен новый срок на основании определения от дата. Между тем, названные обстоятельства относятся к событию административного правонарушения и их отсутствие свидетельствует о том, что событие в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано, что нарушает право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, и противоречит требованиям ч.2 ст.28.2 КоАП РФ. Без указания в протоколе об административном правонарушении конкретных действий лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, невозможно сделать вывод о наличии его вины в совершении административного правонарушения. При таких обстоятельствах, поскольку предписание от дата по делу ----- конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить ------, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения, не содержит; в протоколе об административном правонарушении конкретные действия лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, не указаны; в свою очередь, ------ неоднократно сообщало об исполнении предписания в полном объеме; считает, что постановление принято с существенными нарушениями процессуальных требований, поскольку в его действиях отсутствуют событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2.6 ст.19.5 КоАП РФ. Кроме того, считает, что не является субъектом инкриминированного ему административного правонарушения и не подлежит привлечению к административной ответственности по ч.2.6 ст.19.5 КоАП РФ. Об этих обстоятельствах он сообщал в письме от дата----- в соответствии с уведомлением о приглашении на составление протокола от дата-----, а также его представитель сообщил в возражениях к протоколу, однако, в постановлении об административном правонарушении оценка данным обстоятельствам не дана. В письме от дата----------- просило уточнить, на какие маршруты необходимо провести конкурсы во исполнение предписания от дата и указало, что учитывая вступившие с дата в законную силу положения Федерального закона № 220-ФЗ, проведение конкурсов на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом во исполнение предписания по делу -----, противоречит Федеральному закону № 220-ФЗ. Более того, предметом конкурса является не только право на перевозки, а заключение долгосрочного договора сроком на ------, содержащего обязанности перевозчика, выигравшего конкурс. Предложив заключить договор путем проведения конкурса в целях исполнения предписания, ------ берет на себя обязательство заключить договор сроком на 5 лет на предусмотренных в нем условиях, причем сам договор является частью конкурсной документации. Однако данное обязательство утратило силу в соответствии с пунктом 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которые ни одна из сторон не отвечает. В частности, одним из таких обстоятельств является прекращение обязательства в результате издания акта государственного органа (п.1 ст.417 ГК РФ). Учитывая вышеизложенные обстоятельства, было отмечено, что в настоящее время предписание Чувашского УФАС по делу ----- утратило признаки исполнимости. дата на совещании при министре транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики с участием представителей Общественного совета при Минтрансе Чувашии принято решение о необходимости направления ------ ходатайства в Чувашское УФАС об отмене предписания по делу ----- в связи с невозможностью его исполнения, учитывая вступление в силу с дата положений Федерального закона № 220-ФЗ. Несмотря на вышеуказанные обстоятельства в отношении него было возбуждено дело об административном правонарушении. Считает, что совокупность перечисленных выше обстоятельств не позволяет сделать однозначный вывод о наличии в его действиях вины. При составлении протокола приведенные выше обстоятельства должным образом не проверены, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ.
В судебное заседание, назначенное на дата, Доброхотов В.А. не явился. Принимая во внимание, что он был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, судья приходит к выводу о возможности рассмотрения дела по существу в отсутствие правонарушителя.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ч.1 ст.51 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.
Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения. Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства (ч.4 ст.51).
В соответствии с ч.2 ст.51 указанного федерального закона неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность.
Согласно ч.2.6 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Статья 23 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" содержит перечень видов предписаний, которые могут быть выданы антимонопольным органом по делам о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании решения Комиссии Чувашского УФАС России от дата по делу ------АМЗ-2003 Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики выдано предписание от дата в срок до дата прекратить нарушение части 1статьи 15 Федерального закона от дата № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в бездействии по проведению конкурсов на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа, организовав проведение конкурсов на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок по всем межмуниципальным маршрутам, по которым истек срок действия договоров на дату вынесения предписания. Об исполнении предписания надлежало сообщить в Чувашское УФАС России в срок до дата с представлением письменных доказательств.
Заявление Минтранса Чувашии об оспаривании вышеуказанных решения и предписания принято Арбитражным судом Чувашской Республики к рассмотрению дата
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от дата по делу № ----- решение Арбитражного суда Чувашской Республики от дата по делу № ----- оставлено без изменения, апелляционная жалоба Минтранса Чувашии - без удовлетворения.
