Дело № 12-39/2024
УИД 27RS0012-01-2023-001126-81
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
05 февраля 2024 года г. Хабаровск
Судья Кировского районного суда г. Хабаровска Водолажская Т.М., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО3№х от ДАТА по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.4 ст. 8.13, ч.1 ст. 8.14, ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении технического директора АО «Ургалуголь» ФИО1
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО3№х от ДАТА технический директор АО «Ургалуголь» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.4 ст. 8.13, ч.1 ст. 8.14, ст. 7.6 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере № рублей.
Данным постановлением ФИО1 признан виновным в непринятии мер по соблюдению требований природоохранного законодательства, в результате чего происходит загрязнение руч. Большие Сатанки и <адрес>, а именно пользовании водными объектами руч. Большие Сатанки, с нарушением пп. 12 п. 2.3 условий водопользования установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДАТА№; пользование водным объектом <адрес> (выпуск №, №), с нарушением пп. 13 п. 2.3 условий водопользования установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДАТА№ сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты руч. Большие Сатанки и <адрес> с нарушением установленных правил водопользования; загрязнение водных объектов руч. Большие Сатанки и <адрес> сбрасываемыми сточными водами, негативное влияние сбрасываемых сточных вод на водные объекты руч. Большие Сатанки и <адрес>, чем нарушены ст.8, ст. 9, п.2 ч.3 ст. 11, ч.1 ст. 22, ч.1 ст. 44, ч.1,4 ст. 35, п. 1,2 ч.2 ст. 39, ч.2 ст. 55, ч.4,6 ст. 56, ч.1 и п.1 ч.6 ст. 60 Водного кодекса РФ, ч. 1,3 ст. 22, ст. 34, ч. 1,2 ст.39 Федерального закона от ДАТА № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В жалобе, поданной в суд, ФИО1 просит постановление должностного лица отменить в части, производство прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. Указывает, что АО «Ургалуголь» осуществляет пользование водным объектом <адрес> на основании решения от ДАТА№. В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от ДАТА№, во исполнение п. 2 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» АО «Ургалуголь» разработало в установленном порядке нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ по выпуску № и №. НДС утверждены приказом Амурского БВУ от ДАТА№. Общество несогласно с отбором проб сточной воды в части веществ: по выпуску № – аммоний-ион, нитрат-ион, нитрит-ион, фосфат-ион, фенолы, жиры; по выпуску № – марганец, медь, цинк, жиры. По данным химическим веществам, как не характерным для производственного (технологического) процесса, НДС не утверждались, и соответственно в отношении данных веществ отсутствует событие административного правонарушения.
Одновременно с жалобой заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалования постановления должностного лица административного органа от ДАТА№х.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 КоАП РФ.
В силу ч.1 ст. 30 КоАП РФ жалоба на постановления по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановление.
В случае пропуска срока, предусмотренного ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч.2 ст. 30.3 КоАП РФ).
Как усматривается из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №, копия обжалуемого постановления административного органа получена ФИО1ДАТА, следовательно, последним днем обжалования постановления от ДАТА является ДАТА, в то время как жалоба подана в суд ДАТА.
Поскольку жалоба на постановление должностного лица административного органа от ДАТА подана ФИО1 в установленный законом срок, то основания для удовлетворения ходатайства не имеется.
ДАТА в Кировский районный суд г. Хабаровска поступило ходатайство представителя АО «Ургалуголь» ФИО4 о рассмотрении возможности отложения судебного заседания, в связи с невручением ФИО1 судебной повестки.
Ходатайство представителя АО «Ургалуголь» ФИО4 не подлежит удовлетворению, поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о предоставлении права ФИО4 представлять интересы ФИО1
Жалоба в силу положений п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ рассмотрена в отсутствие ФИО1, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало, просил рассмотреть без его участия.
