ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1425/2021 от 14.03.2022 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 12-161/2022 (12-1425/2021;) 14.03.2022

59RS0007-01-2021-011672-80

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Свердловского районного суда г. Перми Кочегарова Д.Ф.,

при секретаре Наркевич Я.А.,

с участием ФИО4 рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...> административное дело по жалобе генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ФИО1 на постановление о назначении административного наказания старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды ФИО2 № 582 от 09.12.2021,

у с т а н о в и л а:

Постановлением о назначении административного наказания старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды ФИО2 от 09.12.2021, ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ФИО1 подала жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, вследствие недоказанности обстоятельств.

В обоснование своих требований, указав, что в соответствии с приказом № 36-01-05-217 от 20.09.2021г., в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора, контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе, в отношении ООО «<данные изъяты>» (далее Завод <данные изъяты>) (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>) свидетельство HBOC № <данные изъяты> от 2017-05-30, код <данные изъяты>), проводилась плановая проверка в период с 18.10.2021г. по 29.10.2021г.

С целью обеспечения мероприятий по охране атмосферного воздуха, Завод <данные изъяты> установил два фильтра силосных, производства фирмы «<данные изъяты>».

Эксплуатация ГОУ осуществляется без нарушений действующего законодательства.

Технические характеристики фильтров, указанные производителем, не предусматривают проведений лабораторных измерений. Выездная лаборатория Государственной инспекции подтвердила невозможность проведения замеров на оборудовании и провела отбор проб атмосферного воздуха на границе промышленной площадки с наветренной и подветренной сторон (протокол от 19.10.2021г).

При проверке запрашивалась информация в письме № 382 от 18.11.2021г. о методике проведения замеров и соответствии оборудования требованиям технического регламента, поэтому Государственному инспектору по экологии и природопользованию Пермского края была представлена документация от продавца ООО «<данные изъяты>».

В предписании № 113 от 29.10.2021г указано эксплуатация ПГОО, осуществляется с нарушением требований Правил эксплуатации № 498.

В Постановлении о назначении административного наказания № 578 от 08.12.2021г ситуация прояснилась.

Паспорта (Руководство по эксплуатации) разработанные в ООО «<данные изъяты>»; Паспорта на ГОУ №1 и ГОУ № 2, разработанные Заводом ЖБИ с их техническими характеристиками местом и датой установки, принципами и порядком работы, сроками проведения технического обслуживания, журнал проведения мероприятий в рамках технического обслуживания с реестром учета, график планового предупредительного ремонта (далее ППР), программа технического обслуживания, руководство по эксплуатации, приказ о назначении лиц ответственных за исправное состояние и эксплуатацию ГОУ, а так же акт ввода оборудования в эксплуатацию прилагался.

В письме исх. 272 от 22.11.21г отражено, что фильтры имеют сертификаты (Декларацию соответствия), регистрационный номер декларации соответствия: <данные изъяты>, дата регистрации 06.04.2021.

В связи с чем, заявитель считает, что эксплуатация ГОУ осуществляется без нарушений действующего законодательства.

В судебном заседании ФИО4 на доводах жалобы настаивал, просил удовлетворить.

В судебное заседание представитель государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края не явился, извещен в предусмотренном порядке.

Судья, выслушав пояснения ФИО4, изучив материалы дела, дело об административном правонарушении в отношении ФИО4, приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

В силу положений статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (часть 2 статьи 25 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"). В соответствии с требованиями статьи 16.1 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природы России от 15.09.2017 года N 498 утверждены Правила эксплуатации установок очистки газа. В силу требований пункта 32 указанных Правил, паспорт ГОУ должен содержать: регистрационный номер установки очистки газа (далее - ГОУ) в реестре ГОУ; информацию о ГОУ, в том числе наименование, тип и назначение, сведения об изготовителе ГОУ, о месте установки ГОУ и дате начала эксплуатации; наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих эксплуатацию ГОУ; сведения о должностном лице, ответственном за эксплуатацию ГОУ, в том числе должность, фамилия, имя, отчество (при наличии); схемы устройства ГОУ и наиболее важных узлов (блоков), входящих в состав газоочистной установки, включая схемы размещения и характеристики контрольно-измерительных приборов и автоматических средств управления (далее - КИП и автоматики), схемы размещения и характеристики мест отбора проб, оборудования для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ; технические характеристики ГОУ, включая производительность, перечень обезвреживаемых вредных (загрязняющих) веществ и эффективность работы ГОУ по каждому загрязняющему веществу, показатели температуры, давления, влажности газовоздушной смеси на входе в ГОУ и на выходе из ГОУ, эффективность работы ГОУ, объем водопотребления, перечень и объемы потребления топливно-энергетических ресурсов, перечень и объемы основных и вспомогательных материалов, типы и объемы очистных катализаторов, объем и характеристики образующихся отходов, сточных вод при их образовании в процессе очистки и (или) обезвреживания выбросов; показатели работы ГОУ, подлежащие контролю при проверках работы данного вида и типа ГОУ.

