ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1428/2021 от 18.04.2022 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 12-163/2022 (12-1428/2021;)

59RS0007-01-2021-011674-74

РЕШЕНИЕ

18.04.2022г. г. Пермь

Судья Свердловского районного суда г. Перми Кочегарова Д.Ф.,

при секретаре Наркевич Я.А.,

с участием защитника ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителей ИП ФИО3 по доверенности ФИО2, ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении Административной комиссии Свердловского района города Перми от 30.11.2021г.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением по делу об административном правонарушении Административной комиссии Свердловского района города Перми от 30.11.2021г., ИП ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 6.11.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 06.04.2015 «Об административных правонарушениях в Пермском крае», с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, представители ИП ФИО3 по доверенности ФИО2, ФИО1 подали жалобу, в которой просят постановление отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование своих требований, указав, что у сотрудников районной администрации отсутствуют полномочия на выполнение функций должностного лица администрации города Перми предусмотренные п.18.1 и п.18.3 Правил благоустройства территории г. Перми. Считает, что проверка и последующее рассмотрение ее результатов проведены с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Указывает, что событие административного правонарушения отсутствует, поскольку требования предусмотренные «Правилами благоустройства территории г. Перми», утвержденными решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277 применяются только в отношении новых нестационарных торговых объектов и не распространяются на ранние существовавшие. Полагает возможным заменить наказание в виде административного штрафа, на предупреждение.

В судебное заседание ИП ФИО3 не явилась, извещена в предусмотренном порядке, ходатайство о рассмотрении дела без ее участия либо об отложении судебного заседания в адрес суда не направила.

В судебное заседание защитник ФИО2 не явился, извещен в предусмотренном порядке, ходатайство о рассмотрении дела без его участия либо об отложении судебного заседания в адрес суда не направил.

В судебное заседание представитель Административной комиссии не явился, извещен в предусмотренном порядке, направил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

В судебном заседании защитник ФИО1 на доводах жалобы настаивал, просил удовлетворить, постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.

Судья, изучив материалы дела, дело об административном правонарушении в отношении ИП ФИО3, выслушав защитника, приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 6.11.1 Закона Пермского края от 6 апреля 2015 года № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», размещение некапитального нестационарного строения, сооружения, внешний вид которого не соответствует графическому документу, касающемуся проектирования некапитального нестационарного строения, сооружения соответствующего типа (вида) (далее - графический документ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно примечаниям к ч. 2 ст. 6.11.1 Закона Пермского края от 6 апреля 2015 года № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» понятия, применяемые в настоящей статье, используются в значениях, определенных в Законе Пермского края «О градостроительной деятельности в Пермском крае».

Субъектами правонарушения, установленного настоящей статьей, являются: по части 2 - собственник или иной законный владелец некапитального нестационарного строения, сооружения или иное лицо, которое осуществляло его эксплуатацию в момент выявления факта совершения правонарушения.

Под графическим документом понимается документ, предусмотренный правилами благоустройства территории муниципального образования Пермского края (типовой проект, дизайн-проект, эскизный проект, чертеж, колерный паспорт, индивидуальный проект), устанавливающий требования к внешнему виду некапитального нестационарного строения, сооружения (п.5 Примечания).

Несоответствие внешнего вида некапитального нестационарного строения, сооружения графическому документу заключается в нарушении хотя бы одного из следующих установленных в нем требований: состава основных конструкций некапитального нестационарного строения, сооружения; архитектурных решений конструкций некапитального нестационарного строения, сооружения (включая его геометрические и (или) объемные параметры) и исполнения фасада некапитального нестационарного строения, сооружения; цветового оформления фасада и (или) требований к материалам его отделки; места размещения вывески и требований к вывеске (п.6 Примечания).

Решением Пермской городской Думы № 277 от 15 декабря 2020 утверждены Правила благоустройства и содержания территории в городе Перми (далее по тексту – Правила благоустройства), которые разработаны с целью формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды, обеспечения сохранности созданных элементов благоустройства.

Пунктом 9.4.4 Правил благоустройства установлены требования к Нестационарным объектам.

На основании пункта 9.4.4.1 Правил благоустройства, проектирование Нестационарных объектов осуществляется с учетом принципов функционального разнообразия и в целях сохранения архитектурного облика сложившейся застройки и благоустройства соответствующей территории города Перми, организации комфортной пешеходной среды, сохранения и повышения уровня комфортности проживания граждан, на основании требований к внешнему виду и местам размещения Нестационарных объектов, установленных настоящим подпунктом и подпунктами 9.4.4.2, 9.4.4.4 Правил.