Представитель административного органа старший государственный инспектор ФИО5 с доводами жалобы не согласилась, пояснив, что в Росприроднадзор поступила жалоба о загрязнении водного объекта, выехали на выездное обследование, отобрали пробы. По материалам выездного обследования согласовали внеплановую проверку с Амурской бассейновой природоохранной прокуратурой. АО «Ургалуголь» осуществляет сброс в <адрес> двумя выпусками, один для хозбытовых сточных вод, второй для шахтных вод и руч. Большие Сатанки, в черте <адрес>, это шахтные воды. Отобрали пробы с двух выпусков, выпуск № и №<адрес> шахтных и хозбытовых сточных вод, брали на одинаковые показатели. В результате установили, что в хозбытовых сточных водах присутствует загрязняющие вещества нехарактерные для хозбытовых сточных водах и с превышением предельных допустимых концентраций. В шахтных водах установлено загрязняющие вещества нехарактерные для шахтных вод и превышение предельных допустимых концентраций. Технический директор допустил не соблюдение технологического режима и допустил нарушение в этом режиме, в результате которого, в сточные воды хозбытовые поступают нехарактерные загрязняющие вещества и шахтные воды, значит где-то, нарушен технологический режим очистки и поступления сточных вод. Две труды идут параллельно, выпуск с разницей 5-10метров. Если НДС не установлен, значит, они не должны осуществлять сброс этих веществ, вместе с тем установили, что в данных сточных водах присутствуют указанные загрязняющие вещества еще и с превышением. Федеральным законом № «Об охране окружающей среды» не установлены нормативы допустимых сбросов, значит, этих веществ не должно быть. Отборы проб отбирались выше сброса двух выпусков, сам выпуск № и №, с места смешения выпуска № и №, и ниже проба общая. В сточных водах присутствуют вещества нехарактерные для сточных вод. В шахтных водах присутствует аммоний, нитриты, нитраты это характерные вещества для хозбытовых сточных вод. А марганец, цинк, медь эти вещества характерны для шахтных вод, так как они проходят через тело природы – уголь, который добывают в шахте. ФИО1 привлечен за то, что он не контролирует процесс поступления сточных вод и очистки, в трубу, где-то на каком-то этапе поступают не шахтных воды, а сточные воды поступаю еще какие- то воды и поэтому выявлены вещества. Таблица на стр. 25 акта, проба № к пробе №, проба № к пробе №, проба № к пробе №. Отборы проб отбирались специалиста ЦЛАТИ, в присутствии юридического лица по доверенности, с видео съемной, нарушений при оборе проб не установлено.
Изучив доводы жалобы, выслушав пояснения ФИО5, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 4 ст. 8.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.
Объективная сторона правонарушения представляет собой нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Частью 1 ст. 8.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия, нарушающие правила водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты
Статьей 7.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
Объективная сторона правонарушения представляет собой самовольное занятии водного объекта или его части, т.е. в виде активных действий по фактическому завладению водным объектом или его частью, с целью последующего использования для удовлетворения хозяйственных, рекреационных и иных личных нужд и (или) получения коммерческой выгоды; использование водного объекта или его части без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользовании с нарушением его условий.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от ДАТА № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу ст. 1 Федерального закона от ДАТА № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность); негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДАТА № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Как следует из ч.1 ст. 22 Федерального закона от ДАТА № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона (ч.3 ст. 22 Федерального закона от ДАТА № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Согласно требованиям ст. 34 Федерального закона от ДАТА № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В силу ч.1, 2 ст. 39 Федерального закона от ДАТА № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Водного кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ч.3 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод.
Из ч.1 ст. 22 Водного кодекса РФ следует, что решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать: сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Кодекса; сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования.
В соответствии ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Как следует из ч. 1, 4 ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Пунктами 1,2 ч.2 ст. 39 Водного кодекса РФ предусмотрено, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия); содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствий с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1, 4, 6 ст. 56 Водного кодекса РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, технологические нормативы, установленные в соответствии с Федеральным законом от ДАТА N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 1 ст. 60 Водного кодекса РФ).
Из п. 1 ч.6 ст. 60 Водного кодекса РФ следует, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДАТА N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В соответствии со ст. 68 Водного кодекса РФ лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании решения от ДАТА№ Приамурским межрегиональным управлением Росприроднадзора ДАТА проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению обязательных требований в области охраны окружающей среды, в том числе при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности АО «Ургалуголь» на водном объекте руч. Большие Сатанки на объекте № «Обогатительная фабрика «Чегдомын», на объекте НВОС №П «Шахта Северная» и склад взрывчатых веществ», на водном объекте <адрес> на объекте НВОС №П «основная промплощадка».
По результатам проведенной проверки установлено, что АО «Ургалуголь» на объекте осуществляет пользование водными объектами на основании Решения о предоставлении водных объектов в пользование от ДАТА№
В соответствии с пп. 2.1 п.2 Решения цель использования водного объекта или его части: сброс сточных вод (выпуск в руч. Большие Сатанки).
