ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-142/19 от 02.01.2019 Каслинского городского суда (Челябинская область)

Дело №12-142/2019

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г.Касли 24 октября 2019 года

Каслинский городской суд Челябинской области, в составе:

председательствующего судьи Тропыневой Н.М.,

при секретаре Тимофеевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «Вишневогорские коммунальные сети» на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Челябинской области Ливиной О.В. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Вишневогорские коммунальные сети» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Вишневогорские коммунальные сети» (далее, по тексту ООО «ВКС»), было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к административной ответственности по ст.8.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении требований при фактическом осуществлении производственной деятельности, связанного со сбросами сточных вод в водные объекты, ООО «ВКС» не обеспечена обязанность по своевременной подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за что было привлечено к административной ответственности по указанной статье в виде штрафа на сумму 30 000 рублей.

С указанным постановлением лицо, привлеченное к административной ответственности, юридическое лицо ООО «ВКС» не согласилось, обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Челябинской области Ливиной О.В. от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить, поскольку полагает, что прокурором при возбуждении дела об административном правонарушении и составлении постановления допущено существенное нарушение процессуальных требований, установленных КоАП РФ. В соответствии с ч.3 ст.21 Закона о прокуратуре решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. Однако решение и.о.Каслинского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ было доведено до сведения проверяемого лица только ДД.ММ.ГГГГ. Из материалов дела следует, что фактически проверяемое лицо было ознакомлено с решением ДД.ММ.ГГГГ непосредственно в день начала проверки, что само по себе, в нарушение требования ч.3 ст.21 Закона о прокуратуре, исключает возможность заблаговременного уведомления проверяемого лица о проведении проверки. ДД.ММ.ГГГГ без решения о проведении проверки прокуратура осуществляла действия в связи с проводимой проверкой, направив Обществу с ограниченной ответственностью «ВКС» требование . Считает, что прокурор должен был вынести мотивированное решение о начале проверки, поскольку она затрагивает права и свободы проверяемых лиц; должен был ознакомить с актом проверки руководителя или представителя компании в течении 10 рабочих дней после завершения проверки, чего тоже не было сделано. Кроме того, сроки давности привлечения к административной ответственности в данном случае истек в январе ДД.ММ.ГГГГ. Вмененное правонарушение является длящимся, в связи с чем, срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять со дня обнаружения указанного правонарушения. Обязанность по постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатация которых начата до ДД.ММ.ГГГГ, установлена к конкретному сроку, а именно до ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, представитель ООО «ВКС» просит признать незаконным и отменить постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Челябинской области Ливиной О.В. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Вишневогорские коммунальные сети» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ.

В судебное заседание представитель лица, подавшего жалобу, Общество с ограниченной ответственностью «Вишневогорские коммунальные сети» не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела уведомление.

В судебном заседании представитель Министерства экологии Челябинской области - государственный инспектор в области охраны окружающей среды Челябинской области Ливина О.В., действующая на основании доверенности, с доводами поданной жалобой не согласилась, просила постановление Министерства экологии по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить в силе, а жалобу ООО «ВКС» без удовлетворения. Пояснила, что проверку прокуратура проводила на законных основаниях, доказательства совершения ООО «ВКС» данного правонарушения собраны в полном объеме, срок давности привлечения ООО «ВКС» к административной ответственности не истек. Предприятие ООО «ВКС» не подало заявку о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на территории Вишневогорского городского поселения в уполномоченный орган, в установленный срок, в связи с чем, должно нести ответственность по ст.8.46 КоАП РФ.

В судебное заседание прокурор Каслинский городской прокуратуры не явился, был извещен о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с положениями ст.30.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ, суд не связан с доводами жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, и рассматривает дело в полном объеме.

Выслушав представителя Министерства экологии Челябинской области Ливину О.В., исследовав все материалы дела, оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.2.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст.26.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч.1 ст.26.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статьей 8.46 Кодекса об административных правонарушений РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, признается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; стационарным источником загрязнения окружающей среды признается источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.

