ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1424/2021 от 14.03.2022 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 12-160/2022 (12-1424/2021;) 14.03.2022

59RS0007-01-2021-011671-83

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Свердловского районного суда г. Перми Кочегарова Д.Ф.,

при секретаре Наркевич Я.А.,

с участием защитников по доверенности ФИО1, ФИО2, представителя государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края по доверенности ФИО3, рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...> административное дело по жалобе генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ФИО4 на постановление о назначении административного наказания старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды ФИО5 № 578 от 08.12.2021,

у с т а н о в и л а:

Постановлением о назначении административного наказания старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды ФИО5 № 578 от 08.12.2021, Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ФИО4 подала жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, вследствие недоказанности обстоятельств.

В обоснование своих требований, указав, что в соответствии с приказом № 36-01-05-217 от 20.09.2021г., в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора, контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе, в отношении ООО «<данные изъяты>» (далее Завод <данные изъяты>) (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>) свидетельство HBOC № <данные изъяты> от 2017-05-30, код П), проводилась плановая проверка в период с 18.10.2021г. по 29.10.2021г.

С целью обеспечения мероприятий по охране атмосферного воздуха, Завод <данные изъяты> установил два фильтра силосных, производства фирмы «<данные изъяты>».

Эксплуатация ГОУ осуществляется без нарушений действующего законодательства.

Технические характеристики фильтров, указанные производителем, не предусматривают проведений лабораторных измерений. Выездная лаборатория Государственной инспекции подтвердила невозможность проведения замеров на оборудовании и провела отбор проб атмосферного воздуха на границе промышленной площадки с наветренной и подветренной сторон (протокол от 19.10.2021г).

При проверке запрашивалась информация в письме № 382 от 18.11.2021г. о методике проведения замеров и соответствии оборудования требованиям технического регламента, поэтому Государственному инспектору по экологии и природопользованию Пермского края была представлена документация от продавца ООО «<данные изъяты>».

В предписании № 113 от 29.10.2021г указано эксплуатация ПГОО, осуществляется с нарушением требований Правил эксплуатации № 498.

В Постановлении о назначении административного наказания № 578 от 08.12.2021г ситуация прояснилась.

Паспорта (Руководство по эксплуатации) разработанные в ООО «<данные изъяты>»; Паспорта на ГОУ №1 и ГОУ № 2, разработанные Заводом ЖБИ с их техническими характеристиками местом и датой установки, принципами и порядком работы, сроками проведения технического обслуживания, журнал проведения мероприятий в рамках технического обслуживания с реестром учета, график планового предупредительного ремонта (далее ППР), программа технического обслуживания, руководство по эксплуатации, приказ о назначении лиц ответственных за исправное состояние и эксплуатацию ГОУ, а так же акт ввода оборудования в эксплуатацию прилагался.

В письме исх. 272 от 22.11.21г отражено, что фильтры имеют сертификаты (Декларацию соответствия), регистрационный номер декларации соответствия: ЕАЭС N RU-Д- CN.PA01.B90786/21, дата регистрации 06.04.2021.

В связи с чем, заявитель считает, что эксплуатация ГОУ осуществляется без нарушений действующего законодательства.

В судебном заседании защитники на доводах жалобы наставали, просили удовлетворить.

В судебном заседании представитель государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края с доводами жалобы не согласилась, указав, что постановление вынесено законно, извещение о месте и дате составлении протокола, в последующем извещение о рассмотрении протокола об административном правонарушении вручено представителю по доверенности.

Судья, выслушав пояснения защитников, представителя государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, изучив материалы дела, дело об административном правонарушении в отношении Завода <данные изъяты>, приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу положений статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (здесь и далее нормы приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "ЧОМЗ" к административной ответственности) юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (часть 2 статьи 25 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"). В соответствии с требованиями статьи 16.1 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природы России от 15.09.2017 года N 498 утверждены Правила эксплуатации установок очистки газа. В силу требований пункта 32 указанных Правил, паспорт ГОУ должен содержать: регистрационный номер установки очистки газа (далее - ГОУ) в реестре ГОУ; информацию о ГОУ, в том числе наименование, тип и назначение, сведения об изготовителе ГОУ, о месте установки ГОУ и дате начала эксплуатации; наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих эксплуатацию ГОУ; сведения о должностном лице, ответственном за эксплуатацию ГОУ, в том числе должность, фамилия, имя, отчество (при наличии); схемы устройства ГОУ и наиболее важных узлов (блоков), входящих в состав газоочистной установки, включая схемы размещения и характеристики контрольно-измерительных приборов и автоматических средств управления (далее - КИП и автоматики), схемы размещения и характеристики мест отбора проб, оборудования для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ; технические характеристики ГОУ, включая производительность, перечень обезвреживаемых вредных (загрязняющих) веществ и эффективность работы ГОУ по каждому загрязняющему веществу, показатели температуры, давления, влажности газовоздушной смеси на входе в ГОУ и на выходе из ГОУ, эффективность работы ГОУ, объем водопотребления, перечень и объемы потребления топливно-энергетических ресурсов, перечень и объемы основных и вспомогательных материалов, типы и объемы очистных катализаторов, объем и характеристики образующихся отходов, сточных вод при их образовании в процессе очистки и (или) обезвреживания выбросов; показатели работы ГОУ, подлежащие контролю при проверках работы данного вида и типа ГОУ.