В ходе осмотра установлено, что в состав очистных сооружений шахты «Северная» входит: водоприемник-отстойник (объемом 5000м3), искусственный фильтрующий массив (размером 100м х 50м х 40м) и водосборник (объемом 1200м3). Вода проходит очистку через фильтрующий массив и поступает в отстойник осветленной воды (водосборник). Из отстойника осветленной воды (водосборник) вода по металлической трубе сбрасывается в руч. Большие Сатанки. Сбрасываемая вода серого цвета без запаха. В руч. Большие Сатанки прослеживается зона шлейфа серого цвета смешения со сточной водой.
В соответствии с протоколами испытаний ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» от ДАТА№ и экспертного заключения ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» по результатам отбора проб, лабораторных исследований (испытаний) и измерений в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающий среды от ДАТА№-И/2023, установлено нарушение условий водопользования, а именно превышение концентрации загрязняющих веществ в месте сброса сточных вод (выпуска) в руч. Большие Сатанки в результате их воздействия на водный объект, установленных пп. 12 Решения от ДАТА№ по загрязняющим веществам: взвешенным веществам, нефтепродуктам, железу, меди, марганцу, цинку.
АО «Ургалуголь» на объекте НВОС №П «Основная промплощадка» осуществляет пользование водными объектами на основании Решения о предоставлении водных объектов в пользование от ДАТА№
В соответствии с п. 2.1 Решения цель использования водного объекта и его части: сброс сточных вод (выпуск №, выпуск № в <адрес>).
В ходе осмотра установлено, выпуск №, шахтных сточных вод с насосной станции №, выпуск сточных вод береговой сброс осуществляется через металлическую трубу. На момент осмотра осуществлялся сброс сточных вод в <адрес>.
Выпуск №, хозяйственно-бытовые сточные воды с АКБ, выпуск береговой через металлическую трубу. На момент осмотра осуществлялся сброс сточных вод в <адрес>.
Специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» отобраны пробы на показатели: взвешенные вещества, нефтепродукты, аммоний-ион, сульфат-анион, железо, нитрат-анион, нитрит-анион, хлорид-анион, фосфат-анион, фенолы, марганец, медь, цинк, жиры.
Дополнительно отобраны пробы на ПБКпол, хроническую токсичность, острую токсичность. В соответствии с протоколами испытаний ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» от ДАТА№ и от ДАТА№, экспертного заключения ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» по результатам отбора проб, лабораторных исследований (испытаний) и измерений в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающий среды от ДАТА<адрес>, установлено нарушение условий водопользования:
- превышение концентрации загрязняющих веществ в <адрес> в месте сброса сточных вод выпуска № в результате их воздействия на водный объект, установленных пп. 13 Решения от ДАТА№ по загрязняющим веществам: взвешенным веществам, фенолам, железу, марганцу, нефтепродуктам, меди, цинку;
- превышение концентрации загрязняющих веществ в <адрес> в месте сброса сточных вод выпуска № в результате их воздействия на водный объект, установленных пп. 13 Решения от ДАТА№ по загрязняющим веществам: ионам-аммония, нитрит-ионам, фенолам, железу, жирам, марганцу, нефтепродуктам, меди, цинку.
АО «Ургалуголь» имеет утвержденные в установленном порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты (руч. Большие Сатанки) Приказ Амурского БВУ от ДАТА№.
На момент проверки АО «Ургалуголь» имеет разрешение № на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, сроком действия с ДАТА по ДАТА (руч. Большие Сатанки). В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДАТА№, срок действия разрешения продлен на 12 месяцев.
В соответствии с протоколами испытаний ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» от ДАТА№ и экспертного заключения ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» по результатам отбора проб, лабораторных исследований (испытаний) и измерений в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающий среды от ДАТА№, установлено превышение утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект выпуск руч. Большие Сатанки по загрязняющим веществам: взвешенным веществам, нефтепродуктам, железу, меди, марганцу, цинку; превышение разрешенных Разрешением № на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (в пределах лимитов на сброс) взвешенных веществ, нефтепродукты, железо, медь, марганец, цинк.
АО «Ургалуголь» на объекте НВОС №П «Основная промплощадка» имеются утвержденные в установленном порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для выпуска №<адрес> и нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для выпуска №<адрес> (Приказ Амурского БВУ от ДАТА№, сроком действия до ДАТА).