Требования к внешнему виду, в том числе требования к размеру Нестационарных объектов, а также требования к местам их размещения подлежат применению при проектировании новых и обосновании размещения существующих Нестационарных объектов.

Внешний вид Нестационарных объектов должен соответствовать типовым проектам, утвержденным Правилами. Размещение Нестационарных объектов по индивидуальным проектам (эскизам) внешнего вида Нестационарных объектов осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных подпунктом 9.4.4.4 Правил.

В соответствии с пунктом 9.4.4.3 Правил благоустройства, требования к типовым проектам Нестационарных объектов установлены в приложении 1 к Правилам «Требования к типовым проектам некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания» (далее Требования к типовым проектам).

Согласно п.1 Требований к типовым проектам, типовые проекты некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания (далее - типовые проекты, Нестационарные объекты), устанавливают общие архитектурные решения внешнего вида, общие требования к параметрам, конструкциям и материалам, применяемым при изготовлении и отделке Нестационарных объектов, а также к цветовому решению, установке вывески, дополнительные требования к Нестационарным объектам.

Пункт 2 - Типовые проекты установлены для видов Нестационарных объектов: «киоск», «павильон», отдельно стоящий торговый автомат (вендинговый автомат) по продаже питьевой воды, палатка.

Графическое изображение типовых проектов приведено в приложении к Требованиям.

Пункт 3 устанавливает Требования к параметрам, конструкциям, материалам, цветовому решению, применяемым при изготовлении и отделке Нестационарных объектов, требования к вывескам, дополнительные требования к Нестационарным объектам.

Согласно п.3.5 Требований, цветовое решение типовых проектов всех типов «Киоск», «Павильон» должно быть следующим:

несущий каркас: RAL 8017 шоколадно-коричневый, RAL 7016 антрацитово-серый,

оконные и дверные переплеты: должны соответствовать выбранному RAL для каркаса (RAL 8017 шоколадно-коричневый, RAL 7016 антрацитово-серый),

декоративные элементы внешней отделки: ограждающая конструкция: RAL 8017 шоколадно-коричневый, RAL 7016 антрацитово-серый,

декоративные стойки: RAL 8017 шоколадно-коричневый, RAL 7016 антрацитово-серый,

декоративные панели (рейки): RAL 1013 жемчужно-белый, RAL 1015 светлая слоновая кость,

роллетные системы (рольставни): должны соответствовать выбранному RAL для каркаса (RAL 8017 шоколадно-коричневый, RAL 7016 антрацитово-серый),

остекление: прозрачное с антивандальным покрытием, ударопрочное (тонирование стекла запрещается),

вентиляционные решетки: должны соответствовать выбранному RAL для каркаса (RAL 8017 шоколадно-коричневый, RAL 7016 антрацитово-серый),

цоколь: должен соответствовать цвету каркаса (RAL 8017 шоколадно-коричневый, RAL 7016 антрацитово-серый).

В ходе рассмотрения дела установлено, что в рамках контроля за соблюдением правил благоустройства на территории города Перми в ходе обследования территории 08.10.2021 в 14-15 часов по адресу: начальником и главным специалистом сектора потребительского рынка администрации Свердловского района г. Перми выявлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером: выявлен факт размещения некапитального нестационарного строения, сооружения (нестационарный объект – киоск «Роспечать»), используемого для осуществления торговой деятельности или деятельности по оказанию услуг населения, включая услуги общественного питания.

Предпринимательскую деятельность в указанном некапитальном нестационарном строении, сооружении (нестационарный объект – киоск «Роспечать») осуществляет ИП ФИО3

Внешний вид размещенного некапитального нестационарного строения, сооружения не соответствует графическому документу, касающемуся проектирования некапитального нестационарного строения, сооружения соответствующего типа, а именно, не соответствует внешний вид, не соблюдены цветовое оформление фасада и (или) требования к материалам его отделки установленные п. 3.5 Приложения 1 «Правил благоустройства территории г. Перми», утвержденных решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277 в части того, что несущий каркас, оконные и дверные переплеты, декоративные элементы внешней отделки, роллетные системы (рольставни) не соответствуют RAL 8017 шоколадно-коричневый, RAL 7016 антрацитово-серый. Выявленный объект является коричневого цвета с оконными переплетами белого цвета.

Таким образом, ИП ФИО3 допустила размещение некапитального нестационарного строения, внешний вид которого не соответствует графическому документу, касающемуся проектированию такого сооружения, чем нарушила п.9.4.4.3 Приложения 1 «Правил благоустройства территории г. Перми», утвержденных решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277.

Указанное обстоятельство послужило основанием для привлечения ИП ФИО3 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.11.1 Закона Пермского края от 6 апреля 2015 года № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае».