В соответствии с ч.3 ст.69 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об охране окружающей среды" Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с ч.7 ст.69 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об охране окружающей среды" государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п.2 ст.69 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об охране окружающей среды" постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Форма заявки о постановке объектов ОНВОС на государственный учет утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 554.

Электронное средство формирования заявки о постановке объекта ОНВОС на учет в электронном виде и методические рекомендации по ее заполнению опубликованы Управлением Росприроднадзора на своем официальном сайте в сети "Интернет" в соответствии с п. 36 Правил создания и ведения государственного реестра объектов ОНВОС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 572.

Согласно Правилам создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 года №572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»:

- государственный учет объектов осуществляется в форме ведения государственного реестра.

-государственный реестр является государственной информационной системой, создание которой осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

- в государственный реестр включаются сведения об объектах, расположенных в пределах территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

- государственный реестр включает в себя следующие сведения:

а) наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, с указанием идентификационного номера налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя и кода причины постановки на учет в налоговых органах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

б) сведения о фактическом месте нахождения объекта, включая его наименование (адрес или место регистрации передвижного источника, перемещающего объект) с указанием кода по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований по месту нахождения объекта и по категории объекта;

в) сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах, включая коды видов экономической деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте, по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

г) сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности;

д) сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат;

е) сведения об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

ж) сведения об источниках сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (мест сброса сточных вод) с указанием их географических координат;

з) сведения об уровне и (или) объеме или о массе сбросов загрязняющих веществ в отношении каждого источника сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

и) сведения об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления, в том числе по каждому виду и классу опасности отходов;

к) сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

л) сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду;

м) сведения о программе производственного экологического контроля;

н) сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

о) информация о применяемых технологиях на объектах, отнесенных к I категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, и об их соответствии наилучшим доступным технологиям;

п) информация о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления;

р) сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора;

с) информация о консервации, ликвидации объекта, об изменении его местонахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект.

Из материалов дела следует, что на основании плана на 2-е полугодие ДД.ММ.ГГГГ Каслинской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения ООО «Вишневогорские коммунальные сети» требований законодательства в области охраны вод. Срок проведения проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Каслинской городской прокуратурой с привлечением специалистов Министерства экологии по Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен выезд по адресу: <адрес>, рабочий <адрес>, восточная часть поселка, в 500 м от Больничного городка (земельный участок с кадастровым номером ) - территория очистных сооружений, прибрежно-защитная полоса оз.Аракуль (водозаборные сооружения).

В ходе проверки установлено, что ООО «ВКС» зарегистрировано и осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес>, неж.пом.16. основной вид деятельности ООО «ВКС» - забор, очистка, перераспределение воды.

ООО «ВКС» осуществляет свою деятельность, связанную с созданием, реконструкцией, ремонтом и эксплуатацией объектов водоснабжения и водоотведения Вишневогорского городского поселения с ДД.ММ.ГГГГ, с момента подписания Концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Вишневогорского городского поселения («Концедент»), и ООО «Вишневогорские коммунальные сети» («Концессионер»), и Челябинской областью, в лице губернатора Челябинской области («Третья сторона»).

Согласно указанного соглашения концессионер обязуется за свой счет создать, реконструировать и модернизировать имущество, осуществлять эксплуатацию централизованных систем водоснабжения и водоотведения, включая водоподготовку, водоснабжение и водоотведение в том числе и очистку сточных вод с использованием системы коммунальной инфраструктуры.

В ходе проверки было установлено, что сточные воды поступают на канализационную напорную станцию, далее с помощью насоса поступают на сооружение песколовки, далее на первичные отстойники. После отстойников сточные воды поступают на биофильтры, далее в хлораторную, после хлораторной во вторичные. После очистных сооружений, хозяйственно-бытовые сточные воды отводятся в заболоченную пойму оз.Силач.