На момент проверки у АО «Ургалуголь» имеет Разрешение № от ДАТА на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) микроорганизмов в водные объекты (в пределах лимитов на сброс), сроком действия с ДАТА по ДАТА (выпуск №<адрес>); Разрешение № на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) микроорганизмов в водные объекты (в пределах лимитов на сброс), сроком действия с ДАТА по ДАТА (выпуск №<адрес>); Разрешение № на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) микроорганизмов в водные объекты (в пределах лимитов на сброс), сроком действия с ДАТА по ДАТА (выпуск №<адрес>).
В ходе внеплановой выездной проверки специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» произведены отборы проб.
В соответствии с протоколами испытаний ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» от ДАТА№ и от ДАТА№-№ экспертного заключения ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» по результатам отбора проб, лабораторных исследований (испытаний) и измерений в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающий среды от ДАТА№, установлено нарушение условий водопользования:
- сброс не утвержденных НДС загрязняющих веществ по выпуску № р Чегдомын: ионы-аммония, нитрат-ионы, фенолы общие, фосфат-ионы, жиры;
- превышение утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект <адрес> (выпуск №): ПБКпол, взвешенным веществам, железу, меди, марганцу, цинку;
- превышение разрешенных Разрешением № на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (в пределах утвержденных нормативов допустимым сбросов): ПБКпол, нефтепродуктов, меди, марганца, цинка;
- сброс неразрешенных Решением № на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (в пределах утвержденных нормативов допустимым сбросов) загрязняющих веществ: взвешенных веществ, ионов-аммония, нитрит-ионов, фенолы, фосфат-ионы, железо, жиры;
- сброс не утвержденных НДС загрязняющих веществ по выпуску №<адрес>: жиры, медь, марганец, цинк;
- превышение утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект <адрес> (выпуск №) по загрязняющим веществам: ПБКпол, взвешенным веществам, ионам-аммония, нефтепродуктов, нитрит-ионам, фенолам общим, железу;
- превышение разрешенных Разрешением № на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (в пределах утвержденных нормативов допустимым сбросов): ПБКпол, нефтепродуктов, фенолов;
- сброс неразрешенных Решением № на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (в пределах утвержденных нормативов допустимым сбросов) загрязняющих веществ: взвешенных веществ, ионы-аммония, железо, жиры, медь, марганец, цинк;
- превышение разрешенных Разрешением № на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (в пределах утвержденных нормативов допустимым сбросов): нитрит-ион.
В соответствии с протоколами испытаний ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» от ДАТА№ и экспертного заключения ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» по результатам отбора проб, лабораторных исследований (испытаний) и измерений в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающий среды от ДАТА№, установлено, что АО «Ургалуголь» сбрасываемыми сточными водами с объекта НВОС №П «Шахта Северная» и склад взрывчатых веществ» оказывает негативное влияние на водный объект руч. Большие Сатанки по следующим загрязняющим веществам: взвешенным веществам, нефтепродуктам, железу, меди, марганцу, цинку.
В соответствии с протоколами испытаний ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» от ДАТА№ и от ДАТА№-№, экспертного заключения ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» по результатам отбора проб, лабораторных исследований (испытаний) и измерений в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающий среды от ДАТА№-И/2023, установлено, что АО «Ургалуголь» сбрасываемыми сточными водами (выпуск № и №) на объекте НВОС №П «Основная промплощадка» оказывает негативное влияние на водный объект <адрес> по следующим загрязняющим веществам: ионам-аммония, нефтепродуктам, сульфат-ионам, фенолам общим, железу, меди, марганцу, цинку.
Согласно приказу (распоряжению) о переводе работника на другую работу от ДАТА№-лс ФИО1 переведен на должность технического директора.
В соответствии с п. 4, 6.15, 6.17 должностной инструкции технический директор осуществляет управление производством Общества; обязан инициировать приостановление эксплуатации опасных производственных объектов в случае грубых нарушений требований экологической безопасности; должен организовать исполнение подчиненными работниками обязательных требований.