Согласно материалам дела, Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края (далее - Инспекция) на основании приказа от 20.09.2021 № 36-01-05-217 «О проведении плановой документарной, выездной проверки» была проведена плановая выездная документарная проверка в отношении ООО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, Объект НВ П, II категория негативного воздействия на окружающую среду.

В период с 18.10.2021 по 29.10.2021 года на основании приказа 20.09.2021 № 36-01-05-217 проведена плановая проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении деятельности по производству железобетона и изделий из него ООО «<данные изъяты>».

В ходе проверки установлено.

По сведениям из ЕГРЮЛ Основным видом деятельности ООО «<данные изъяты>» по ОКВЭД является: производство изделий из бетона для использования в строительстве. ООО «<данные изъяты>» включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, является средним предприятием.

В соответствии с п. 12 Устава руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом - Генеральным директором и определяет его срок полномочий Совет Директоров Общества.

Согласно сведениям программно-технического обеспечения ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - ПТО УОН - ВОС), объект по адресу: <адрес> поставлен на государственный учет в качестве объекта, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", присвоен код объекта негативного воздействия: 57-0259-002457-П и II категория негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно информации Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ООО «<данные изъяты>» установлены нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух приказом от 26.07.2017 № 655, выдано разрешение на выбросы ЗВ в АВ № 154 от 25.10.2017 на период до 25.07.2022 г.

Согласно заявке о постановке объекта 57-0259-002457-П на учет на объекте негативного воздействия: 57-0259-002457-П по адресу: <адрес> ООО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность по производство изделий из бетона для использования в строительстве от источников выбросов, расположенных на территории промышленной площадки в атмосферу выделяется загрязняющие вещества 1-5 класса опасности валовый выброс которых, в целом по предприятию составляет 3,1101 т/год. По степени воздействия выбросов загрязняющих веществ на атмосферный воздух промплощадка ООО «<данные изъяты>» относится ко II категории негативного воздействия на окружающую среду (Свидетельство № BF1H0S5E от 2017-05-30).

В соответствии с заявкой о постановке объекта на учет на территории промышленной площадки ООО «<данные изъяты>» основными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух являются: котельная, компрессорная, весовые дозаторы (БСО 1, БСО 2), участок металлоконструкций и арматурных изделий №2, № 1, участок комплектации и отгрузки, склад инертных материалов, гараж, открытые стоянки автотранспорта и внутренний проезд по территории и другие.

В ходе проверки установлено, что ООО «<данные изъяты>» при осуществлении деятельности по производству железобетона и изделий из него эксплуатирует пылегазоочистное оборудование (ГОУ), которое не учтено в заявке. Лица ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию газоочистного оборудования и вентиляционных установок на предприятии не назначены.

В ходе проверки не представлены паспорта на эксплуатируемое пылегазоочистное оборудование, подтверждающие документы (журналы учета) осуществления контроля за работой пылегазоочистного оборудования и др.

В нарушение п. 21 Приказа Минприроды России от 15.09.2017 № 498 "Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа" (далее - Правила) ООО «<данные изъяты>» не осуществляет проверку показателей работы ГОУ, подлежащих контролю и указанных в паспорте ГОУ, включая проведение лабораторных измерений при необходимости, который должен проводиться не реже двух раз в год, если документацией изготовителя ГОУ или руководством (инструкцией) по эксплуатации не предусмотрено иное.

Эксплуатация ГОУ осуществляется ООО «<данные изъяты>» с нарушением требований Приказа Минприроды России от 15.09.2017 № 498 "Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа" (далее - Правила). Результаты инструментального контроля на ПГОУ в Инспекцию не представлены.