То есть, фактически деятельность предприятия непосредственно связана с негативным воздействием на окружающую среду.

В нарушение требований ч.ч.1,2,3 ст.69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» и Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 года №572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» ООО «ВКС» не подало заявку в уполномоченный орган о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на площадке по адресу: <адрес>, в установленные законом сроки.

Факт совершения ООО «ВКС» административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ, подтвержден совокупностью доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства:

- постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ;

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении Каслинской городской прокуратурой от ДД.ММ.ГГГГ;

- приказом Министерства экологи по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ об участии в проверке;

- требованием прокуратуры Челябинской области о выделении специалиста от ДД.ММ.ГГГГ;

- решением проведения проверки от ДД.ММ.ГГГГ;

- информацией Министерства экологии ООО «ВЫКС» от ДД.ММ.ГГГГ;

- письмом Министерства экологии по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ;

- письмом администрации Вишневогорского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ;

- отчетом по форме 2-тп (водхоз);

- договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ

- договором холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ;

- выкопировкой сайта тарифного органа о тарифах на водоснабжение и водоотведения ООО «ВКС»;

- концессионным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ;

- выпиской из ЕГРЮЛ.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица ООО «Вишневогорские коммунальные сети» к административной ответственности по ст.8.46 КоАП РФ.

Приведенные выше доказательства суд признает достоверными и допустимыми, относимыми к настоящему делу об административном правонарушении, находит, что они получены с соблюдением требований ст.26.2 КоАП РФ, не находятся в противоречии между собой, дополняют друг друга.

Действия ООО «ВКС» правильно квалифицированы по ст.8.46 Кодекса об административных правонарушениях РФ, как невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.

Каких-либо существенных противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностного лица о доказанности вины ООО «ВКС» в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.

Наказание назначено ООО «ВКС» в пределах санкции ст.8.46 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения, в минимальном размере.

Доводы жалобы о том, что прокурором при возбуждении дела об административном правонарушении и составлении постановления допущено существенное нарушение процессуальных требований, установленных Кодексом об административных правонарушениях РФ, суд находит несостоятельными, последние не могут служить обстоятельствами, исключающими вину ООО «ВКС» в совершении инкриминируемого правонарушения.

Доводы жалобы ООО «ВКС» о том, что срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае истек в ДД.ММ.ГГГГ, поскольку обязанность по постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатация которых начата до ДД.ММ.ГГГГ, установлена в конкретному сроку, а именно до ДД.ММ.ГГГГ, судом не принимаются по следующим основаниям.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Согласно концессионного соглашения о создании, реконструкции, ремонте и эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения, расположенного на территории Вишневогорского городского поселения, заключенного между администрацией Вишневогорского городского поселения и ООО «Вишневогорские коммунальные сети», и Челябинской области, в лице Губернатора Челябинской области, осуществление ООО «ВКС» использования (эксплуатации) централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, включая водоподготовку, водоснабжение и водоотведение, в том числе очистку сточных вод с использованием объекта соглашения на территории Вишневогорского городского поселения начато только ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, предприятием ООО «ВКС» по концессионному соглашению ведется с ДД.ММ.ГГГГ, при этом, заявка на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов, от ООО «ВКС» не поступала.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае истекает ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

При таких обстоятельствах, суд считает, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором в области охраны окружающей среды Челябинской области Ливиной О.В. в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Вишневогорские коммунальные сети» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ надлежит оставить без изменения, а жалобу представителя ООО «Вишневогорские коммунальные сети», оставить без удовлетворения.

Руководствуясь ст.30.7 и ст.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора в области охраны окружающей среды Челябинской области Ливиной О.В. в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Вишневогорские коммунальные сети» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ, надлежит оставить без изменения, а жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «Вишневогорские коммунальные сети» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней с даты вручения или получения копии постановления, через Каслинский городской суд Челябинской области.

Председательствующий судья: Тропынева Н.М.