Таким образом, установлено, что технический директор АО «Ургалуголь» ФИО1 не исполнил обязанности по осуществлению управления производством в части соблюдения требований природоохранного законодательства (экологической безопасности) на объекте НВОС №П «Шахта Северная» и склад взрывчатых веществ» и НВОС №П «Основная промплощадка», а именно допустил пользование водным объектов руч. Большие Сатанки и <адрес> с нарушением пп. 12 п. 2.3 условий водопользования установленных Решением от ДАТА№ и пп.13 п. 2.3 условий водопользования установленных Решением от ДАТА№, что является нарушением; нарушение установленных правил водопользования; осуществление сброса сточных вод ухудшающих качество природной воды руч. Большие Сатанки и оказывают негативное влияние на природную воду руч. Большие Сатанкии <адрес>, что является нарушением требований ст. ст. 8, ст. 9, п. 2 ч.3 ст. 11, ч.1 ст. 22, ч.1 ст. 44, ч.1,4 ст. 35, п. 1,2 ч.2 ст. 39, ч.2 ст. 55, ч. 4,6 ст. 56, ч.1 ст. 60, п. 1 ч.6 ст. 60 Водного кодекса РФ; ч. 1,3 ст. 22, ст. 34, ч. 1,2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ «об окружающей среды».
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении технического директора АО «Ургалуголь» ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ и привлечения его к ответственности; дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ и привлечения его к ответственности; дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ и привлечения его к ответственности.
Определением №х от ДАТА производство дела об административных правонарушениях №х, №х, №х, №х, №х и №х объединены в одно производство с присвоением объединенному делу №х.
Факт совершения технического директора АО «Ургалуголь» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, в том числе: протоколом об административном правонарушении №х от ДАТА; протоколом об административном правонарушении №х от ДАТА; протоколом об административном правонарушении №х от ДАТА; протоколом об административном правонарушении №х от ДАТА; протоколом об административном правонарушении №х от ДАТА; протоколом об административном правонарушении №х от ДАТА; должностной инструкцией технического директора АО «Ургалуголь»; приказом о переводе работника №; 1450-лс от ДАТА; решением о предоставлении водного объекта в пользование № от ДАТА с пояснительной запиской; решением о предоставлении водного объекта в пользование № от ДАТА с пояснительной запиской; приказом № от ДАТА; приказом № от ДАТА; приказом № от ДАТА; разрешением № на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты; разрешением № на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты; разрешением № на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты; разрешением № на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты; разрешением № на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты; разрешением № на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты; отказом в выдаче разрешения на сброс от ДАТА; актом внеплановой выездной проверки АО «Ургалуголь» №х от ДАТА; экспертным заключением № от ДАТА; протоколом испытаний №-И от ДАТА; протоколом испытаний № от ДАТА; протоколом испытаний № от ДАТА; протоколом испытаний № от ДАТА; протоколом испытаний № от ДАТА; протоколом испытаний № от ДАТА; протоколом испытаний № от ДАТА; протоколом испытаний № от ДАТА; протоколом испытаний №-И от ДАТА; протоколом испытаний № от ДАТА; протоколом испытаний № от ДАТА; протоколом испытаний № от ДАТА; протоколом испытаний № от ДАТА; протоколом испытаний № от ДАТА; протоколом испытаний № от ДАТА; протоколом отбора проб воды № от ДАТА; протоколом отбора проб воды № от ДАТА; протоколом отбора проб воды № от ДАТА; протоколом отбора проб воды № от ДАТА; протоколом отбора проб воды № от ДАТА; протоколом отбора проб воды № от ДАТА; протоколом отбора проб воды № от ДАТА; протоколом отбора проб воды № от ДАТА; протоколом отбора проб воды № от ДАТА; протоколом отбора проб воды № от ДАТА; протоколом отбора проб воды № от ДАТА; протоколом отбора проб воды № от ДАТА; протоколом отбора проб воды № от ДАТА; актом № от ДАТА; актом № от ДАТА; актом № от ДАТА; протоколом осмотра № от ДАТА; протоколом осмотра № от ДАТА; решением № от ДАТА; решением о проведении внеплановой выездной проверки № от ДАТА; решением № от ДАТА; уставом АО «Ургалуголь», которые были оценены при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Выше перечисленные доказательства отвечают требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.
Доказательства, свидетельствующие об отсутствии вины технического директора АО «Ургалуголь» ФИО1, сведения о принятии им исчерпывающих мер по соблюдению требований природоохранного законодательства, по недопущению вменяемого правонарушения и невозможности его предотвращения в материалах дела отсутствуют.
Доказательств, подтверждающих наличие объективных причин, препятствовавших выполнению требований законодательства, материалы дела не содержат.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Таким образом, вывод должностного лица о виновности технического директора АО «Ургалуголь» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ выразившееся в нарушении требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды является правильным, в связи с чем, доводы жалобы в указанной части являются несостоятельными.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности в действиях технического директора АО «Ургалуголь» ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 8.13, ч.1 ст. 8.14, ст. 7.6 КоАП РФ.