Выводы о наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.11.1 Закона Пермского края от 6 апреля 2015 года № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» в деянии ИП ФИО3 подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении серии ВГ от 15.11.2021; плановым (рудовым) заданием на проведение планового (рейдового) осмотра земельных участков, расположенных в границах Свердловского района г. Перми от 30.09.2021; актом № от 08.10.2021; фототаблицей; выпиской из ЕГРИП и другими материалами дела.

Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, и правильно установив обстоятельства совершения вменяемого правонарушения, в соответствии с требованиями ст.ст. 2.1, 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ, административная комиссия пришла к основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела выводу о наличии в деянии ИП ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.11.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 6 апреля 2015 г. «Об административных правонарушениях в Пермском крае».

Грубых нарушений норм материально и процессуального права, при рассмотрении дела об административном правонарушении, не допущено.

При этом, доводы защитников о том, что у сотрудника районной администрации отсутствуют полномочия на выполнение функций должностного лица администрации города Перми предусмотренные п.18.1 и п.18.3 Правил благоустройства территории г. Перми и как следствие такое должностное лицо не является уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении, не влечет за собой отмену оспариваемого постановления.

Согласно решению Пермской городской Думы от 25.02.2020 № 39 «О структуре администрации города Перми», администрация Свердловского района является территориальным органом администрации города Перми.

Исполняющий обязанности начальника сектора потребительского рынка администрации Свердловского района г. Перми, уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 6.11.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» согласно постановлению администрации города Перми от 28.05.2015 №316 (в редакции от 06.10.2021).

Доводы защитников, что проверка в отношении ИП ФИО3 проведена с нарушением требований Федерального закона № 294 от 26.12.2008 года, в связи, с чем по итогам планового рейдового осмотра не может быть оставлен административный протокол, не основаны на нормах действующего законодательства.

Правила благоустройства территории города Перми (далее - Правила) разработаны в целях формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды, обеспечения сохранности созданных элементов благоустройства. Правила устанавливают общие требования к содержанию территории, объектам и элементам благоустройства, перечень мероприятий по благоустройству, порядок и периодичность их проведения, а также порядок контроля за соблюдением Правил (п.п.1.1, 1.2 Правил N 277).

Главой 18 Правил предусмотрено, что контроль за соблюдением требований Правил осуществляется уполномоченными должностными лицами администрации города Перми в соответствии с административным регламентом по осуществлению муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства на территории города Перми, утвержденным правовым актом администрации города Перми.

Перечень должностных лиц администрации города Перми, уполномоченных на осуществление муниципального контроля (за исключением муниципального финансового контроля), утверждается правовым актом администрации города Перми.

Контроль за соблюдением требований Правил осуществляется путем проведения проверок соблюдения требований, установленных Правилами, плановых (рейдовых) осмотров, обследований территории, иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

По фактам нарушения физическими и юридическими лицами требований Правил, уполномоченные должностные лица администрации города Перми принимают меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением контроля за соблюдением Правил юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Постановлением администрации г. Перми от 01.06.2018 N 351 утвержден Административный регламент осуществления муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства территории города Перми.

Контроль за соблюдением Правил осуществляется территориальными органами администрации города Перми (далее - уполномоченный орган) на территориях соответствующих районов (поселка Новые Ляды) города Перми в форме проведения плановых и внеплановых проверок (далее - проверки) исполнения требований, установленных Правилами благоустройства территории города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 г. N 277, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, внеплановых проверок исполнения требований, установленных Правилами, физическими лицами, а также плановых (рейдовых) осмотров, обследований, являющихся мероприятиями по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных должностных лиц с физическими и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Предметом контроля за соблюдением Правил является проверка соблюдения физическими и юридическими лицами, руководителями юридических лиц и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными представителями юридических лиц, индивидуальных предпринимателей требований, установленных Правилами.

По результатам выявления при проведении проверки нарушений осуществляется в том числе составление протоколов об административном правонарушении в соответствии с законодательством Российской Федерации или передача материалов проверки в уполномоченные органы (должностным лицам) для рассмотрения и привлечения к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3.1.5.3 Правил).

В Постановлении администрации г. Перми от 30.12.2014 N 1083 «Об утверждении Типового положения о секторе потребительского рынка территориальных органов администрации города Перми» установлено, что сектор является структурным подразделением территориального органа администрации города Перми.