Согласно материалам дела, Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края (далее - Инспекция) на основании приказа от 20.09.2021 № 36-01-05-217 «О проведении плановой документарной, выездной проверки» была проведена плановая выездная документарная проверка в отношении ООО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, Объект НВ П, II категория негативного воздействия на окружающую среду.

В период с 18.10.2021 по 29.10.2021 года на основании приказа 20.09.2021 № 36-01-05-217 проведена плановая проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении деятельности по производству железобетона и изделий из него ООО «<данные изъяты>».

В ходе проверки установлено.

По сведениям из ЕГРЮЛ Основным видом деятельности ООО «<данные изъяты>» по ОКВЭД является: производство изделий из бетона для использования в строительстве. ООО «<данные изъяты>» включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, является средним предприятием.

В соответствии с п. 12 Устава руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом - Генеральным директором и определяет его срок полномочий Совет Директоров Общества.

Согласно сведениям программно-технического обеспечения ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - ПТО УОН - ВОС), объект по адресу: <адрес> поставлен на государственный учет в качестве объекта, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", присвоен код объекта негативного воздействия: 57-0259-002457-П и II категория негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно информации Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ООО «<данные изъяты>» установлены нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух приказом от 26.07.2017 № 655, выдано разрешение на выбросы ЗВ в АВ № 154 от 25.10.2017 на период до 25.07.2022 г.

Согласно заявке о постановке объекта 57-0259-002457-П на учет на объекте негативного воздействия: 57-0259-002457-П по адресу: <адрес> ООО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность по производство изделий из бетона для использования в строительстве от источников выбросов, расположенных на территории промышленной площадки в атмосферу выделяется загрязняющие вещества 1-5 класса опасности валовый выброс которых, в целом по предприятию составляет 3,1101 т/год. По степени воздействия выбросов загрязняющих веществ на атмосферный воздух промплощадка ООО «<данные изъяты>» относится ко II категории негативного воздействия на окружающую среду (Свидетельство № BF1H0S5E от 2017-05-30).

В соответствии с заявкой о постановке объекта на учет на территории промышленной площадки ООО «<данные изъяты>» основными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух являются: котельная, компрессорная, весовые дозаторы (БСО 1, БСО 2), участок металлоконструкций и арматурных изделий №2, № 1, участок комплектации и отгрузки, склад инертных материалов, гараж, открытые стоянки автотранспорта и внутренний проезд по территории и другие.

В ходе проверки установлено, что ООО «<данные изъяты>» при осуществлении деятельности по производству железобетона и изделий из него эксплуатирует пылегазоочистное оборудование (ГОУ), которое не учтено в заявке. Лица ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию газоочистного оборудования и вентиляционных установок на предприятии не назначены.

В ходе проверки не представлены паспорта на эксплуатируемое пылегазоочистное оборудование, подтверждающие документы (журналы учета) осуществления контроля за работой пылегазоочистного оборудования и др.

В нарушение п. 21 Приказа Минприроды России от 15.09.2017 № 498 "Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа" (далее - Правила) ООО «<данные изъяты>» не осуществляет проверку показателей работы ГОУ, подлежащих контролю и указанных в паспорте ГОУ, включая проведение лабораторных измерений при необходимости, который должен проводиться не реже двух раз в год, если документацией изготовителя ГОУ или руководством (инструкцией) по эксплуатации не предусмотрено иное.

Эксплуатация ГОУ осуществляется ООО «<данные изъяты>» с нарушением требований Приказа Минприроды России от 15.09.2017 № 498 "Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа" (далее - Правила). Результаты инструментального контроля на ПГОУ в Инспекцию не представлены.

В нарушении требований Правил эксплуатации установок очистки газа в ходе проведения плановой проверки ООО «<данные изъяты>» не представлены паспорта установок очистки газов, разработанные в соответствии с Правилами эксплуатации установок очистки газа, технические характеристики ГОУ, включая производительность, перечень обезвреживаемых вредных (загрязняющих) веществ и эффективность работы ГОУ по каждому загрязняющему веществу, показатели температуры, давления, влажности газовоздушной смеси на входе в ГОУ и на выходе из ГОУ, эффективность работы ГОУ, объем водопотребления, перечень и объемы потребления топливно-энергетических ресурсов, перечень и объемы основных и вспомогательных материалов, типы и объемы очистных катализаторов; показатели работы ГОУ, подлежащие контролю при проверках работы данного вида и типа ГОУ. В нарушение вышеуказанных требований отсутствует паспорт ГОУ, к которому не прилагается следующая информация: документация изготовителя ГОУ, руководство (инструкция) по эксплуатации; технические документы по эксплуатации КИП и автоматики, приборов измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ; программа проведения технического обслуживания, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта; порядок организации профилактических и диагностических работ, обеспечивающих проектные очистку и (или) обезвреживание выбросов; сведения об осмотрах и проверках ГОУ, включая проверки показателей работы ГОУ, об отклонениях показателей работы ГОУ от технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ, об обнаруженных неисправностях и отчеты об их устранении; сведения об остановках ГОУ, о проведенных планово-предупредительных или внеплановых ремонтах, акты сдачи-приемки ГОУ при первичном и всех последующих вводах в эксплуатацию, в том числе после ремонта, реконструкции, модернизации; не осуществляется технический осмотр ГОУ и проверка показателей работы ГОУ в сроки установленные законодательством.