Доводы жалобы не ставят под сомнение наличие в действиях технического директора АО «Ургалуголь» ФИО1 объективной стороны административных правонарушений, предусмотренных ч.4 ст. 8.13, ч.1 ст. 8.14, ст. 7.6 КоАП РФ, а также законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления, в связи, с чем доводы жалобы в указанной части являются несостоятельными.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного Учреждением административного правонарушения. Так, в силу ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, ФИО1, являясь должностным лицом – техническим директором Общества, обязан был соблюдать вышеназванные требования природоохранного законодательства при использовании водного объекта, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие ФИО1 всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, обществом не представлено.
Несогласие ФИО1 с отбором проб сточных вод в части веществ по которым НДС не утверждался, не является основанием для освобождения от административной ответственности и отмене обжалуемого постановления должностного лица административного органа.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДАТА № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых сбросов - это нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
Согласно ст. 22 Федерального закона от ДАТА № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых сбросов относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду.
Так согласно ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч. 2 ст. 35 Водного кодекса РФ, п. 1 постановления Правительства РФ от ДАТА N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты" нормативы допустимого воздействия на водные объекты представляют собой совокупность воздействия всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть и разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
В соответствии с пп. 5 п. 8 приказа Министерства природных ресурсов РФ от ДАТА N 328 "Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты" нормативы допустимого воздействия на водный объект разрабатываются, в том числе и для такого вида воздействия, как сброс воды.
Пунктом 1 ст. 44 Водного кодекса РФ предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела, в рамках внеплановой выездной проверки в отношении АО «Ургалуголь», специалистам ГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» произведен отбор проб по всем загрязняющим вещества, в отобранных пробах установлено, что Обществом сбрасываются в <адрес> (выпуск № и № сточные воды с загрязняющими веществами неразрешенными к сбору. При этом НДС на вещества по выпуску № (производственные) – ионы-аммония, нитрат-ионы, фосфат-ионы, фенолы, жиры; по выпуску № (хозяйственно-бытовые) жиры, марганец, медь, цинк не утверждены, что что является нарушением основных принципов законодательства в сфере охраны окружающей среды, требований Водного кодекса РФ и права граждан на благоприятную окружающую среду, которое даровано Конституцией РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену вынесенного постановления по делу об административном правонарушении в отношении должностного лиц - технического директора АО «Ургалуголь» ФИО1 не допущено.
Таким образом, доводы жалобы не влекут сомнений в правильности вынесенного постановления должностного лица и не могут являться причинами его отмены, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм материального или процессуального права, а сводятся к несогласию автора жалобы с оценкой доказательств вины должностного лица и обстоятельств правонарушений.
Оснований для переоценки установленных по делу обстоятельств, к чему сводятся доводы жалобы, не имеется.
Доводы жалобы не нашли своего подтверждения в материалах дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях технического директора АО «Ургалуголь» ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13, ч.1 ст. 8.14, ст. 7.6 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы являются несущественными и не могут повлечь отмену вынесенного постановления.
При производстве по делу юридически значимые обстоятельства должностным лицом определены правильно. Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено, выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Каких-либо сведений, касающихся обстоятельств совершения данного правонарушения, не отраженных в материалах дела, могущих повлечь отмену вынесенного постановления, в жалобе не приведено.
Факт совершения должностным лицом - техническим директором АО «Ургалуголь» ФИО1 административного правонарушения должным образом установлен, административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1, ч.2,6 ст. 4.4 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, для данной категории субъекта.
Вид назначенного наказания отвечает принципам соразмерности и справедливости, при этом доказательств, свидетельствующих об избыточности назначенного наказания, невозможности его исполнения, материалы дела не содержат и к рассматриваемой жалобе не представлены.
Жалоба не содержит доводов, опровергающих законность оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, и оснований к его отмене, предусмотренных ст. 30.7 КоАП РФ, не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь п.1 ч. 1 ст. ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО3№х от ДАТА по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.4 ст. 8.13, ч.1 ст. 8.14, ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении технического директора АО «Ургалуголь» ФИО1 - оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Кировский районный суд г. Хабаровска.
Судья: Т.М. Водолажская