В нарушении требований Правил эксплуатации установок очистки газа в ходе проведения плановой проверки ООО «<данные изъяты>» не представлены паспорта установок очистки газов, разработанные в соответствии с Правилами эксплуатации установок очистки газа, технические характеристики ГОУ, включая производительность, перечень обезвреживаемых вредных (загрязняющих) веществ и эффективность работы ГОУ по каждому загрязняющему веществу, показатели температуры, давления, влажности газовоздушной смеси на входе в ГОУ и на выходе из ГОУ, эффективность работы ГОУ, объем водопотребления, перечень и объемы потребления топливно-энергетических ресурсов, перечень и объемы основных и вспомогательных материалов, типы и объемы очистных катализаторов; показатели работы ГОУ, подлежащие контролю при проверках работы данного вида и типа ГОУ. В нарушение вышеуказанных требований отсутствует паспорт ГОУ, к которому не прилагается следующая информация: документация изготовителя ГОУ, руководство (инструкция) по эксплуатации; технические документы по эксплуатации КИП и автоматики, приборов измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ; программа проведения технического обслуживания, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта; порядок организации профилактических и диагностических работ, обеспечивающих проектные очистку и (или) обезвреживание выбросов; сведения об осмотрах и проверках ГОУ, включая проверки показателей работы ГОУ, об отклонениях показателей работы ГОУ от технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ, об обнаруженных неисправностях и отчеты об их устранении; сведения об остановках ГОУ, о проведенных планово-предупредительных или внеплановых ремонтах, акты сдачи-приемки ГОУ при первичном и всех последующих вводах в эксплуатацию, в том числе после ремонта, реконструкции, модернизации; не осуществляется технический осмотр ГОУ и проверка показателей работы ГОУ в сроки установленные законодательством.

При подготовке к составлению протокола ООО «<данные изъяты>» представлена информация об установке фильтров силоса цемента <данные изъяты> (ГОУ № 1, ГОУ № 2) в августе 2021 г.

ООО «<данные изъяты>» допускает эксплуатацию установки очистки газа без осуществления технических осмотров и проверок показателей работы ГОУ, в отсутствие разработанного паспорта ГОУ, программы проведения технического обслуживания, технического осмотра, инструкции по эксплуатации ГОУ и др.

По результатам проверки в действиях Завода <данные изъяты> обнаружены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ.

06.12.2021 в отношении Завода <данные изъяты> составлен протокол об административном правонарушении № 6-12/21-3.

08.12.2021 по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении вынесено постановление о привлечении Завода <данные изъяты> к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП Российской Федерации при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о вызове лиц, указанных в статьях 25.1-25.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Также положениями статьи 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, в том числе, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц, либо об отложении рассмотрения дела.

Установленный законом порядок применения административного наказания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих наказание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что наказание применено незаконно, независимо от того, совершили или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административном правонарушение.

Составляя протокол об административном правонарушении и, впоследствии, рассматривая дело в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должностное лицо государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края исходило из того, что юридическое лицо - Завод <данные изъяты> о составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении протокола об административном правонарушении извещено надлежащим образом, однако в материалах административного дела доказательства о надлежащем извещении юридического лица - Завод <данные изъяты> на 14-00 часов 06.12.2021, на 14-00 часов 08.12.2021 отсутствуют, что подтверждается материалами дела, а именно извещение о составлении протокола об административном правонарушении, извещение о рассмотрении протокола об административном правонарушении вручено представителю юридического лица, сведений о направлении в адрес юридического лица извещений, в материалах дела отсутствует, что также подтверждается пояснениями представителя Инспекции.

Иных сведений, позволяющих прийти к выводу о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела, материалы дела не содержат.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении нарушен, поскольку дело рассмотрено без надлежащего извещения юридического лица о времени и месте рассмотрения дела, не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в результате чего право юридического лица - Завода ЖБИ на защиту было нарушено.

Указанные нарушения закона являются существенными, поэтому постановление о назначении административного наказания старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды ФИО5 № 578 от 08.12.2021 в отношении Завода <данные изъяты> о привлечении к ответственности за совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 ст. 8.21 КоАП РФ в силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП Российской Федерации не может быть признано законным, подлежит отмене.

В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в частности, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом установленного по делу, ввиду допущенных процессуальных нарушений, постановление должностного лица подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, в ходе которого должностному лицу следует учесть все вышеизложенное и принять соответствующее процессуальное решение в полном соответствии с требованиями КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч.1 п. 4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья, судья

Р Е Ш И Л А:

Жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ФИО4 удовлетворить.

Постановление о назначении административного наказания старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды ФИО5 № 578 от 08.12.2021 – отменить.

Направить материалы дела об административном правонарушении на новое рассмотрение государственному инспектору Пермского края в области охраны окружающей среды ФИО5.

Решение в течение 10 дней со дня получения его копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд.

Судья: Кочегарова Д.Ф.