Чувашское УФАС России письмом от дата----- направило напоминание о том, что ------ во исполнение предписания от дата по делу ----- обязан провести конкурс на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок по всем межмуниципальным маршрутам, по которым истек срок действия договоров.
Данным письмом с учетом приостановления срока исполнения предписания и вступления решения арбитражного суда в законную силу (с дата по дата), Чувашское УФАС России просило в срок до дата представить информацию об исполнении предписания от дата по делу ----- и предупредило об административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа, предусмотренной ч.2 ст.19.5 КоАП РФ.
------ письмом от дата----- представил информацию о том, что ------ проведено ------ открытых конкурсов на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на ------ по ------ межмуниципальным маршрутам, по результатам которых заключено ------ договоров. Кроме того, ------ заключены с перевозчиками краткосрочные договоры на период до проведения конкурса. Сообщило, что конкурсы проводятся в соответствии с планом-графиком, согласно которому провести конкурсы по всем межмуниципальным маршрутам планируется до дата г..
В связи с тем, что информации по конкретным маршрутам, по которым проведены конкурсы, ------ не представил, Чувашское УФАС России повторно письмом от дата----- обратилось в ------ и просило представить информацию по всем маршрутам, по которым истек срок действия договоров на дату вынесения предписания дата
------ письмом от дата----- представил информацию о том, что по маршрутам с истекшим сроком действия договоров, заключены краткосрочные договоры. Информация о проведении конкурсов по маршрутам не была представлена.
За невыполнение в установленный срок предписания от дата по делу ----- заместитель ------ФИО4 был привлечен к административной ответственности, в отношении данного лица вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении ----- от дата
В связи с этим, определением Комиссии Чувашского УФАС России от дата были установлены новые сроки исполнения предписания от дата-----. ------ в срок до дата надлежало исполнить предписание от дата по делу ----- и до дата проинформировать Чувашское УФАС России об исполнении предписания.
Письмом от дата----------- направлена информация об объявлении конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок приказом от дата----- во исполнение вышеуказанного предписания по всем межмуниципальным маршрутам, по которым истек срок действия договоров на дату вынесения предписания дата.
------ письмом от дата----- сообщило, что в соответствии с предписанием от дата по делу ----- приказом от дата----- объявлен открытый конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам, по которым истек срок действия договоров с перевозчиками. Информация о проведении открытого конкурса размещена на официальном сайте Минтранса Чувашии.
Проведенная проверка исполнения предписания показала, что на сайте Минтранса Чувашии ------ размещена информация о проводимом во исполнение предписания конкурсе. На конкурс выставлен ------ (маршрут). Заявки предоставляются в сроки: на лоты с дата до дата; на лоты с дата по дата; на лоты с дата до дата; на лоты с дата до дата; на лоты с дата до дата; на лоты с дата до дата; на лоты с дата до дата; на лоты с дата до дата.
Конкурс проводится в сроки: на лоты с дата - дата; на лоты с дата - дата; на лоты с дата - дата; на лоты с дата - дата; на лоты с дата - дата; на лоты с дата - дата; на лоты с дата - дата; на лоты с дата - дата.
Конкурс, объявленный ------ приказом дата-----, не завершен в связи с обжалованием перевозчиками конкурсных процедур в антимонопольный орган и обжалованием ------ решения и предписания Чувашского УФАС России по делу ----- о признании в действиях организатора конкурса нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В установленные до дата сроки конкурс ------ не проведен.
В связи с привлечением заместителя ------ФИО4 к административной ответственности за неисполнение в срок предписания на основании части 7 ст.51 Федерального закона от дата № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определением Комиссии Чувашского УФАС России от дата были установлены новые сроки исполнения предписания от дата по делу -----.
Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики в срок до дата исполнить предписание от дата и до дата проинформировать Чувашское УФАС России об исполнении предписания по каждому маршруту, по которому истек срок договора на дату вынесения предписания дата
В установленные до дата сроки конкурс в соответствии с предписанием от дата по делу ----------- не проведен.
В связи с привлечением заместителя ------ФИО4 к административной ответственности за неисполнение в срок предписания на основании части 7 ст.51 Федерального закона от дата № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определением Комиссии Чувашского УФАС России от дата были установлены новые сроки исполнения предписания от дата по делу -----.
Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики в срок до дата исполнить предписание от дата и до дата проинформировать Чувашское УФАС России об исполнении предписания по каждому маршруту, по которому истек срок договора на дату вынесения предписания.
Письмом от дата----------- сообщил, что во исполнение предписания Министерством организовано проведение конкурсов.
Письмом от дата----- Чувашское УФАС России сообщило ------, что во исполнение предписания Минтрансу необходимо не только объявить и организовать проведение конкурсов, но и реально и фактически его провести. Указанным письмом Чувашское УФАС России сообщило о том, что не считает объявление конкурса исполнением предписания.
В установленные сроки конкурс ------ не проведен. Информация о проведении конкурса во исполнение предписания Чувашского УФАС России в установленные сроки не представлена.
Заместитель ------ФИО4 привлечен к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания, ему назначено наказание в виде штрафа.
Определением от дата----- Комиссия установила новые сроки исполнения предписания от дата - до дата, и до дата проинформировать Чувашское УФАС России об исполнении предписания по каждому маршруту, по которому истек срок договора на дату вынесения предписания.
Письмом от дата----- (вх. Управления от дата-----) Министерство просило разъяснить о возможности проведения конкурсных процедур, не нарушая положений Федерального закона № 220-ФЗ.
Письмом от дата----- Управление сообщило о том, что Федеральный закон № 220-ФЗ не содержит требования об отмене объявленных конкурсов, не отменяет конкурсного порядка привлечения перевозчиков для работы на маршрутах в соответствии с действующими нормативными актами, а необходимость приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона не препятствует проведению конкурсов.
Письмом от дата----- Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (вх. Управления от дата-----) сообщило, что конкурс на лоты №----- на межмуниципальные маршруты, по которым истек срок действия договоров на дату вынесения предписания - дата, организован и проведен дата (лоты №-----), дата (лоты №-----).
Ссылаясь на то, что информация о проведении конкурсных процедур по каждому маршруту, по которому истек срок договора на дату вынесения предписания, Министерством в адрес Управления не представлена, должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - начальником отдела контроля органов власти ФИО5 в отношении ------ Доброхотова В.А. дата составлен протокол ----- об административном правонарушении.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - начальника отдела товарных рынков ФИО3----- от дата------ Доброхотов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере ------.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст.26.11 КоАП РФ).
Вопреки доводам жалобы, протокол----- об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.6 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица Доброхотова В.А. составлен по факту невыполнения предписания от дата по делу -----, с учетом установленного срока - до дата исполнить предписание, до дата проинформировать Чувашское УФАС России об исполнении предписания. То есть в протоколе указано время совершения - дата.
Довод жалобы о том, что предписание от дата по делу ----- конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить ------, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения, не содержит, не состоятелен, поскольку факт законности предписания антимонопольного органа установлен вступившим с силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики от дата по делу № -----, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от дата по делу № -----.
Выводы о наличии вины Доброхотова В.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2.6 ст.19.5 КоАП РФ, должностное лицо обосновало тем, что определением от дата----- Комиссия установила новые сроки исполнения предписания от дата - до дата, и до дата возложила обязанность проинформировать Чувашское УФАС России об исполнении предписания по каждому маршруту, по которому истек срок договора на дату вынесения предписания. Информация о проведении конкурсных процедур по каждому маршруту, по которому истек срок договора на дату вынесения предписания, Министерством в адрес Управления не представлена.
Вместе с тем, должностное лицо не дало какой-либо оценки доводам Доброхотова В.А., его защитника о том, что письмами от дата-----, от дата-----, от дата----------- уведомило УФАС по ЧР об исполнении предписания от дата по делу -----, а именно об организации и проведении конкурса по всем межмуниципальным маршрутам, по которым истек срок действия договоров, на дату вынесения предписания дата с приложением копий итоговых протоколов.
Таким образом, доводы, изложенные в жалобе, заслуживают внимания, т.е. должностным лицом не выполнены требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, судья находит постановление по делу об административном правонарушении подлежащим отмене в связи с существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья может вынести решение, в том числе об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Учитывая, что срок давности привлечения юридического лица за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2.6 ст.19.5 КоАП РФ, не истек.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица ----- от дата подлежит отмене, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - начальника отдела товарных рынков ФИО3----- от дата, которым ------Доброхотов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере ------, отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Н.В. Архипова
Мотивированное решение составлено 20 января 2017 г.