В соответствии с п.п. 3.1.4, 3.1.8 и 3.1.9 Постановления администрации г. Перми от 30.12.2014 N 1083 «Об утверждении Типового положения о секторе потребительского рынка территориальных органов администрации города Перми», сектор в соответствии с возложенными на него задачами проводит мероприятия по выявлению, постановке на учет, демонтажу, перемещению и хранению, транспортированию и захоронению либо утилизации самовольно установленных и незаконно размещенных нестационарных торговых объектов и автостоянок открытого типа на территории района (поселка Новые Ляды) в установленном порядке и осуществляет подготовку материалов для обращения в судебные органы по искам, связанным с взысканием расходов на осуществление мероприятий по демонтажу, перемещению и хранению указанных объектов; проводит обследование территории района на предмет соблюдения законодательства о торговой деятельности в пределах компетенции территориального органа, а так же осуществляет контроль за соблюдением правил благоустройства территории города Перми в пределах компетенции Сектора в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Перми.

Акт планового осмотра, обследования № от 08.10.2021, составлен специалистами сектора потребительского рынка, то есть уполномоченным должностным лицом в соответствии требованиями законодательства и в полной мере отвечает допустимости данного доказательства в соответствии со ст. 26.7 КоАП РФ.

При этом, в материалах дела отсутствуют данные о проведении в отношении лица проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 294-ФЗ, дело об административном правонарушении в отношении ИП ФИО3 было возбуждено в результате непосредственного обнаружения должностными лицами, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.11.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 г. N 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае».

Сомневаться в объективности достоверности представленных доказательств оснований не имеется, все доказательства добыты в соответствии с требованиями закона.

Доводы жалобы защитников об отсутствии в действиях ИП ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.11.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 6 апреля 2015 не принимаются судьей, поскольку они основаны на неправильном толковании положений нормативно-правовых актов.

Исследованными судьей доказательствами подтверждается, и правильно установлено административной комиссией, что ИП ФИО3 эксплуатирует НТО, фактически владея и пользуясь им для осуществления своей предпринимательской деятельности, что подтверждается представленным в материалы дела дополнительным соглашением к договору аренды киосков от 01.09.2021.

Доказательства принятия предпринимателем каких-либо мер, по согласованию с арендодателем или без такового, для приведения НТО в соответствие с Типовым проектом, административному органу и суду не представлены.

Доводы защитника о том, что НТО на земельных участках, находящихся в частной собственности, размещаются только по индивидуальным проектам (эскизам) внешнего вида, в соответствии с п.9.4.4.4. Правил благоустройства, также основаны на неправильном толковании положений данного нормативно-правового акта, поскольку из буквального их толкования следует, что общими требованиями к внешнему виду НТО, в том числе, при обосновании размещения существующих объектов, является их соответствие графическому документу, касающемуся проектирования некапитального нестационарного строения, в данном случае Типовому проекту, за исключением случаев, когда имеются индивидуальные проекты внешнего вида НТО, размещенного в порядке, предусмотренном подпунктом 9.4.4.4 Правил.

Доказательство наличия индивидуального проекта внешнего вида НТО, размещенного на земельном участке с кадастровым номером , суду не представлено.

Также суд отмечает, что, вопреки доводам защитника, требования к внешнему виду подлежат применению не только при проектировании новых, но и к размещению существующих нестационарных объектов.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствуют, основания для прекращения производства по делу судом не усматриваются.

Иных оснований для отмены постановления административной комиссии доводы жалобы не содержат и судьей не установлено.

Постановление о привлечении ИП ФИО3 к административной ответственности должностным лицом вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 2 ст. 6.11.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 г. N 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае».

Однако, согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу ст. 3.4 КоАП РФ, административное наказание в виде предупреждения является мерой административного наказания, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, административное наказание в виде предупреждения устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В материалах дела имеется выписка из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, согласно которой ИП ФИО3 является микропредприятием.

Учитывая обстоятельства совершения административного правонарушения, его характер и степень общественной опасности, личность ИП ФИО3, ее имущественное положение, и тот факт, что ранее она не привлекалась к административной ответственности, считаю, что имеются основания для замены ей административного наказания в виде штрафа на предупреждение.

В остальной части постановление административной комиссии является законным, обоснованным и отмене либо изменению не подлежит.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу представителей ИП ФИО3 по доверенности ФИО2, ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление административной комиссии Свердловского района города Перми от 30.11.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.6.11.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 6 апреля 2015 «Об административных правонарушениях в Пермском крае» в отношении Индивидуального предпринимателя ФИО3 изменить в части административного наказания, заменив административный штраф в размере 5 000 рублей на предупреждение.

В остальной части постановление административной комиссии Свердловского района г. Перми от 30.11.2021 оставить без изменения, жалобу представителей ИП ФИО3 по доверенности ФИО2, ФИО1 без удовлетворения.

Решение в течение 10 дней со дня получения копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.

Судья: Д.Ф. Кочегарова