При подготовке к составлению протокола ООО «<данные изъяты>» представлена информация об установке фильтров силоса цемента SDMIX (ГОУ № 1, ГОУ № 2) в августе 2021 г.

ООО «<данные изъяты>» допускает эксплуатацию установки очистки газа без осуществления технических осмотров и проверок показателей работы ГОУ, в отсутствие разработанного паспорта ГОУ, программы проведения технического обслуживания, технического осмотра, инструкции по эксплуатации ГОУ и др.

Лицом ответственным за исполнение природоохранного законодательства Завода <данные изъяты> приказом от 30.12.2020 № 198-п назначен ФИО4

Указанные действия ФИО4 являются нарушением экологических требований выше указанных норм закона и образуют событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ «Нарушение правил эксплуатации оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры» Кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Об административных правонарушениях».

По результатам проверки в действиях ФИО4 обнаружены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ.

08.12.2021 в отношении ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении № 8-12/21-3.

09.12.2021 по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении вынесено постановление о привлечении ФИО4 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении, постановлением по делу об административном правонарушении, приказом № 130/1-п от 15.09.2021 «О мероприятиях в связи с установкой ГОУ, назначении лиц, ответственных за исправное состояние и эксплуатацию ГОУ», должностной инструкцией специалиста по охране труда 2 категории, приказом № 198-п от 30.12.2020 «О порядке получения информации при неблагоприятных метеорологических условиях», приказом № 145-п от 11.10.2021 «Об организации природоохранной деятельности и назначении лиц, ответственных за обращение с отходами» и иными доказательствами, приобщенными в материалы дела.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья приходит к выводу о виновности должностного лица ФИО4 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правомерности вынесения должностным лицом постановления.

Оснований для иной оценки выводов о виновности и представленных в материалы дела доказательств не имеется.

Факт совершения должностным лицом ФИО4 административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ, его виновность и обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела должностным лицом установлены правильно, в соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ.

Принимая обжалуемый акт, должностное лицо административного органа пришел к выводам о том, что должностное лицо имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.

В рассматриваемом случае обязанность должностного лица по контролю за надлежащей эксплуатацией установок очистки газа предполагает, в том числе документальную фиксацию и учет технических характеристик, производительности и свойств установок, осуществлять контроль за техническим состоянием и эксплуатацией установок очистки газа, вытекает из императивных требований закона. Соответствующие правила эксплуатации установок очистки газа на момент проведения проверки и вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении должностным лицом не соблюдены, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

Вопреки доводам жалобы при наличии всех элементов состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действия должностного лица правильно квалифицированы по указанной норме. Оснований полагать об ошибочности данной квалификации с учетом представленных в материалы дела доказательств и установленных обстоятельств не имеется.

Событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказаны. Неустранимых сомнений в виновности должностного лица в совершении административного правонарушения не усматривается. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела, соблюдены.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем указаны все необходимые сведения. О времени и месте составления протокола лицо, привлекаемое к ответственности, извещено надлежащим образом.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, о рассмотрении которого ФИО4 уведомлялся, должностным лицом вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в котором содержатся необходимые сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы, изложенные заявителем в жалобе сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки должностным лицом, а также к выражению несогласия с произведенной должностным лицом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной должностным лицом в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ.

Между тем, несогласие с оценкой конкретных обстоятельств не может служить основанием для отмены вынесенного по делу постановления.

По существу доводы жалобы сводятся к субъективной трактовке обстоятельств произошедшего в свою пользу.

Доводы жалобы, не влекут отмену постановления должностного лица, поскольку они не опровергают правильные выводы о доказанности наличия в действиях ФИО4 состава вмененного административного правонарушения.

Постановление о привлечении ФИО4 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ФИО4 в пределах санкции части 3 статьи 8.21 КоАП РФ.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО4 допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч.1 п.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья

Р Е Ш И Л А:

Постановление о назначении административного наказания старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды ФИО2 № 582 от 09.12.2021 о привлечении ФИО4 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ФИО1 – без удовлетворения.

Решение в 10 дней со дня получения копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.

Судья: Кочегарова Д.Ф.